Десятичная запись числа

Конспект урока по математике для учащихся 5 класса средних общеобразовательных учреждений. Тема урока: «Десятичная запись числа». Цель: -образовательная: Ввести понятие десятичная запись числа. Научить переводить обыкновенную дробь со знаменателями 10, 100, 1000 и т. д. в десятичную и наоборот. -развивающая: Развитие математической речи. Развитие умственных операций при решении задач. Развитие мышления, логики, коммуникативных навыков общения, умения слушать и слышать. - воспитательная: Воспитание настойчивости в достижении цели, формирование активной  позиции учащихся в различных формах учебного сотрудничества. Тип урока: Усвоение новых знаний. Методы обучения: Индуктивно-репродуктивный, дедуктивно-репродуктивный, эвристическое обобщение. Литература: «Математика. 5 класс» Н. Я. Виленкин и др., Москва: МНЭМОЗИНА, 2011г., 248 с.; «Математика. 5 класс: поурочные планы по учебнику под редакцией Н.Я. Виленкина 5 » 2008 г., 148 с.;
Раздел Математика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по математике для учащихся 5 класса средних общеобразовательных учреждений.

Тема урока: «Десятичная запись числа».

Цель:

-образовательная: Ввести понятие десятичная запись числа. Научить переводить обыкновенную дробь со знаменателями 10, 100, 1000 и т. д. в десятичную и наоборот.

-развивающая: Развитие математической речи. Развитие умственных операций при решении задач. Развитие мышления, логики, коммуникативных навыков общения, умения слушать и слышать.

- воспитательная: Воспитание настойчивости в достижении цели, формирование активной позиции учащихся в различных формах учебного сотрудничества.

Тип урока: Усвоение новых знаний.

Методы обучения: Индуктивно-репродуктивный, дедуктивно-репродуктивный, эвристическое обобщение.

Оборудование:

Плакаты, мультимедиа проектор.

Литература:

«Математика. 5 класс» Н. Я. Виленкин и др., Москва: МНЭМОЗИНА, 2011г., 248 с.;

«Математика. 5 класс: поурочные планы по учебнику под редакцией Н.Я. Виленкина 5 » 2008 г., 148 с.;

План урока:

  1. Организационный момент (2 мин.)

  2. Актуализация знаний (6 мин.)

  3. Изучение нового материала (10 мин.)

  4. Первичное закрепление материала (23 мин.)

  5. Подведение итогов и домашнее задание (4 мин.)

Ход урока

  1. Организационный момент.

Включает в себя приветствие учителем класса, проверку отсутствующих, готовность помещения к уроку.

  1. Актуализация знаний.

Учитель: Давайте проверим, как вы помните смешанные дроби. Назовите целую и дробную часть числа.

Запись на доске и в тетрадях.

3Десятичная запись числа.

Ученик: 3 является целой частью, Десятичная запись числа является дробной частью.

Учитель: Назовите целую и дробную часть числа.

Запись на доске и в тетрадях.

2Десятичная запись числа.

Ученик: 2 является целой частью, Десятичная запись числа является дробной частью.

Учитель: Назовите целую и дробную часть числа.

Запись на доске и в тетрадях.

1Десятичная запись числа.

Ученик: 1 является целой частью, Десятичная запись числа является дробной частью.

Учитель: Назовите целую и дробную часть числа.

Запись на доске и в тетрадях.

17.

Ученик: 17 является целой частью, дробной части нет.

Учитель: Назовите целую и дробную часть числа.

Запись на доске и в тетрадях.

Десятичная запись числа.

Ученик: Целой части нет, Десятичная запись числа является дробной частью.

Учитель: Сделаем №1149. Вызывает ученика к доске.

Ученик: Читает: Запишите в виде дробей частные (проговаривая, записывает пример).

Запись на доске и в тетрадях.

№1149

182:10 =Десятичная запись числа; 5405:100= Десятичная запись числа; 631:10000= Десятичная запись числа; 74:1000= Десятичная запись числа; 849:1000=Десятичная запись числа; 3:100000=Десятичная запись числа.

  1. Изучение нового материала.

Учитель: Какую особенность этих дробей вы заметили?

Ученик: Обыкновенные дроби, знаменатели этих дробей состоят из единиц с нулями.

Учитель: Такие обыкновенные дроби, у которых знаменатель записан единицей с последующими нулями, это, например 10, 100, 1000 и другие, условились записывать без знаменателя. Сначала пишут целую часть, а потом числитель дробной части. Целую часть, отделяют от дробной запятой. Рассмотрим пример

Запись на доске и в тетрадях.

6Десятичная запись числа=6,3 ; 4Десятичная запись числа=4,17

Учитель: После запятой числитель дробной части должен иметь столько же цифр, сколько нулей в знаменателе. Рассмотрим пример.

Запись на доске.

7Десятичная запись числа =

Учитель: В данной дроби мы видим, что в знаменателе три нуля, а в числителе две только цифры. В такой ситуации впереди дописывается ноль в числитель.

Запись на доске и в тетрадях.

7Десятичная запись числа= 7Десятичная запись числа= 7,021

Учитель: 7 целых 21 тысячная так читается десятичная дробь. Дополним теперь №1149, только запишем в виде десятичных дробей. Вызывает ученика к доске.

Ученик: Читает: Запишите в виде дробей частные (проговаривая, записывает пример). Дроби, у которых знаменатель записан единицей с последующими нулями, это, например 10, 100, 1000 и другие, условились записывать без знаменателя. Сначала пишут целую часть, а потом числитель дробной части.

Запись на доске и в тетрадях.

№1149

182:10 =Десятичная запись числа = 18,2; 5405:100= Десятичная запись числа; 631:10000= Десятичная запись числа; 74:1000= Десятичная запись числа; 849:1000=Десятичная запись числа; 3:100000=Десятичная запись числа.

