Рабочая программа элективного курса Финансовая математика

Раздел Математика
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

УТВЕРЖДАЮ

Директор

МБОУ «Новопокровская СОШ»

___________Н.И.Климачёва

Приказ №

от«_____»_____________20_ г.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

___________________________



«_____»______________20_ г.

РАССМОТРЕНО

на заседании ШМО

Руководитель

____________________

протокол №____от_______20__ г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Элективного курса по математике

«Финансовая математика»

для 9 класса

на 2014-2015 учебный год



Составила: учитель математики

Ерёмина Татьяна Васильевна















2014-2015 учебный год


Пояснительная записка


Математика уже давно стала, основным аппаратом физики и техники. Математические методы исследования все настойчивее проникают в такие науки, как химия, биология, геология, лингвистика, педагогика, генетика, медицина, право, археология и особенно, экономика. Поэтому на многих, в том числе и гуманитарных факультетах университетов, во всех технических вузах поступающие сдают экзамены по математике.

Таким образом, знания данной науки позволяют лучше ориентироваться в информационном обществе и идти в ногу со временем научно-технического прогресса.

Однако настоящее время требует применения математического аппарата для особых отношений сложившихся в современном обществе - это рыночных отношений, которые выдвигают к индивидууму такие требования, как высокий профессионализм, предприимчивость, способность чётко ориентироваться в сложных ситуациях, быстро принимать решения.

С рыночной экономикой, с её законами и возможностями учащиеся очень мало знакомы. Однако экономические термины ежедневно звучат по средствам массовой информации и непосредственно касаются каждого школьника. Возникшее противоречие требует разрешения, которое можно осуществить с помощью элективного профиля.

Элективный курс «Финансовая математика» предназначен для учащихся 9 классов, интересующихся математикой и экономикой. Программа курса в своей основе содержит модульный принцип, при котором к большинству тем программы по математике конструируется экономический модуль, то есть те вопросы экономики, в которых используется изучаемый материал.

Данная программа способствует расширению математических знаний и экономических приложений, которые рассматриваются в математике.

Содержание курса дополняет некоторые темы школьной программы, где экономические понятия рассматриваются на конкретных примерах с математической точки зрения.

Таким образом, курс предоставляет учителю возможность использовать математику для изучения вопросов рыночной экономики; учащимся - обновить и обогатить запас своих знаний, а также, выработать умения и навыки, необходимые для адаптации и востребованности в обществе с рыночными отношениями.

Цели курса: - развивать интерес к предмету, интеллект, логику мышления; расширить знания учащихся в области экономики и математики; сформировать первоначальные навыки разрешения жизненных ситуаций экономического характера; показать необходимость математики как учебной дисциплины; профориентация.

Задачи курса:

- сформировать у учащихся понимание значимости экономики для развития современного общества;

- сформировать первоначальные представления о методах экономики, об организации деятельности в сфере экономики и банковского дела;

- познакомить учащихся с новыми терминами, дать им объяснение и учить правильно, использовать в своей речи;

- выработать навык успешного применения математического аппарата при разрешении экономических ситуаций;

- сформировать экономические знания для применения в практической деятельности, для выбора будущей профессии и для получения соответствующего образования;

- познакомить с профессиями в области экономики и банковского дела, их требованиями и особенностями;

- формировать чёткую, логически правильную речь.

Организация учебного процесса.

Программа элективного курса рассчитана на 18 ч.

Курс имеет практическую направленность. Формы занятий: деловые игры, защита рефератов, практикумы.

Отработка и закрепление знаний, умений и навыков достигается путем решения достаточного количества упражнений, соответствующих возрасту и уровню знаний учащихся.

Формирование навыков происходит через развитие умственной деятельности. Учащиеся разбирают, анализируют ситуации уже экономического характера; учатся замечать главное, выявлять общее и делать соответствующие выводы; учатся нестандартно мыслить, а также применять известные приемы в повседневной жизни; учатся самостоятельной познавательной деятельности.

Изучение каждой темы начинается с установочных занятий, где выделяется главное, затем определяются те задачи, с помощью которых отрабатываются необходимые знания, умения, навыки и, те, которые развивают учащихся, а также их интерес к изучаемому предмету.

