Рабочая программа по алгебре (9 класс)

Рабочая программа по алгебре для основной общеобразовательной школы 9 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного  общего образования (приказ МОиН РФ от 05.03.2004г. № 1089), примерных программ по математике (письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005г. № 03-1263, примерной программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев по математике 5-11 классы к учебному комплексу для 7-9 классов (под редакц...
Раздел Математика
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Рассмотрено»

Руководитель МО

_____ /________________/

ФИО

Протокол №____ от

«_____» _________ 2014 г.


«Согласовано»

Заместитель руководителя по УВР МБОУ «СОШ № 14»

________/ ______________ /

ФИО

«______» _________ ___2014г.


«Утверждено»

Руководитель

МБОУ «СОШ № 14»

___________ / Полякова В.А. /

ФИО

Приказ № ______ от

«___» _________ 2014 г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

Вакаловой Надежды Николаевны,

учителя высшей категории

Ф.И.О., категория



по алгебре, 9 классы

предмет, класс и т.п.


Рассмотрено на заседании педагогического совета

протокол № 1

от «28 » августа 2014г.



2014 - 2015 учебный год

город Нижневартовск

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа по алгебре для основной общеобразовательной школы 9 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МОиН РФ от 05.03.2004г. № 1089), примерных программ по математике (письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005г. № 03-1263, примерной программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев по математике 5-11 классы к учебному комплексу для 7-9 классов (под редакцией И.И.Зубаревой, А.Г.Мордковича, издательство «Мнемозина», 2007 год) и рассчитана на изучение алгебры в объёме 102 часа (3 часа в неделю).

Концепция программы строится на индуктивной основе с привлечением элементов дедуктивных рассуждений. Теоретический материал излагается на наглядно-интуитивном уровне. Алгебра нацелена на формирование математического аппарата для решения задач из математики, смежных предметов, окружающей реальности. Язык алгебры подчеркивает значение математики как языка для построения математических моделей, процессов и явлений реального мира.

На основании требований Федерального государственного стандарта общего образования в содержании тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют:

Цели программы:

  • овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности;

  • интеллектуальное развитие обучающихся;

  • обеспечить положительную динамику качественных показателей образовательной деятельности;

  • формирование качеств личности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;

  • формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;

  • воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии. Развитие познавательной сферы обучающихся, их творческих способностей.

Курс характеризуется повышением теоретического уровня обучения.

Задачи изучения курса алгебры в 9 классе:

  • развитие вычислительных и формально-оперативных алгебраических умений до уровня, позволяющего уверенно использовать их при решении задач математики и смежных предметов (физики, химии, информатики и др.);

  • интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и гибкости мысли, критичности мышления, интуиции логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;

  • формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов; осуществление функциональной подготовки школьников;

  • обеспечение выполнения муниципального заказа (успеваемость не ниже 99,2 %, качество 42 %) через активное применение новых образовательных технологий, систему работы со слабоуспевающими и с одаренными детьми;

  • обеспечение положительной динамики участия учащихся в интеллектуальных и исследовательских конкурсах через систему индивидуальной работы с одаренными детьми.

  • воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры: знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей, понимания значимости математики для общественного прогресса;

  • показать значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике; универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость в различных областях человеческой деятельности.

Формы работы: беседа, рассказ, лекция, дидактическая игра, дифференцированные задания, взаимопроверка, практическая работа, самостоятельная работа, фронтальная, индивидуальная, групповая, парная.

Методы работы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, эвристический, решение проблемно-поисковых задач. На уроках используются элементы следующих технологий: личностно-ориентированное обучение, обучение с применением опорных схем, ИКТ, игровые и здоровьесберегающие.

Система оценки достижений учащихся осуществляется через контрольные работы, промежуточные самостоятельные работы, математические диктанты и тесты; фронтальную устную проверку, индивидуальный устный опрос.

Использовать различные формы работы с одаренными учащимися

Цель: развитие у учащихся интереса к исследовательской дельности, склонности к выполнению сложных заданий, способности мыслить творчески, а также скрепить в них уверенность в своих силах.

Задачи:

- выявить способных и одаренных детей, проявляющих интерес к предмету;

- использовать индивидуальный подход в работе с одаренными учащимися на уроках математики и во внеурочное время с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;

- развивать творческие и интеллектуальные способности учащихся через внеклассную работу.

Методы работы:

- собеседование;

- тестирование;

- творческие работы;

- проективный метод;

- метод исследования проблемы

Формы работы:

- урочная форма обучения с использованием системы заданий повышенной сложности;

- организация временных групп;

- свободное самообразование;

- проведение предметных недель;

- научно-практические конференции;

- олимпиады;

- интеллектуальный марафон.

Использовать различные формы работы со слабоуспевающими учащимися

Цель: повысить уровень обученности и качество обучения отдельных учеников.

Задачи:

- формирование ответственного отношения учащихся к учебному труду;

- выявление возможных причин низкой успеваемости и качества знаний учащихся;

- принятие комплексных мер, направленных на повышение успеваемости учащихся.

