Игра: Брей-ринг по математике для I курса

Раздел Математика
Класс 10 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Девиз: "Дорогу осилит идущий, а математику - мыслящий".

Цели:

  • Развивать и укреплять интерес к математике, истории ее развития, мотивировать познавательную и творческую деятельность, развивать сообразительность, любознательность, логическое и творческое мышление.

  • Расширять математический кругозор учащихся.

  • Прививать навыки самостоятельного поиска новых знаний.

  • Содействовать развитию культуры коллективного труда, формированию доброжелательных и дружеских отношений.

Уважаемые гости! Уважаемые участники игры! Сегодня мы с вами собрались в этом зале на математический турнир "Брей -ринг". Нас всех привела сюда общая любовь к математике. Математика многозначна и неисчерпаема. Одних покоряет ее логическая стройность, других - ее точность, а третьих - красота. Ведь не зря Жуковский Н.Е. говорил: " В математике есть своя красота, как в живописи". Так давайте, друзья, мы тоже посмотрим на красоту математики, порадуемся стройности, точности и логичности математики. А поможет нам в этом компетентное жюри. В составе жюри- победители олимпиад по математике... (представляет членов жюри). Поприветствуем их! А командам- участникам мы пожелаем удачи и успехов в игре!

I. Загадки

  1. Два брюшка, четыре ушка.

(Подушка)

  1. Есть семь братьев: годами равные, именами разные. Что это?

(Дни недели)

  1. Лежит брус на всю Русь. На том брусе 12 гнезд. И во всяком гнезде по 4 птенца. Что это?

(Год)

  1. 40 000 мужиков строят избу без углов.

(Муравьи)

  1. Шесть ног, а бежит не быстрее, чем на четырех.

(Всадник на коне)

  1. Сто один брат и все в один ряд, вместе связаны стоят.

(Изгородь)

  1. Две прямых, одна кривая, посерёдочке - живая.

(Лошадь, оглобли и дуга)

  1. Пять чуланов, а вход один.

(Перчатка)




II. Цитаты

  1. Какому известному математику принадлежат слова: «Математика - царица наук, арифметика - царица математики»

(К. Гаусс)

  1. Кому принадлежат слова: «Математика - это язык, на котором говорят все точные науки»?

(Н. Лобачевский)

  1. Кто говорил всегда: «Что и требовалось доказать»?

(Евклид)

  1. Кому принадлежат слова: «Невозможно быть математиком, не будучи в то же время и поэтом в душе»?

(С. В. Ковалевская)

  1. Одна из легенд гласит, что царь Птолемей решил изучить геометрию. Но оказалось, что сделать это не так-то просто. Тогда царь попросил ученого указать ему легкий путь …На что тот ответил: «В геометрии нет царских дорог» Кому принадлежат эти слова?

(Евклид)

  1. Мартин Лютер говорил, что медицина делает людей больными, теология - грешниками, а вот эта наука - грустными. С тех пор медицина намного улучшилась, теология практически исчезла, а третья наука до сих пор нагоняет тоску на подавляющее большинство из нас. Что это за наука?

(Математика)

III. Решай, смекай, отгадывай

  1. Зайцы распилили бревно. Они сделали 10 распилов. Сколько получилось чурбачков? (11)

  2. Сколько полных недель в году? (52)

  3. На сколько градусов могут поворачивать голову совы? (270 )

  4. Сколько мишек на картине Шишкина "Утро в сосновом лесу"? (4)

  5. Три ласточки вылетели из гнезда. Сколько времени они будут лететь в одной плоскости?

(Всегда, так как через три точки всегда можно провести плоскость)

  1. Электропоезд идет с востока на запад со скоростью 60 км/ч. В том же направлении - с востока на запад - дует ветер со скоростью 50 км/ч. В какую сторону отклоняется дым поезда?

(Электропоезд не дымит)

  1. Сколько яиц можно съесть натощак?

(Одно.)

  1. Полный бидон с молоком весит 30кг, а наполненный наполовину - 15,5кг. Сколько весит бидон?

(1 кг).


IV. Угадай ученого

  • Вопрос 1

Считается, что геометрия в Греции началась с него. Он родился в г. Мелет на ионийском побережье Малой Азии. Каждый школьник знает его теоремы: диаметр делит круг пополам; вертикальные углы равны; диагональ прямоугольника делит его на два равных прямоугольных треугольника. Назовите его имя.

(Фалес).

  • Вопрос 2

Его называют «отцом современной алгебры». Адвокат по профессии он был всесторонне образованным человеком, хорошо знал древние языки, астрономию. Но истинным призванием для него была математика. Увлеченный математической задачей, он мог работать над ней иногда по трое суток без еды и сна. Известно, например, что он во время войны Франции с Испанией всякий раз разгадывал испанский шифр в тайной переписке, как бы его не запутывали вражеские шифровальщики. Не представляя себе, могущество человеческого ума, испанцы думали, что французам помогает дьявол. Они даже жаловались римскому папе и просили его уничтожить «дьявольскую» силу. О каком ученом идет речь?

Ответ: Ф. Виет

  • Вопрос 3.

