- Преподавателю
- Математика
- Самообразование учителя– необходимое условие при внедрении новых стандартов ООО
Самообразование учителя– необходимое условие при внедрении новых стандартов ООО
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Давлятшина Р.М. |
Дата | 30.08.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Самообразование учителя- необходимое условие при внедрении новых стандартов ООО.
Давлятшина Рафиля Мингалеевна
учитель математики
МКОУ СОШ № 24 г.Удачного Мирнинского района РС(Я)
Ни одно действие педагога не должно
стоять в стороне от поставленных целей
А.С. Макаренко
Педагогический словарь определяет понятие «самообразование» как, целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т.п. В основе самообразования - интерес занимающегося в органическом сочетании с самостоятельным изучением материала.»
Самообразование учителя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога.
Для того, чтобы учить других нужно знать больше , чем все остальные, учитель должен знать не только свой предмет, и владеть методикой его преподавания, но и иметь знания в близлежащих научных областях, различных сферах общественной жизни, ориентироваться в современной политике, экономике и др. Способность к самообразованию не формируется у педагога вместе с дипломом педагогического ВУЗа. Эта способность определяется психологическими и интеллектуальными показателями каждого отдельного учителя. Самосовершенствование должно быть неотъемлемой потребностью каждого педагога.
Мотивы, побуждающие учителя к самообразованию :
-
Ежедневная работа с информацией. Готовясь к уроку, выступлению, родительскому собранию, классному часу, общешкольному мероприятию и др. у учителя возникает необходимость поиска и анализа новой информации.
-
Стремительный рост современной науки. Особенно психологии и педагогики.
-
Изменения, происходящие в жизни общества. Эти изменения в первую очередь отражаются на учениках, формируют их мировоззрение, и соответственно, очень часто, формируют образ учителя как «несовременного человека».
-
Конкуренция.
-
Материальное стимулирование. Категория учителя, мнение аттестационной комиссии, премии, надбавки, а может быть даже звания и правительственные награды - все это зависит от квалификации и мастерства учителя.
-
Интерес. Учиться просто интересно.
Имидж современного учителя немыслим без знания им информационно компьютерных технологий. А когда учителем приобретаются необходимые знания и навыки, то компьютер становится незаменимым инструментом в работе, значительно облегчающим ее, повышающим эффективность и качество.
С появлением в работе учителя компьютера и Интернета значительно повышаются возможности учительского самообразования. Появляются новые темы, интересные задачи и способы их реализации. Цель и в этом случае остается прежней - «Повышение эффективности обучения».
Мир информационных и коммуникативных технологий очень динамичен. Использование их позволяет в кратчайшие сроки решать широкий круг задач, недоступных ранее. В настоящее время происходит внедрение современных компьютерных технологий в преподавании естественных учебных дисциплин, в том числе и в математике. Преподавание математики немыслимо без использования различных методов и средств обучения. Использование информационных технологий в процессе преподавания математики дает то, что учебник дать не может; компьютер на уроке является средством, позволяющим обучающимся лучше познать самих себя, индивидуальные особенности своего учения способствует развитию самостоятельности.
Формы и методы использования компьютера на уроке, конечно, зависят от содержания этого урока, цели, которую учитель ставит перед собой и обучающимися. Тем не менее, можно выделить наиболее эффективные приемы:
-
при проведении устного счета - даёт возможность оперативно представлять задания и корректировать результаты их выполнения;
-
при изучении нового материала - позволяет иллюстрировать тему разнообразными наглядными средствами;
-
при решении задач обучающего характера - помогает выполнить рисунок, составить план работы, контролировать промежуточный и окончательный результаты работы по плану.
Компьютерная техника заменяет традиционные технические средства, а мультимедийные программы дают возможность учителю оперативно сочетать все средства, способствующие более глубокому и осознанному усвоению материала во время урока, насыщает его информацией. В преподавании математики отказываться от компьютера нельзя. Критерий полезности, на мой взгляд можно сформулировать так: та или иная технология обучения целесообразна, если она позволяет получать такие результаты обучения, какие нельзя получить без применения этой технологии.
Итак, нельзя отрицать, что ИКТ - реальность современного урока. Мой опыт использования компьютера на уроках математики показал, что обучающиеся более активно принимают участие в уроке, меняется отношение к работе даже у самых проблемных учеников. А от учителя требуется освоение возможностями ИКТ, тщательное продумывание содержания урока и планирование работы учеников на каждом этапе урока. Время на подготовку учителя к уроку с использованием ИКТ несомненно увеличивается. Опыт использования ИКТ на уроках математики показал, что наиболее эффективно проходят уроки геометрии, уроки алгебры при изучении функций и графиков. А для этого возможностей использования компьютера и проектора уже недостаточно - необходимо в кабинете иметь интерактивные доски и достаточное программное обеспечение электронными ресурсами.
Наверное, нельзя сказать наверняка, что результаты обучающихся значительно повысятся благодаря использованию ИКТ, но они будут больше интересоваться тем, что происходит на уроке, будут активнее работать и быстрее запоминать материал. Важно понимать, что использование ИКТ не решит всех проблем моментально.