- Преподавателю
- Математика
- Элективный курс Экономическая математика
Элективный курс Экономическая математика
Раздел | Математика |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Васильева Г.Г. |
Дата | 03.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА В 9 КЛАССЕ
«ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МАТЕМАТИКА»
Составила: учитель математики
МБОУ ООШ №18
Васильева Галина Гурьевна
г. Набережные Челны
2013
I. Пояснительная записка.
Необходимость профессиональной ориентации учащихся на выбор профиля дальнейшего образования стала причиной создания двух направлений в 9 классах. В классе с углубленным изучением экономики часто возникают проблемы практического характера, когда необходимо применить математические знания к решению экономических задач. Также, нуждаются в знаниях экономики или, хотя бы, знакомстве с некоторыми ее законами, т.к. в дальнейшем все учебные заведения, так или иначе, касаются этого вопроса.
Современная экономическая наука характеризуется широким спектром математики, как общекультурной ценностью человечества, являющейся инструментом познания окружающего мира и самого себя.
Ориентация на социально-экономические профессии требует экономического мышления, в немалой степени, основанного на специальных математических методах. Доход, прибыль, налог, рентабельность - это все цифры, и без хорошей математики здесь не обойтись: чем правильнее расчет, тем прибыльнее результат. Поэтому математика выступает в качестве предмета, с помощью которого предприниматель может выбрать оптимальный вариант действий из всех возможных.
Данный курс позволяет учащимся изучить эти методы, научиться применять их к решению экономических задач, а главное, предусматривает развитие математических способностей, ориентацию на профессии, а также выбору профиля дальнейшего обучения.
К тому же, единый государственный экзамен, в котором имеются текстовые задачи и экономического содержания, показывает, что далеко не все учащиеся справляются с ними, а времени на уроках часто не хватает для качественного усвоения темы.
Курс «Экономическая математика» поддерживает изучение основного курса математики, направлен на систематизацию знаний, реализацию межпредметных связей, он поможет учащимся определиться с профильной дифференциацией перед поступлением с учреждения профильного образования, в высшие учебные заведения.
Цели курса:
-
Обеспечение математической подготовки учащихся к изучению математических моделей экономики.
-
Овладение экономико-математическими методами в изучении экономики.
-
Формирование у школьников целостной картины взаимосвязи экономической науки, бизнеса и математики.
-
Формирование средствами математики направленности личности в профильной дифференциации, ее профессиональных интересов.
Задачи курса:
-
Сформировать у учащихся понятия об экономико-математических методах.
-
Научить применять математические методы к решению задач экономического содержания.
-
Овладеть навыками анализа и систематизации полученных ранее знаний в результате их применения в незнакомой ситуации.
-
Способствовать интеграции знаний учащихся по математике и экономике.
В организации учебного процесса обучения в рамках курса «Экономическая математика» используются две взаимосвязанные и взаимодополняющие формы: урочная форма и внеурочная форма, в которой учащиеся дома выполняют практические задания творческого характера для самостоятельного решения.
Текущий контроль усвоения материала осуществляется по результатам выполнения учащимися практических заданий на уроках и дома, а также, при оценивании двух зачетных контрольных работ.
Предполагаемые результаты
Изучение данного курса дает возможность учащимся:
-
изучить математические методы решения задач экономического содержания;
-
овладение умениями и навыками решения задач с помощью экономико-математических методов;
-
овладение техникой построения графических моделей при решении задач;
-
освоить основные приемы решения задач на свойствах функций;
-
освоить основные методы решения комбинаторных задач и задач теории вероятностей;
-
повысить уровень математической культуры, творческого развития, познавательной активности.
II. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ уроков
Содержание учебного материала
Количество часов
Примерные сроки изучения
Тема 1. Функции, их свойства, графики, используемые в экономике
7
1
Математические модели в экономике
1
2
Экономико-математические методы в решении задач
1
3-4
Графические модели в экономике
2
5
Функции спроса и предложения
1
6-7
Кривые прибыли, затрат, средних издержек
2
Тема 2. Рыночное равновесие. Уравнения, неравенства и их системы в задачах экономического содержания
7
8
Рыночное равновесие
1
9
Динамика равновесия при изменении условий
1
10
Рынок отдельных продуктов
1
11
Решение задач экономического содержания на рыночное равновесие
1
12-14
Исследование систем уравнений, зависящих от параметров (объема выпуска, его стоимости)
3
15
Контрольная работа № 1
1
Тема 3. Максимумы и минимумы в экономических задачах
2
16
Экстремальные задачи в экономике
1
17
Решение экстремальных задач в экономике
1
Тема 4. Банковские задачи
8
18-19
Расчеты на ценные вклады, государственные краткосрочные облигации
2
20
Расчеты банка с вкладчиком и заемщика с банком
1
21
Деятельность системы банков
1
22-23
Мультипликаторы. Дисконтирование
2
24
Решение задач на стратегию ликвидности, доходности
1
25
Решение задач на тему, что значит жить на проценты
1
Тема 4. Элементы комбинаторики и теории вероятности
4
26-27
Понятие о вероятностных моделях в экономике .
2
28-29
Вычисление вероятностных моделей в классической схеме испытаний
2
Тема 5. Сетевые графики
4
30-31
Прикладные задачи и сетевые графики
2
32-33
Сетевые графики в экономике
2
34
Контрольная работа № 2
1
ЛИТЕРАТУРА
-
Бутузов В.Ф., Калягин Ю.М. и др. Математика. Учебник для экономистов. 9 классы. - М.: Синтаксис-пресс, 2006.
-
Симонов А.С. Экономика на уроках математики. - М.: Школа-пресс, 2009.
-
Абчук В.А. Экономико-математические методы: Элементарная математики и логика. Методы исследования операций. - СПб.: Союз, 2009.
-
Математика в школе. - № 5, 2008; № 34, 2003; № 8, 2002.
-
Замков О.О. и др. Математические методы в экономике. - М.: Дело и сервис, 2004.
-
Баврин И.И. Начала анализа и математические модели в естествознании и экономике. - М.: Просвещение, 2008.
-
Бродский И.Л., Видус А.М., Коротаев А.Б. Сборник текстовых задач по математике для профильных классов. 7-11 классы. - М.: АРКТИ, 2004.
-
Воронина Г.А. Элективные курсы: алгоритмы создания, примеры программ: практическое руководство для учителя. - М.: Айрис-пресс, 2006.