Научно-исследовательская работа по теме Математика в традиционных промыслах Югры

Математика... Решение задач. На первый взгляд, с краеведением ничего общего. Но только на первый! Однако и такой школьный предмет как математика может обогатиться сведениями краеведческого характера. Для повышения интереса к математике мы задались целью составить сборник задач, помогающий обогатить этот предмет краеведческим материалом. Сказанное позволяет сделать вывод о том, что основным направлением нашей работы является: - подбор и использование материала краеведческого характера в текстовых...
Раздел Математика
Класс -
Тип Тесты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №8»



Математика в традиционных промыслах народов Югры



Руководитель: Шевелёва Е.С.

Выполнили: Уткин Кирилл,

Пикка Иван

ученики 5 г класса.

Ханты-Мансийск, 2010

Содержание

  1. Введение……………………………………………………………….3

  2. Традиционные промыслы Югры…………………………………… 5

  3. Отбор краеведческого материала по математике……………….… 7

  4. Математика в традиционных промыслах Югры. Сборник задач.. 9

  5. Заключение…………………………………………………………...14

  6. Литература…………………………………………………………...15









  1. Введение

Усиление гуманитарной направленности обучения учащихся, регионализации в области образования обуславливают интерес как к краеведческой работе в целом, так и к использованию элементов краеведения на уроках и во внеклассной работе.

Краеведение, как правило, в первую очередь связывают со школьными предметами - географией, историей, литературой.

Математика... Решение задач. На первый взгляд, с краеведением ничего общего. Но только на первый! Однако и такой школьный предмет как математика может обогатиться сведениями краеведческого характера. Для повышения интереса к математике мы задались целью составить сборник задач, помогающий обогатить этот предмет краеведческим материалом.

Сказанное позволяет сделать вывод о том, что основным направлением нашей работы является:

- подбор и использование материала краеведческого характера в текстовых задачах, диаграммах, таблицах;

- обращение к краеведческим сведениям, позволяющим наглядно рассматривать математику как средство, помогающее решению хозяйственных задач.

Цель научной работы: создание сборника задач «Математические задания в традиционных промыслах народов Югры».

Задачи научной работы:

-изучить краеведческий материал, позволяющий рассмотреть математику как средство, помогающее решению хозяйственных задач;

- отобрать краеведческий материал для составления заданий по математике;

- оформить сборник «Математические задания в традиционных промыслах народов Югры».











  1. Традиционные промыслы Югры

Ханты-Мансийский автономный округ обладает значительным ресурсным потенциалом. Из возобновляемых природных ресурсов здесь велики запасы леса, рыбы, диких животных, дикоросов. Именно эти факторы способствовали развитию таких традиционных видов промыслов коренных малочисленных народов Севера, проживающих на территории автономного округа, как добыча, переработка рыбы, охотничий промысел, оленеводство, сбор и переработка дикорастущих плодов, грибов и орехов, народно-хозяйственные промыслы, сувенирное производство. Названные виды промыслов составляют основу жизнеобеспечения и традиционного образа жизни коренного национального населения.

Традиционное хозяйство хантов и манси конца XIX и начала XX веков сохранило многие свои черты до настоящего времени. Большая часть коренного населения ведет типично таежный образ жизни. Это полуоседлые охотники и рыболовы, занимающиеся, кроме того, оленеводством на севере и скотоводством на юге автономного округа. В зависимости от местных географических условий на первый план выступал один из названных видов занятий. У жителей бассейна Оби и ее притоков основным занятием является рыболовство, а в верховьях рек занимаются главным образом охотой.

Область распространения того или иного вида хозяйствования зависит от климатической зоны и привязана к природным ресурсам. Оленеводство наибольшее развитие получило в Березовском, Белоярском, Сургутском, Нижневартовском и Ханты-Мансийском районах. В оленеводстве заняты преимущественно представители коренных малочисленных народов Севера. Само, сохранение и развитие оленеводства рассматривается в настоящее время с точки зрения сохранения культуры и быта аборигенов.

