• Преподавателю
  • Математика
  • Доклад на тему Реализация регионального компонента на уроках математики и внеклассной работе в коррекционной школе VIII вида

Доклад на тему Реализация регионального компонента на уроках математики и внеклассной работе в коррекционной школе VIII вида

Доклад был подготовлен для участия в IV Региональной научно - практической конференция учителей и аспирантов по теме: «Организация обучения и воспитания детей с нарушениями интеллекта в современных условиях: проблемы, опыт, перспективы».Я поделилась опытом работы по вопросу реализации регионального компонента на уроках математики и во внеклассной работе в коррекционной школе 8 вида. Считаю, что данный вопрос является актуальным в настоящее время и надеюсь, что работа, которую я провожу с детьми ...
Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Н.В. Фаррахова

Казанская специальная

(коррекционная) школа VIII вида

с. Казанское

Реализация регионального компонента на уроках математики и внеклассной работе в коррекционной школе VIII вида

Национально-региональный компонент является важным составляющим содержания современного школьного образования. В числе основных его задач - приобщение подрастающего поколения к национальной культуре, духовным и нравственно-этическим ценностям своего народа, формирование интересов к родному языку и истории, воспитание культуры межнациональных отношений. Реализация национально-регионального компонента на уроках математики является не простой задачей. Но можно внедрить его в интегрированных уроках и во внеклассной работе. Для этого необходимо владеть современной и исторической информацией о родном крае, уметь преподнести её в нужной теме и в доступной форме, решая образовательные и воспитательные задачи. Использование национально-регионального компонента играет большую роль в исправлении недостатков общего, речевого, физического развития и нравственного воспитания умственно отсталых детей в процессе овладения каждым предметом, в том числе и математикой.

Процесс обучения детей с умственной отсталостью осуществляется с учетом возможности широкого привлечения анализаторов для получения информации об окружающем мире, а внимание таких детей можно привлечь интересным познавательным материалом. Содержание такого материала способствует формированию личности ребёнка и достижению основной учебно - воспитательной цели:

- формирование социально-значимых умений и навыков, необходимых для социализации, ориентации в социальной среде, повседневных жизненных ситуациях; - формирование максимально возможного навыка самостоятельности; - совершенствование качества жизни учащихся.

Я на своих уроках и внеклассных мероприятиях стараюсь:

- дать правильную информацию о республике Россия, о жителях нашей многонациональной страны, о знаменитых людях Тюменской области и Казанского района, о русских обычаях, традициях и национальных праздниках, познакомить с русским бытом;
- формировать у учащихся чувства патриотизма, единства и дружбы народов в нашей многонациональной стране. Через многие задания можно осуществлять межпредметные связи: с чтением, русским языком, историей, географией,

трудовым обучением. Так, например, в 6 классе при изучении темы «Деление чисел на однозначное число» сообщаю информацию: спортсменов в олимпийских играх в Сочи участвовало 2894, а в паралимпийских- 78. С числами составляем задачи на разностное сравнение. Для спортсменов построены пятизвёздочные отели на 2000мест, четырёхзвёздочные -10000мест, трёхзвёздочные- 13500мест. В устном счёте задаю вопросы: Каких больше? На сколько? Затем предлагаю детям составить и решить задачу:

  • I день- 1815 спортсменов,

  • II день- в 3 раза меньше

Сколько спортсменов заехало в гостиницу за два дня?

После получения ответа идёт последующая работа над задачей. Сколько потребуется гостиничных номеров, если номера двухместные, четырёхместные? В конце урока состоялся разговор о завоёванных медалях нашими спортсменами: золото-13, серебро-11, бронза-9. Дети легко запоминают эту информацию и она вызывает у них чувство гордости за Родину, за наших спортсменов.