Формы работы:

- использование различных видов опроса (устный, письменный, индивидуальный);

- регулярный и систематический опрос;

- комментирование оценки ученика;

- ликвидация пробелов в знаниях, выявленных в ходе контрольных работ;

-стимулирование учебной деятельности (поощрение, создание ситуации успеха, побуждение к активному труду);

- организация самостоятельной работы на уроке: (разбивка заданий на дозы, ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее, напоминание приема и способа решения, ссылка на правила и свойства);

- при организации самостоятельной работы: выбор наиболее рациональных упражнений, более подробное объяснение последовательности выполнения задания, предупреждение о возможных затруднениях;

- проверка всех домашних заданий; организация специальной системы домашних заданий: подготовка памяток; разбивка домашнего задания на блоки; коррекция неудовлетворительной отметки;

- использование карточек, в которых показаны образцы того, как следует вести решения;
- рационально распределять учебный материал (трудное - сначала!);

- применять частую смену видов деятельности на уроке;

- многократно проговаривать и закреплять материал урока.

В связи с увеличением учебного года до 35 недель количество часов по темам рабочей программы отличается от количества часов государственной программы.


Структура учебно - тематического плана


№ п/п

Раздел

Количество часов

в примерной программе

Количество часов в рабочей программе

1

Повторение курса 8 класса


4

2

Неравенства и системы неравенств

15

16

3

Системы уравнений

19

17

4

Числовые функции

25

27

5

Прогрессии

15

17

6

Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей.

13

13

7

Обобщающее повторение

15

11

ИТОГО

102

105





Сроки, темы и формы промежуточной аттестации

Период аттестации

Темы, выносимые на аттестацию

Формы аттестации

Сроки аттестации

I четверть

1.Рациональные неравенства и их системы

Контрольная работа

14.10

I полугодие

1.Системы уравнений

2.Числовые функции

Контрольный тест

19.12

IIIчетверть

1.Степенная функция.

2.Арифметическая прогрессия

Контрольный тест

09.03

Год

1.Числовые выражения

2.Функции и графики

3.Уравнения и системы уравнений

4.Неравенства и системы неравенств

5.Прогрессии

Контрольный тест

18.05-19.05

Форма технологической карты темы

№ п/п

Раздел

Кол-во час

Предметные

результаты

Метапредметные

результаты

Формы

контроля

Время контроля

КР

СР

1

Повторение курса 8 класса

4

Повторить правила сложения, вычитания дробей с одинаковыми и с разными знаменателями; умножение и деление дробей.

Знать формулы корней квадратного уравнения, преобразовывать формулы, заполнять и оформлять таблицы, отвечать на вопросы с помощью таблиц.

Научиться свободно читать графики, описывать свойства функции по графику, применять приемы преобразования графиков.

Повторить рациональное применение формулы корней квадратного уравнения для решения прикладных задач, теоремы Виета.

Регулятивные:

учитывать правило в планировании и контроле способа решения; проводить сравнительный анализ, сопоставлять, рассуждать.

Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; подбирают аргументы для ответа на поставленный вопрос; воспроизводить информацию с заданной степенью свернутости, определять понятия, приводить доказательства;

Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; вступать в речевое общение, участвовать в диалоге;

Личностные:

составлять конспект, понимают точку зрения собеседника, приводят примеры, осуществляют проверку выводов, положений, закономерностей, теорем.




2

Неравенства и системы неравенств

16

Научиться решать простейшие линейные и квадратные неравенства с одной переменной; отмечать на числовой прямой решение неравенства,

Научиться проводить исследование функции на монотонность.

Научиться решать неравенства, содержащие модуль; решать неравенства, используя графики.

Иметь представление о решении рациональных неравенств методом интервалов.

Знать и применять правила равносильного преобразования неравенств.

Научиться решать дробно-рациональные неравенства методом интервалов.

Изучить понятие множества, элементов множества, способы задания множеств.

Научиться задавать множества различными способами.

Знать основные понятия о множествах: пересечение множеств, объединение множеств, дополнение множеств.

Научиться решать задачи по данной теме.

Иметь представление о решении систем рациональных неравенств.

Научиться решать системы линейных и квадратных неравенств.

Научиться решать системы квадратных неравенств, используя графический метод, знать о способах решения систем рациональных неравенств.

Научиться решать двойные неравенства, системы простых рациональных неравенств методом интервалов.

Научиться решать системы простых рациональных неравенств методом интервалов.

Регулятивные:

осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; осмысливать ошибки и устранять их; развернуто обосновывать суждения, приводить доказательства, в том числе от противного; владеют навыками самоанализа и самоконтроля; умеют оформлять решения, выполнять пе-ренос ранее усвоенных способов действий в новые условия.

Познавательные:

строить речевое высказывание в устной и письменной форме; проводить сравнительный анализ, сопоставлять, рассуждать; находить и использовать информацию; извлекать необходимую информацию из учебно-научных текстов, участвовать в диалоге, понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение; отбирать и структурировать материал; использовать для решения познавательных задач справочную литературу.

Коммуникативные:

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства, примеры.

Личностные:

составлять конспект, аргументированно отвечать на поставленные вопросы, передавать информацию сжато, полно, выборочно; работать по заданному алгоритму, доказывать правильность решения с помощью аргументов; объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах; формули-ровать выводы; работать с тестовыми заданиями.

