- Преподавателю
- Математика
- Рабочая программа элективного курса Финансовая математика
Рабочая программа элективного курса Финансовая математика
Раздел | Математика |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Ерёмина Т.В. |
Дата | 03.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
УТВЕРЖДАЮ
Директор
МБОУ «Новопокровская СОШ»
___________Н.И.Климачёва
Приказ №
от«_____»_____________20_ г.
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
___________________________
«_____»______________20_ г.
РАССМОТРЕНО
на заседании ШМО
Руководитель
____________________
протокол №____от_______20__ г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Элективного курса по математике
«Финансовая математика»
для 9 класса
на 2014-2015 учебный год
Составила: учитель математики
Ерёмина Татьяна Васильевна
2014-2015 учебный год
Пояснительная записка
Математика уже давно стала, основным аппаратом физики и техники. Математические методы исследования все настойчивее проникают в такие науки, как химия, биология, геология, лингвистика, педагогика, генетика, медицина, право, археология и особенно, экономика. Поэтому на многих, в том числе и гуманитарных факультетах университетов, во всех технических вузах поступающие сдают экзамены по математике.
Таким образом, знания данной науки позволяют лучше ориентироваться в информационном обществе и идти в ногу со временем научно-технического прогресса.
Однако настоящее время требует применения математического аппарата для особых отношений сложившихся в современном обществе - это рыночных отношений, которые выдвигают к индивидууму такие требования, как высокий профессионализм, предприимчивость, способность чётко ориентироваться в сложных ситуациях, быстро принимать решения.
С рыночной экономикой, с её законами и возможностями учащиеся очень мало знакомы. Однако экономические термины ежедневно звучат по средствам массовой информации и непосредственно касаются каждого школьника. Возникшее противоречие требует разрешения, которое можно осуществить с помощью элективного профиля.
Элективный курс «Финансовая математика» предназначен для учащихся 9 классов, интересующихся математикой и экономикой. Программа курса в своей основе содержит модульный принцип, при котором к большинству тем программы по математике конструируется экономический модуль, то есть те вопросы экономики, в которых используется изучаемый материал.
Данная программа способствует расширению математических знаний и экономических приложений, которые рассматриваются в математике.
Содержание курса дополняет некоторые темы школьной программы, где экономические понятия рассматриваются на конкретных примерах с математической точки зрения.
Таким образом, курс предоставляет учителю возможность использовать математику для изучения вопросов рыночной экономики; учащимся - обновить и обогатить запас своих знаний, а также, выработать умения и навыки, необходимые для адаптации и востребованности в обществе с рыночными отношениями.
Цели курса: - развивать интерес к предмету, интеллект, логику мышления; расширить знания учащихся в области экономики и математики; сформировать первоначальные навыки разрешения жизненных ситуаций экономического характера; показать необходимость математики как учебной дисциплины; профориентация.
Задачи курса:
- сформировать у учащихся понимание значимости экономики для развития современного общества;
- сформировать первоначальные представления о методах экономики, об организации деятельности в сфере экономики и банковского дела;
- познакомить учащихся с новыми терминами, дать им объяснение и учить правильно, использовать в своей речи;
- выработать навык успешного применения математического аппарата при разрешении экономических ситуаций;
- сформировать экономические знания для применения в практической деятельности, для выбора будущей профессии и для получения соответствующего образования;
- познакомить с профессиями в области экономики и банковского дела, их требованиями и особенностями;
- формировать чёткую, логически правильную речь.
Организация учебного процесса.
Программа элективного курса рассчитана на 18 ч.
Курс имеет практическую направленность. Формы занятий: деловые игры, защита рефератов, практикумы.
Отработка и закрепление знаний, умений и навыков достигается путем решения достаточного количества упражнений, соответствующих возрасту и уровню знаний учащихся.
Формирование навыков происходит через развитие умственной деятельности. Учащиеся разбирают, анализируют ситуации уже экономического характера; учатся замечать главное, выявлять общее и делать соответствующие выводы; учатся нестандартно мыслить, а также применять известные приемы в повседневной жизни; учатся самостоятельной познавательной деятельности.
