Урок математики с использованием ЦОР по теме «Прямоугольник» в 8 классе

Цель урока: изучить свойства прямоугольника, как частного вида параллелограмма, научить учащихся применять данные свойства в процессе решения задач. Задачи урока: Образователные:повторить понятие прямоугольника, опираясь на полученные знания в курсе математики 1-6 классов; изучить свойства прямоугольника и признак прямоугольника; продолжить формирование навыков и умений; ·проконтролировать степень усвоения знаний. Воспитательные:формировать мировоззрение учащихся;формирование вычислительных навыков;формирование эстетических навыков при оформление записей построения чертежей;формирование качеств личности: трудолюбия, самостоятельности, ответственности за принятое решение, стремление к самореализации. Развивающие:совершенствование, развитие, углубление знаний, умений, навыков по данной теме урока; ·развитие познавательной активности и творческой деятельности;развитие речи и памятиразвитие мыслительной деятельности: умение анализировать, обобщать, сопоставлять. Тип урока: урок формирования знаний. Методы обучения: использование ЦОР, метод исследования, фронтальная беседа, фронтальный опрос. \Оборудование: компьютер, проектор, экран, карточки рефлексии  «Барометр настроения».
Раздел Математика
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок математики с использованием ЦОР по теме «Прямоугольник» в 8 классе.


Цель урока: изучить свойства прямоугольника, как частного вида параллелограмма, научить учащихся применять данные свойства в процессе решения задач.

Задачи урока:

Образовательные:

  • повторить понятие прямоугольника, опираясь на полученные знания в курсе математики 1-6 классов;

  • изучить свойства прямоугольника и признак прямоугольника;

  • продолжить формирование навыков и умений;

  • проконтролировать степень усвоения знаний.

Воспитательные:

  • формировать мировоззрение учащихся;

  • формирование вычислительных навыков;

  • формирование эстетических навыков при оформление записей построения чертежей;

  • формирование качеств личности: трудолюбия, самостоятельности, ответственности за принятое решение, стремление к самореализации.

Развивающие:

  • совершенствование, развитие, углубление знаний, умений, навыков по данной теме урока;

  • развитие познавательной активности и творческой деятельности;

  • развитие речи и памяти;

  • развитие мыслительной деятельности: умение анализировать, обобщать, сопоставлять.

Тип урока: урок формирования знаний.

Методы обучения: использование ЦОР, метод исследования, фронтальная беседа, фронтальный опрос.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, карточки рефлексии «Барометр настроения».

Ход урока.

I. Организационный этап.

Учитель сообщает цель урока, тему урока. Карточки рефлексии « Барометр настроения»

(обучающиеся сигнализируют о своем эмоциональном настроении с помощью карточки со стилизованными рисунками).

II. Актуализация знаний.

Проверка домашнего задания.

Проверить решение домашнего задания №395, №397 (б). Два ученика оформляют решение задач на доске (учащиеся, работающие у доски, рассказывают ход решения задачи).

Фронтальный опрос со всеми учащимися класса.

Использование ЦОР:

Параллелограмм и его свойства (№185135)

Решение задач по готовым чертежам.

Фронтальная работа с классом (устно). Такая работа проводится с целью подготовки учащихся к восприятию нового материала.

1. Найдите углы выпуклого четырехугольника, если их градусные меры пропорциональны числам 1, 2, 3, 4.

2. (На переносной доске заранее изготовлен чертеж)

Урок математики с использованием ЦОР по теме «Прямоугольник» в 8 классе

В

С

Урок математики с использованием ЦОР по теме «Прямоугольник» в 8 классеУрок математики с использованием ЦОР по теме «Прямоугольник» в 8 классе

M

Урок математики с использованием ЦОР по теме «Прямоугольник» в 8 классеУрок математики с использованием ЦОР по теме «Прямоугольник» в 8 классеУрок математики с использованием ЦОР по теме «Прямоугольник» в 8 классе

А

D

N


Докажите, что расстояние АМ и CN от вершин А и С параллелограмма АВСD до прямой BD равны.

3. Найдите углы параллелограмма ABCD, если угол А в три раза больше угла В.

III. Изучение нового материала.

Введение понятия прямоугольник.

Учащиеся знакомы с понятием прямоугольник с начальной школы, поэтому вводится понятие прямоугольника в процессе ответов на вопросы (фронтальная беседа).

Учитель задает вопросы:

- Какой четырехугольник называется прямоугольником?

- Можно ли утверждать, что прямоугольник - это параллелограмм? Почему?

- Чем отличается параллелограмм от прямоугольника?

- Закончите предложение: «Прямоугольник - это параллелограмм … (у которого все углы прямые).

Использование ЦОР:

Прямоугольник (пункт 1) (№185055). На основании ЦОР учащиеся делают чертежи и записи в тетради.

Свойства прямоугольника.

Так как прямоугольник является параллелограммом, то он обладает всеми свойства параллелограмма.

1. В прямоугольнике противоположные стороны равны;

2. Диагонали точкой пересечения делятся пополам (см. Прямоугольник (пункт 1) (№185055)).

Рассмотрим особое свойство прямоугольника. Учитель предлагает ученикам разбиться по группам для исследования.

- Исследуйте стороны, углы и диагонали прямоугольника и заполните таблицу. (Таблица выдается каждой группе).

Параллелограмм

Прямоугольник

Стороны

1

2

1

2

Углы

1

2

1

2

3

Диагональ

1

1

2

Формулируется особое свойство прямоугольника.