1

6


3

Системы уравнений

17

Знать о решении системы уравнений и неравенств, о равносильных преобразованиях уравнений и неравенств с двумя переменными.

Научиться использовать графики при решении системы уравнений, оформлять решения, выполнять перенос ранее усвоенных способов действий в новые условия.

Знать алгоритм метода подстановки.

Научиться при решении систем уравнений применять метод алгебраического сложения и метод введения новой переменной.

Научиться свободно применять графический метод и метод подстановки при решении практических задач.

Знать как составлять математические модели реальных ситуаций и работать с составленной моделью.

Регулятивные:

оценивать правильность выполнения действия; приводят примеры, подбирают аргументы, формулируют выводы, аргументированно отвечают на поставленные вопросы, осмысливают и устраняют ошибки; обосновывают суждения, воспринимают устную речь, проводят информационно-смысловой анализ лекции, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе учета характера сделанных ошибок; выбирать информации нужную, воспроизводить теорию с заданной степенью свернутости; владеют навыками самоанализа и самоконтроля.

Познавательные:

проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;

используют для решения познавательных задач справочную литературу; владеть общим приемом решения задач.

Коммуникативные:

контролировать действие партнера; объяснить изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах, аргументированно отвечать на вопросы собеседников; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

Личностные:

умеют определять понятия, приводить доказательства; оформляют решения, выполняют перенос ранее усвоенных способов действий; работать по заданному алгоритму; на основе комбинирования ранее изученных алгоритмов и способов действия умеют решать нетиповые задачи.

1

4


4

Числовые функции

27

Знать определение числовой функции, области определения и области значений функции.

Научиться находить область определения функции.

Применять навыки нахождения области определения функции, решая задания повышенной сложности.

Иметь представление о способах задания функции: аналитическом, графическом, табличном, словесном.

Иметь представление о свойствах функции: монотонности, наибольшем и наименьшем значении функции, ограниченности, выпуклости и непрерывности.

Иметь представление о четной и нечетной функции, об алгоритме исследования функции на четность и нечетность.

Научиться применять алгоритм исследования функции на четность и нечетность, строить графики четных и нечетных функций.

Иметь представление о степенной функции с натуральным показателем, свойствах и графике функции.

Уметь свободно читать свойства степенных функций и строить графики квадратных функций.

Знать о понятии степенной функции с натуральным показателем, о свойствах и графике функции.

Научиться свободно читать свойства степенных функций с натуральным показателем и строить графики сложных степенных функций.

Иметь представление о степенной функции с отрицательным целым показателем, о свойствах и графике функции.

Иметь представление о степенной функции с дробным показателем, о свойствах и графике функции.

Регулятивные:

учитывать правило в планировании и контроле способа решения; создавать проблемную ситуацию; проводить анализ данного задания, аргументировать решение, презентовать решения, аргументированно отвечать на поставленные вопросы, осмысливать ошибки и устранять их; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; отражать в письменной форме свои решения; различать способ и результат действия.

Познавательные:

строить речевое высказывание в устной и письменной форме; использовать для решения познавательных задач справочную литературу; проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям; владеть общим приемом решения задач.

Коммуникативные:

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; умеют приводить примеры, подбирать аргументы, формулировать выводы, отражать в письменной форме свои решения, рассуждать, формулировать вопросы, задачи; умеют развернуто обосновывать суждения, выступать с решением проблемы, аргумен-тированно отвечать на вопросы собеседников; выступать с решением проблемы;

Личностные:

уметь работать с чертежными инструментами; отбирать и структурировать материал; работать с чертежными инструментами.

2

10


5

Прогрессии

17

Знать определение числовой последовательности.

Иметь представление о способах задания числовой последовательности.

Научиться задавать числовую последовательность аналитически, словесно, рекуррентно.

Иметь представление о правиле задания арифметической прогрессии, о формуле n-го члена арифметической прогрессии, формуле суммы членов конечной арифметической профессии.

Знать характеристическое свойство арифметической профессии.

Научиться применять полученные знания при решении задач.

Иметь представление о правиле задания геометрической прогрессии, о формуле n-го члена геометрической профессии, формуле суммы членов конечной геометрической прогрессии. Научиться применять формулы при решении задач.

Знать характеристическое свойство геометрической прогрессии.

Научиться применять его при решении математических задач.

Регулятивные:

оценивать правильность выполнения действия; составлять план, выполнять построения, приводить примеры, формулировать выводы; решать проблемные задачи и ситуации; находить и устранять причины возникших трудностей,

Познавательные:

ориентироваться на разнообразие способов решения задач; извлекать необходимую информацию из учебно-научных текстов, развернуто обос-новывать суждения, приводить доказательства, в том числе от противного.

Коммуникативные:

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства, примеры.

Личностные:

объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах; уметь составлять набор карточек с заданиями, составлять конспект.

1

6


6

Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей.

13

Иметь представление о комбинаторных задачах, знают элементы комбинаторики: перестановка, перемещение, сочетание.