При усвоении материала уделяется внимание развитию речи - это защита своей точки зрения по поводу конкретной экономической ситуации с применением изученных правил, фактов; объяснение своих действий; предложение вариативности решений; постановка чётких вопросов, выступление перед публикой.

Программа направлена также на развитие навыков организации простейшей предпринимательской деятельности.

Критерии эффективности изучения программы рекомендуется считать выработку чётких представлений о сути экономических явлений и их взаимосвязи, умений выражать суждения по экономическим вопросам, подтверждённые фактами, обретение опыта в анализе конкретных экономических ситуаций и формирование практических навыков принятия экономических решений, аналитически проверенных средствами математики.

В качестве итоговой формы контроля, подводящей изучение курса к логическому завершению, предлагается защита рефератов на научно-практической конференции.

Программа содержит список литературы по предложенным темам.






Требования к уровню усвоения учебного материала

В результате изучения программы элективного курса «Финансовая математика» учащиеся получат:

Знания:

- основы экономической теории, задачи и закономерности;

- основные категории экономики: товар, деньги, прибыль, финансы и т. д.;

- природу и суть экономических процессов;

- правила ведения персональной экономики;

- основы банковского дела: производительность труда, рентабельность, налоги, инфляция;

- внутренние и внешние тенденции нашей страны.

Умения:

- планировать собственный бюджет;

- рассчитывать заработную плату, налоги, кредиты;

- выбирать оптимальный способ погашения кредита и форму кредита;

- сравнивать прибыльность;

- работать с таблицами, графиками, анализировать полученные данные;

- объяснять, какой математический аппарат является основой для содержания конкретной экономической задачи или ситуации.

Навыки:

- решать основные задачи на вычисление прибыли, себестоимости, рентабельности, величины налога, простых и сложных процентов;

- принятия экономических решений в повседневной жизни;

- пользования услугами банков и различными платёжными средствами.





























Содержание курса.

(1час в неделю, всего 18 часов)


1. Функции, их свойства и графики; квадратный трёхчлен (3 ч.).

1.1. Понятие функции в экономике.

Функция. Область определения и область значений. Способы задания функции. Основные виды функций экономических процессов.

1.2. Линейная, квадратичная и дробно-рациональная функции в экономике.

Линейная функция. Примеры в экономике. Квадратичная функция. Чем выше стоимость товара, тем меньше приобретают его. Дробно-линейная функция. Какую цену на товар должна установить фирма для того, чтобы выручка от его реализации была наибольшей.

1.3. Функции спроса и предложения.

Спрос и кривая спроса. Виды спроса на определённый товар. Область определения и область значений функции спроса. Зависимость объёма спроса от цены.

Предложение и кривая предложения. Область определения и область значений. Зависимость цены за единицу товара от объёма спроса.

Исследование графиков функций спроса и предложения некоторого товара.

2. Уравнения, неравенства и их системы для рыночных отношений (2 ч.).

2.1. Спрос, предложение и рыночное равновесие.

Спрос, закон спроса. Предложение, закон предложения. Рыночное равновесие. Механизм установления равновесия. Влияние изменения спроса для рынка. Действие внешних сил на рыночное равновесие. Дефицит и изобилие. Выигрыш производителя. Эластичность спроса и предложения.

2.2. Нахождение рыночного равновесия.

Решение задач на установление рыночного равновесия, используя графическую интерпретацию. Решение задач, сводящихся к решению линейных, и некоторых нелинейных уравнении и систем уравнений. Исследование систем уравнений (объёма выпуска, его стоимости). Динамика равновесия при изменении условий; рынок отдельных продуктов.

3. Экономика в области действительных чисел (2 ч.).

3.1. Рентабельность и вычисление налогов на прибыль.

Понятие рентабельности. Прибыль и её формы в экономике. Прибыль, облагаемая налогом. Себестоимость производства. Налог на прибыль. Составление сметы. Исчисление налогов с населения.

3.2. Производительность труда.

Производительность труда - показатель эффективности производства. Определение. Изменения производительности труда, проведение расчётов в зависимости от конкретного случая.

