Выступление Эффективные методы работы на уроках математики

Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Эффективные методы работы на уроках математики и физики.

Нужно, чтобы дети, по возможности,

учились самостоятельно, а учитель

руководил этим самостоятельным

процессом и давал для него материал.

К.Д. Ушинский



Сегодня образование России переживает период перехода на Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, который предъявляет повышенные требования к методической подготовке учителя математики и физики.

Теперь задачей общеобразовательной школы становится не «снабдить» учащихся багажом знаний, а привить умения, позволяющие им самостоятельно добывать информацию и активно включаться в творческую, исследовательскую деятельность. В связи с этим актуальным становится внедрение в процесс обучения эффективных методов и технологий, которые способствовали бы формированию и развитию у учащихся умения учиться, учиться творчески и самостоятельно.

Наше время - это время перемен. Общество заинтересовано в людях высокого профессионального уровня и деловых качеств, способных принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Правительство нашей страны в лице президента В.В.Путина указало, что одним из приоритетов развития России является образование, причём качественное образование.

Использование современных образовательных технологий позволяет мне повысить эффективность учебного процесса. Китайская мудрость гласит: "Я слышу - я забываю, я вижу - я запоминаю, я делаю - я усваиваю". Моя задача, как учителя, организовать учебную деятельность таким образом, чтобы полученные знания на уроке учащимися были результатом их собственных поисков.

Устную работу на уроках я провожу в различных формах: опрос учащихся, домашнего задания, математические и физические диктанты, устный счет. По моему мнению, если я научу учащихся правильно и быстро считать, то тем самым сформирую у них способность быстрее выполнять не только задания на уроках математики и физики, но и на других уроках. Устные упражнения важны тем, что они способствуют активизации мыслительной деятельности учащихся, при их выполнении развивается память , речь, внимание быстрота реакции. Как показывает опыт работы, эффективность урока повышается при методически правильном использовании устной работы. Устные упражнения необходимо рассматривать, не как дополнительный материал, а как элемент урока, с помощью которого приобреенные математические компетенции будут применяться эффективней.

Деятельностный и проблемно-поисковый подход в моей работе связан с созданием на уроках проблемных ситуаций, стимулирующих открытия учащихся. Стараюсь на уроках не давать информацию в готовом виде, а строю урок так, чтобы ученики "открывали" новое знание, смело высказывали свое мнение или предположение. Проблемный урок обеспечивает более качественное усвоение знаний; развитие интеллекта и развитие творческих способностей личности; воспитание активной личности. Для создания проблемной ситуации на уроке использую противоречивые факты, научные теории, взаимоисключающие точки зрения или ответы учеников на задаваемый вопрос или практическое задание, выполнить которое можно, опираясь на новый материал. На уроке создаётся атмосфера сотрудничества, совместного поиска ответа на проблемные вопросы. Приведу примеры использования "проблемных ситуаций".

Проблемная ситуация (задание невыполнимое вообще): Постройте треугольник с углами 9000, 12000, 6000.

Побуждающий диалог.

Учитель: - Вы можете начертить такой треугольник? (Побуждение к осознанию противоречия.)

Ученик: - Нет, не получается! (осознание затруднения.)

Учитель: - Какой же вопрос возникает? (Побуждение к формулировке проблемы.)

Ученик: - Почему не строится треугольник? (Проблема как вопрос, не совпадающий с темой урока.). А затем, в результате рассуждений приходим к выводу, что такой треугольник построить невозможно.

Формулировка учебной проблемы. При изучении темы в 7 классе по геометрии « Сумма углов треугольника» происходит

диалог, побуждающий к выдвижению и проверке гипотезы.

- Начертите треугольник.

- Измерьте его углы транспортиром.

- Найдите сумму углов.

- Какие результаты у вас получились?

- К какому круглому числу приближаются ваши результаты?

- Что же можно предположить о сумме углов треугольника?

- Сверим вывод с учебником.

- А почему у вас получились неточные результаты?

В своей работе использую и информационно-коммуникативные технологии.

На сегодняшний день информационно - коммуникационные технологии занимают всё большее и большее место в образовательном процессе. Главным преимуществом этих технологий является наглядность, так как большая доля информации усваивается с помощью зрительной памяти, и воздействие на неё очень важно в обучении. Информационные технологии помогают сделать процесс обучения творческим и ориентированным на учащегося. ИКТ использую на уроках, применяя образовательные и обучающие программы, использую на уроках презентации, мультимедийное оборудование для показа видео по различным темам разделов курса математики и физики.