Научиться решать комбинаторные задачи, составляя дерево возможных вариантов, используя комбинаторное правило умножения.

Иметь представление о понятии «среднее арифметическое», размахе ряда чисел, моде ряда чисел.

Научиться решать задачи на нахождение среднего арифметического, размаха ряда чисел, моды ряда чисел.

Иметь представление о медиане произвольного ряда.

Научиться осуществлять сбор и группировку статистических данных.

Иметь представление об основных видах случайных событий: достоверное, невозможное, несовместимое события.

Научиться выделять и использовать связи между основными понятиями теории множеств и теории вероятностей, выбирать и выполнять задание по своим силам и знаниям, применять знания для решения практических задач.

Научиться решать простейшие задачи, составляя дерево возможных вариантов, используя комбинаторное правило умножения; умеют вычислять достоверное, невозможное, несо-вместимое события.

Научиться свободно доказывать теорему о вероятности противоположного события, необходимую для решения практических задач.

Научиться вычислять событие, противоположное данному событию, и сумму двух случайных событий, свободно применять теоремы, необходимые для решения практических задач.

Регулятивные:

учитывать правило в планировании и контроле способа решения; различать способ и результат действия; уметь выделять и использовать связи между основными понятиями теории множеств и теории вероятностей.

Познавательные:

ориентироваться на разнообразие способов решения задач; проводить сравнительный анализ, сопоставлять, рассуждать; владеть общим приемом решения задач; выполнять перенос ранее усвоенных способов действий в новые условия.

Коммуникативные:

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; подбор аргументов для доказательства своей точки зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

Личностные:

воспринимать устную речь, участвовать в диалоге; уметь осуществлять проверку выводов, положений, закономерностей, теорем; умеют уверенно действовать в нетиповой, незнакомой ситуации; составлять конспект, выбирать и выполнять задание по своим силам и знаниям, применять знания для решения практических задач.

1

7


7

Обобщающее повторение

11

Знать, что такое числовое выражение, числовое значение буквенного выражения, допустимые значения переменных, входящих в алгебраические выражения.

Научиться доказывать тождество и совершить преобразования алгебраических выражений.

Научиться применить свойства степеней с целым показателем в преобразованиях выражений, содержащих степени с целым показателем; выполнять сложение, вычитание и умножение многочленов, используя формулы сокращенного умножения: квадрат суммы и квадрат разности, формулу разности квадратов.

Научиться строить и описывать свойства элементарных функций; свободно использовать графики элементарных функций и описывать их свойства, решая прикладные задачи.

Научиться решать уравнения и системы уравнений, свободно пользоваться условиями равносильности при решении уравнений и систем уравнений, решать нелинейные системы уравнений с двумя переменными различными методами.

Научиться решать неравенства и системы неравенств, свободно пользоваться условиями равносильности при решении неравенств и систем неравенств, решать линейные системы неравенств с двумя переменными различными способами.

Научиться распознавать арифметические и геометрические профессии, применять формулы общих членов, суммы n первых членов арифметической и геометрической профессий, решая текстовые задачи, выполнять и оформлять тестовые задания.

Научиться решать линейные, квадратные уравнения и рациональные уравнения, сводящиеся к ним, системы двух линейных уравнений и несложные нелинейные системы с параметром.

Научиться решать текстовые задачи алгебраическим методом.

Научиться находить значения функции, заданной формулой, таблицей, графиком, по ее аргументу, определять свойства функции по ее графику, описывать свойства изученных функций, строить их графики.

Научиться приводить примеры случайных событий, решать комбинаторные задачи, применяя перебор вариантов, правило умноже-ния, представлять данные в виде таблиц, диаграмм, графиков.

Иметь представление о средних результатах измерений, статистическом выводе на основе выборки, частоте события, вероятности, о равновозможных событиях и подсчетах их вероятности, о геометрической вероятности.

Уметь применять знания для решения математической задачи, применять знания в практической ситуации.

Научиться самостоятельно выбрать рациональный способ решения заданий повышенной сложности.

Регулятивные:

вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе учета характера сделанных ошибок; находить и устранять причины возникших трудностей; оформлять решения, выполнять перенос ранее усвоенных способов действий в новые условия.

Познавательные:

проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям; отбирать и структурировать материал, передавать информацию сжато, полно, выборочно, подбирать аргументы для обоснования своей точки зрения, осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.

Коммуникативные:

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; формулировать вопросы, задачи, создавать проблемную ситуацию.

Личностные:

объяснить изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах; определять понятия, приводить доказательства.

1

1



ИТОГО

105


7

34



ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


Всего: 105 часов (3 часа в неделю)

урока

за год

п/п

Наименование темы

Час

Дата





Повторение

4









1

1

Действия над многочленами. Формулы сокращенного умножения

1

01.09


2

2

Преобразование числовых и алгебраических выражений

1

02.09


3

3

Функция. Построение графиков функций

1

05.09


4

4

Математические модели реальных ситуаций.

