- Преподавателю
- Математика
- «Преподавание математики в условиях реализации ФГОС»
«Преподавание математики в условиях реализации ФГОС»
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Евстигнеева А.А. |
Дата | 04.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Выступление по теме
«Преподавание математики в условиях реализации ФГОС»
Учитель математики
МБОУ «Лицей №1»
Евстигнеева А.А.
В условиях внедрения и реализации ФГОС на протяжении двух последних лет деятельность учебного процесса пришлось переосмыслить, дополнить, а иногда конкретно менять.Реализация новой программы в среднем звене началась с детей, которые в начальной школе не обучались по ФГОС. Приходилось учитывать, направлять и корректировать начальный уровень на деятельность обуславливающуюся новыми стандартами. Со второй параллелью работать было легче из-за накопленного опыта и работы начальной школы по ФГОС.В своей работе особое место уделяю технологии дифференцированного обучения. В обучении математике дифференциация имеет особое значение, что объясняется спецификой самого предмета. К данной технологии подхожу постепенно. Принимая 5 класс, изучаю результаты по своему предмету обучающихся в начальной школе, наблюдаю за психологией детей, провожу диагностику, тем самым накапливаю материал для включения обучающихся в дифференцированную работу. Такое наблюдение позволяет мне выявить разные уровни знания предмета обучающимися и начать работать: со слабыми учениками по формированию важных опорных знаний, а с сильными - овладевать материал на более высоких уровнях. Психологические исследования показали, что знания приобретаются лучше всего не с помощью изложенного учителем материала (как на традиционном уроке), а в ходе работы ученика с этими знаниями. Этого можно добиться используя технологию деятельностного подхода в обучении математики. Современный урок - это урок, где учитель использует все возможности для развития личности ученика, его активного умственного роста, где присутствуют самостоятельный поиск обучающихся, их исследования, различная творческая работа.
Моя роль на уроке - создать проблемную ситуацию и направить обучающихся на путь к её решению. Для создания проблемной ситуации я использую различные методы и приёмы:
- новый учебный материал представляю в противоречии с предыдущей темой и предлагаю найтиспособ его разрешения.
- излагаю различные точки зрения на один и тот же вопрос, привлекаю к высказываниям личного мнения обучающихся и предлагаю в практической деятельности выбрать правильное решение.
-предлагаю классу рассмотреть определённые явления с позиций имеющихся знаний, побуждая к сравнению, обобщению, сопоставлению фактов, умению делать выводы в создавшейся ситуации.
-ставлю конкретные вопросы, требующие обобщения, логики рассуждения, обоснования.
-даю проблемные теоретические и практические задания исследовательского характера (для обучающихся с продуктивным мышлением).
-даю задания с заведомо допущенными ошибками по исходным данным.
На уроках интерес поддерживаю подборкой задач, приближенных к современной тематике, к жизненному опыту детей, это служит мотивом для решения предлагаемых задач.При закреплении материала, совершенствовании знаний, умений и навыков используюпрактикую самостоятельную работу. Также использую фронтальный опрос, эта форма работы развивает речь, способность работать в быстром темпе. Использование комментированных упражнений помогает «опережать» возможные ошибки.
Чтобы научить учеников самостоятельно и творчески учиться, для этого нужно включить их в специально организованную деятельность, сделать «хозяевами» этой деятельности. Для этого нужно выработать у них мотивы и цели учебной деятельности («зачем учиться математике»), обучить способам ее осуществления («как учиться?) Давно доказано психологами, что люди лучше усваивают то, что обсуждают с другими, а лучше всего помнят то, что объясняют другим. И ведь именно эти возможности предоставляет обучающимся используемая на уроке учителем групповая работа. Математику нельзя изучать, наблюдая, как это делает сосед. А вот работая в парах или группах, общаясь с соседом, проговаривая ему выученные формулировки, имея возможность научить кого-то тому, что знаешь сам, и получить, в случае необходимости, консультацию или разъяснение, ученики формируют и позитивное отношение к предмету, и навыки выполнения различных заданий. Качество знаний обучающихся повышается, процесс обучения становится более успешным. Достижению положительных результатов обучения не достаточна работа на уроке, поэтомунемаловажное значение в условиях реализация ФГОС имеет внеурочная деятельность.Мной разработана и реализуется уже 2 года программа внеурочной деятельности «Логика в играх и задачах», позволяющая обучающимся познакомиться с различными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением, закрепляет интерес обучающихся к познавательной деятельности, способствует развитию мыслительных операций, интеллектуальному развитию.
С учениками проявляющих интерес к предмету стараюсь работать индивидуально, привлекать их к участию в олимпиаде, в заочной олимпиаде школьников, участие в математическом конкурсе- игре «Кенгуру». Обучающиеся активно участвуют в викторинах, играх математического содержания, составляют кроссворды, разгадывают ребусы, пишут сказки, рефераты, создают модели.
Работая 2 года по внедрению и реализации ФГОС, я заметила такие положительные моменты:
-
изменился характер деятельности обучающихся;
-
повысилась доля самостоятельной работы;
-
больше возможностей применять знания при выполнении практико-ориентированных заданий;
-
снизилась тревожность, повысилась мотивация к обучению.
-
изменилась роль учителя на уроке.
Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм - главный ресурс, без которого невозможно воплощение новых стандартов школьного образования, где предмет должен преподаваться в атмосфере дружелюбия и увлеченности.
Используя полученный опыт в планировании дальнейшей деятельности по реализации стандартов надеюсь на получение компетентного ученика, который умеет самостоятельно решать возникающие проблемы, т.е. умеющего мыслить.