Изучение каждой темы начинается с установочных занятий, где выделяется главное, затем определяются те задачи, с помощью которых отрабатываются необходимые знания, умения, навыки и, те, которые развивают учащихся, а также их интерес к изучаемому предмету.
При усвоении материала уделяется внимание развитию речи - это защита своей точки зрения по поводу конкретной экономической ситуации с применением изученных правил, фактов; объяснение своих действий; предложение вариативности решений; постановка чётких вопросов, выступление перед публикой.
Программа направлена также на развитие навыков организации простейшей предпринимательской деятельности.
Критерии эффективности изучения программы рекомендуется считать выработку чётких представлений о сути экономических явлений и их взаимосвязи, умений выражать суждения по экономическим вопросам, подтверждённые фактами, обретение опыта в анализе конкретных экономических ситуаций и формирование практических навыков принятия экономических решений, аналитически проверенных средствами математики.
В качестве итоговой формы контроля, подводящей изучение курса к логическому завершению, предлагается защита рефератов на научно-практической конференции.
Программа содержит список литературы по предложенным темам.
Требования к уровню усвоения учебного материала
В результате изучения программы элективного курса «Финансовая математика» учащиеся получат:
Знания:
- основы экономической теории, задачи и закономерности;
- основные категории экономики: товар, деньги, прибыль, финансы и т. д.;
- природу и суть экономических процессов;
- правила ведения персональной экономики;
- основы банковского дела: производительность труда, рентабельность, налоги, инфляция;
- внутренние и внешние тенденции нашей страны.
Умения:
- планировать собственный бюджет;
- рассчитывать заработную плату, налоги, кредиты;
- выбирать оптимальный способ погашения кредита и форму кредита;
- сравнивать прибыльность;
- работать с таблицами, графиками, анализировать полученные данные;
- объяснять, какой математический аппарат является основой для содержания конкретной экономической задачи или ситуации.
Навыки:
- решать основные задачи на вычисление прибыли, себестоимости, рентабельности, величины налога, простых и сложных процентов;
- принятия экономических решений в повседневной жизни;
- пользования услугами банков и различными платёжными средствами.
Содержание курса.
(1час в неделю, всего 18 часов)
1. Функции, их свойства и графики; квадратный трёхчлен (3 ч.).
1.1. Понятие функции в экономике.
Функция. Область определения и область значений. Способы задания функции. Основные виды функций экономических процессов.
1.2. Линейная, квадратичная и дробно-рациональная функции в экономике.
Линейная функция. Примеры в экономике. Квадратичная функция. Чем выше стоимость товара, тем меньше приобретают его. Дробно-линейная функция. Какую цену на товар должна установить фирма для того, чтобы выручка от его реализации была наибольшей.
1.3. Функции спроса и предложения.
Спрос и кривая спроса. Виды спроса на определённый товар. Область определения и область значений функции спроса. Зависимость объёма спроса от цены.
Предложение и кривая предложения. Область определения и область значений. Зависимость цены за единицу товара от объёма спроса.
Исследование графиков функций спроса и предложения некоторого товара.
2. Уравнения, неравенства и их системы для рыночных отношений (2 ч.).
2.1. Спрос, предложение и рыночное равновесие.
Спрос, закон спроса. Предложение, закон предложения. Рыночное равновесие. Механизм установления равновесия. Влияние изменения спроса для рынка. Действие внешних сил на рыночное равновесие. Дефицит и изобилие. Выигрыш производителя. Эластичность спроса и предложения.
2.2. Нахождение рыночного равновесия.
Решение задач на установление рыночного равновесия, используя графическую интерпретацию. Решение задач, сводящихся к решению линейных, и некоторых нелинейных уравнении и систем уравнений. Исследование систем уравнений (объёма выпуска, его стоимости). Динамика равновесия при изменении условий; рынок отдельных продуктов.
3. Экономика в области действительных чисел (2 ч.).
3.1. Рентабельность и вычисление налогов на прибыль.
Понятие рентабельности. Прибыль и её формы в экономике. Прибыль, облагаемая налогом. Себестоимость производства. Налог на прибыль. Составление сметы. Исчисление налогов с населения.
3.2. Производительность труда.