Контрольный тест за курс 8 класса

1

08.09










I. Рациональные неравенства и их системы

16









5

1

Линейные и квадратные неравенства с одной переменной

1

09.09


6

2

Равносильные преобразования неравенств

1

12.09


7

3

Решение неравенств методом интервалов

1

15.09

8

4

Рациональные неравенства с одной переменной

1

16.09

9

5

Решение рациональных неравенств методом интервалов

1

19.09

10

6

Строгие и нестрогие рациональные неравенства

1

22.09

11

7

Рациональные неравенства. Кривая знаков

1

23.09

12

8

Рациональные неравенства

1

26.09

13

9

Множества

1

29.09

14

10

Операции над множествами

1

30.09

15

11

Пересечение и объединение множеств

1

03.10

16

12

Системы неравенств

1

06.10

17

13

Решение систем неравенств

1

07.10

18

14

Частное и общее решение системы неравенств


10.10

19

15

Подготовка к контрольной работе

1

13.10

20

16

Контрольная работа № 1 за 1-ю четверть по теме

«Рациональные неравенства и их системы»

1

14.10







II. Системы уравнений

17






21

1

Анализ контрольной работы. Основные понятия

1

17.10

22

2

Рациональные уравнения с двумя переменными

1

20.10

23

3

График уравнения с двумя переменными

1

21.10

24

4

Системы уравнений с двумя переменными

1

24.10

24

5

Метод подстановки при решении системы двух уравнений с двумя переменными

1

27.10

26

6

Метод алгебраического сложения


28.10

27

7

Метод введения новых переменных

1

31.10

28

8

Решение систем уравнений различными способами

1

10.11

29

9

Методы решения систем уравнений на практике

1

11.11

30

10

Системы уравнений как математические модели реальных ситуаций

1

14.11

31

11

Решение задач на движение с помощью систем уравнений

1

17.11

32

12

Решение задач на совместную работу

1

18.11

33

13

Решение задач на проценты

1

21.11

34

14

Графический способ решения системы уравнений с двумя переменными

1

24.11

35

15

Способы решения системы уравнений при решении более сложных задач

1

25.11

36

16

Подготовка к контрольной работе

1

28.11

37

17

Контрольная работа № 2 по теме

«Системы уравнений»

1

01.12







III. Числовые функции

27







38

1

Анализ контрольной работы.

Понятие числовой функции

1

02.12

39

2

Область определения функции

1

05.12

40

3

Нахождение области определения функции

1

08.12

41

4

Нахождение области значения функции


09.12

42

5

Кусочно-заданные функции

1

12.12

43

6

Способы задания функции: аналитический способ

1

15.12

44

7

Способы задания функции: графический и табличный способ

1

16.12

45

8

Свойства функций.

Контрольный тест за 1-е полугодие

1

19.12

46

8

Алгоритм прочтения функций

1

22.12

47

10

Чтение графиков функций

1

23.12

48

11

Четные функции

1

26.12

49

12

Нечетные функции

1

12.01

50

13

Подготовка к контрольной работе

1

13.01

51

14

Контрольная работа №3 по теме

«Числовые функции, способы задания и свойства»

1

16.01

52

15

Анализ контрольной работы.

Функции, их свойства и графики

1

19.01

53

16

Функции у=х4; у=х2n

1

20.01

54

17

Функци у=х3; у=х2n+1

1

23.01

55

18

Степенная функция Рабочая программа по алгебре (9 класс)

1

26.01

56

19

Функция у=1/х2

1

27.01

57

20

Функция у=х-2

1

30.01

58

21

Функция у=х-(2n+1)

1

02.02

59

22

Функция у=Рабочая программа по алгебре (9 класс), ее свойства и график

1

03.02

60

23

Графический способ решения уравнений и неравенств

1

06.02

61

24

Решение уравнений и неравенств графическим способом

1

09.02

62

25

Построение и чтение графиков

1

10.02

63

26

Подготовка к контрольной работе

1

13.02

64

27

Контрольная работа № 4 по теме

«Свойства функций»

1

16.02







IV. Прогрессии

17






65

1

Анализ контрольной работы.

Определение числовой последовательности

1

17.02

66

2

Способы задания числовой последовательности

1

20.02

67

3

Числовые последовательности и их свойства

1

24.02

68

4

Определение арифметической прогрессии

1

27.02


69

5

Интегрированный урок. Формула n-го члена арифметической прогрессии. Анализ контрольной работы. Отображение плоскости на себя.

1

28.02


70

6

Способы задания арифметической прогрессии

1

02.03

71

7

Формула суммы членов конечной арифметической прогрессии

1

03.03

72

8

Характеристическое свойство арифметической прогрессии

1

06.03

73

9

Решение задач повышенной сложности.

Контрольный тест за 3-ю четверть


10.03

74

10

Интегрированный урок. Определение геометрической прогрессии. Параллельный перенос.

