Применение современных технологий при обучении математики

Раздел Математика
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Применение современных технологий при обучении математике.

Скажи мне - и я забуду,

Покажи мне - и я запомню,

Вовлеки меня - и я пойму.

(Древняя китайская мудрость)

Современный мир пронизан математикой настолько, что она приобрела почти воздушную прозрачность, и мы не замечаем ее, как не замечаем окружающий нас воздух. И дело здесь даже не только во все возрастающей роли компьютеров в нашей жизни. Программное обеспечение компьютеров (которое часто называют математическим обеспечением) - это всего лишь один из бесчисленных примеров проникновения математики в повседневную жизнь. Среди других примеров - как давно уже ставшие классическими картография, расчеты строительных конструкций, управление космическими полетами, так и информационная безопасность, в которой неожиданное применение нашла теория чисел, или современная теоретическая физика, основными инструментами которой стали алгебраическая геометрия и топология.

Поэтому неудивительно, что математике обучают в школе с первого класса до последнего, в колледже также предусмотрен курс математики. Но ценность любых математических знаний - в возможности их приложения к решению конкретных практических задач, тем более это актуально для студентов колледжей, получающих технические специальности. Поэтому с целью привлечения интереса к дисциплине математики, повышения мотивации обучения и для того, чтобы добиться хороших показателей успеваемости и качества, преподаватели математики колледжа, осваивают и применяют новые педагогические технологии и разнообразные формы и методы обучения.

На первом этапе обучения в период адаптации студентов по-прежнему актуальны традиционные методы с целью организации и систематизации процесса обучения. Элементы разноуровневого обучения присутствуют на каждом занятии, что позволяет более сильным утверждаться в своих способностях, а более слабым дается возможность испытывать учебный успех. Обучение в сотрудничестве, выполнение групповых заданий способствует взаимному развитию обучающихся.

Применение информационно-коммуникационной технологии обусловлено временем. На уроках математики используем компьютер при подаче нового материала - создание презентаций в программе MS Power Point,применяем обучающие программы по отдельным темам курса математики, при контроле знаний - компьютерное тестирование, сегодня существует множество различных программ для создания тестов, такие как МyTest, Универсальный тест, AdTester и многие другие. Также с использованием компьютера учащимися выполняются проектные и творческие работы: компьютерные презентации об истории развития этой темы, о применении изучаемого материала в других областях знаний. Выполнение творческих заданий предполагает использование учащимися информационно-коммуникационных технологий, освоение проектно-исследовательской деятельности: работу с Интернет-ресурсами, создание презентаций как представления результатов самостоятельной исследовательской деятельности. Множество методических новинок, большая медиатека, книги, видео-лекции, занимательные математические факты, различные по уровню и тематике задачи, истории из жизни математиков помогают учащимся окунуться в удивительный и увлекательный мир математики на сайтах [7]. Также при выполнении домашнего задания учащиеся применяют различные математические программы, для проверки правильности решения, такие как, Smath Studio, wxMaxima, Masterfunction и другие, которые позволяют вычислять математические выражения, строить графики, работать с матрицами, векторами, комплексными числами, дробями и алгебраическими системами, рассчитывать производные и неопределенные интегралы, находить уравнения нормали и касательной и др.

Нельзя забывать и о здоровьесберегающих технологиях. Организация учебного процесса в учебном заведении в целом и на уроках математики в частности, определение целей обучения, равномерное распределение времени на различные виды деятельности, выбор средств обучения, объективные методы оценки результатов обучения дают положительные результаты обучения.

Использование игровых технологий делает процесс обучения более интересным, создает у студентов хорошее настроение, помогает преодолеть трудности изучения материала. Применяем игровые методы начиная с угадывания темы урока, решения ребусов, кроссвордов, задач-шуток до проведения урока целиком в форме урока-аукциона, «Мозговой атаки», урок типа «Что? Где? Когда?», «Математического боя» и др.

В качестве примера поиска средств и методов обучения для развития познавательных и творческих способностей студентов приведем примеры проектов, которые разрабатывали учащиеся. Проект по теме «Производная и ее применение». Тема «Производная и ее применение» - это один из важнейших разделов курса алгебры и начал математического анализа. Часто, учащиеся, сталкиваясь с этим понятием в первый раз, не понимают для чего нужно его изучать. Они не видят практического применения этой темы. Хочется заинтересовать учащихся, чтобы изучение данной темы было более осознанно, показать многогранность применения понятия производной. Поэтому данный проект направлен на то, чтобы учащиеся выяснили: зачем нужно изучать производную, где можно использовать знания, связанные с производной в жизни, а также в других предметах. Проект состоял из нескольких этапов: на подготовительном этапе были поставлены задачи, сформировались группы, обсудился план работы, критерии оценивания, на следующем этапе осуществлялся учащимися подбор материалов для выступлений по теме и для создания презентаций, обсуждались материалы с учащимися и готовились презентации. На заключительном этапе проходила защита презентаций на уроке-конференции и оценивались работы учащихся.

Проект «Геометрия нашего города». Проект также был разбит на несколько этапов. Первый этап - фотоконкурс. Студенты получают задание сфотографировать элементы зданий, памятники, любые архитектурные объекты в форме геометрических тел, изучаемых на уроках по темам «Многогранники» и «Тела вращения». Второй этап - конкурс задач. Участникам проекта предлагается самим составить задачи, используя накопленный фотоматериал и знания по теме «Измерения в геометрии». Формулируются различные вопросы, например, «Каков объем колонны ТЮЗа?» или «Какова длина рекламного баннера или здания?». Возникает необходимость наличия исходных данных для постановки задачи, которые можно брать приблизительно, но в соответствующих единицах измерения. После создания математической модели реальной задачи, следует ее решение.Третий этап - применение задач. Одни студенты способны самостоятельно сформулировать и поставить задачу, другие - решить поставленную, а кто-то просто сопоставить реальный объект с геометрической моделью. В любом случае результаты изучения тем будут положительными.

Таким образом, применяя нетрадиционные формы урока и новые педагогические технологии, можно добиться активизации познавательной активности учащихся, повышения эмоциональной насыщенности урока и высоких результатов обучения.

Список использованной литературы:

  1. Азевич А.И. Несколько компьютерных программ. - журнал «Математика в школе» , 2002 г.

  2. Даутова О.Б., Крылова О.Н. «Современные педагогические технологии в профильном обучении», Изд-во РГПУ имени А.И.Герцена, 2000.

  3. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (shkola.edu.ru)

  4. Матрос Д.Ш., Полев Д.М., Мельникова Н.Н. «Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга», М.,2001.

  5. Педагогика и психология здоровья. М.: Академия, 2003.

  6. Педагогические технологии, автор-составитель Сальникова Т.П., М., Творческий центр «Сфера», 2005 г.

  7. math.ru, exponenta.ru, allmath.ru, graphfunk.narod.ru


© 2010-2022