- Преподавателю
- Математика
- Проект
Проект
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Новосельская С.А. |
Дата | 03.09.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Проект по теме:
«Конкретизация целей обучения математике на уровне учебной темы и создание соответствующих средств обучения, способствующих формированию УУД в соответствии с темой «Умножение и деление обыкновенных дробей». 6 класс. Учебник: Виленкин В.Я., 6класс
Новосельская Светлана Анатольевна
учитель математики
Муниципального общеобразовательного
учреждения средняя общеобразовательная школа № 1
Г.о. Орехово - Зуево
Московской области
2014
СОДЕРЖАНИЕ
1. Диагностические цели обучения теме «Умножение и деление обыкновенных дробей» 6 класс……………………………………………………………...…3-5
2. Карта темы «Умножение и деление обыкновенных дробей»…………………………..………………9-12
3. Средства обучения теме «Умножение и деление обыкновенных дробей»……………………………….13-19
4. Фрагменты уроков, направленные на формирование УУД………15-20
Литература…………………………………………………………………21
1. ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ
ТЕМЕ «Умножение и деление обыкновенных дробей», 6 КЛАСС
Цель современного образования - создание условий для развития у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их достижения, контролировать и оценивать свои достижения. В связи с этим важнейшим в обучении становится формирование у учащихся универсальных учебных действий.
УУД состоят из четырех блоков: 1) личностные; 2) регулятивные; 3) общепознавательные; 4) коммуникативные, которые выполняют определенные функции в процессе обучения.
В личностные универсальные учебные действия входят: смысло-образование, нравственно-этическое оценивание, самопознание и самоопределение. Владение этими действиями позволяет ученику построить образ своего «Я», способствует личностному, профессиональному, жизненному самоопределению и построению жизненных планов во временной перспективе. Эта группа УУД направлена на установление учащимся значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, мотивов, жизненных интересов; установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом - определение того, «какое значение, смысл имеет для меня учение».
Регулятивные УУД включают:1) целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно); 2) планирование (определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий); 3) прогнозирование (предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик); 4) контроль (сличение способа действия и его результата с заданным эталоном, с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона); 5) коррекция (внесение необходимых дополнений и корректив в план, и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта); 6) оценка (выделение и осознание учащимся того что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения); 7) волевая саморегуляция, как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию в преодолению препятствий, эмоциональная устойчивость к стрессам, эффективные стратегии совладания с трудными жизненными ситуациями).
В познавательных УУД различают общеучебные, логические действия и действия постановки и решения проблем.
К общеучебным действиям относятся: 1) самостоятельное выделение и формулирование учебной цели; 2) поиск информации; 3) знаково-символические действия; структурирование учебной информации и знаний; произвольное и осознанное построение устного и письменного речевого высказывания; смысловое чтение текстов различных жанров; извлечение информации в соответствии с целью чтения; рефлексия способов и условий действия, их контроль и оценка; критичность; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от условий;
Логические действия включают: 1) анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков; синтез, как составление целого из частей, в том числе с восполнением недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, классификации, сериации объектов; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждения; выдвижение гипотез, их обоснование; доказательство.
Действия постановки и решения проблемы состоят из формулировки проблемы, самостоятельного поиска ее решения.
В коммуникативные УУД входят: 1) планирование учебного сотрудничества; постановку вопросов; построение речевых высказываний; лидерство и согласование действий с партнером.
Постановка и решение проблем включает: формулирование проблемы; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Эти УУД и являются основными при рассмотрении темы « Умножение и деление обыкновенных дробей».
На основе этого установлена взаимосвязь целей и УУД (Таблица 1).
На основе взаимосвязи целей и УУД (Таблица 1) учителем составляется тТаблица 1) целей и УУД учителем составляется2121212121212121212121212121212121212121212121212121212121212121212121212121212121212121212121212121212121212121212121212121212121212121212121212121212121212121212121тттаблица целей обучения теме «Умножение и деление обыкновенных дробей» и вывешивается в классе перед началом изучения данной темы (Таблица 2). Данная таблица показывает ученику, чему он должен научиться. Таблица целей позволяет сделать процесс обучения более эффективным.
