Тема урока: «Сложение чисел с разными знаками»

Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: «Сложение чисел с разными знаками»

Образование - это постоянный поиск методов, созвучных времени; приемов, которые так организуют жизнь ребенка на каждом занятии в школе, что в дальнейшем он сможет, по образу и подобию, самостоятельно строить свою жизнь.

Главное не программа, а ребенок, стиль общения учителя и ученика, учеников друг с другом. Главная цель взаимодействия взрослых и детей - личностный рост каждого ученика. Ученик поставлен перед проблемой выбора. На него возложена нравственная ответственность за этот выбор. Результатом деятельности учителя и ученика является процесс выполнения творческих заданий, стимулирующих творчество ребенка, а значит, развитие заложенных в нем качеств. На таких уроках детей никто не понукает, не заставляет, не унижает, не запугивает, никто ничего не вдалбливает. Учитель предоставляет им возможность совершить интеллектуальное открытие, и он все время рядом с детьми, но его присутствие незаметно, неназойливо: учитель - умный помощник, а не контролер.

Истина познается ребятами самостоятельно путем экспериментального «нащупывания». Каждый ученик занят самым важным - «строит себя».

Цель урока: Обучение учащихся самостоятельному приобретению знаний путем творческого поиска и решения проблемных вопросов и ситуаций.

Оборудование: альбомная бумага; фломастеры; творческие задания группам, подготовленные на листах; модель координатной прямой; таблица математических понятий и определений; листы с ответами к практической части.

Ход урока

Класс разбивается на группы по четыре человека в каждой, причем в каждой четверке есть и «слабые», и «сильные» ученики. Учитель настраивает ребят на серьезную творческую работу и обозначает круг вопросов, которые они должны решить:

- повторить изученный материал;

- узнать правило сложения двух чисел с разными знаками;

- научиться применять правила сложения двух чисел.


Устное повторение

Повторение необходимых сведений. Вопросы задаются группам по очереди. Отвечают желающие. На доске висит таблица, с помощью которой каждый ученик легко справляется с заданием.

Элементы таблицы придумывались учащимися на предыдущих уроках с целью быстрого запоминания изучаемых правил и определений.

1. Координатная прямая:

Тема урока: «Сложение чисел с разными знаками»

2. Координата точки - число, показывающее...

A(3)

3. Противоположные числа:

Тема урока: «Сложение чисел с разными знаками»

4. Целые числа:

Тема урока: «Сложение чисел с разными знаками»
противоположные натуральным натуральные

5. Модуль числа - это расстояние от...

Тема урока: «Сложение чисел с разными знаками»

6. Перемещение точки на координатной прямой:

Тема урока: «Сложение чисел с разными знаками»

На доске находится схема - правило сложения двух отрицательных чисел:

Тема урока: «Сложение чисел с разными знаками»

Опрос проходит по плану:

1. Что такое координатная прямая?

2. Что называют координатой точки?

3. Где располагаются на координатной прямой положительные и отрицательные числа?

4. Какие числа называют противоположными?

5. Какие числа называют целыми?

6. Что называют модулем числа?

7. Какое число больше: положительное или отрицательное?

8. Какое из двух отрицательных чисел считают большим?

9. Какое из чисел больше: отрицательное или 0?

10. Какое из чисел меньше: положительное или 0?

11. Какими числами описывается перемещение точки по координатной прямой влево и какими вправо?

12. Как сложить два отрицательных числа?

Учитель отмечает хорошее знание учащимися теории и выражает уверенность, что и дальше ребята проявят себя с лучшей стороны.

Изучение нового материала

У каждого ученика есть модель координатной прямой. Она осталась у них с урока «Сложение чисел с помощью координатной прямой». Также координатная прямая изображена на доске.

Каждая четверка получает лист с заданием: сложить числа с помощью координатной прямой, это же задание записано на доске.

Номер п/п

Задание

Ответ группы

1-й

2-й

3-й

4-й

5-й

1

-3 + 7


2

5 + (-8)


3

-7 + 1


4

-8 + 9


5

12 + (-14)


6

-14 + 17


7

30 + (-16)


8

-25 + 15


Процесс решения в группах начинается мгновенно. Первые четыре примера затруднений не вызывают. Дойдя до 5-го и 6-го примеров многие учащиеся увеличивают размеры координатной прямой. Последние два примера решают рассуждая, так как координатной прямой все равно не хватает. Какое число может получиться и почему? Ошибиться никому не хочется.

Минут через 6-7 представители каждой четверки записывают в колонках для ответов свои результаты. После проверки оказывается, что ответы у всех одинаковые. (В случае неправильного ответа задание разбирается. Для этого и нужна координатная прямая на доске.) Учащиеся получают одобрение учителя.

Учитель. Проанализируйте результаты выполнения задания и ответьте на вопросы.

Вопросы на листочках выдаются группам.

Вопросы

1. Какие знаки имеют складываемые числа?

2. Положительное или отрицательное число получается в результате сложения двух чисел с разными знаками?

3. От чего зависит знак суммы?

4. Как найти модуль суммы?

5. Сформулируйте правило сложения двух чисел с разными знаками.

Через 6-7 минут заслушиваются ответы групп. Обобщаются и уточняются отдельные моменты и формулируется правило сложения двух чисел с разными знаками. Полученное правило сравниваем с тем, что есть в учебнике на с. 190. Учащиеся рады тому, что правило вывели сами.

Учитель дает следующее задание группам:

Придумайте схему правила, «как сложить два числа с разными знаками», для лучшего его запоминания. Нарисуйте свою схему на альбомном листе фломастерами. (Бумага и фломастеры были выданы группам до начала урока.)

Так как на предыдущем уроке учащиеся составляли схему сложения двух отрицательных чисел, то они представляют, как это делать. Через 3-4 минуты представители групп показывают схемы и объясняют их смысл. Обсуждаются достоинства и недостатки предложенных схем и лучшая из них записывается на доске.

Например, схема может быть такой:

Тема урока: «Сложение чисел с разными знаками»

где Б - большее число, М - меньшее.

Учитель благодарит всех за проделанную работу. Затем дается историческая справка.

Учитель. Складывать и вычитать отрицательные числа в Древнем Китае умели еще до нашей эры. Индийские математики, в начале нашей эры, представляли положительные числа как «имущество», а отрицательные числа как «долг».

Вот как индийский математик Брахмагупта (имя записано на доске до урока) излагал правила сложения и вычитания: «Сумма двух имуществ - есть имущество, сумма двух долгов - есть долг, сумма имущества и долга равна их разности». Переведите это древнеиндийское правило на современный язык.

Группам для обсуждения выдается правило, записанное на листочках. Через 1-2 минуты заслушиваются версии.

Отработка полученных знаний

Учитель предлагает учащимся приступить к решению № 1050 на с. 192 учебника. Цель данного упражнения - научиться применять правило сложения чисел. В этой работе «сильные» и «слабые» ученики также действуют сообща. Решив первый столбик, группы получают от учителя ответы и сравнивают со своими. Если ответы правильные, то переходят к решению следующего, более трудного столбика, в противном случае «разбираются с ошибкой». При затруднении получают помощь от учителя.

Работа заканчивается за 5 минут до окончания урока.

Подведение итогов урока

- Что нового вы узнали на уроке?

- Как работали группы в течение урока?

(Следует отметить самостоятельность, творческий поиск, доброжелательное отношение друг к другу и т.д.)

Домашнее задание : выучить правило, с. 190, решить № 1065 (учебник «Математика-6» авторы Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.С. Шварцбурд).


© 2010-2022