Использование ИКТ на уроках математики и физики мне позволяет: сделать процесс обучения более интересным, ярким, увлекательным за счёт богатства мультимедийных возможностей; эффективно решать проблему наглядности обучения; расширить возможности визуализации учебного материала, делая его более понятным и доступным для учащихся.

Замечено, что учащиеся проявляют большой интерес к теме, когда при объяснении нового материала применяются презентации. Даже пассивные учащиеся с огромным желанием включаются в работу. Использую ИКТ на разных этапах урока: устный счёт, при объяснении нового материала; при закреплении, повторении, на этапе контроля ЗУН. Использую энциклопедические программы из серии: "Открытая математика", "Виртуальная школа Кирилла и Мефодия" и др. В качестве дополнительного материала при изучении некоторых тем по физике учащиеся используют презентации.

Уроки- презентации играют важную роль. Они реализуют принципы доступности, наглядности. Они эффективны своей эстетической привлекательностью; между учителем и учеников существует посредник- компьютер, что способствует эффективному взаимодействию. Урок - презентация так же обеспечивает большой объем информации и заданий за короткий период. К тому же всегда можно вернуться к предыдущему слайду. Обычная школьная доска не вмещает всю нужную для урока информацию. Слайд такую возможность реализует.

При подготовке к сдаче ОГЭ или ГИА использую тесты-онлайн, тесты в компьютерном режиме по математике. При этом можно не только пройти тест , но и сразу узнать результаты, обратить внимание на ошибки и западающие (неотработанные )темы.

Использование информационных технологий в образовательном процессе делает обучение более содержательным, зрелищным, способствует развитию самостоятельности и творческих способностей обучаемого, существенно повышает уровень индивидуализации обучения.

Технология уровневой дифференциации. Дифференцированный подход в обучении.

Разноуровневые задания облегчают организацию занятия в классе, создают условия для продвижения учащихся в учебе в соответствии с их возможностями. Работая дифференцированно с учащимися, вижу, что их внимание не падает на уроке, так как каждому есть посильное задание, «сильные» ученики не скучают, так как всегда им дается задача, над которой надо думать. Ребята постоянно заняты посильным трудом. (Технология применяется и в домашней работе. Я составляю дифференцируемые домашние задания , контрольные работы, зачеты по геометрии тоже содержат разноуровневые задания.

Тестовые технологии .)

Задания на тестовой основе получили широкое распространение в практике преподавания. Я их использую на различных этапах урока, при проведении занятий разных типов, в ходе индивидуальной, групповой и фронтальной работы, в сочетании с другими средствами и приемами обучения. Часто тестовые задания использую при проведении зачетов по геометрии, алгебре и физике 7-9 классах. Сегодня существуют разнообразные варианты тестов. Тематические тесты очень удобно проводить после изучения всей темы. В результате тестирования можно увидеть, на сколько качественно, полно, осознанно ученик овладел материалом.

На мой взгляд, тесты, позволяют наиболее эффективно выявлять качество знаний, индивидуализировать задания, учитывая особенности каждого ученика. Тестовые задания составляю с учетом задач урока, специфики изучаемого материала, познавательных возможностей, уровня готовности учащихся. Тесты направленные на формирование умений навыков учащихся, на закрепление знаний и умений. Тестовая технология помогает при контроле знаний учащихся. Тест обеспечивает субъективный фактор при проверке результатов, а так же развивает у ребят логическое мышление и внимательность.

Тестовые задания различаются по уровню сложности и по форме вариантов ответов. Использование тестовых заданий позволяет осуществить дифференциацию и индивидуализацию обучения учащихся с учетом их уровня познавательных способностей.

На уроках математики и физики предлагаю учащимся творческие задания. Это составить кроссворд по пройденной теме, придумать задачу с рисунком, отображающим условие задачи.

Технология проектов

Применение "технологии проектов» дает возможность научиться самостоятельно добывать и применять полученные знания, быстро адаптироваться в новой ситуации, самостоятельно и ответственно принимать решения, работать в коллективе. Эффективное образование невозможно без такой активной самостоятельной деятельности школьника.

Проекты учащиеся выполняют в виде творческих работ(реферат, или исследовательская работа или представляют их в виде компьютерных презентаций).

Критерии оценки проекта.

