Конспект урока Задачи на движение

Раздел Математика
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок математики в 5 классе по теме «Задачи на движение»


Цели урока:

  • Ввести типы задач на движение по одной прямой, научить распознавать эти типы, создать условия для открытия общего способа решения задач на движение вдоль прямой, продолжить формирование вычислительного навыка учащихся.

  • Через решение задач развивать творческую и мыслительную деятельность учащихся, интеллектуальные качества: способность к "видению" проблемы, оценочным действиям, обобщению, быстрому переключению, самостоятельности, гибкости мышления. Учить учащихся корректировать свою деятельность в ходе урока. Формировать умения четко и ясно излагать свои мысли, задавать вопросы.

  • Формировать умение работать в группе (паре), развивать чувство ответственности.

Оборудование:

  • мультимедиа проектор, интерактивная доска.

  • презентация «Задачи на движение».

  • раздаточный материал для учащихся.

Ход урока


1)Мотивация (мотив, имя)

В начале урока учащимся предлагается логическая задача.

Вася и Коля живут в одном доме в одном подъезде. Вася живет на 5 этаже , а Коля на 1 этаже. Мальчики решили пойти гулять и побежали друг к другу. Встретились они на 4 этаже. Во сколько раз скорость одного мальчика больше скорости другого?

Учащиеся решают ее стоя, предлагают свои идеи, аргументируют. Учитель и учащиеся отрицают (приводят контрпример) или подтверждают решение. После того, как задача решена, учащиеся садятся.

Ребята, о чем эта задача? К какому типу задач ее можно отнести?

  • Это задача на движение.

Сегодня на уроке мы с вами будем рассматривать задачи на движение. Запишите в тетрадях тему урока.

ЗАДАЧИ НА ДВИЖЕНИЕ.

2)Актуализация (формулировка вопросов, на которые должны дать ответ в ходе изучения темы)

На какие вопросы вы хотели бы найти ответ сегодня на уроке, чему научиться?

- виды задач на движение

- что общего у них и в чем различие

- способы решения

- как самостоятельно составить задачу на движение

Все проблемы учитель записывает на доске.

Вспомните, связь между какими величинами существует при решении задач на движение?

- скорость, время, расстояние.

Как найти скорость (время, расстояние), если известны другие величины?

- S=V·t, V=S:t, t=S:V

Работа с тренажером в парах сменного состава (см. Приложение 2)

3) Содержательная часть урока

Ребята, какие виды движений вы знаете?

- движение в одном направлении и движение в разные стороны; (2 вида)

- движение из одного пункта и движение из разных пунктов (2 вида).

Как вы думаете, сколько всего видов движения по прямой? Какие?

- четыре (2х2), движение в одном направлении из одного пункта, движение в одном направлении из разных пунктов, движение в разные стороны из одного пункта и движение в разные стороны из разных пунктов.

Групповая работа:

Ребята, сейчас вам предстоит побывать в роли исследователей. У каждой группы есть на столах информационно-исследовательская карта, банк задач и банк идей для их решений. Вы должны выбрать любую задачу, попробовать решить ее в группе. Затем в банке идей для решения выбрать те величины, которые можно найти, исходя из данных задачи и выписать их в нужной последовательности в таблицу. Дополнить задачу вопросами, на которые можно найти ответ. Тоже самое проделать с остальными задачами. (см. Приложение 1)

Информационно-исследовательская карта.

  1. Выберите из банка задачу и попробуйте ее решить в группе.

  2. Решение или основные идеи его поиска запишите в тетради.

  3. В банке решений найдите решение своей задачи, изучите его, выделите метод решения и запишите его в тетрадь.

  4. Продолжите аналогичную работу с остальными задачами.

Защита работы групп (по 1 задаче), комментарии учителя.

(все учащиеся записывают решение в тетрадь)

4) Рефлексия

А теперь вспомните, какие проблемы мы поставили с вами в начале урока? На какие вопросы мы нашли ответ, а на какие нет?

  • осталось самостоятельно научиться составлять задачи.

Посмотрите из каких величин состоит условие задачи?

  • Скорости движения двух объектов V1 и V2, расстояние, пройденное объектами S и время, затраченное на движение t.

Рассмотрите задачи из банка задач и скажите сколько необходимо известных величин?

  • Три

Как из решенной задачи составить еще одну задачу?

  • Надо убрать из условию одну величину.

Сколько таких задач можно составить? Каких?

  • Три: неизвестна скорость одного из объектов, неизвестно расстояние и неизвестно время движения.

Такие задачи называют обратными. А теперь посмотрите на свои задачи из банка. Что вы можете про них сказать?

  • Они являются обратными задачами.

Итак, подведем итоги. С какими видами задач мы с вами сегодня познакомились? Сколько существует видов задач на движение по прямой? Задача, рассмотренная в начале урока к какому виду относится? В чем сходство и в чем отличие в решении таких задач? Как из условия данной задачи составить обратную? Сколько таких задач можно составить?

В качестве домашнего задания вам предлагается самостоятельно составить на выбор:

а) 4 задачи на движение (по одной каждого типа);

б) задачу на движение любого типа и обратные к нему.

На последующих уроках каждый получит задание для решения от своего одноклассника. (см. Приложение 3)

В дальнейшем мы с вами создадим сборник задач на движение.

А теперь на полях тетради отметьте свое отношение к работе на уроке. Дети рисуют «мордашки», сигнализируя о своем эмоциональном состоянии.



© 2010-2022