4. Проценты и математические прогрессии в банковском деле (4 ч.).

4.1. Простые проценты и арифметическая прогрессия.

Банк. Вклады. Кредит. Заёмщик. Простые проценты. Формулы простых процентов. Коэффициент наращения простых процентов. Расчеты банка с вкладчиком и заёмщика с банком (вклада под простые проценты через несколько лет). Деловая игра «Мой счёт в банке».

4.2. Ежегодное начисление сложных процентов.

Начальный вклад, годовая ставка, срок хранения. Окончательная величина. Изменение количества денег на счёте вкладчика в зависимости от числа лет, которые вклад находился в банке.

4.3. Многократное начисление процентов в течение года. Число е.

Изменение счёта вкладчика, при начислении процента несколько раз в течение года. Выплата 100% годовых. Догадка хитрого вкладчика (начисление % на вклад через полугодие). Многократное начисление % в течение одного года. Число е. Расчёт денег на счёте, если % - ная ставка отлична от 100%.

4.4. Выбор банком годовой процентной ставки.

Неравенство Бернулли. Годовые и полугодовые ставки банка. Расчёты для банка, которые необходимы для того, чтобы не было не запланированных расходов.

5. Платежи (3 ч).

5.1. Современная стоимость платежей.

Современная стоимость платежа. Платежи в конце года. Примеры и задачи. Определение сегодняшней стоимости потока платежей.

5.2. Бессрочная рента и сумма бесконечно убывающей геометрической прогрессии. Определение ренты. Бессрочная рента, как бесконечный поток платежей. Геометрическая прогрессия. Сегодняшняя стоимость бессрочной ренты.

5.3. Задачи о «проедании» вклада.

6. Расчёты заёмщика с банком. (3 ч.)

6.1. Банки и предприятия.

Способы расчёта банка с вкладчиками. Кредиты (ссуды, займы), выдаваемые на конкретный срок. Различные способы расчёта заёмщика с банком за взятые кредиты.

6.2. Равномерные выплаты банку.

Величина кредита, выданного банком заёмщику. Годовая ставка банка. Срок кредита. Промежуток между выплатами. Равномерная выплата. Определение величины равных платежей и дохода банка.

6.3. Деловая игра «Мой первый кредит».

7. Научно-практическая конференция (Защита рефератов) (1 ч.)
























Учебно- тематическое планирование


п/п

Название разделов и тем

Количество часов

Всего

Теор.ч

Практ.ч

1

Функции, их свойства и графики, квадратный трёхчлен

3

1

2

2

Уравнения, неравенства и их системы для рыночных отношений

2

1

1

3

Экономика в области действительных чисел

2

1

1

4

Проценты

4

2

2

5

Платежи

3

1

2

6

Расчёты заёмщика с банком.

3

1

2

7

Научно - практическая конференция. (Защита рефератов.)

1

1








Литература

  1. Борисов Е. Ф. Экономическая теория. Учебник. − М.: Юрайт. 2001.−384с.

  2. Бегенин В., Крюкова Л. Процентные вычисления в финансах/Журнал «Экономика в школе ». №4/2001г. −20-29 с.

  3. Вагина Е.В. Россия предпринимательская глазами детей. Экономическая игра «Альтернатива»/Журнал «Экономика в школе». №2/2003 г.−93-98 с.

  4. Ермакова И., Протасевич Т. Начала экономики/Школьный экономический журнал. №№6-7/1998. -69-78 с


Интернет ресурсы:

e-biblio.ru/book/bib/05_finansy/fin_matematika/posob/docs/piece001.htm

e-biblio.ru/book/bib/05_finansy/fin_matematika/posob/docs/piece005.htm





КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

На второе полугодие 2014- 2015 учебного года

по элективному курсу «Финансовая математика»

Класс: 9

Учитель: Ерёмина Татьяна Васильевна

Количество часов: всего: 18 час.; в неделю: 1 час.


п/п



Тема урока

Кол-во

часов

Дата проведения урока



Виды и формы

контроля



Требования к уровню усвоения программы

планируемая

фактическая


Функции, их свойства и графики, квадратный трёхчлен.