1

11.03

75

11

Возрастающая и убывающая геометрическая прогрессия

1

13.03

76

12

Формула n-го члена геометрической прогрессии

1

16.03

77

13

Формула суммы членов конечной геометрической прогрессии

1

17.03

78

14

Характеристическое свойство геометрической прогрессии

1

20.03

79

15

Решение задач повышенной сложности


30.03

80

16

Подготовка к контрольной работе

1

31.03

81

17

Контрольная работа № 5 по теме

«Прогрессии»

1

03.04







V. Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей

13






82

1

Анализ контрольной работы. Комбинаторные задачи

1

06.04

83

2

Правило умножения и дерево возможных вариантов

1

07.04

84

3

Перестановки

1

10.04

85

4

Элементы статистики. Группировка информации

1

13.04

86

5

Варианты и их кратности

1

14.04

87

6

Интегрированный урок. Табличное и графическое представление информации. Разработка web-сайтов.ПР №43

1

17.04


88

7

Интегрированный урок. Числовые характеристики данных измерения. Форматирование текста. ПР № 44

1

20.04


89

8

Простейшие вероятностные задачи

1

21.04

90

9

Классическое определение вероятности

1

24.04

91

10

Несовместные события

1

27.04

92

11

Экспериментальные данные и вероятности событий

1

28.04

93

12

Подготовка к контрольной работе

1

04.05

94

13

Контрольная работа № 6 по теме

«Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей»

1

05.05







VI. Обобщающее повторение

11


95

1

Интегрированный урок. Анализ контрольной работы. Числовые выражения. Некоторые сведения о развитии геометрии

1

06.05


96

2

Интегрированный урок. Уравнения и системы уравнений. Решение задач по теме «Длина окружности и площадь круга»

1

08.05


97

3

Неравенства и системы неравенств.

Контрольный тест за 2-е полугодие

1

11.05

98

4

Интегрированный урок. Решение задач с помощью уравнений и систем уравнений. Решение задач по теме «Векторы. Метод координат».

1

12.05


99

5

Интегрированный урок. Арифметическая и геометрическая прогрессии. Решение задач по теме «Подобие треугольников».

1

13.05


100

6

Подготовка к контрольной работе

1

15.05

101

7

Итоговая контрольная работа

1

18.05

102

8

Итоговая контрольная работа

1

19.05


103

9

Интегрированный урок. Функции и графики. Анализ контрольной работы.


20.05


104

10

Интегрированный урок. Анализ контрольной работы. Решение задач по теме «Многоугольники».

1

22.05.


105

11

Интегрированный урок. Обобщающее повторение курса алгебры. Обобщение и повторение за курс географии 9 класса

1

25.05


Результаты обучения

Результаты обучения представлены в требованиях к уровню подготовки, задающих систему итоговых результатов обучения, которые должны быть достигнуты всеми учащимися, оканчивающими 9 класс, и достижение которых является обязательным условием положительной аттестации ученика за курс 9 класса. Эти требования структурированы по трем компонентам: «знать/понимать», «уметь», «использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни».

Требования к уровню подготовки учащихся 9 классов

Учащиеся должны знать/понимать:

  • значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике; широту и в то же время ограниченность применения математических методов к анализу и иссле­дованию процессов и явлений в природе и обществе;

  • значение практики и вопросов, возникающих в самой математике для формирования и

раз­вития математической науки; историю развития понятия числа, создания математического ана­лиза, возникновения и развития геометрии;

  • универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость во всех областях человеческой деятельности; вероятностный характер различных процессов ок­ружающего мира;

должны уметь:

  • выполнять арифметические действия, сочетая устные и письменные приемы; находить

зна­чения корня натуральной степени, степени с рациональным показателем, используя при необхо­димости вычислительные устройства; пользоваться оценкой и прикидкой при практических рас­четах;

  • составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в

выраже­ниях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, осущест­влять подстановку одного выражения в другое; выражать из формул одну переменную через ос­тальные;

  • выполнять основные действия со степенями с целыми показателями, с многочленами и

ал­гебраическими дробями; выполнять разложение многочленов на множители; выполнять тожде­ственные преобразования рациональных выражений;

  • применять свойства арифметических квадратов корней для вычисления значений и

преоб­разований числовых выражений, содержащих квадратные корни;

  • решать линейные, квадратные уравнения и рациональные уравнения, сводящиеся к ним, системы двух линейных уравнений и несложные нелинейные уравнения;

  • решать линейные и квадратные неравенства с одной переменной и их системы;

  • решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный

резуль­тат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи;

  • изображать числа точками на координатной прямой;

  • определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами;

изо­бражать множество решений линейного неравенства;

  • распознавать арифметические и геометрические прогрессии; решать задачи с применением формулы общего члена и суммы нескольких первых членов;

  • находить значения функции, заданной формулой, таблицей, графиком по её аргументу;

на­ходить значения аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей;

  • определять свойства функции по ее графику; применять графические представления при решении уравнений, систем, неравенств;

  • описывать свойства изученных функций, строить их графики;

  • извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках; составлять таблицы, строить диаграммы и графики;

  • решать комбинаторные задачи путём систематического перебора возможных вариантов и с использованием правила умножения;

  • вычислять средние значения результатов измерений;

  • находить частоту события, используя собственные наблюдения и готовые статистические данные;

  • находить вероятности случайных событий в простейших случаях.

Обладать базовыми компетенциями:

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • для построения и исследования математических моделей для описания и решения прикладных задач, задач из смежных дисциплин;

  • для выполнения и самостоятельного составления алгоритмических предписаний и инструкций на математическом материале; интерпретация графиков реальных зависимостей между величинами;

  • для совершенствования навыков по использованию справочного материала и простейших вычислительных устройств.