  • Актуальность и значимость темы

  • Полнота раскрытия темы

  • Оригинальность решения проблемы

  • качество выполнения продукта

  • убедительность презентации

Работая по Стандартам второго поколения, мы должны перестроить свой урок. Ученику не дается готовый материал, а создается такая ситуация на уроке, где ребёнок должен Сам: сам задать и ответить на вопрос: «Зачем ему это надо? Зачем ему этот материал?»; сам, сталкиваясь с проблемой, находить пути её решения и средства, с помощью чего он их достигнет. Учитель на уроке выступает уже в роли помощника, наталкивая на ту или иную деятельность.

Поэтому современные уроки могут содержать постановку проблемы; возможные пути её решения, чтобы ученик сам определялся с дальнейшими действиями; схемы, классификацию понятий, задания на соотнесение; задания, действия и условия, которые заставляли бы учащегося мыслить.

Использование вышеперечисленных современных образовательных технологий позволяет мне повысить эффективность учебного процесса, помогают достигать лучшего результата в обучении математике и физике, повышают познавательный интерес к предмету.













«Четырёхугольники»

(мастер-класс)


Геращенко В.П.

учитель математики и физики

МКОУ «Сончинская ООШ»

Цель: возможность научиться различать четырёхугольники.

Предметные: необходимый уровень

- сформировать представление о прямоугольнике, квадрате, параллелограмме, ромбе, трапеции.

Метапредметные:

Познавательные УУД

- «читать» и объяснять информацию, заданную с помощью рисунков и знаков;

- составлять, понимать и объяснять простейшие алгоритмы(план действий) при работе с конкретным заданием;

Коммуникативные УУД

- выполнять работу в паре, помогая друг другу;

- активно участвовать в обсуждениях,

- ясно формулировать ответы на вопросы других учеников и педагога.

Регулятивные УУД

- участвовать в оценке и обсуждении результата.

Личностные УУД

- воспринимать одноклассников, как членов своей команды;

- быть толерантным к чужим ошибкам и другому мнению;

- не бояться собственных ошибок и проявлять готовность к их обсуждению.

Понятия: четырехугольник, прямоугольник, квадрат, параллелограмм, ромб

Технологии: технология деятельностного метода обучения, ИКТ.

Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, презентация к уроку

У уч-ся: прямоугольные треугольники, тетради

Место и роль урока в изучаемой теме: урок открытия новых знаний.

Ход занятия.

1​. Организационный момент.

Здравствуйте, коллеги

Все виды четырехугольников

2​. Постановка цели урока. Посмотрите за окно! Сколько снега намело.

4 недели пролетит,

И март капелью зазвенит.

За ним апрель в цветах придет,

И землю солнышко зальет.

Около нашей школы и по всему поселку скоро зацветут цветы. Вы, помните, какие красивые были клумбы в прошлом году в Каменке?

А мы с вами попробуем их спроектировать вместе с вами.

Вот сегодня мы с вами будем главными дизайнерами.

Какими по форме бывают клумбы? (Ответы учеников)

Нашему дизайнерскому классу пришел заказ разработать клумбы определенной геометрической формы. У неё должно быть четыре угла и четыре стороны.

Может мне кто-нибудь подскажет, как называется такая геометрическая фигура? (Четырёхугольник).

И так тема нашего занятия «Четырёхугольники»

3. Работа в парах.

Перед вами фигуры. Выберете только четырехугольники. (На столе разложены фигуры: овалы, круги, многоугольники, треугольники, четырехугольники, прямоугольники, квадраты, ромбы и параллелограммы).

Проверьте, пожалуйста друга, не ошибся ли кто.

Молодцы! Теперь из четырёхугольников выберите только те, у которых прямые углы. Помните, как мы это делали? (Да, с помощью шаблона или с помощью угольника). Поднимите, пожалуйста, такие четырёхугольники над своими головами.

4​. Сказочная физминутка

Мы с вами славно потрудились. Делу время - потехе, час. Отдохните. Послушайте сказку.

-Жила на свете важная фигура. Важность её признавалась всеми людьми, т. к. при изготовлении многих вещей форма её служила образцом. Кого бы ни встретила она на своём пути, всем хвалилась: "Посмотрите на меня: противоположные стороны мои ровны, углы все прямые".

- Как же зовут тебя? - спрашивали встречные.

- А зовут меня…

- Назовите эту фигуру, ребята.

(Прямоугольник)

- Правильно, прямоугольник. А почему же она так называется?

