Элективный курс Экономическая математика

Раздел Математика
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:









ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА В 9 КЛАССЕ


«ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МАТЕМАТИКА»















Составила: учитель математики

МБОУ ООШ №18

Васильева Галина Гурьевна















г. Набережные Челны

2013


I. Пояснительная записка.


Необходимость профессиональной ориентации учащихся на выбор профиля дальнейшего образования стала причиной создания двух направлений в 9 классах. В классе с углубленным изучением экономики часто возникают проблемы практического характера, когда необходимо применить математические знания к решению экономических задач. Также, нуждаются в знаниях экономики или, хотя бы, знакомстве с некоторыми ее законами, т.к. в дальнейшем все учебные заведения, так или иначе, касаются этого вопроса.

Современная экономическая наука характеризуется широким спектром математики, как общекультурной ценностью человечества, являющейся инструментом познания окружающего мира и самого себя.

Ориентация на социально-экономические профессии требует экономического мышления, в немалой степени, основанного на специальных математических методах. Доход, прибыль, налог, рентабельность - это все цифры, и без хорошей математики здесь не обойтись: чем правильнее расчет, тем прибыльнее результат. Поэтому математика выступает в качестве предмета, с помощью которого предприниматель может выбрать оптимальный вариант действий из всех возможных.

Данный курс позволяет учащимся изучить эти методы, научиться применять их к решению экономических задач, а главное, предусматривает развитие математических способностей, ориентацию на профессии, а также выбору профиля дальнейшего обучения.

К тому же, единый государственный экзамен, в котором имеются текстовые задачи и экономического содержания, показывает, что далеко не все учащиеся справляются с ними, а времени на уроках часто не хватает для качественного усвоения темы.

Курс «Экономическая математика» поддерживает изучение основного курса математики, направлен на систематизацию знаний, реализацию межпредметных связей, он поможет учащимся определиться с профильной дифференциацией перед поступлением с учреждения профильного образования, в высшие учебные заведения.

Цели курса:

  1. Обеспечение математической подготовки учащихся к изучению математических моделей экономики.

  2. Овладение экономико-математическими методами в изучении экономики.

  3. Формирование у школьников целостной картины взаимосвязи экономической науки, бизнеса и математики.

  4. Формирование средствами математики направленности личности в профильной дифференциации, ее профессиональных интересов.

Задачи курса:

  1. Сформировать у учащихся понятия об экономико-математических методах.

  2. Научить применять математические методы к решению задач экономического содержания.

  3. Овладеть навыками анализа и систематизации полученных ранее знаний в результате их применения в незнакомой ситуации.

  4. Способствовать интеграции знаний учащихся по математике и экономике.

В организации учебного процесса обучения в рамках курса «Экономическая математика» используются две взаимосвязанные и взаимодополняющие формы: урочная форма и внеурочная форма, в которой учащиеся дома выполняют практические задания творческого характера для самостоятельного решения.

Текущий контроль усвоения материала осуществляется по результатам выполнения учащимися практических заданий на уроках и дома, а также, при оценивании двух зачетных контрольных работ.

Предполагаемые результаты

Изучение данного курса дает возможность учащимся:

  • изучить математические методы решения задач экономического содержания;

  • овладение умениями и навыками решения задач с помощью экономико-математических методов;

  • овладение техникой построения графических моделей при решении задач;

  • освоить основные приемы решения задач на свойствах функций;

  • освоить основные методы решения комбинаторных задач и задач теории вероятностей;

  • повысить уровень математической культуры, творческого развития, познавательной активности.








II. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ уроков

Содержание учебного материала

Количество часов

Примерные сроки изучения


Тема 1. Функции, их свойства, графики, используемые в экономике

7


1

Математические модели в экономике

1


2

Экономико-математические методы в решении задач

1


3-4

Графические модели в экономике

2


5

Функции спроса и предложения

1


6-7

Кривые прибыли, затрат, средних издержек

2



Тема 2. Рыночное равновесие. Уравнения, неравенства и их системы в задачах экономического содержания

7


8

Рыночное равновесие

1


9

Динамика равновесия при изменении условий

1


10

Рынок отдельных продуктов

1


11

Решение задач экономического содержания на рыночное равновесие

1


12-14

Исследование систем уравнений, зависящих от параметров (объема выпуска, его стоимости)

3


15

Контрольная работа № 1

1



Тема 3. Максимумы и минимумы в экономических задачах

2


16

Экстремальные задачи в экономике

1


17

Решение экстремальных задач в экономике

1



Тема 4. Банковские задачи

8


18-19

Расчеты на ценные вклады, государственные краткосрочные облигации

2


20

Расчеты банка с вкладчиком и заемщика с банком

1


21

Деятельность системы банков

1


22-23

Мультипликаторы. Дисконтирование

2


24

Решение задач на стратегию ликвидности, доходности

1


25

Решение задач на тему, что значит жить на проценты

1






Тема 4. Элементы комбинаторики и теории вероятности

4


26-27

Понятие о вероятностных моделях в экономике .

2


28-29

Вычисление вероятностных моделей в классической схеме испытаний

2



Тема 5. Сетевые графики

4


30-31

Прикладные задачи и сетевые графики

2


32-33

Сетевые графики в экономике

2


34

Контрольная работа № 2

1





























ЛИТЕРАТУРА


  1. Бутузов В.Ф., Калягин Ю.М. и др. Математика. Учебник для экономистов. 9 классы. - М.: Синтаксис-пресс, 2006.

  2. Симонов А.С. Экономика на уроках математики. - М.: Школа-пресс, 2009.

  3. Абчук В.А. Экономико-математические методы: Элементарная математики и логика. Методы исследования операций. - СПб.: Союз, 2009.

  4. Математика в школе. - № 5, 2008; № 34, 2003; № 8, 2002.

  5. Замков О.О. и др. Математические методы в экономике. - М.: Дело и сервис, 2004.

  6. Баврин И.И. Начала анализа и математические модели в естествознании и экономике. - М.: Просвещение, 2008.

  7. Бродский И.Л., Видус А.М., Коротаев А.Б. Сборник текстовых задач по математике для профильных классов. 7-11 классы. - М.: АРКТИ, 2004.

  8. Воронина Г.А. Элективные курсы: алгоритмы создания, примеры программ: практическое руководство для учителя. - М.: Айрис-пресс, 2006.


© 2010-2022