Использование ЦОР:

Прямоугольник (пункт 2) (№185055).

На основании ЦОР учащиеся в тетрадях делают чертеж и приводят доказательство теоремы.

Признак прямоугольника.

Рассмотрим признак прямоугольника. Учитель предлагает выбрать верные утверждения (учащимся дается 2-3 минуты на обдумывание и обсуждение вариантов ответов).

- Как определить, является ли данный параллелограмм прямоугольником? (Ответ обоснуйте);

- Если в четырехугольнике диагонали равны и делятся точкой пересечения пополам, то этот четырехугольник - прямоугольник?

- Если в четырехугольнике противоположные стороны параллельны, а все его углы прямые, то этот четырехугольник - прямоугольник?

- Если в четырехугольнике диагонали равны, то этот четырехугольник - прямоугольник?

- Если в параллелограмме два угла прямых, то этот параллелограмм - прямоугольник?

- Если в четырехугольнике два прямых угла и две стороны равны, то этот четырехугольник - прямоугольник?

- Если в четырехугольнике диагонали равны, а один угол прямой, то этот четырехугольник - прямоугольник?

Использование ЦОР:

Прямоугольник (пункт 3) (№185055).

На основании ЦОР учащиеся в тетрадях делают чертеж и приводят доказательство теоремы.

IV. Физкультминутка.

Мы решали, мы решали.

Что-то очень мы устали.

Мы сейчас потопаем,

Ручками похлопаем.

Раз присядем,

Быстро встанем,

Улыбнемся. Тихо сядем.

V. Закрепление изученного материала.

Учитель предлагает учащимся решить задачу №401 (а) стр. 113.

Вопросы к задаче:

1. Биссектриса AH отсекает от прямоугольника треугольник АВН. Что Вы можете сказать об этом треугольнике?

2. Сколько решений имеет задача?

Урок математики с использованием ЦОР по теме «Прямоугольник» в 8 классеУрок математики с использованием ЦОР по теме «Прямоугольник» в 8 классе

А

В

Н

С

D


Дано: ABCD - прямоугольник.

АН - биссектриса ےА.

ВН = 45,6 см.

НС = 7, 85 см.

Найти: Р ABCD.

Решение.

Так как АН - биссектриса ےА, то ےВАН = ےHAD = 45° (т.к. ےА = 90 °, получим ∆АВН прямоугольный. ےАНВ = 90 ° - ےВАН = 45 °. Тогда ∆АВН - равнобедренный, значит АВ = АН.

Возможны два случая:

а) ВН = 45,6 см, НС = 7,85 см, ВС = ВН + НС = 45,6 + 7,85 = 53,45 (см).

АВ = ВН = 45,6 см

РABCD= 2 (53,45+45,6) = 198,1 (см).

б) НВ = 7,85 см, НС = 45,6 см, АВ = ВН = 7,85 см.

ВС = ВН + НС = 45,6 + 7,85 = 53,45 (см)

РABCD= 2 (53,45 + 7,85) = 122,6 (см)

Ответ: 198, 1 см. или 122,6 см.

Решить задачу №403 стр. 113.

Использование ЦОР:

У доски решает один ученик, остальные делают записи в тетради.

Прямоугольник (№185054).

Решение.

∆ АСD - прямоугольный треугольник. В нем ےCAD = 30°, АС = 12 см. Значит CD = АС/2 = 6 см. Тогда АВ = CD = 6 см. ВО = ОА = 6 см.

РАОВ = АО + ВО + АВ = 18 см.

Ответ: 18 см.

V I. Домашнее задание.

П. 45, №399, 401 (б), 404.

Дополнительная задача (на экране проектора).

Через середину диагонали КМ прямоугольника KLMN перпендикулярно этой диагонали проведена прямая, пересекающая стороны KL и MN в точках А и В соответственно. Известно, что АВ = ВМ = 6 см. Найти большую сторону прямоугольника.

VI I. Проверка знаний учащихся. Подведение итогов. Рефлексия.

Проводится фронтальный опрос.

Использование ЦОР:

Прямоугольник. Практикум (№185148).

Свойства и признак прямоугольника (№185056).

Подведение итогов урока, выставление оценок. Рефлексия.

На уроке мы узнали…….

Мы смогли…….

У нас не получилось……

Мне было ……..

Я с удовольствием буду выполнять ……

Мое настроение к концу урока не испортилось, оно такое же, как и в начале урока. А какое у вас настроение? Поднимите карточки «Барометр настроения».

Спасибо вам за урок.

Источники информации:

1. Атанасян Л. С., Бутузов В. Ф. «Геометрия 7-9» М.: «Просвещение», 2009.

2. Атанасян Л. С. «Изучение геометрии в 7-9 классах: методические рекомендации для учителя» М.: «Просвещение», 2008.

3. Афансьева Т. Л., Тапиоина Л. А. «Поурочные планы по учебнику геометрии 8 класс» Волгоград: «Учитель», 2006.

4. Гаврилова Н. Ф. «Поурочные разработки по геометрии 8 класс» М.: ВАКО, 2010.

5. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. Геометрия, 8 класс.

Параллелограмм и его свойства (№185135).

Прямоугольник (пункты 1, 2, 3) (№185055).

Прямоугольник (№185054).

Прямоугольник. Практикум (№185148).

Свойства и признак прямоугольника (№185056).

6. Саакян С. М., Бутузов Е. Ф. «Изучение геометрии в 7-9 классах: методические рекомендации к учебнику. Книга для учителя» М.: «Просвещение», 2003.


© 2010-2022