В 7 классе по теме «Сложение и вычитание многозначных чисел» мы узнаём с детьми о том, сколько жителей в нашем районе и в области, показываем на карте, где расположено с. Казанское, предлагаю решить такую задачу : Численность населения села Казанское 6081 человек. А всего проживает в Казанском районе на 15892 человека больше, чем в селе Казанское. Сколько человек проживает в Казанском районе? (данные на 1.01.2014года). Далее ведём разговор о помощи государства пенсионерам области, о том, что в Тюмени стартовал марафон « Азбука добра». Дети сами читают информацию со слайдов (см. картинки со слайдов).

Доклад на тему Реализация регионального компонента на уроках математики и внеклассной работе в коррекционной школе VIII вида Доклад на тему Реализация регионального компонента на уроках математики и внеклассной работе в коррекционной школе VIII вида Присоединимся к марафону «Азбука добра» с. Казанское на карте Тюменской области



Помощь пенсионерам области

По данным числам составляются задачи на сложение и вычитание чисел. Такие задания не только воспитывают патриотизм, но и доброту, уважение к пожилым людям.

К 180-летию Д.И. Менделеева я составила урок для 7 класса по теме: ««Письменное умножение и деление многозначных чисел на однозначное число». Все задания отражали деятельность великого учёного, нашего земляка. Например, в устном счёте дети, вычислив ответы, узнали имя учёного, о котором пойдёт речь на уроке. Или в арифметическом диктанте: увеличьте число 917 в 2 раза, и вы узнаете в каком году родился Дмитрий Иванович. Дети с интересом узнают, что именно Д.И. Менделеев проводил первые исследования в области нефтепереработки, предлагал выход русских нефтепродуктов на мировой рынок. Мы знаем, что в настоящее время в Тюменской области сосредоточена основная часть запасов нефти и газа страны. Наша область за счёт экспорта энергоресурсов обеспечивает получение значительной части валютных поступлений РФ. Например, в 2013 г доход от продажи нефти составил173,7 млрд. долл. США. Урок повысил интерес детей к знаниям, был развивающим и воспитывающим, с применением ИКТ (см. ниже

картинки со слайдов).

Доклад на тему Реализация регионального компонента на уроках математики и внеклассной работе в коррекционной школе VIII вида Доклад на тему Реализация регионального компонента на уроках математики и внеклассной работе в коррекционной школе VIII вида

Устный счёт Задача на уменьшение числа в несколько раз

В старших классах при изучении понятий «площадь», «проценты» знакомлю детей с такой информацией: Казанский район представляет собой территорию длиной 65,4 км и шириной 57 км, ориентированную с севера на юг. Расположен в поймах рек Ишим и Алабуга, имеет общие границы с Ишимским, Бердюжским и Сладковским районами области, а на юге - с Республикой Казахстан. Площадь территории - 3,1 тыс. км². 78 процентов территории района занимают земли сельскохозяйственного назначения, 16 процентов территории занимают леса, 3,2 процента - реки и озера, 1,8 процента - земли поселений.

Использую региональный компонент и во внеклассной работе. При проведении недели математики в викторинах дети получают такие задания:

1.Назови самое большое озеро России.

2.Сколько озёр в Казанском районе.

3.Какова длина реки Ишим?

4.Сколько человек из Казанского района награждены званием « Герой Советского Союза» за участие в Великой Отечественной войне?

5. Великая Отечественная война закончилась в 1945году? Сколько лет прошло с тех пор? Какой юбилей мы будем отмечать в 2015году?

6.На территории Казанского района обитают лисы и зайцы. Какую скорость могут развивать эти животные?

7. Как называется самая высокая гора на территории России. Какова её высота?

8.Сколько человек проживает в Казанском районе?

9. Обитает ли рысь на территории Тюменской области? Какой вес может достигать взрослая рысь?

Дети с желанием отвечают на вопросы, и если не знают ответ, то обращаются за помощью к учителям, родителям, одноклассникам.

Говорим и о животном мире Казанского района. Обитателями лесостепной зоны являются лисица, корсак, хорь степной, косуля, серая куропатка. Кроме того, в районе встречаются из хищных млекопитающих волк, колонок, рысь, барсук. Сейчас об одном из хищников мы решим задачу.

