- Преподавателю
- Математика
- Тема урока: «Сложение чисел с разными знаками»
Тема урока: «Сложение чисел с разными знаками»
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Бичи-оол Т.К. |
Дата | 18.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Тема урока: «Сложение чисел с разными знаками»
Образование - это постоянный поиск методов, созвучных времени; приемов, которые так организуют жизнь ребенка на каждом занятии в школе, что в дальнейшем он сможет, по образу и подобию, самостоятельно строить свою жизнь.
Главное не программа, а ребенок, стиль общения учителя и ученика, учеников друг с другом. Главная цель взаимодействия взрослых и детей - личностный рост каждого ученика. Ученик поставлен перед проблемой выбора. На него возложена нравственная ответственность за этот выбор. Результатом деятельности учителя и ученика является процесс выполнения творческих заданий, стимулирующих творчество ребенка, а значит, развитие заложенных в нем качеств. На таких уроках детей никто не понукает, не заставляет, не унижает, не запугивает, никто ничего не вдалбливает. Учитель предоставляет им возможность совершить интеллектуальное открытие, и он все время рядом с детьми, но его присутствие незаметно, неназойливо: учитель - умный помощник, а не контролер.
Истина познается ребятами самостоятельно путем экспериментального «нащупывания». Каждый ученик занят самым важным - «строит себя».
Цель урока: Обучение учащихся самостоятельному приобретению знаний путем творческого поиска и решения проблемных вопросов и ситуаций.
Оборудование: альбомная бумага; фломастеры; творческие задания группам, подготовленные на листах; модель координатной прямой; таблица математических понятий и определений; листы с ответами к практической части.
Ход урока
Класс разбивается на группы по четыре человека в каждой, причем в каждой четверке есть и «слабые», и «сильные» ученики. Учитель настраивает ребят на серьезную творческую работу и обозначает круг вопросов, которые они должны решить:
- повторить изученный материал;
- узнать правило сложения двух чисел с разными знаками;
- научиться применять правила сложения двух чисел.
Устное повторение
Повторение необходимых сведений. Вопросы задаются группам по очереди. Отвечают желающие. На доске висит таблица, с помощью которой каждый ученик легко справляется с заданием.
Элементы таблицы придумывались учащимися на предыдущих уроках с целью быстрого запоминания изучаемых правил и определений.
1. Координатная прямая:
2. Координата точки - число, показывающее...
A(3)
3. Противоположные числа:
4. Целые числа:
противоположные натуральным натуральные
5. Модуль числа - это расстояние от...
6. Перемещение точки на координатной прямой:
На доске находится схема - правило сложения двух отрицательных чисел:
Опрос проходит по плану:
1. Что такое координатная прямая?
2. Что называют координатой точки?
3. Где располагаются на координатной прямой положительные и отрицательные числа?
4. Какие числа называют противоположными?
5. Какие числа называют целыми?
6. Что называют модулем числа?
7. Какое число больше: положительное или отрицательное?
8. Какое из двух отрицательных чисел считают большим?
9. Какое из чисел больше: отрицательное или 0?
10. Какое из чисел меньше: положительное или 0?
11. Какими числами описывается перемещение точки по координатной прямой влево и какими вправо?
12. Как сложить два отрицательных числа?
Учитель отмечает хорошее знание учащимися теории и выражает уверенность, что и дальше ребята проявят себя с лучшей стороны.
Изучение нового материала
У каждого ученика есть модель координатной прямой. Она осталась у них с урока «Сложение чисел с помощью координатной прямой». Также координатная прямая изображена на доске.
Каждая четверка получает лист с заданием: сложить числа с помощью координатной прямой, это же задание записано на доске.
Номер п/п
Задание
Ответ группы
1-й
2-й
3-й
4-й
5-й
1
-3 + 7
2
5 + (-8)
3
-7 + 1
4
-8 + 9
5
12 + (-14)
6
-14 + 17
7
30 + (-16)
8
-25 + 15
Процесс решения в группах начинается мгновенно. Первые четыре примера затруднений не вызывают. Дойдя до 5-го и 6-го примеров многие учащиеся увеличивают размеры координатной прямой. Последние два примера решают рассуждая, так как координатной прямой все равно не хватает. Какое число может получиться и почему? Ошибиться никому не хочется.
Минут через 6-7 представители каждой четверки записывают в колонках для ответов свои результаты. После проверки оказывается, что ответы у всех одинаковые. (В случае неправильного ответа задание разбирается. Для этого и нужна координатная прямая на доске.) Учащиеся получают одобрение учителя.
Учитель. Проанализируйте результаты выполнения задания и ответьте на вопросы.
Вопросы на листочках выдаются группам.
Вопросы
1. Какие знаки имеют складываемые числа?
2. Положительное или отрицательное число получается в результате сложения двух чисел с разными знаками?
3. От чего зависит знак суммы?
4. Как найти модуль суммы?
5. Сформулируйте правило сложения двух чисел с разными знаками.
Через 6-7 минут заслушиваются ответы групп. Обобщаются и уточняются отдельные моменты и формулируется правило сложения двух чисел с разными знаками. Полученное правило сравниваем с тем, что есть в учебнике на с. 190. Учащиеся рады тому, что правило вывели сами.
Учитель дает следующее задание группам:
Придумайте схему правила, «как сложить два числа с разными знаками», для лучшего его запоминания. Нарисуйте свою схему на альбомном листе фломастерами. (Бумага и фломастеры были выданы группам до начала урока.)
Так как на предыдущем уроке учащиеся составляли схему сложения двух отрицательных чисел, то они представляют, как это делать. Через 3-4 минуты представители групп показывают схемы и объясняют их смысл. Обсуждаются достоинства и недостатки предложенных схем и лучшая из них записывается на доске.
Например, схема может быть такой:
где Б - большее число, М - меньшее.
Учитель благодарит всех за проделанную работу. Затем дается историческая справка.
Учитель. Складывать и вычитать отрицательные числа в Древнем Китае умели еще до нашей эры. Индийские математики, в начале нашей эры, представляли положительные числа как «имущество», а отрицательные числа как «долг».
Вот как индийский математик Брахмагупта (имя записано на доске до урока) излагал правила сложения и вычитания: «Сумма двух имуществ - есть имущество, сумма двух долгов - есть долг, сумма имущества и долга равна их разности». Переведите это древнеиндийское правило на современный язык.
Группам для обсуждения выдается правило, записанное на листочках. Через 1-2 минуты заслушиваются версии.
Отработка полученных знаний
Учитель предлагает учащимся приступить к решению № 1050 на с. 192 учебника. Цель данного упражнения - научиться применять правило сложения чисел. В этой работе «сильные» и «слабые» ученики также действуют сообща. Решив первый столбик, группы получают от учителя ответы и сравнивают со своими. Если ответы правильные, то переходят к решению следующего, более трудного столбика, в противном случае «разбираются с ошибкой». При затруднении получают помощь от учителя.
Работа заканчивается за 5 минут до окончания урока.
Подведение итогов урока
- Что нового вы узнали на уроке?
- Как работали группы в течение урока?
(Следует отметить самостоятельность, творческий поиск, доброжелательное отношение друг к другу и т.д.)
Домашнее задание : выучить правило, с. 190, решить № 1065 (учебник «Математика-6» авторы Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.С. Шварцбурд).