- Преподавателю
- Математика
- Конспект урока Задачи на движение
Конспект урока Задачи на движение
Раздел | Математика |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Рогозина А.В. |
Дата | 19.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Урок математики в 5 классе по теме «Задачи на движение»
Цели урока:
-
Ввести типы задач на движение по одной прямой, научить распознавать эти типы, создать условия для открытия общего способа решения задач на движение вдоль прямой, продолжить формирование вычислительного навыка учащихся.
-
Через решение задач развивать творческую и мыслительную деятельность учащихся, интеллектуальные качества: способность к "видению" проблемы, оценочным действиям, обобщению, быстрому переключению, самостоятельности, гибкости мышления. Учить учащихся корректировать свою деятельность в ходе урока. Формировать умения четко и ясно излагать свои мысли, задавать вопросы.
-
Формировать умение работать в группе (паре), развивать чувство ответственности.
Оборудование:
-
мультимедиа проектор, интерактивная доска.
-
презентация «Задачи на движение».
-
раздаточный материал для учащихся.
Ход урока
1)Мотивация (мотив, имя)
В начале урока учащимся предлагается логическая задача.
Вася и Коля живут в одном доме в одном подъезде. Вася живет на 5 этаже , а Коля на 1 этаже. Мальчики решили пойти гулять и побежали друг к другу. Встретились они на 4 этаже. Во сколько раз скорость одного мальчика больше скорости другого?
Учащиеся решают ее стоя, предлагают свои идеи, аргументируют. Учитель и учащиеся отрицают (приводят контрпример) или подтверждают решение. После того, как задача решена, учащиеся садятся.
Ребята, о чем эта задача? К какому типу задач ее можно отнести?
-
Это задача на движение.
Сегодня на уроке мы с вами будем рассматривать задачи на движение. Запишите в тетрадях тему урока.
ЗАДАЧИ НА ДВИЖЕНИЕ.
2)Актуализация (формулировка вопросов, на которые должны дать ответ в ходе изучения темы)
На какие вопросы вы хотели бы найти ответ сегодня на уроке, чему научиться?
- виды задач на движение
- что общего у них и в чем различие
- способы решения
- как самостоятельно составить задачу на движение
Все проблемы учитель записывает на доске.
Вспомните, связь между какими величинами существует при решении задач на движение?
- скорость, время, расстояние.
Как найти скорость (время, расстояние), если известны другие величины?
- S=V·t, V=S:t, t=S:V
Работа с тренажером в парах сменного состава (см. Приложение 2)
3) Содержательная часть урока
Ребята, какие виды движений вы знаете?
- движение в одном направлении и движение в разные стороны; (2 вида)
- движение из одного пункта и движение из разных пунктов (2 вида).
Как вы думаете, сколько всего видов движения по прямой? Какие?
- четыре (2х2), движение в одном направлении из одного пункта, движение в одном направлении из разных пунктов, движение в разные стороны из одного пункта и движение в разные стороны из разных пунктов.
Групповая работа:
Ребята, сейчас вам предстоит побывать в роли исследователей. У каждой группы есть на столах информационно-исследовательская карта, банк задач и банк идей для их решений. Вы должны выбрать любую задачу, попробовать решить ее в группе. Затем в банке идей для решения выбрать те величины, которые можно найти, исходя из данных задачи и выписать их в нужной последовательности в таблицу. Дополнить задачу вопросами, на которые можно найти ответ. Тоже самое проделать с остальными задачами. (см. Приложение 1)
Информационно-исследовательская карта.
-
Выберите из банка задачу и попробуйте ее решить в группе.
-
Решение или основные идеи его поиска запишите в тетради.
-
В банке решений найдите решение своей задачи, изучите его, выделите метод решения и запишите его в тетрадь.
-
Продолжите аналогичную работу с остальными задачами.
Защита работы групп (по 1 задаче), комментарии учителя.
(все учащиеся записывают решение в тетрадь)
4) Рефлексия
А теперь вспомните, какие проблемы мы поставили с вами в начале урока? На какие вопросы мы нашли ответ, а на какие нет?
-
осталось самостоятельно научиться составлять задачи.
Посмотрите из каких величин состоит условие задачи?
-
Скорости движения двух объектов V1 и V2, расстояние, пройденное объектами S и время, затраченное на движение t.
Рассмотрите задачи из банка задач и скажите сколько необходимо известных величин?
-
Три
Как из решенной задачи составить еще одну задачу?
-
Надо убрать из условию одну величину.
Сколько таких задач можно составить? Каких?
-
Три: неизвестна скорость одного из объектов, неизвестно расстояние и неизвестно время движения.
Такие задачи называют обратными. А теперь посмотрите на свои задачи из банка. Что вы можете про них сказать?
-
Они являются обратными задачами.
Итак, подведем итоги. С какими видами задач мы с вами сегодня познакомились? Сколько существует видов задач на движение по прямой? Задача, рассмотренная в начале урока к какому виду относится? В чем сходство и в чем отличие в решении таких задач? Как из условия данной задачи составить обратную? Сколько таких задач можно составить?
В качестве домашнего задания вам предлагается самостоятельно составить на выбор:
а) 4 задачи на движение (по одной каждого типа);
б) задачу на движение любого типа и обратные к нему.
На последующих уроках каждый получит задание для решения от своего одноклассника. (см. Приложение 3)
В дальнейшем мы с вами создадим сборник задач на движение.
А теперь на полях тетради отметьте свое отношение к работе на уроке. Дети рисуют «мордашки», сигнализируя о своем эмоциональном состоянии.