Важнейшее значение в жизни коренных малочисленных народов Севера имеет рыболовство. Рыбный промысел сосредоточен в местах нагула и на путях миграции рыб. Наибольшее развитие он получил на магистралях Оби, Иртыша, Северной Сосьвы, а также озерно-речных системах Кондинского, Березовского, Белоярского, Ханты-Мансийского, Сургутского районов. На реках Обь, Иртыш, Конда, Северная Сосьва ханты, манси, ненцы для лова рыбы применяют, в основном, неводы, ставные и плавные сети, также используются крючковые снасти, применялись раньше самоловы. При выходе рыбы из соров использовался запорный способ лова. Основными видами рыб, вылавливаемых в вышеуказанных водоемах, являются из ценных - муксун, пелядь, пыжьян, щокур, нельма; из частиковых - щука, язь, плотва, елец.

В традиционном секторе хозяйства одним из важных занятий представителей коренных малочисленных народов Севера является охота. Наибольший доход этот вид промысла приносил до 1990 года. В последующие годы из-за низких закупочных цен, сокращения ареала охотничьих ресурсов, отсутствия рынка сбыта охотничье хозяйство утратило свое значение.

Наиболее важными объектами промысла из пушных видов являются - белка, соболь, ондатра, горностай, лисица; из копытных животных - лось, олень. До революции 1917 коренные малочисленные народы Севера в охотничьем промысле применяли следующие виды орудий: разные ловушки (самоловы), давящие своей тяжестью (пасти, слопцы, крупены, плашки), ущемляющие (капканы, черканы) и стреляющие (самострелы); разнообразные ловящие снасти (сети, силки, петли, перевесы); огнестрельное оружие. В настоящее время перечисленные виды орудий промысла по-прежнему применяются. Однако чаще используются огнестрельное оружие и капканы.

  1. Отбор краеведческого материала по математике

При определении конкретного содержания краеведческих материалов мы придерживались следующих принципов отбора:

- соответствие материала современным задачам обучения и воспитания;

- обращение к тому материалу, ознакомление с которым соответствует лучшему познанию края;

- учет возрастных особенностей учащихся;

- доступность для понимания учащихся не должна возводиться в ранг достаточного условия причисления краеведческих сведений к материалам, использование которых целесообразно в учебно-воспитательном процессе;

Известно, что изучению математики присущ ряд трудностей, обусловленных высокими требованиями к уровню развития логического и абстрактного мышления учащихся. Имея в виду это обстоятельство, мы брали во внимание следующие принципы отбора краеведческого материала по математике:

- в задачах должно говориться о родном крае, потому что учащиеся решают их с большим интересом;

- материал должен нести новые, интересные знания, поражать воображение и заставлять удивляться: «…Удивление - сильный стимул познания, его первичный элемент, удивляясь, человек как бы стремится заглянуть вперед, он находится в состоянии ожидания чего-то нового»;

- Экологические проблемы возникли не сегодня. Математика создаёт условия для развития умения давать оценку состояния природных объектов и явлений, положительных и отрицательных последствий деятельности человека в природном и социальном окружении.

При выборе краеведческого материала нами имелась в виду та цель, о которой писал академик В. М. Глушков: «Цель математики - это всегда получение не какого-нибудь, а именно самого изящного, самого простого решения».

Краеведческий материал по содержанию должен быть тщательно дозирован, стать дополнением к основному материалу урока и не отвлекать внимания учащихся от основного учебного материала и цели урока.









  1. Математические задания в традиционных промыслах

народов Югры

  1. Если олень хорошо выпасся и не переутомлён, то он очень легко на бегу и за двое суток /48 часов/ может преодолеть до 370 км. Какова средняя скорость бега оленя, если, преодолев половину расстояния, он отдыхал 11 часов?