Обладать ключевыми компетенциями:

Информационно-технологическими:

  • уметь при помощи реальных объектов и информационных технологий самостоятельно искать, отбирать, анализировать и сохранять информацию по заданной теме, интегрировать её в личный опыт;

  • уметь представлять материал с помощью творческих работ, рефератов, средств презентации;

  • уметь задавать и отвечать на вопросы по изучаемым темам с пониманием и по существу.

Коммуникативными:

  • уметь работать в группе: слушать и слышать других, считаться с чужим мнением и аргументировано отстаивать своё, организовывать совместную работу на основе взаимопомощи и уважения;

  • уметь обмениваться информацией по темам; проводить доказательные рассуждения, логическое обоснование выводов, уметь различать доказанные и недоказанные утверждения;

  • развивать у учащихся точную, экономную и информативную речь, умение отбирать наиболее подходящие языковые (в частности, символические, графические) средства.

Учебно-познавательными:

  • уметь планировать учебную деятельность: самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность - ставить цель, определять задачи для её достижения;

  • совершенствовать навыки организации учебной деятельности: организация рабочего места, режима работы;

  • развивать навыки мыслительной деятельности: умение выделять главное, анализ и синтез, классификация, обобщение, логическое построение ответа, речи, формулирование выводов, решение задач;

  • создать основу для осмысливания своих действий: организация само- и взаимоконтроля, рефлексивный анализ.

Обладать специальными компетенциями:

  • умениями и навыками построения и исследования математических моделей для описания и решения прикладных задач, задач из смежных дисциплин;

  • навыками выполнения и самостоятельного составления алгоритмических предписаний и инструкций на математическом материале; выполнения расчётов практического характера; использования математических формул и самостоятельного составления формул на основе обобщения частных случаев и эксперимента.



Положение

«О нормах оценки знаний, умений и навыков обучающихся,

оцениванию письменных и устных работ по математике в 5-11 классах»


I. О письменных работах обучающихся

1. О видах письменных работ

1.1. Основными видами классных и домашних письменных работ обучающихся являются обучающие работы.

1.2. По математике проводятся текущие и итоговые письменные контрольные работы, самостоятельные работы, контроль знаний в форме теста.

Текущие контрольные работы имеют целью проверку усвоения изучаемого и проверяемого программного материала; их содержание и частотность определяются учителем с учетом степени сложности изучаемого материала, а также особенностей обучающихся каждого класса. Для проведения текущих контрольных работ учитель может отводить весь урок или только часть его.

Итоговые контрольные работы могут проводиться:

- после изучения наиболее значимых тем программы,

- в конце учебной четверти,

- в конце полугодия.

Самостоятельные работы или тестирование могут быть рассчитаны как на целый урок, так и на часть урока, в зависимости от цели проведения контроля.

II. Нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся по математике.


1. Оценка письменных контрольных работ обучающихся по математике.

Работа оценивается отметкой «5», если:

  • работа выполнена полностью;

  • в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;

  • в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, которая не является следствием незнания или непонимания учебного материала).

Отметка «4» ставится в следующих случаях:

  • работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);

  • допущены одна или две ошибки или есть два - три недочёта в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работ не являлись специальным объектом проверки).

Отметка «3» ставится, если:

  • допущено более двух ошибок или трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но обучающийся обладает обязательными умениями по проверяемой теме.

Отметка «2» ставится, если:

  • допущены существенные ошибки, показавшие, что обучающийся не обладает обязательными умениями по данной теме в полной мере или значительная часть работы выполнена не самостоятельно.

Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком математическом развитии обучающегося; за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные обучающемуся дополнительно после выполнения им каких-либо других заданий.

2.Оценка устных ответов обучающихся по математике

Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:

  • полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;

  • изложил материал грамотным языком, точно используя математическую терминологию и символику, в определенной логической последовательности;

  • правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;

  • показал умение иллюстрировать теорию конкретными примерами, применять ее в новой ситуации при выполнении практического задания;

  • продемонстрировал знание теории ранее изученных сопутствующих тем, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;

  • отвечал самостоятельно, без наводящих вопросов учителя;

  • возможны одна - две неточности при освещение второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил после замечания учителя.

Ответ оценивается отметкой «4», если удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:

  • в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившее математическое содержание ответа;

  • допущены один - два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные после замечания учителя;

  • допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные после замечания учителя.

Отметка «3» ставится в следующих случаях:

  • неполно раскрыто содержание материала (содержание изложено фрагментарно, не всегда последовательно), но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для усвоения программного материала (определены «Требованиями к математической подготовке учащихся» в настоящей программе по математике);

  • имелись затруднения или допущены ошибки в определении математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;

  • ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;

  • при достаточном знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков;

  • не полностью раскрыто основное содержание учебного материала;

Отметка «2» ставится в следующих случаях:

  • обнаружено незнание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;

  • допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя;

  • ученик не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изученному материалу.

3. Общая классификация ошибок.

При оценке знаний, умений и навыков учащихся следует учитывать все ошибки (грубые и негрубые) и недочёты.