Таблица 1.
Взаимосвязь целей и УУД
Обозначение цели
Цели обучения математике на уровне учебной темы
УУД
Ц 1
Приобретение учебной информации и развитие интеллектуальных умений при изучении свойств умножения для дробных чисел.
Используются познавательные, общеучебные УУД
Ц 2
контроль усвоения теоретических знаний;
используются и формируются познавательные, коммуникативные, регулятивные УУД
Ц 3
применение знаний и интеллектуальных умений при решении задач
используются и формируются познавательные, коммуникативные, регулятивные,общеучебные УУД
Ц 4
формирование коммуникативных организационных умений через: включение в групповую работу; взаимопомощь, рецензирование ответов; организацию взаимоконтроля и взаимопроверки на всех этапах УПД
используются и формируются познавательные, коммуникативные, регулятивные УУД
Ц 5
формирование организационных умений (целеполагание, планирование, реализация плана, саморегуляция УПД)
формируются и используются регулятивные и познавательные общеучебные УУД
Таблица 2.
Таблица целей обучения теме «Умножение и деление обыкновенных дробей»
Формулировки обобщённых целей | Формулировки учебных задач, с помощью которых достигается обобщённая цель | Средства помощи | ||
цель считается достигнутой, если Вы на уровнях: | ||||
первом | втором | третьем | ||
Ц 1: приобретение УИ, формирование логических ПУД | а) знает и применяет алгоритмы умножения и деления обыкновенных дробей;
| а) знает и применяет алгоритмы умножения и деления обыкновенных дробей; б) решает текстовые задачи с данными, выраженными обыкновенными дробями | а) знает и применяет алгоритмы умножения и деления обыкновенных дробей; б) решает текстовые задачи с данными, выраженными обыкновенными дробями; в) обобщает решение задач. | а) Алгоритм выполнения действий с обыкновенными дробями, б) прием саморегуляции для выполнения заданий типа «Вычислите», в) прием решения текстовых задач арифметическим способом |
| первом | втором | третьем | |
Ц 2: кон-троль усвоения теории
| а)формулирует алгоритм умножения обыкновенных дробей, алгоритм деления обыкновенных дробей; б) применяет алгоритмы для вычисления примеров; в) применяет алгоритмы для решения текстовых задач на нахождение дроби от числа и числа по его дроби. | а)формулирует алгоритм умножения обыкновенных дробей, алгоритм деления обыкновенных дробей; б) применяет алгоритмы для вычисления примеров; в) применяет алгоритмы для решения текстовых задач повышенного уровня сложности; в) рассказывает краткие сведения из истории дробей | ||
| первом | втором | третьем | |
Ц 3: применение знаний и умений | а) умеет выполнять арифметические действия с обыкновенными дробями;
| а) умеет выполнять арифметические действия с обыкновенными дробями; б) решать текстовые задачи;
| Умеет а)выполнять арифметические действия с обыкновенными дробями; б)решать текстовые задачи повышенного уровня сложности; в) составлять текстовые задачи по данному буквенному выражению | |
Ц 4: формирование КУД | 1) работаете в группе, оказываете взаимопомощь, рецензируете ответы товарищей; 2) организуете взаимоконтроль, взаимопроверку и др. на всех этапах учебно-познавательной деятельности (УПД) по выполненным заданиям предыдущих уровней с обоснованием; 3) оказываете помощь, работающим на предыдущих уровнях;4) осуществляете поиск информации для подготовки письменного сообщения и устного выступления в соответствии с изучаемой темой, используя правила коммуникативного взаимодействия | приёмы контроля, оценки; таблица коммуникативной компетентности | ||
Ц 5: формирование общих ПУД и РУД | 1) выбираете уровни достижения целей и формулируете цели своей учебной деятельности; 2) выбираете задачи и решаете их; 3) осуществляете самопроверку с использованием образцов, приёмов;4) составляете контрольную работу для своего уровня усвоения; 5) оцениваете свою итоговую деятельность по данным объективным критериям; по собственным критериям, сравнивая их с объективными критериями; 6) делаете выводы о дальнейших действиях, планируете коррекцию учебно-познавательной деятельности | приёмы саморегуляции УПД |
УИ - учебная информация; ПУД - познавательные; КУД - коммуникативные; РУД - регулятивные учебные действия
2. КАРТА ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ «Умножение и деление обыкновенных дробей»
По программе на изучение темы «Умножение и деление обыкновенных дробей» отводится 30 часов. Тематическое планирование изучения данной темы представлено в таблице 3.
