- Преподавателю
- Математика
- Рабочая программа курса по выбору в 9 классе Статистика в нашей жизни
Рабочая программа курса по выбору в 9 классе Статистика в нашей жизни
Раздел | Математика |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Ревкова О.А. |
Дата | 17.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка
Предлагаемый курс предназначен для предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов. Разработка программы данного курса обусловлена непродолжительным изучением темы «Элементы статистики и теории вероятностей» на первом этапе основной школы. Поэтому практика показывает, что задачи этого типа вызывают затруднения у учащихся и очень многие окончившие школу не имеют прочных навыков обращения со статистическими характеристиками.
Каждому человеку в своей жизни приходится читать информацию, представленную в виде таблиц, диаграмм, графиков, понимать вероятностный характер случайных событий. Поэтому наличие статистической культуры необходимо каждому человеку современного общества. Предлагаемый курс будет способствовать формированию умений работать с количественной информацией, представленной в различной форме, адаптации учащихся в современном мире. В основной школе представление о столбчатых и круговых диаграммах, графиках реальных процессов учащиеся получают, но умением работать со статистической информацией, решать задачи практического содержания, заданными диаграммами и графиками, не владеют. Данный курс направлен на развитие мышления учащихся средствами, как математики, так и той статистической информации, которая заложена в диаграммах и графиках.
Курс « Статистика в нашей жизни» представляется особенно актуальным, т.к. вооружает учащихся элементарными знаниями по статистике - науке, без которой затруднено восприятие научных знаний, восприятие и интерпретация разнообразной социальной, экономической, политической информации, малоэффективна современная практическая деятельность.
Цель программы: создание ориентационной и мотивационной основы у девятиклассников для осознанного выбора физико - математического профиля обучения в старшей школе, формирование представления о природе математических знаний , специфике математических методов, позволяющих применять их в различных отраслях человеческой деятельности , демонстрация практической значимости статистики в системе наук , обществе , производстве , повседневной жизни.
Задачи: - формирование элементарных навыков работы со статистическими характеристиками;
- формирование навыков по построению, чтению графиков, диаграмм, гистограмм.
- включение учащихся в поисковую деятельность как фактор личностного развития;
- развитие коммуникативных навыков в процессе практической и игровой деятельности.
Достичь этого предполагается путем ознакомления девятиклассников с одним из видов исследовательской деятельности - статистическим исследованием.
Общая характеристика учебного курса
Программа курса рассчитана на 34 часа и ориентирована на школьников, интересующихся вопросами статистики, желающих расширить и углубить свои знания по математике, а также познакомиться с применением логических рассуждений в различных ситуациях. По своему содержанию она соответствует познавательным возможностям девятиклассников.
Содержание курса - это серия исследовательских задач, включающих в себя анализ информационных источников, выдвижение гипотез, построение математической модели ситуации. Кроме этого курс предполагает развитие коммуникативных умений, сотрудничество в группах, культуры ведения дискуссии, презентация результатов. Все задачи курса разбиты на блоки: «Для будущих экономистов», «Для будущих экологов»,«Математическая статистика в жизни класса»,«Статистика в психологии» и т. д. Целесообразно организовать консультации не только учителем, ведущим курс, но и другими педагогами и специалистами, работающими в школе.
Курс является открытым, в него можно добавить новые фрагменты, развивать тематику или заменять какие-либо сюжеты другими. Главное, чтобы они были небольшими по объему, интересными для учащихся, соответствовали их возможностям.
Предлагаемые задачи имеют нестандартную постановку, побуждающих учеников к решению, решаются на основе знаний по математике, полученных в общеобразовательной школе до 9 класса.
Теоретические факты и задачи элективного курса не вызовут у учащихся трудностей, поскольку они не содержат громоздких выкладок и отражают жизненные ситуации. При направляющей роли учителя учащиеся смогут самостоятельно решать и составлять задачи.
Так как программа предполагает решение исследовательских задач, в ней сведена к минимуму лекционная часть. Учитывая возрастные особенности девятиклассников, обучение проводится в форме лекционно-практических занятий, на которых теоретический материал вводится по мере надобности, а не концентрируется на одном- двух уроках.
Важная особенность предлагаемой программы заключается в том, что ее можно рассматривать как своего рода универсальной программой, которую можно предложить слушателям разных профилей.
Организация работы учащихся на занятиях должна отличаться от традиционной: школьникам необходимо давать время на размышление, учить выдвигать гипотезы, рассуждать.
Содержание данного элективного курса предполагает разные виды учебно-познавательной деятельности учащихся, в том числе:
- анализ статистических материалов;
- составление диаграмм, графиков, гистограмм и комментарии к ним;
- подготовка устных сообщений с использованием различных источников информации, в том числе литературных источников, материалов периодической печати и информационных ресурсов интернета;
- использование интернет - технологий;
- защита исследовательской работы.
Учебно-познавательная деятельность учащихся может быть индивидуальной и групповой.
Содержание элективного курса предлагает учащимся следующие возможности самоопределения, как например, выбор:
-объектов изучения;
-темы итоговой исследовательской работы.
В силу большой практической значимости данный курс вызывает интерес, является средством обучения и средством развития интеллектуальных качеств личности учащихся. Для учащихся, которые пока не проявляют заметной склонности к математике, эти занятия могут стать толчком в развитии интереса к предмету и вызвать желание узнать больше. Хотя при изучении курса не ставится цель выработки каких-либо специальных умений и навыков, при достаточно полном рассмотрении вопросов курса, несомненно, появится прогресс в подготовке учащихся.
Место курса в учебном плане
Согласно базисному плану МКОУ «Больше - Желтоуховская СОШ» программа учебного курса "Статистика в нашей жизни" рассчитана на 1 час в неделю, всего 34 часа в течение года.