(Все углы прямые и противоположные стороны равны, значит это прямоугольник).

- Ходил прямоугольник по свету, и стало тяготить его одиночество: ни побеседовать не с кем, ни потрудиться в хорошей и дружной компании. А уж, какое веселье одному? Весело бывает только с друзьями. И прямоугольник решил поискать родственников. "Если встречу родственника, то я его сразу узнаю, - думал прямоугольник, - ведь он на меня должен быть чем-то похож".

- Однажды встречает он на пути такую фигуру. Стал к ней приглядываться. Что-то знакомое, родное увидел он в этой фигуре.

И спросил тогда:

- Как зовут тебя?

- Ребята, а вы не подскажите, как зовут нового героя нашей сказки? (Квадрат).

Радости фигур не было границ.

- Долго я искал представителей нашего старинного рода, - промолвил квадрат. И наконец-то нашёл.

- Ребята, а не ошибся ли наш квадрат в том, что он родственник прямоугольнику? Какие признаки говорят о том, что он тоже относится к старинному роду?

(4 угла, все углы прямые, 4 стороны, противоположные стороны равны).

- А есть ли у него какой-то свой особый признак?

(Да, у него все стороны равны).

Отправились наши путешественники дальше.

Скоро сказка сказывается, да нескоро дело делается.

5​. Изучение нового материала.

- Ребята, а как вы думаете, найдутся ли ещё родственники у прямоугольника и квадрата? Сейчас мы это выясним.

(У каждого ученика на парте фигуры: ромба, параллелограмма и трапеции).

А Слон прямоугольник повернул,

Присмотрелся и вздохнул.

Сверху сел, чуть-чуть примял,

И прямоугольник параллелограммом стал!

Найдите на своих столах такую фигуру. Измерьте её стороны, определите, какие у неё углы.

Ученики с помощью линейки и шаблона прямого угла выполняют задание.
- Что вы можете сказать об этой фигуре? (ответы детей)

- Что вы скажите о его сторонах? Углах?

Вывод: У параллелограмма противоположные стороны равны, а еще они не пересекаются, четыре угла: два тупых и два острых.

- Есть ли сходство у параллелограмма с прямоугольником и квадратом? - Можно ли назвать их родственниками? (Ответы детей)

б) Пес Барбос и пес Пират
Тянут за углы квадрат.
Коль сейчас не прекратят,
В ромб квадрат наш превратят?

6.Аналогичная работа проводится со второй фигурой.

Измерьте стороны второй фигуры, определите, какие у неё углы Дети с помощью линейки выполняют задание. Делают вывод, что у фигуры четыре стороны и все они равны.

- Можно ли назвать эту фигуру квадратом?
( Нет, так как у неё 2 угла - острые, 2 - тупые).

-А на какую фигуру она похожа?

(На параллелограмм)

Вывод: Параллелограмм, у которого все стороны равны - называют ромбом.

-Ребята, Представляете! Такое определение ромба дается только в 8 классе. Какие вы молодцы!

- Является ли он родственником?

(Да , он тоже четырехугольник)

в) Аналогичная работа проводится с третьей фигурой.

От треугольника вершину,
Отрезав ножницами, вмиг,
Увидим новую картину,
На тонущий похожа бриг.
Не Атлантида, не Венеция,
Явилась нам - трапеция.

Вывод: У трапеции четыре стороны, две из которых параллельны и четыре угла: 2 тупых и 2 острых. Это четырёхугольник.

- Ребята, мы познакомились сегодня с новыми фигурами: параллелограммом, ромбом и трапецией. Можем ли мы сказать, что они являются родственниками квадрата и прямоугольника? Почему? (Ответы учеников)

7. Закрепление изученного материала.

На столах появились макеты клумб. Ваша задача выбрать ту фигуру, которая вам больше понравилась, и посадить на ней ваши любимые цветы. Творите! Фантазируйте! Успехов вам!

8. Рефлексия.

- С какими новыми фигурами вы познакомились? (Ответы учеников)

На партах перед вами большие цветы: красный, желтый и синий. Возьмите каждый по одному, но не торопитесь. Послушайте задание.

Если у вас все получилось, если вам понравилось наше занятие - возьмите красный цветок.

Если получилось, но не всё как бы хотелось - возьмите желтый цветок.

Если занятие не понравилось - синий цветок.

- Большое спасибо. Успехов вам и новых открытий!









© 2010-2022