Таблица 3.
Тематическое планирование темы «Умножение и деление обыкновенных дробей», 5 часов в неделю
№ параграфа/пункт
Содержание
материала
Кол-во
часов
Характеристика основных видов деятельности ученика
(на уровне учебных действий)
ГЛАВА3.Умножение и деление обыкновенных дробей
30
а) знает и применяет алгоритмы умножения и деления обыкновенных дробей;
б) решает текстовые задачи с данными, выраженными обыкновенными дробями;
в) обобщает решение задач;
г) формулирует алгоритм умножения обыкновенных дробей, алгоритм деления обыкновенных дробей;
д) применяет алгоритмы для вычисления примеров;
е) применяет алгоритмы для решения текстовых задач повышенного уровня сложности;
ж) рассказывает краткие сведения из истории дробей
13
Умножение дробей
3
14
Нахождение дроби от числа
4
15
Распределительное свойство умножения
3
16
Взаимно обратные числа
2
17
Деление
5
18
Нахождение числа по его дроби
4
19
Дробные выражения
5
Обобщение, систематизация и коррекция знаний
3
Контрольная
работа №2"Умножение и деление обыкновенных дробей"
1
Учитывая цели обучения теме «Умножение и деление обыкновенных дробей» (таблица 2) и основываясь на тематическое планирование темы (таблица 3) учитель составляет карту изучения данной темы (таблица 4).
Таблица 4.
Карта изучения темы «Умножение и деление обыкновенных дробей»
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
Ц 1,2,3
Ц
1,2,3,4
Ц
1,2,3
Ц
1,2,3,4
Ц
1,2,3,4
Ц
2,3,4
Ц
1,2,3,4
Ц
1,2,3,4
Ц
2,3,4
Ц
2,3,4
Ц
1,2,3,4
Ц
2,3,4
Ц
1,2,3,4
Ц
2,3,4
Ц
2,3,4
Ц
2,3,4
Ц
2,3,4
Ц1,2,3,4
Ц
2,3,4
Ц
2,3,4
Ц
2,3,4
Ц1,2,3,4
Ц
2,3,4
Ц
2,3,4
Ц
2,3,4
Ц
2,3,4
Ц
2,3,4
Ц
2,3,4
Ц
2,3,4
Ц
2,3,4,5
13,
1-3
13
4 с.р.
13
5-7
14
8 с.р.
14
14
14,с.р.
15
15
15, с.р.
16
16, с.р.
17
17
17
17
17, с.р.
18
18
18
18, с.р.
19
19
19
19
19, с.р.
Подготовка к контрольной работе
Контрольная работа
II. Блок актуализации знаний учащихся
Знать: компоненты действий умножения и деления, свойства умножения, правила умножения и деления обыкновенных дробей, правила нахождения дроби от числа и числа по его дроби, проценты; приём решения текстовых задач.
Уметь: умножать и делить обыкновенные дроби, смешанные числа, умножать и делить обыкновенные дроби на натуральные числа, называть и записывать число обратное данному.
III. Предметные результаты (Ц 2, 3 таблицы целей):
Знать: правила умножения и деления обыкновенных дробей, определение взаимно обратных чисел.
Уметь: находить произведение и частное обыкновенных дробей; находить значение выражения, содержащего умножение и деление на обыкновенную дробь, находить число по его дроби и дробь от числа в процессе решения текстовой задачи; решать текстовые задачи на заданную тему с процентами.
