Рабочая программа математического кружка Математика в играх и задачах, 5 класс

Раздел Математика
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Общая характеристика математического кружка

Математический кружок - это самодеятельное объединение учащихся под руководством педагога, в рамках которого проводятся систематические занятия с учащимися во внеурочное время.

Основная задача обучения математике в школе заключается в обеспечении прочного и сознательного овладения учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности каждому члену современного общества, достаточных для изучения смежных дисциплин и продолжения образования.

Наряду с решением основной задачи изучение математики на занятиях математического кружка предусматривает формирование у учащихся устойчивого интереса к предмету, выявление и развитие их математических способностей. Решение этих задач отражено в программе математического кружка "Математика в играх и задачах".

Большая роль при изучении математики 5 класса отводится решению текстовых задач, работе с натуральными числами и десятичными дробями, геометрическому материалу. Исходя из этого, на занятиях математического кружка рассматриваются задачи, формирующие умение логически рассуждать, применять законы логики, рассматриваются задачи на разрезание.

Особое внимание в работе кружка уделяется подготовке детей к участию в олимпиадах, в математической игре-конкурсе «Слон», "Математический чемпионат".

Методы

Методы, используемые во внеклассной работе по предмету, отличаются от основных методов обучения не только содержанием, сколько формой. Кроме традиционных методов: слово учителя, беседа, самостоятельная работа учащихся, большое место занимают дидактические игры, содержание которых способствует развитию мыслительных операций, освоению вычислительных приемов, навыков в беглости счета и т.д. Игру считают одной из движущих сил учебного процесса, как создающую условия, при которых дети испытывают радость познания. Увлеченные игрой, дети проявляют сообразительность, с большей самостоятельностью преодолевают трудности. Игра вносит бодрый настрой в детский коллектив, помогает без особого труда приобретать знания, умения, навыки. Дидактическая игра при правильном ее построении является не только формой усвоения знаний, но и способствует общему развитию ребенка, формированию его способностей. Причем это не только дидактические игры, но и логические. В логических играх путем построения цепочки несложных умозаключений можно предугадать необходимый результат, ответ. С их помощью школьники знакомятся с применением законов и правил логики. Использование выше перечисленных методов создает атмосферу большой заинтересованности в работе.

Формы организации.

Формы организации разнообразны: беседы, конкурсы, игры, викторины, олимпиады.

Цель кружка:

Создать условия для развития интереса учащихся к математике.

Задачи кружка:

- привитие интереса учащимся к математике

- углубление и расширение знаний учащихся по математике

- сформировать представление о методах и способах решения арифметических задач;

- развить комбинаторные способности учащихся;

- научить детей переносить знания и умения в новую, нестандартную ситуацию;

- воспитать творческую активность учащихся в процессе изучения математики;

- оказать конкретную помощь в решении олимпиадных задач;

- способствовать повышению интереса к математике, развитию логического мышления.

Ожидаемые результаты:

  1. в личном направлении:

- умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи

- формирование интереса к творческому процессу;

- умение логически рассуждать при решении текстовых арифметических задач;

- умение применять изученные методы к решению олимпиадных задач;

- успешное выступление учащихся на олимпиадах.

2) в метапредметном направлении:

- умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, представлять ее в понятной форме

- умение логически рассуждать при решении текстовых арифметических задач;

- умение применять изученные методы к решению олимпиадных задач;

3) в предметном направлении:

- умение работать с математическим текстом, грамотно применять математическую символику, использовать различные языки математики

- умение проводить логические обоснования

Место учебного кружка в учебном плане

Базисный учебный план на изучение математического кружка отводит 1 час в неделю в течение 1 года обучения-35часов.

Содержание программы кружковых занятий

включает в себя теоретический, исторический материал, задачи на смекалку, различные логические и дидактические игры, математические фокусы, ребусы, загадки и т.д. Такие виды заданий, которые вызывают неизменный интерес детей.

Календарно-тематическое планирование

№ занятия

Тема занятия


Количество часов

Дата проведения

по плану

фактически

1

Логические задачи

1



2

Логические задачи

1



3

Математические кроссворды.

Математическая игра «Счастливый случай»

1



4

Математические кроссворды.

Математическая игра «КВН»

1



5

Как люди научились считать

1



6

Интересные приемы устных вычислений.

1



7

Задачи, решаемые с конца.

1



8

Решение олимпиадных задач.

1



9

Проведение школьного этапа олимпиады по математике.

1



10

Решение заданий школьного этапа олимпиады по математике.

1



11

Подготовка и проведение предметной недели «Математика»

1



12

Арифметические ребусы

1



13

Математические ребусы

1



14-16

Разбор задач математической игры - конкурса «Слон» за предыдущие годы.

3



17

Задачи на разрезание фигур

1



18

Задачи на переливания

1



19-21

Основы комбинаторики

3



22

История возникновения обыкновенных и десятичных дробей

1



23-25

Разбор задач математической игры - конкурса «Математический чемпионат» за предыдущие годы.

3



26

Математические загадки. Игра «Брейн - ринг»

1



27

Сложение и вычитание десятичных дробей

1



28

Умножение и деление десятичных дробей

1



29

Геометрические упражнения со спичками

1



30

Отгадывание анаграммы

1



31

Числа великаны

1



32- 33

«Основы теории вероятностей»

2



34-35

Итоговое занятие. Творческий отчет учащихся.

2



35часов


Используемая литература:


  1. Фарков А.В. Математические кружки в школе 5-8 классы, Москва, Айрис-пресс, 2007

  2. Григорьева Г. И. Математика предметная неделя в школе, Москва, «Глобус», 2008

  3. Нагибин Ф.Ф., Канин Е.С. «Математическая шкатулка», Москва, Просвещение, 1984

  4. Математическая олимпиада.

© 2010-2022