Великий математик, которого называют «Коперником в геометрии». Ему принадлежит ряд первоклассных работ по математике, но главным содержанием его жизни было создание новой геометрии. Глубоко трагична судьба этого замечательного ученого, так и не дождавшегося признания своего великого открытия. За год до смерти, будучи слепым, и, диктуя своим ученикам, он заканчивал «Пангеометрию» - главный свой труд. В нем он стремился оттенить мысль о том, что евклидова геометрия - частный случай более общей неевклидовой геометрии. Кто автор «Пангеометрии»?

Ответ: Н.И. Лобачевский

  • Вопрос 4.

Этот знаменитый философ и математик еще ребенком носил прозвище «маленький философ», за его любовь к логическим (рассказам) рассуждениям. В школе - интернате из-за слабого здоровья ему разрешали не ходить в класс и заниматься в постели. Он очень быстро выполнял домашнее задание, и все свободное время посвящал усиленным занятиям любимой математикой. Считают, что именно он первым догадался пронумеровать ряды в зрительном зале. Необычайная умственная энергия сохранилась у него на всю жизнь. Он жил в эпоху мушкетеров и, несмотря на серьезную, полученную профессию юриста, с увлечением отдается как науке, так и бурной жизни молодого кавалера. Какой французский ученый был мушкетером и дуэлянтом?

Ответ: Р. Декарт


  • Вопрос 5.

Русский учёный. За особые заслуги Пётр I заменил ему фамилию Телятин на …

Ответ: Магницкий - притягивает к знаниям, как магнит.

  • Историческая справка: Магницкий Леонтий Филиппович (1669-1739 г.г.) - российский преподаватель математики в Школе математических и навигационных наук в Москве (с1701), автор первого русского печатного руководства «Арифметика» (1703). По его книге учились многие известные люди, например, Ломоносов.

V. Серьезные задачи

Первое задание: Историческая справка: Первыми из множества чисел были натуральные числа - числа для счёта предметов. Интересно, что разные народы, жившие в отдалённых друг от друга странах и в разные времена, изобретали для записи первых чисел собственные, но всё же чем-то сходные с другими записи чисел. Например, в Египте первые числа изображали вертикальными черточками, а в Китае - горизонтальными, в Америке - точками, а в Вавилоне - клинышками на глиняных пластинках.

Вопрос: Запишите самое маленькое натуральное число, используя все цифры, и хотя бы одно действие.

Ответ: 1=1234567890, 1=1234567890

Второе задание: На озере росли лилии, каждый день их число удваивалось, и на 20 день заросло все озеро. На какой день заросла половина озера?

Ответ: на 19 день.


Третье задание:

Историческая справка: У Пифагора было много учеников, которых он обучал в течение 15 лет. Первые пять лет они должны были молчать: это приучало их к сосредоточенности. Вторые пять лет ученики могли только слушать речи учителя, но не видеть его: Пифагор говорил с ними ночью и из-за занавеси. И только последние пять лет ученики могли беседовать с учителем лицом к лицу.

Вопрос:

  • Скажи мне, знаменитый Пифагор, сколько учеников посещают твою школу и слушают твои беседы?

  • Вот сколько, - ответил философ.- Половина изучает математику, четверть - музыку. Седьмая часть пребывает в молчании, и, кроме того, есть ещё три женщины. Сочти же, сколько у меня учеников.

Ответ: Школу посещали 28 человек; из них математикой занимались 14,

музыкой - 7, находились в молчании 4 человека и 3 женщины.

[x - (1/2)x - (1/4)x - (1/7)x = 3, x = 28]


Четвертое задание:

Некто, умирая, завещал: если у моей жены родится сын, то ему будет

дано 2/3 имения, а жене 1/3 имения. Если родится дочь, то ей достанется 1/3

имения, а жене 2/3. Родилась двойня: мальчик и девочка. Как разделить имение?

(сыну - 4/7 имения, дочери - 1/7, жене - 2/7)

Пятое задание:

На памятнике древнегреческому математику Диофанту начертано: "Прохожий! Под этим камнем покоится прах Диофанта, умершего в старости. Шестую часть его жизни заняло детство, двенадцатую - отрочество, седьмую - юность. Затем протекла половина его жизни, после чего он женился. Через 5 лет у него родился сын, а когда сыну минуло 4 года, Диофант скончался". Сколько лет жил Диофант?

[84 года]

VI. Математические ребусы

  1. Восемь

  2. Вершина

  3. Наклонная

  4. Параметр

  5. Сигма

  6. Поверхность

  7. Половина

  8. Апофема

Вот закончилась игра,
Результат узнать пора.
Кто же лучше всех трудился
И в игре тут отличился?

Жюри объявляет результаты, называет команду- победителя.

Надеемся, что сегодняшняя игра пробудила у вас интерес и к истории математики, и к математике, расширило ваш кругозор. И ещё хотелось бы, чтобы все участники и гости знали главное: мир полон тайн и загадок, но разгадать их могут только пытливые и любознательные. Открытия ждут вас. Будьте настойчивы!

Еще раз поздравляем всех и благодарим за участие.


© 2010-2022