VI. Образцы заданий итоговой контрольной работы (Ц 5)
V. Средства обучения теме
1 уровень
Баллы
2 уровень
Баллы
3 уровень
Баллы
1. Вычислите:
а) 5/6*7/9
б) 2¼÷½
в) 8/25*5/16
г) 4 4/9÷2 2/3
2.Решить задачу:
У Сережи и Пети 69 марок. У Пети марок в 1 7/8 раза больше, чем у Сережи. Сколько марок у каждого из мальчиков?
3. Решить уравнение:
х-8/15*х=4 1/5
1
1
1
1. Найти значение выражения:
5/17*(7- 2 4/11)+ 12/13:6
2. Решите задачу: У Сережи и Пети 69 марок. У Пети марок в 1 7/8 раза больше, чем у Сережи. Сколько марок у каждого из мальчиков?
3. Решите задачу: В книге 240 страниц. Повесть занимает 60% книги, а рассказы 19/24остатка. Сколько страниц в книге занимают рассказы?
4. Упростите выражение: k-4/9*k+ 1/6*k и найдите его значение при к=2 10/13
1
1
2
2
1. Найти значение выражения:
5/17*(7- 2 4/11)+ 12/13:6
2. Решите задачу: У Сережи и Пети 69 марок. У Пети марок в 1 7/8 раза больше, чем у Сережи. Сколько марок у каждого из мальчиков?
3. Решите задачу: Заасфальтировали 35% дороги, после чего осталось заасфальтировать еще 13 км. Какова длина всей дороги?
4. Решите задачу: В книге 240 страниц . Повесть занимает 60% книги, а рассказы 19/24остатка. Сколько страниц в книге занимают рассказы?
5. 0,9 от 20% числа р равны 5,49. Найти число р.
1
1
2
2
2
1) прием саморегуляции для выполнения заданий типа «Вычислите»,
VI. Образцы заданий итоговой контрольной работы (Ц 5)
V. Средства обучения теме
-
VI. Задания для внеаудиторной самостоятельной работы (Ц 2, 3, 5)
1 уровень (обязательный уровень стандарта): №№427.433.446.486.487.488.596.647.648
2 уровень: №№ 436.437.442.447.448.445.490.493.498.579.600.603.652.653.657.
3 уровень: №№ 444.445.514.501.502.530.593.540.546.601.604.606.658.663.665.
4 уровень: №№ (со звёздочкой) повышенной трудности
VII. Темы индивидуальных заданий (Ц 5)
Доклад по теме « История возникновения дробей», « Дроби вокруг нас».
Придумать математическую сказку на нахождение дроби от числа (числа по его дроби).
Составить задачу на действие с обыкновенными дробями
VIII. Метапредметные результаты: перечень учебных действий (умений) для освоения темы (Ц 1 - 5)
Познавательные УУД
Регулятивные УУД
Коммуникативные УУД
Личностные УУД
Сравнение, обобщение, конкретизация, анализ;
составление схемы определения понятия, подведение под понятие;
постановка и решение проблемы при составлении задачи
Выбор и принятие целей, составление плана, самоконтроль, самооценка, соотнесение своих знаний с той учебной информацией, которую нужно усвоить;
приёмы саморегуляции
Взаимоконтроль, взаимопроверка, распределение обязанностей в группе, умение слушать, выступать, рецензировать, писать текст выступлений
Рефлексия собственной деятельности
3. СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ ТЕМЕ «Умножение и деление обыкновенных дробей»
В процессе обучения теме «Умножение и деление обыкновенных дробей» используются разнообразные средства обучения: дидактические материалы, предписания и др. Они составляют единый комплекс, основой которого является учебник «Математики» 6 класс Виленкин В.Я., и предназначены для лучшего усвоения курса математики, служат целям формирования УУД.
3.1. Карточки с видами
Предписание для умножения дроби на дробь
Чтобы умножить дробь на дробь нужно:
1.найти произведение числителей и произведение знаменателей этих дробей
2.первое произведение записать числителем, а второе-знаменателем.