  1. Первичное закрепление материала.

Учитель: Выполним № 1145, пункт а. (Опрос учеников по цепочке).

Ученики: Две целых семь десятых, одиннадцать целых, четыре десятых, четыреста одна целая одна десятая, шестьсот шестьдесят шесть целых шесть десятых, ноль целых восемь десятых, девять целых девять десятых, девяносто девять целых девять десятых.

Учитель: Выполним №1148,пункт а. Вызывает ученика.

Ученики: Читает: 5 дециметров 6 сантиметров это 5 целых 6 десятых дециметра.

Запись на доске и в тетрадях.

5 дм 6 см = 5,6 дм

Ученик: Читает: 3 дециметра 1 сантиметр это 3 целых 1 десятая дециметра.

Запись на доске и в тетрадях.

3 дм 1 см = 3,1 дм

Ученик: Читает: 9 сантиметров это 0 целых 9 десятых дециметра.

Запись на доске и в тетрадях.

9 см = 0,9 дм

Учитель: Выполним теперь пункт б. Вызывает ученика.

Ученик: Читает: 24 центнера 6 килограмм это 24 целых 6 сотых центнера.

Запись на доске и в тетрадях.

24 ц 6 кг = 24,06 ц

Ученик: Читает: 72 килограмма это 0 целых 72 сотых центнера.

Запись на доске и в тетрадях.

72 кг = 0,72 ц

Ученик: Читает: 30 центнеров 65 килограмм это 30 целых 65 сотых центнера.

Запись на доске и в тетрадях.

30 ц 65 кг = 30,65 ц

Учитель: Выполним теперь пункт в. Вызывает ученика.

Ученик: Читает: 6 килограмм 339 грамм это 6 целых 339 тысячных килограмм.

Запись на доске и в тетрадях.

6 кг 339 г = 6,339 кг

Ученик: Читает: 5 килограмм 58 грамм это 6 целых 58 тысячных килограмм.

Запись на доске и в тетрадях.

5 кг 58 г = 5,058 кг

Ученик: Читает: 6 тонн 14 килограмм 8 грамм это 6014 целых 8 тысячных килограмм.

Запись на доске и в тетрадях.

6 т 14 кг 8 г = 6014,008 кг

Учитель: Выполним теперь пункт г. Вызывает ученика.

Ученик: Читает: 1 целая 785 тысячных тонн это 1 тонна 785 килограмм.

Запись на доске и в тетрадях.

1,785 т = 1 т 785 кг

Ученик: Читает: 24 целых 300 тысячных тонн это 24 тонны 300 килограмм.

Запись на доске и в тетрадях.

24,300 т = 24 т 300 кг

Ученик: Читает: 4 целых 76 тысячных тонн это 4 тонны 76 килограмм.

Запись на доске и в тетрадях.

4,076 т = 4 т 76 кг

Ученик: Читает: 5 целых 50 тысячных тонн это 5 тонны 50 килограмм.

Запись на доске и в тетрадях.

5,050 т = 5 т 50 кг

Учитель: Выполним теперь пункт д. Вызывает ученика.

Ученик: Читает: 3 целых 78 сотых метра это 3 метра 78 сантиметра.

Запись на доске и в тетрадях.

3,78 м = 3 м 78 см

Ученик: Читает: 2 целых 9 сотых метра это 2 метра 9 сантиметра.

Запись на доске и в тетрадях.

2,09 м = 2 м 09 см

Учитель: Выполним теперь е. (Вызывает ученика).

Ученик: Читает: 3 целых 15 сотых квадратных метра это 3 квадратных метра 15 квадратных сантиметра.

Запись на доске и в тетрадях.

3,15 м2 = 3 м2 15 см2

Ученик: Читает: 4 целых 8 сотых квадратных метра это 4 квадратных метра 8 квадратных дециметра.

Запись на доске и в тетрадях.

4,08 м2 = 4 м2 8 дм2

Учитель: Выполним №1146,а и б. Вызывает двух учеников.

Ученики: а) 7,8 ; 5,45 ; 0,59 ; 78,01 ; 4,601 ; 76,032.

б) 6,006 ; 0,02 ; 9,003 ; 785,005 ; 33,00008.

5. Подведение итогов и домашнее задание.

Учитель: Итак, подведем итог урока. Как короче записать дроби, знаменатель которых - единица с несколькими нулями?

Ученик: Сначала записывается целая часть числа, а потом числитель дробной части. Целая часть отделяется от дробной запятой.

Учитель: Как называют такие дроби?

Ученик: Десятичные дроби.

Учитель: Сколько цифр стоит после запятой в десятичной дроби.

Запись на доске.

18Десятичная запись числа

Ученик: В данной десятичной дроби после запятой четыре цифры.

Учитель: Какое число, в этой записи будет после запятой и какое - до запятой?

Ученик: После запятой будет записано число 0043, а до запятой будет записано 18.

Учитель: Запишите домашнее задание.

Запись на доске и в дневниках.

п.30,№1144, №1168,а и б.

Пояснение:

п.30. «Десятичная запись дробных чисел».

№ 1144:

Запишите в виде десятичной дроби:

2Десятичная запись числа; 4 Десятичная запись числа; 24Десятичная запись числа 98Десятичная запись числа; 1 Десятичная запись числа; 1Десятичная запись числа 4Десятичная запись числа; 8 Десятичная запись числа; 75Десятичная запись числа 9Десятичная запись числа

№ 1168 (а,б):

Выразите:

а) в километрах: 8 км 907 м; 35 м; 250 м; 1 м.

б) в центнерах и килограммах: 4,2 ц; 7,33 ц; 0,24 ц; 0,05 ц.

© 2010-2022