Содержание учебного курса
1.Введение в статистику (2 часа)
Определение статистики, ее разделы, история создания. Место статистики в изучении окружающего мира.
2. Статистика как наука (7 часов )
Статистические характеристики: среднее арифметическое, размах, мода. Медиана как статистическая характеристика. Практический смысл статистических характеристик. Сбор и группировка статистических данных. Группировка информации в виде таблиц. Основные типы задач на применение статистических характеристик.
3. Статистика - дизайн информации (18 часов)
Понятие графика и диаграммы, алгоритмы чтения и составления диаграмм и графиков. Наглядные представления статистики: графическое распределение информации, гистограммы распределения большого объема информации, полигон. Решение задач из разделов: « Для будущих психологов», «Для будущих экологов», «Для будущих экономистов», «Статистика при решении школьных проблем».
4. Связь статистики и теории вероятностей (5 часов)
Элементы комбинаторики Комбинаторика при вычислении вероятности. Сходимость по вероятности. Некоторые важные преобразования случайных величин.
5. Статистическое исследование (2 часа)
Защита групповых исследовательских работ учащихся.
Тематическое планирование
№
урока
Тема урока
Дата
1.
Введение в статистику. История возникновения статистики.
2.
Статистические характеристики: среднее арифметическое, размах.
3.
Статистические характеристики: медиана, мода.
4.
Практический смысл статистических характеристик. Сбор и группировка статистических данных.
5.
Практическое занятие. Сбор и группировка статистических данных.
6.
Использование статистических данных.
7.
Группировка информации в виде таблиц.
8.
Основные типы задач на применение статистических характеристик.
9.
Статистика - дизайн информации.
10.
Понятие графика и диаграммы.
11.
Алгоритмы чтения диаграмм и графиков.
12.
Наглядное представление статистики: построение столбчатых диаграмм.
13.
Наглядное представление статистики: построение круговых диаграмм.
14.
Гистограммы большого распределения информации.
15.
Гистограммы большого распределения информации.
16.
Полигон - иллюстрация статистической информации.
17.
Практическое занятие по теме: Распределение и иллюстрация информации.
18.
Решение задач из раздела «Статистика в психологии».
19.
Диаграммы и графики, отражающие исследования в психологии.
20.
Решение задач из раздела «Математическая статистика в жизни нашего класса».
21.
Решение задач из раздела «Математическая статистика в жизни нашей школы»
22.
Решение задач из раздела «Математическая статистика в жизни нашего города»
23.
Диаграммы и графики, отражающие экологические проблемы.
24.
Экономические диаграммы.
25.
Экономические диаграммы.
26.
Решение задач из раздела «Для будущих экономистов».
27.
Место статистики в изучении окружающего мира.
28.
Связь статистики и теории вероятностей.
29.
Элементы комбинаторики.
30.
Комбинаторика при вычислении вероятности.
31.
Сходимость по вероятности.
32.
Некоторые важные преобразования случайных величин.
33.
Защита исследовательских работ.
34.
Защита исследовательских работ.
Материально-техническое обеспечение учебного курса.
-
Макарычев Ю.Н. , Миндюк Н.Г. Элементы статистики и теории вероятностей. - Москва: Просвещение , 2012.
-
Аверьянов Д. И. Большой справочник для поступающих в ВУЗы. Москва: Дрофа, 1999.
-
М. В. Ткачева, Федорова Н.Е. Элементы статистики и теории вероятностей. - Москва: Просвещение, 2011 .
-
Математика. 9 класс. Тематические тесты для подготовки к ГИА-9. Алгебра, геометрия, теория вероятностей и статистика: учебно- методическое пособие / под ред. Ф.Ф. Лысенко, С. Ю. Кулабухова. - Ростов н/Д: Легион-М, 2014. - 288 с. - (ГИА-9)
-
2. ГИА-2011 : Экзамен в новой форме : Математика : 9-й кл.: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме / авт.-сост. Л.В. Кузнецова, С. Б. Суворова, Е. А. Бунимович и др. - М.: АСТ: Астрель, 2014. - 69, [27] с.: ил. - (Федеральный институт педагогических измерений).
-
Ященко И.В., Шестаков С.А., Трепалин А.С., Семенов А.В., Захаров П.И. ГИА. Математика (с геометрией и теорией вероятностей). Типовые тестовые задания. - М.: «Экзамен», 2014. - 63 с.
-
Элементы статистики и теории вероятностей: Учеб пособие для обучающихся 7-9 кл. общеобразоват. учреждений / Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк; под ред. С.А. Теляковского. - М.: Просвещение, 2011.
-
№
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения.
1
Технические средства обучения. Оборудование класса.
1
Компьютер
2
Интерактивная доска.
3
Документ-камера.
4
Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц
5
Комплект инструментов классных: линейка, транспортир, угольник (300, 600), угольник (450, 450), циркуль.
6
парты
7
стулья
2
Экранно-звуковые пособия.
1
Ресурсы, размещенные на сайте Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов
school-collection.edu.ru.
uchmet.ru/library/material/138397/
nsportal.ru/blog/789
vashabnp.info/load/36-1-0-1306
45minut.info/load/164-1-0-882
2berega.spb.ru/user/irkra/folder/94382/
Планируемые результаты изучения учебного курса
В результате изучения курса учащиеся должны:
- сформировать собственный взгляд на выбор профиля дальнейшего обучения;
- научиться:
- разрабатывать математические модели, отражающие наблюдаемые явления;
- делать выводы в рамках строгой математической логики;
- использовать графики при решении задач и представлять результаты исследования;
- сотрудничать друг с другом в группах;
- представлять результаты в наглядной и убедительной форме.
7