Алгоритм умножения обыкновенных дробей
Чтобы умножить данные обыкновенные дроби, нужно числители и знаменатели перемножить соответственно.
a/b*c/d*k/m=a*c*k/b*d*m
Если возникает необходимость, сократить дробь на общий делитель:
Обобщение: произведение двух дробей - это дробь, числитель которой равен произведению числителей, а знаменатель равен произведению знаменателей.
Алгоритм умножения обыкновенной дроби на число
Чтобы умножить дробь на число, нужно: данную дробь умножить на неправильную дробь, числителем которой является это число, а знаменатель равен 1.
a/b*m=a/b*m/1=a*m/b*1=am/b
Алгоритм умножения смешанных чисел
Чтобы умножить одно смешанное число на другое, надо:
1) каждое смешанное число представить в виде неправильной дроби;
2) найти произведение двух неправильных дробей.
Пример:
Предписание для деления дроби на дробь: Чтобы разделить дробь на дробь нужно:
1. Найти число обратное делителю.
2.делимое умножить на это число по правилу умножения дробей.
4. ФРАГМЕНТЫ УРОКОВ,
НАПРАВЛЕННЫЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ УУД
-
Изучение нового материала по теме «Взаимно обратные числа»
1. Подготовительная работа.
Приложение. Догадайтесь, какое число (слово) нужно записать вместо вопросительного знака?
- Найдите произведение дробей.
2. Работа над новой темой
- Посмотрите внимательно на данные выражения. Можете ли вы сами выявить закономерность в этих выражениях?
- Произведение двух данных чисел равно 1.
- Как же мы можем назвать эти числа?
- Какие числа мы можем назвать взаимно обратными? (Два числа, произведение которых равно 1, называются взаимно обратными).
- Какие условия должны соблюдаться для чисел а и в?
Числа а и в не должны быть равны 0.
3. Закрепление изученного материала
3.1.Выполните задание с подробным комментированием у доски:
- Назовите число обратное данному.
Универсальные учебные действия, применимые на данном уроке:
Регулятивные (целеполагание);
Познавательные:
Общеучебные (осознанное и произвольное построение речевого высказывания, самостоятельное создание алгоритмов деятельности),
Логические (построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез);
Коммуникативные (постановка вопросов, управление поведением партнеров)
II Объяснение нового материала по теме «Деление дробей»
Цель урока: сформировать умения делить обыкновенную дробь на обыкновенную дробь и на натуральное число; смешанное число -
на смешанное число.
Задачи:
обучающие: (формирование познавательных и логических УУД) самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств,
установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений;
-развивающие: (формирование регулятивных УУД) планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного
результата, оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня
усвоения, способность к волевому усилию;
-воспитательные: (формирование личностных УУД) ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях при работе в парах.
Учащимся предлагается решить задачу (её условие заранее записано на доске). Площадь прямоугольника 5/7кв.м . Длина одной стороны 3/4 м . Найдите длину другой стороны.(Поиск решения задачи протекает в виде фронтальной беседы. Учащиеся отвечают на вопросы учителя.)
Решение.
Обозначит длину неизвестной стороны через х м. (Как найти площадь прямоугольника?)
Используя формулу площади прямоугольника, получаем равенство 3/4х = 5/7. (На какое число нужно умножить дробь, чтобы произведение было равно 1) Чтобы уединить х , умножаем обе части равенства на число 4/3 , обратное числу 3/4 . Так как произведение взаимно обратных чисел равно 1, то получаем х = 5/7*4/3 или х = 20/21. Следовательно длина другой стороны прямоугольника равна 20/21 м .
Решая эту задачу, мы нашли неизвестный множитель в произведении 3/4х = 5/7. Он равен частному от деления числа 5/7 на число 3/4, но это частное равно произведению делимого и числа обратного делителю,
т.е. 5/7 :3/4 = 5/7 * 4/3 = 20/21 .
Из решения этой задачи вытекает правило деления обыкновенных дробей, которое учащиеся пробуют сформулировать самостоятельно. На этом этапе урока учитель сообщает учащимся цель урока. Затем учитель просит учащихся прочитать правило в учебнике. Рассмотрев, примеры 1 и 2 из учебника (стр. 97), учащиеся вместе с учителем формулируют алгоритм выполнения деления смешанного числа на смешанное число и деления дроби на натуральное число.