1)48-11=37

2)370:37=10км/ч

Ответ: 10км/ч скорость бега оленя.

  1. Сколько оленей необходимо для перевозки аргиша (аргиш - поезд из нарт, всего 7 нарт) зимой, если в первую нарту запрягают 4 оленя, в остальные по 2 оленя. Достаточно ли 12 оленей для перевозки аргиша?

Мы из 7 вычитаем 1, затем 6 умножаем на 2, после чего прибавляем 4.

(7-1)х2+4=16 оленей.

Ответ: 16 оленей требуется для перевозки аргиша.

  1. Каков общий вес нагруженного аргиша, если средний вес каждой нагруженной нарты 193кг?

Мы 193кг умножаем на 7 и получаем 1251 кг.

193х7=1251 (кг)

Ответ: 1251 кг весь вес нагруженного аргиша.

  1. Белка за сутки съедает 18 кедровых шишек. Сколько семян съедает белка за сутки, если в одной шишке содержится 150 семян.

Нам нужно 150 умножить на 18 и получим 2700 семян.

150х18=2700 (семян)

Ответ: 2700 семян белка съедает за сутки.

  1. Масса медведя и льва вместе равна 1000 кг, причём масса медведя в 3 раза больше массы льва. Какова масса медведя и льва отдельно?

Мы будем решать задачу методом подбора: 1000 делим на 2 и получим 500. Мы нашли равную массу льва и медведя. Массу льва 500кг надо разделить на 2 получим 250 и 250, после чего 250 прибавляем к массе медведя. И так, масса медведя равна 750 кг, а масса льва равна 250 кг.

1) (1000:2):2=250 (масса льва)

2) 500+250=750 (масса медведя)

Ответ: масса льва равна 250 кг, а масса медведя 750 кг.

  1. В лесном заповеднике было 15 лисиц, что составляло 3/5 числа соболей, 3/10 числа зайцев, 3/20 числа белок. Сколько в заповеднике было соболей, зайцев и белок в отдельности?

Мы 15 должны умножить на 5, получили 75. 75 делим на 3 и получим 25 соболей. Так же 15 умножим на 10, получили 150 и 150 делим на 3, получили 50 зайцев. 15 умножим на 20, получили 300. После 300 разделим на 3 и получим 100 белок.

1) (15х5):3=25 (соболей)

2) (15х10):3=50 (зайцев)

3) (15х20):3=100 (белок)

Ответ: 25 соболей, 50 зайцев, 100 белок.

  1. Трое рыбаков поймали 69 щёкурей. Когда первый отдал - 4, второй - 6, а третий - 5, то у них осталось поровну щекурей. Сколько щекурей осталось у каждого рыбака?

Для нахождения результата нам нужно из 69 вычесть (4+5+6). Получим 54 щёкуря, после чего разделим 54 на 3, получиться 18 щёкурей. и к ним добавляем 4, 5, 6.

  1. (69-(4+6+5)):3=18 (у каждого рыбака)

  2. 18+4=22у первого 18+6=24у второго 18+5=23у третьего.

Ответ: у первого рыбака 22, у второго 24, у третьего 23 щёкуря.

  1. Каждая шишка весит 25 гр. Средний урожай одного кедра составляет 7 кг. Сколько шишек на 1 кедре?

Нужно килограммы перевести в граммы: 7кг=7000 граммов. Мы 7000 граммов делим на 25 и получаем 280 шишек.

  1. 7кг=7000граммов

  2. 7000:25=280 шишек.

Ответ: 280 шишек на одном кедре.

  1. Ягель вырастает за 1 год на 1мм. Сосчитайте, сколько потребуется лет для того, чтобы он вырос до 2,5 см.

1)1см=10мм

2)2,5х10=25лет

Ответ: 25 лет потребуется для того, чтобы ягель вырос на 2,5см.