Производительность труда - показатель эффективности производства. Определение. Изменения производительности труда, проведение расчётов в зависимости от конкретного случая.
4. Проценты и математические прогрессии в банковском деле (4 ч.).
4.1. Простые проценты и арифметическая прогрессия.
Банк. Вклады. Кредит. Заёмщик. Простые проценты. Формулы простых процентов. Коэффициент наращения простых процентов. Расчеты банка с вкладчиком и заёмщика с банком (вклада под простые проценты через несколько лет). Деловая игра «Мой счёт в банке».
4.2. Ежегодное начисление сложных процентов.
Начальный вклад, годовая ставка, срок хранения. Окончательная величина. Изменение количества денег на счёте вкладчика в зависимости от числа лет, которые вклад находился в банке.
4.3. Многократное начисление процентов в течение года. Число е.
Изменение счёта вкладчика, при начислении процента несколько раз в течение года. Выплата 100% годовых. Догадка хитрого вкладчика (начисление % на вклад через полугодие). Многократное начисление % в течение одного года. Число е. Расчёт денег на счёте, если % - ная ставка отлична от 100%.
4.4. Выбор банком годовой процентной ставки.
Неравенство Бернулли. Годовые и полугодовые ставки банка. Расчёты для банка, которые необходимы для того, чтобы не было не запланированных расходов.
5. Платежи (3 ч).
5.1. Современная стоимость платежей.
Современная стоимость платежа. Платежи в конце года. Примеры и задачи. Определение сегодняшней стоимости потока платежей.
5.2. Бессрочная рента и сумма бесконечно убывающей геометрической прогрессии. Определение ренты. Бессрочная рента, как бесконечный поток платежей. Геометрическая прогрессия. Сегодняшняя стоимость бессрочной ренты.
5.3. Задачи о «проедании» вклада.
6. Расчёты заёмщика с банком. (3 ч.)
6.1. Банки и предприятия.
Способы расчёта банка с вкладчиками. Кредиты (ссуды, займы), выдаваемые на конкретный срок. Различные способы расчёта заёмщика с банком за взятые кредиты.
6.2. Равномерные выплаты банку.
Величина кредита, выданного банком заёмщику. Годовая ставка банка. Срок кредита. Промежуток между выплатами. Равномерная выплата. Определение величины равных платежей и дохода банка.
6.3. Деловая игра «Мой первый кредит».
7. Научно-практическая конференция (Защита рефератов) (1 ч.)
Учебно- тематическое планирование
№ п/п
Название разделов и тем
Количество часов
Всего
Теор.ч
Практ.ч
1
Функции, их свойства и графики, квадратный трёхчлен
3
1
2
2
Уравнения, неравенства и их системы для рыночных отношений
2
1
1
3
Экономика в области действительных чисел
2
1
1
4
Проценты
4
2
2
5
Платежи
3
1
2
6
Расчёты заёмщика с банком.
3
1
2
7
Научно - практическая конференция. (Защита рефератов.)
1
1
Литература
-
Борисов Е. Ф. Экономическая теория. Учебник. − М.: Юрайт. 2001.−384с.
-
Бегенин В., Крюкова Л. Процентные вычисления в финансах/Журнал «Экономика в школе ». №4/2001г. −20-29 с.
-
Вагина Е.В. Россия предпринимательская глазами детей. Экономическая игра «Альтернатива»/Журнал «Экономика в школе». №2/2003 г.−93-98 с.
-
Ермакова И., Протасевич Т. Начала экономики/Школьный экономический журнал. №№6-7/1998. -69-78 с
Интернет ресурсы:
e-biblio.ru/book/bib/05_finansy/fin_matematika/posob/docs/piece001.htm
e-biblio.ru/book/bib/05_finansy/fin_matematika/posob/docs/piece005.htm
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
На второе полугодие 2014- 2015 учебного года
по элективному курсу «Финансовая математика»
Класс: 9
Учитель: Ерёмина Татьяна Васильевна
Количество часов: всего: 18 час.; в неделю: 1 час.
№ п/п
Тема урока
Кол-во
часов
Дата проведения урока
Виды и формы
контроля
Требования к уровню усвоения программы
планируемая
фактическая
Функции, их свойства и графики, квадратный трёхчлен.