3.1. Грубыми считаются ошибки:

  • незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений теории, незнание формул, общепринятых символов обозначений величин, единиц их измерения;

  • незнание наименований единиц измерения;

  • неумение выделить в ответе главное;

  • неумение применять знания, алгоритмы для решения задач;

  • неумение делать выводы и обобщения;

  • неумение читать и строить графики;

  • неумение пользоваться первоисточниками, учебником и справочниками;

  • потеря корня или сохранение постороннего корня;

  • отбрасывание без объяснений одного из них;

  • равнозначные им ошибки;

  • вычислительные ошибки, если они не являются опиской;

  • логические ошибки.

3.2. К негрубым ошибкам следует отнести:

  • неточность формулировок, определений, понятий, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой одного - двух из этих признаков второстепенными;

  • неточность графика;

  • нерациональный метод решения задачи или недостаточно продуманный план ответа (нарушение логики, подмена отдельных основных вопросов второстепенными);

  • нерациональные методы работы со справочной и другой литературой;

  • неумение решать задачи, выполнять задания в общем виде.

3.3. Недочетами являются:

  • нерациональные приемы вычислений и преобразований;

  • небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Мордкович, А. Г. Алгебра. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / А. Г. Морд­кович. - М.: Мнемозина, 2012.

  2. Мордкович, А. Г. Алгебра. 9 класс: задачник для общеобразовательных учреждений А. Г. Мордкович, Т. Н. Мишустина, Е. Е. Тульчинская. - М.: Мнемозина, 2012.

  1. Александрова, Л. А. Алгебра. 9 класс: самостоятельные работы для общеобразовательных учреждений / Л. А. Александрова. - М.: Мнемозина, 2012;

  2. Мордкович, А. Г. Алгебра: тесты для 7-9 классов общеобразовательных учреждений А. Г. Мордкович, Е. Е. Тульчинская. - М.: Мнемозина, 2012;

  3. Дудницын, Ю. П. Алгебра. 9 класс: контрольные работы для общеобразовательных учреж­дений / Ю. П. Дудницын, Е. Е. Тульчинская. - М.: Мнемозина, 2010.

А также дополнительных пособий:

для учащихся:

  1. Энциклопедия. Я познаю мир. Великие ученые. - М.: ООО «Издательство ACT», 2003.

  2. Энциклопедия. Я познаю мир. Математика. - М.: ООО «Издательство ACT», 2003.

  3. Черкасов, О. Ю. Математика. Справочник / О. Ю. Черкасов, А. Г. Якушев. - М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2006.


  1. Кузнецова, Л. В. Сборник заданий для проведения письменного экзамена по алгебре за курс средней школы. 9 класс / Л. В. Кузнецова и др. - М.: Дрофа, 2012.

  2. Мантуленко, В. Г. Кроссворды для школьников. Математика / В. Г. Мантуленко, О. Г. Гет-маненко.-Ярославль: Академия развития, 1998.

  3. Крамор, В. С. Задачи с параметрами и методы их решения / В. С. Крамор. - М.: ООО «Из­дательство "Оникс"»; ООО «Издательство "Мир и Образование"», 2007.

  4. Шестаков, С. А. Сборник задач для подготовки и проведения письменного экзамена по ал­гебре за курс основной школы: 9 класс / С. А. Шестаков. - М.: ACT: Астрель, 2011.

  5. Лысенко, Ф. Ф. Предпрофильная подготовка итоговой аттестации / Ф. Ф. Лысенко. - Рос­тов н/Д.: Легион, 2012.

  6. Кузнецова, Л. В. Сборник заданий для подготовки к итоговой аттестации в 9 классе / Л. В. Кузнецова, С. Б. Суворова. - М.: Просвещение, 2012.

10. Энциклопедия для детей. Математика. Т. 11. - М., 1998.

для учителя:

  1. Клименченко, Д. В. Задачи по математике для любознательных / Д. В. Клименченко. - М.: Просвещение, 2007.

  2. Мордкович, А. Г. Алгебра. 7-9 классы: методическое пособие для учителей / А. Г. Морд­кович. - М.: Мнемозина, 2011.

  3. Арутюнян, Е. Б. Математические диктанты для 5-9 классов / Е. Б. Арутюнян. - М., 2010.

  4. Пичурин, Л. Ф. За страницами учебника алгебры / Л. Ф. Пичурин. - М., 1990.

  5. Заболотнева, Н. В. Олимпиадные задания по математике: 5-8 классы / Н. В. Заболотнева. - Вол­гоград: Учитель, 2006.

  6. Лысенко, Ф. Ф. Учебно-тренировочные тестовые задания «малого» ЕГЭ по математике / Ф. Ф. Лысенко. - Ростов н/Д.: Легион, 2010.

  7. Студенецкая, В. Н. Математика: система подготовки учащихся к ЕГЭ / В. Н. Студенец­кая. - Волгоград: Учитель, 2010.

  8. Математика: еженедельное приложение к газете «Первое сентября».

  9. Математика в школе: ежемесячный научно-методический журнал.








Рабочая программа по алгебре (9 класс)

© 2010-2022