3




1

Понятие Функции в экономике.

1

15.01.2015


Проверка конспекта

-знать понятие функции в экономике.

-знать основные виды функций экономических процессов

2

Линейная, квадратичная и дробно-рациональная функции

1

22.01.2015


Самостоятельное решение задач

-знать как рассчитать цену на товар, чтобы выручка от его реализации была наибольшей.


3

Функции спроса и предложения

1

29.01.2015


Проверка конспекта

-уметь определять зависимость объёма спроса от цены.

-уметь исследовать графики функций спроса и предложения некоторого товара.




Уравнения, неравенства и их системы для рыночных отношений


2





4

Спрос, предложение и рыночное равновесие

1

05.02.2015


Проверка конспекта Самостоятельное решение задач


-знать понятия «дефицит» и «изобилие»

-знать механизм установления рыночного равновесия



п/п




Тема урока


Кол-во

часов




Виды и формы

контроля

Требования к уровню усвоения программы


фактическая

5

Нахождение рыночного равновесия.

Решение задач на установление рыночного равновесия

1

12.02.2015


Самостоятельное решение задач

-уметь решать задачи на установление рыночного равновесия

-уметь решать задачи, сводящихся к решению линейных, и некоторых нелинейных уравнении


Экономика в области действительных чисел

2





6

Рентабельность и вычисление налогов на прибыль

1

19.02.2015


Проверка конспекта

Самостоятельное решение задач

-знать понятие рентабельности, прибыли и её форм в экономике

-уметь вычислять налог на прибыль, составлять сметы

7

Производительность труда


1

26.02.2015


Проверка конспекта

-знать понятие производительности труда

-уметь проводить расчёты в зависимости от изменения производительности труда


Проценты

4




8

Простые % и арифметическая прогрессия

1

05.03.2015


Самостоятельное решение задач

-знать формулы простых процентов, коэффициент наращения простых процентов

-уметь проводить расчеты банка с вкладчиком и заёмщика с банком

9

Ежегодное начисление сложных %.

1

12.03.2015


Самостоятельное решение задач

-уметь рассчитывать зменение количества денег на счёте вкладчика в зависимости от числа лет, которые вклад находился в банке

10

Многократное начисление % в течение одного года. Число е

1

19.03.2015


Самостоятельное решение задач

-уметь рассчитывать денеги на счёте, если % - ная ставка отлична от 100%.


п/п



Тема урока


Кол-во

часов


Виды и формы

контроля

Требования к уровню усвоения программы


фактическая

11

Выбор банком годовой процентной ставки.Неравенство Бернулли

1

02.04.2015


Самостоятельное решение задач

-знать неравенство Бернулли

-уметь выбирать оптимальный способ погашения кредита и форму кредита;

-уметь сравнивать прибыльность

12

Современная стоимость потока платежей

1

09.04.2015


Проверка конспекта

-уметь определять сегодняшней стоимости потока платежей

13

Бессрочная рента и сумма бесконечно убывающей геометрической прогрессии

1

16.04.2015


Проверка конспекта

Самостоятельное решение задач

-знать определение ренты

-уметь определять стоимость бессрочной ренты

14

Задачи о «проедании» вклада

1

23.04.2015


Самостоятельное решение задач

-уметь решать задачи о «проедании» вклада


Расчёты заёмщика с банком.

3




15

Банки и предприятие (активность)

1

30.04.2015


Проверка конспекта

-знать определения «кредит», «ссуда», «займ»

-знать различные способы расчёта заёмщика с банком за взятые кредиты

16

Равномерные выплаты банку.

1

07.05.2015


Самостоятельное решение задач

-уметь рассчитывать величину и срок кредита, выданного банком заёмщику, промежуток между выплатами

17

Деловая игра «Мой первый кредит»

1

14.05.2015


Самостоятельное решение задач

-уметь выбирать оптимальный способ погашения кредита и форму кредита

18

Научно - практическая конференция. (Защита рефератов.)

1

21.05.2015


Защита рефератов

- уметь защищать свою точку зрения с применением изученных правил, фактов

-уметь объяснять свои действий, выступать перед публикой


© 2010-2022