Задача:

Чтобы поужинать волку достаточно 2 кг мяса, но если он голоден, то может съесть в 5 раз больше. Сколько мяса может съесть голодный волк? А вот задачи о другом хищнике.

  1. На Севере Тюменской области встречается медведь. Медведь - знаменитый герой народных сказок, хозяин леса. Третью часть года он проводит в глубоком сне. Сколько времени тратит медведь на зимнюю спячку? Сколько это дней? Сколько это недель?



  1. К зимней спячке масса одного медвежонка составляла 40 кг, а другого - 35 кг. На сколько оба медвежонка похудеют за зиму, если к весне масса первого медвежонка будет 31 кг, а второго 24 кг? Почему медвежата так сильно худеют за зиму? Что помогает животным выжить зимой без пищи?

В 2014 году было проведено общешкольное мероприятие « Весёлая математическая ярмарка». Задания были связаны с математикой, но сама ярмарка проходила в русской национальной традиции: с шутками, конкурсами, играми, музыкой, торговым рядом, самоваром, скоморохами, цыганкой с медведем. Дети зарабатывали в конкурсах жетоны и на них приобретали товары. Одной из целей этой работы являлась прививать детям любовь к национальной культуре, к русским традициям (см. фото).

Доклад на тему Реализация регионального компонента на уроках математики и внеклассной работе в коррекционной школе VIII вида Доклад на тему Реализация регионального компонента на уроках математики и внеклассной работе в коррекционной школе VIII вида

В ожидании покупателей «Скоморохи» начинают ярмарку

В мероприятии приняли участие дети и педагоги всей школы. Все участники единодушно дали положительную оценку и пришли к выводу, что получился настоящий «праздник».

К 70-летию Тюменской области совместно с учащимся 9 класса Марковым Ильёй созданы презентация и альбом по теме «Выдающиеся личности в истории Тюменской области». Данный материал был использован на уроках математики в устном счёте.

Задача 1.

В XIX веке Алябьев пользовался большим успехом, написал около 200 романсов, 7 опер, 20 музыкальных комедий. Сколько всего музыкальных произведений написал Алябьев?

Задача 2.

Гуляев Юрий Александрович, известный певец, годы жизни 1930-1986.

Сколько лет прожил Гуляев Юрий Александрович?

Задача 3

Поэт-сказочник, автор знаменитого «Конька-Горбунка» Петр Павлович Ершов родился 22 февраля (6 марта по новому стилю) 1815 год в деревне Безруково Ишимского округа Тобольской губернии. В 1824 году семья Ершовых переезжает в Тобольск. Сколько лет прожил поэт - сказочник в деревне Безруково? Сколько лет со дня рождения поэта мы будем отмечать

в 2015году, который объявлен годом литературы?

Задача 4.

Собянин Сергей Семенович родился в 1958 году , житель Сибири, бывший губернатор Тюменской области, Российский политический и государственный деятель, мэр Москвы (с 21 октября 2010). Сколько лет Сергею Семёновичу

в настоящее время? Сколько лет он является мэром Москвы?

Доклад на тему Реализация регионального компонента на уроках математики и внеклассной работе в коррекционной школе VIII вида Доклад на тему Реализация регионального компонента на уроках математики и внеклассной работе в коррекционной школе VIII вида

Титульный лист работы учащегося Маркова И. Страница из альбома

В стратегических документах последнего времени чётко прослеживается ориентация на личностный и деятельностный подход, практическую направленность, формирование ключевых компетенций, региональный компонент в содержании образования. Качество региональных материалов должно подкрепляться развитием профессионализма учителя, прежде всего - его информационной культуры, позволяющей привлекать различные информационные источники, учить детей работе с информацией, создавая информационное поле учащихся и опираясь на него, организовать обучение. И я на своих уроках математики и во внеклассной работе пытаюсь реализовать применение регионального компонента, что позволяет обеспечивать учащимся школы VIII вида потенциально возможный уровень образованности, без чего не может быть достигнута основная цель: социальная реабилитация и интеграция детей с проблемами в развитии в современное общество.






© 2010-2022