- Преподавателю
- Математика
- Доклад по теме Педагогика сотрудничества
Доклад по теме Педагогика сотрудничества
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Склярова Н.П. |
Дата | 08.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
5
Педагогика сотрудничества как главный способ воспитания внутренне свободных и творческих личностей.
Педаго́гика сотру́дничества - педагогика, основывающаяся не на классическом принципе «делай, как я сказал», а на принципе «делай, как я».
Педагогика сотрудничества - направление в отечественной педагогике 2-й половины 20 в., представляющая собой систему методов и приёмов воспитания и обучения на принципах гуманизма и творческого подхода к развитию личности. Среди авторов: Ш.А. Амонашвили, И.П. Волков, И.П. Иванов, Е.Н. Ильин, В.А. Караковский, С.Н. Лысенкова, Л.А. и Б.П. Никитины, В.Ф. Шаталов, М.П. Щетинин и др. Все авторы имели большой практический опыт работы в школе (свыше 30 лет) и разработали оригинальные концепции обучения и воспитания. Инициаторами объединения педагогов-новаторов стали гл. редактор "Учительской газеты" В.Ф. Матвеев и публицист С. Л. Соловейчик.
Основные положения: отношение к обучению как творческому взаимодействию учителя и ученика; обучение без принуждения; идея трудной цели (перед учеником ставится как можно более сложная цель и внушается уверенность в её преодолении); идея крупных блоков (объединение нескольких тем учебного материала, уроков в отдельные блоки); использование опор (опорные сигналы у Шаталова, схемы у Лысенковой, опорные детали у Ильина и др.), самоанализ (индивидуальное и коллективное подведение итогов деятельности учащихся), свободный выбор (использование учителем по своему усмотрению учебного времени в целях наилучшего усвоения учебного материала), интеллектуальный фон класса (постановка значимых жизненных целей и получение учащимися более широких по сравнению с учебной программой знаний), коллективная творческая воспитательная деятельность, творческое самоуправление учащихся, личностный подход к воспитанию, сотрудничество учителей, сотрудничество с родителями.
Ряд положений педагогики сотрудничества опровергал традиционные системы обучения и воспитания, поэтому эта теория вызвала большую полемику. Педагогика сотрудничества дала импульс творческой деятельности многих педагогов, инициировала деятельность авторских школ.
Основателями педагогики сотрудничества по праву считаются педагоги-новаторы, такие как:
-
Амонашвили, Шалва Александрович
-
Шаталов, Виктор Федорович
-
Лысенкова, Софья Николаевна
и др. отечественные лидеры образования 80-х годов прошлого столетия. Идейным вдохновителем педагогики сотрудничества являлся Симон Львович Соловейчик.
Педагоги - новаторы заявили, что педагогика сотрудничества принимает любого ребёнка. Педагоги должны помочь сохранить ребёнку свою индивидуальность, выявить потребности, помочь ему в интеллектуальном и нравственном развитии. Были выделены основные идеи педагогики сотрудничества:
-
учение без принуждения
-
набор ключевых слов, знаков, расположенных в виде опорной схемы, для исключения зубрежки материала
-
идея опережения
-
идея крупных блоков
-
идея свободы выбора
-
идея диалогического размышления
-
идея интеллектуального фона класса
-
идея совместной деятельности учителей и учеников
Педагогика сотрудничества очень трудна. Чтобы добиться сотрудничества с детьми, надо иметь доброе сердце, высокую культуру, современный профессионализм.
Я в своей работе стараюсь использовать некоторые элементы педагогики сотрудничества разработанные учителем-новатором Шаталовым Виктором Фёдоровичем --- подача учебного материала блоками.
Ф О Т О ОБОБЩАЮЩИЕ ТАБЛИЦЫ
В 6-ом классе дети работают на уроках в группах, а также в парах сменного состава. В результате такой работы идёт обмен опытом между самими учащимися. Ученики, слабо усвоившие тему урока, имеют возможность ещё раз услышать например, алгоритм решения задач.
Ф О Т О ИЗ ПАПКИ УРОКИ 6 КЛАСС МАТЕМАТИКА
В 5 - ом классе на уроках математики практикую игровые моменты, поскольку через игру ребёнок познаёт мир. Составляем кроссворды, проводится игра КВН.
Детям очень нравится игра «Чей букет лучше». Каждому ребёнку раздаются задания, стикеры с ответом прикреплены1 на доске, решив задание, ребёнок срывает стикер с правильным ответом с доски. В итоге, каждый ребёнок показывает свой букет. Побеждает тот, чей букет лучше.
В чём же проявляется здесь методика «педагогики сотрудничества»? Слабый ребёнок получает задание, соответствующее его способностям. Таким образом, он не чувствует себя в ущемлённом положении. В то же время, в игровой форме происходит закрепление изученной темы.
В 11- ом классе уроки проводятся в форме индивидуальной работы. Каждый получает отдельное задание, идёт целенаправленная работа на подготовку к успешной сдаче ЕГЭ.
К урокам геометрии дети готовят модели фигур, которые облегчают решение стереометрических задач, развивают пространственное мышление.
Ф О Т О 11 КЛАСС
Главными задачами воспитательной работы педагогики сотрудничества являются:
Эти задачи я стараюсь реализовывать на классных часах, а также на внеклассных мероприятиях: в поездках, экскурсиях, походах.
Знакомство с культурой семейных отношений, а также работу с родителями я стараюсь проводить на классных часах, посвящённых этой тематике.
Ф О Т О ИЗ ПАПКИ ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА 7 «Б»
ПЕДАГОГИКА СОТРУДНИЧЕСТВА не была изобретена, на нее невозможно взять патент. Учителя-экспериментаторы научились хорошо учить всех, не разделяя детей по способностям и в то же время предоставляя каждому возможность учиться на пределе своих сил, что и ведет к развитию ребенка. И они обнаружили, что общий корень их поисков и находок - сотрудничество с детьми. Учителя меняли свои методики, как оказалось, с одной целью: чтобы достичь отношения сотрудничества. В своей работе я также стремлюсь наиболее эффективно использовать личностный и творческий потенциал каждого ребёнка.