10) Три бригады собрали 240 кг шиповника. Первая бригада собрала 87кг, вторая бригада вместе с первой 174 кг. Сколько килограммов шиповника собрала вторая и третья бригады в отдельности?

1)174-87=87 (кг) - вторая бригада

2)240-174=66(кг) - третья бригада

Ответ: 87кг собрала 2 бригада и 66 кг собрала 3 бригада.

11) По нефтепроводу перекачивается 7 т нефти в час. Сколько тонн нефти перекачается за 10 часов?

10х7=70 (т)

Ответ: 70 тонн нефти перекачают за 10 часов.

12) Моторная лодка прошла 30,4 км за 2 часа по течению. Найдите скорость моторной лодки в стоячей воде, если скорость реки 1,2км/ч?

1)30,4:2=15,2 (км/ч)

2)15,2-1,2=14 (км/ч)

Ответ: 14 км/ч скорость моторной лодки в стоячей воде.

13) Вес белого медведя 500 кг. Сколько будут весить 2 таких медведя?

500х2=1000 (кг) или 1тонна.

Ответ: 1000кг будут весить 2 белых медведя.

14) Если волк в случаи опасности бежит со скоростью 55км/ч. Сколько километров он пробежит за 3 часа?

1) 55х3=165 (км/ч)

Ответ: 165км он пробежит.

15) Если волк очень голоден , то он способен съесть сразу до 10 кг мяса. Сколько килограммов мяса съедят 10 волков?

10х10=100 (кг)

Ответ: 100кг мяса съедят 10 таких волков.

16) При переписи животных в лесхозе оказалось 9200 соболей, белок, зайцев. Соболей было 500, зайцев 5100. Сколько белок было в лесхозе?

1) 9200-500=8700 - белок и зайцев вместе.

2)8700-5100=3600 - белок

Ответ: 3600 белок было в лесхозе.

17) Три рыбака решили сообща на костре сварить уху. Первый дал два окуня, второй - четыре, а третий рыбак внёс свою долю деньгами, дав 6 рублей. Как должны разделить эти деньги между собой первые два рыбака?

1) (2+4):6=1 (руб.) - стоит один окунь

2) 1х2=2 (руб.) - получил первый рыбак

3) 6-2=4 (руб.) - получил второй рыбак

Ответ: 2 рубля получил первый рыбак и 4 рубля - второй.

18) Трое рыбаков поймал 69 окуней. Когда для ухи один дал 4, другой-6, а третий- 5 окуней, то окуней у них осталось поровну. Сколько окуней осталось?

(69-4-6-5):3=18 окуней у них осталось.

Ответ: по 18 окуней осталось у каждого рыбака.

19) Полуостров Ямал уменьшается за счёт понижения суши приблизительно на 6 м2 в год. Какую площадь суши поглотило море за 6 тысяч лет? Вырази в км2 .

1) 6:10=0,6 (км2)

2) 0,6х6000=3,6 (км2)

Ответ: на 3600 км уменьшается остров.

20) Небольшое стойбище при перекочевки обычно преодолевает в день около 50 км. Определите, за сколько дней стойбище преодолеет расстояние, равное 375км.

375:50=7,5 (дня)

Ответ: за 7,5дней они преодолеют 375км.



  1. Заключение

Для достижения цели научной работы был изучен краеведческий материал, позволяющий рассмотреть математику как средство, помогающее решению хозяйственных задач, а так же отобран материал для составления сборника заданий «Математические задания в традиционных промыслах народов Югры».

Таким образом, эти задачи можно включать в традиционные уроки и использовать на дополнительных занятиях.









  1. Литература

  1. М. Ш. Хантимерова. Математика в традиционных промыслах народов Ямала. С.-2001г.

  2. Ганеев Х. Ж. Учителю математики об элементах краеведения. Екатеринбург 1996 г.

  3. Ганеев Х. Ж. Из истории развития школьного математического образования. Свердловск 1974г.

15


© 2010-2022