3
1
Понятие Функции в экономике.
1
15.01.2015
Проверка конспекта
-знать понятие функции в экономике.
-знать основные виды функций экономических процессов
2
Линейная, квадратичная и дробно-рациональная функции
1
22.01.2015
Самостоятельное решение задач
-знать как рассчитать цену на товар, чтобы выручка от его реализации была наибольшей.
3
Функции спроса и предложения
1
29.01.2015
Проверка конспекта
-уметь определять зависимость объёма спроса от цены.
-уметь исследовать графики функций спроса и предложения некоторого товара.
Уравнения, неравенства и их системы для рыночных отношений
2
4
Спрос, предложение и рыночное равновесие
1
05.02.2015
Проверка конспекта Самостоятельное решение задач
-знать понятия «дефицит» и «изобилие»
-знать механизм установления рыночного равновесия
№ п/п
Тема урока
Кол-во
часов
Виды и формы
контроля
Требования к уровню усвоения программы
фактическая
5
Нахождение рыночного равновесия.
Решение задач на установление рыночного равновесия
1
12.02.2015
Самостоятельное решение задач
-уметь решать задачи на установление рыночного равновесия
-уметь решать задачи, сводящихся к решению линейных, и некоторых нелинейных уравнении
Экономика в области действительных чисел
2
6
Рентабельность и вычисление налогов на прибыль
1
19.02.2015
Проверка конспекта
Самостоятельное решение задач
-знать понятие рентабельности, прибыли и её форм в экономике
-уметь вычислять налог на прибыль, составлять сметы
7
Производительность труда
1
26.02.2015
Проверка конспекта
-знать понятие производительности труда
-уметь проводить расчёты в зависимости от изменения производительности труда
Проценты
4
8
Простые % и арифметическая прогрессия
1
05.03.2015
Самостоятельное решение задач
-знать формулы простых процентов, коэффициент наращения простых процентов
-уметь проводить расчеты банка с вкладчиком и заёмщика с банком
9
Ежегодное начисление сложных %.
1
12.03.2015
Самостоятельное решение задач
-уметь рассчитывать зменение количества денег на счёте вкладчика в зависимости от числа лет, которые вклад находился в банке
10
Многократное начисление % в течение одного года. Число е
1
19.03.2015
Самостоятельное решение задач
-уметь рассчитывать денеги на счёте, если % - ная ставка отлична от 100%.
№ п/п
Тема урока
Кол-во
часов
Виды и формы
контроля
Требования к уровню усвоения программы
фактическая
11
Выбор банком годовой процентной ставки.Неравенство Бернулли
1
02.04.2015
Самостоятельное решение задач
-знать неравенство Бернулли
-уметь выбирать оптимальный способ погашения кредита и форму кредита;
-уметь сравнивать прибыльность
12
Современная стоимость потока платежей
1
09.04.2015
Проверка конспекта
-уметь определять сегодняшней стоимости потока платежей
13
Бессрочная рента и сумма бесконечно убывающей геометрической прогрессии
1
16.04.2015
Проверка конспекта
Самостоятельное решение задач
-знать определение ренты
-уметь определять стоимость бессрочной ренты
14
Задачи о «проедании» вклада
1
23.04.2015
Самостоятельное решение задач
-уметь решать задачи о «проедании» вклада
Расчёты заёмщика с банком.
3
15
Банки и предприятие (активность)
1
30.04.2015
Проверка конспекта
-знать определения «кредит», «ссуда», «займ»
-знать различные способы расчёта заёмщика с банком за взятые кредиты
16
Равномерные выплаты банку.
1
07.05.2015
Самостоятельное решение задач
-уметь рассчитывать величину и срок кредита, выданного банком заёмщику, промежуток между выплатами
17
Деловая игра «Мой первый кредит»
1
14.05.2015
Самостоятельное решение задач
-уметь выбирать оптимальный способ погашения кредита и форму кредита
18
Научно - практическая конференция. (Защита рефератов.)
1
21.05.2015
Защита рефератов
- уметь защищать свою точку зрения с применением изученных правил, фактов
-уметь объяснять свои действий, выступать перед публикой