4. Первичное осмысление и применение нового .
4.1 Выполнение упражнений из учебника № 596(а, е, л, р, м). На доске каждую букву выполняет отдельный ученик с подробными комментариями.
5. Контроль и коррекция знаний
III.Решение задач по нахождению числа по его дроби и дроби от числа
Цели:
-
формирование умений и навыков в решении задач по данной теме;
-
развитие умения анализировать условие задачи и относить её к тому или иному типу;
-
развитие логического мышления;
-
формирование умений применять приёмы сравнения, обобщения, выделения главного;
-
воспитание познавательного интереса.
-
Задачи:
-
обучающие: (формирование познавательных и логических УУД) самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств,
-
установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений;
-
развивающие: (формирование регулятивных УУД) планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата.
-
воспитательные: (формирование личностных УУД) ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях при работе в парах.
Тип урока: комплексное применение знаний.
-Мы будем решать задачи на нахождение дроби от числа и числа по его дроби. Также научимся анализировать условие различных задач и относить их к тому или иному типу.
Актуализация и коррекция опорных знаний
Учитель: Но, чтобы решать данные задачи, вы должны уметь выполнять различные действия с дробями.
На доске записаны дроби:
, , , , , .
Вопросы:
-
Назовите правильные дроби. Как определяли?
-
Назовите неправильные дроби. Как определяли?
-
Выделите целую часть у неправильных дробей.
-
Найдите произведение 1 и 3 дробей. Каким правилом пользовались?
-
5. Разделите третью дробь на пятую. Какое правило применяли?
-
Назовите равные дроби.
-
Переведите 20%, 13%, 5%, 10%, 75%, 4% в десятичные дроби.
Образец комплексного применения знаний
На доске задача: "В хоре 80 учащихся, из них - мальчики. Сколько мальчиков в хоре?".
Заполнение таблицы:
Тип задачи
Всё число
Дробь от числа
Значение дроби от числа
Решение задачи
Нахождение дроби от числа
80
?
80 • = 20
Нахождение числа по его дроби
?
20
20: = 80
Вопросы к задаче:
-
Что есть всё число в задаче? (Всего учащихся)
-
Известно ли оно? (80)
-
О какой дроби от числа говорится в задаче? ()
-
Известно ли значение этой дроби? (Нет, его надо найти)
-
О каком типе задач идёт речь? (Нахождение дроби от числа)
Другая задача: "В хоре 20 мальчиков, что составляет всех учащихся в хоре. Сколько всего учащихся в хоре?".
Открывается вторая часть таблицы.
Литература
1)Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя/под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2010. - 159 с.
2)Боженкова Л.И. Алгебра в схемах, таблицах, алгоритмах: Учебные материалы. Изд. 2-е испр. и доп. -М., Калуга: КГУ им. К.Э. Циолковского, 2012. -56с.
3)Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А.. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. - М.: Просвещение, 2009. - 24 с.
4)Математика 6 класс. Задания для обучения и развития учащихся. / Лебединцева Е.А., Беленкова Е.Ю. - М.: Интеллект-Центр, 2004 - 104с.
5)Примерные программы по учебным предметам. Математика. 5-9 классы: проект. - 3-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2011. - 64с. - (Стандарты второго поколения).
6)Программа. Планирование учебного материала. Математика. 5-6 классы / авт.-сост. В.И. Жохов. М.: Мнемозина, 2009. -31с.
7)Учебник. Математика. 6 класс: учеб.для общеобразоват. учреждений / Н.Я. Виленкин и др. - 21-е изд., - М.: Мнемозина, 2007.
8)Федеральный государственный образовательный стандарт общего основного образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2011. - 48 с
9)Фундаментальное ядро содержания общего образования / под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. - М.: Просвещение, 2011. - 59 с. - (Стандарты второго поколения).
10)Чесноков А.С., Нешков К.И.. Дидактические материалы по математике для 6 класс. - 5-е изд. - М.: Просвещение, 1999. - 144 с.