Творческая работа по теме Графики функций. Операции над графиками (9 класс)

Творческая работа по теме "Графики функций. Операции над графиками" подготовлена ученицей 9 класса Бабешко Алиной под руководством учителя математики Безпальчук Светланой в 2007г. В работе представлен материал на повтороение по теме "Функции": определения функции, способы задания, классификация и свойства, виды графиков функций, также представлен материал по теме Операции над графиками": преобразование графиков элементарных функций, сумма и разность, произведение и частное графиков двух функций,...
Раздел Математика
Класс 9 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Петровский районный отдел образования

Донецкий учебно-воспитательный комплекс № 114


Секция «Математика»


Тема:

« Графики функций. Операции с графиками »


Исполнитель: Бабешко Алина

Валериевна, 9-А класс

ДУВК № 114

Руководитель: Безпальчук

Светлана Станиславовна,

учитель математики

ДУВК №114



Донецк 2007


Содержание:

1.Введение…………………………………………………………..стр. 3

2.Понятия и определения…………………………………………. стр. 3-5

2.1.Определения………………………………………………….стр. 3-4

2.2.Способы задания функции…………………………………..стр. 4-5

3.Основные элементарные функции и их свойства………………стр. 5-12

3.1.Линейная функция…………………………………………...стр. 5-7

3.2.Обратная пропорциональность…………………………….. стр. 7-8

3.3.Дробно-линейная функция…………………………………. стр. 8-9

3.4.Квадратичная функция...……………………………………. стр. 9-10

3.5.Степенная функция…………………………………………. стр. 10-11

3.6.Показательная функция……………………………………. стр. 11-12

3.7.Логарифмическая функция………………………………… стр. 12-13

4.Преобразование графиков………………………………………. стр. 13-15

5.График суммы и разности двух функций……………………… стр. 15-16

6.График произведения двух функций…………………………… стр. 16-17

7.График частного двух функций………………………………… стр. 18-19

8.Решение уравнений при помощи графиков функций……………………………………………………………. стр. 19-26

9.Заключение………………………………………………………. стр. 26

Список использованной литературы……………………………. стр. 27



Цель работы: функции и графики функций ученики начинают изучать ещё с 7-го класса, где они проходят самые азы. Я выбрала именно эту тему, потому что считаю, что она требует более глубокого и досконального исследования. Я хочу получить более широкие знания о функции, о графиках функций и о преобразованиях графиков функций.

1.Введение

В своей практической деятельности человек сталкивается с величинами раз-личной природы: длина, площадь, объём, масса, температура, вес и т. д.

В зависимости от конкретных условий некоторые из этих величин принимают одно и то же постоянное значение, т. е. не меняются; другие, наоборот, принимают различные значения.

Отвлечемся от физической природы величин и будем рассматривать только их численные значения.

Те из величин, которые в рассматриваемом процессе принимают различные значения, называются переменными (величинами); величины, которые в рассматри-

ваемом процессе сохраняют неизменное значение, называются постоянными (величинами).

Вообще, постоянную величину можно рассматривать как частный случай, переменной, область изменения которой состоит из одного числа. Область изменения переменной (величины) может быть самой разнообразной природы. Для некоторых из них, наиболее важных и часто встречающихся, введены специальные названия и обозначения.

2.Понятия и определения

2.1Определения

Математика изучает не изменение каждой переменной в отдельности, а зависимость между ними в процессе их изменения. Так, например, при изменении радиуса шара, меняется его объём, но мы не изучаем изменение каждой из этих величин в отдельности, а рассматриваем вопрос об изменении объёма шара в зависимости от изменения его радиуса.

Функция - одно из наиболее важных понятий современной математики. Оно возникло в XVII веке. Сначала Рене Декарт ввёл понятие переменной величины и систему координат, стал рассматривать зависимость ординат точек графика от их абсцисс. Слово «функция» для названия таких зависимостей впервые ввел немецкий математик Г.Лейбниц(1646-1716).Швейцарский математик Л.Эйлер(1707-1783) функцией называл выражение, состоящее из переменной и чисел. Чешский математик Б. Больцано (1781-1848) ещё больше расширил понятие функции, он под функцией понимал какую-либо зависимость одной величины от другой. Это понятие усилиями многих математиков уточнялось, расширялось, наполнялось новым смыслом. Самое обобщенное его определение предложила в XX В. Группа математиков, выступающая под псевдонимом Н. Бурбаки: «Функция - это отношение, при котором каждому элементу области отправления соответствует ровно один элемент области прибытия».

Под областью отправления (областью определения функции) и областью прибытия (областью её значений) понимают любые множества, а не числовые. Творческая работа по теме Графики функций. Операции над графиками (9 класс) Творческая работа по теме Графики функций. Операции над графиками (9 класс) Определение 1. Если в силу некоторого закона каждому значению переменной Х, изменяющейся на множестве Е, отвечают определённые значения y, то у называется функцией от х.

Переменную Х называют независимой переменной или аргументом функции, множество Е-областью задания или областью определения функции.

Множество всех значений, которые принимает функция, называется областью изменения функции - D(y).

Если каждому Х из области задания функции соответствует единственное значение у, последняя называется однозначной. В противном случае функция называется многозначной. В математике обычно рассматриваются только однозначные функции (если не сделано дополнительных оговорок). Если переменные x и y рассматривать как декартовы координаты точек на плоскости, то графиком функции y=f(x) называют множество точек координатной плоскости Оху с координатами (х; f(x)).

Определение 2. Функция является четной, если для любого х из области определения функции выполняется равенство f(x)=f(-x).

Определение 3. Функция является нечетной, если для любого х из области определения функции выполняется равенство f(-x)=-f(x).

Свойства четных и нечетных функций:

1)Сумма, разность, произведение и частное двух четных функций - четная функция;

2)Сумма и разность нечетных функций - нечетная функция, а произведение и частное - четная функция;

Определение 4. Функция возрастает, если большему значению аргумента соответствует большее значение функции.

Определение 5. Функция убывает, если большему значению аргумента соответствует меньшее значение функции.

Определение 6. Возрастающие, невозрастающие, убывающие и неубывающие функции называются монотонными.

2.2.Способы задания функции

Задать функции y=f(x) на множестве E, это значит указать закон, по которому для каждого x из E получается соответствующее ему значение y. Из различных возможных способов задания функции остановимся на трёх.

1.Аналитический способ. Этот способ состоит в том, что задаётся формула, т. е. последовательность математических операций, которые нужно произвести над аргументом x, чтобы получить значение функции. При этом функция может задаваться одной формулой во всей области её задания, или несколькими, различными для разных частей области её задания, например,

y=x²+ 2x-1,

Творческая работа по теме Графики функций. Операции над графиками (9 класс)Творческая работа по теме Графики функций. Операции над графиками (9 класс)+1, если х<0,

Творческая работа по теме Графики функций. Операции над графиками (9 класс)y=Творческая работа по теме Графики функций. Операции над графиками (9 класс)

х+1, если хТворческая работа по теме Графики функций. Операции над графиками (9 класс)0.

2.Табличный способ. Этот способ состоит в том, что записываются в виде таблицы значения аргументов Творческая работа по теме Графики функций. Операции над графиками (9 класс) , Творческая работа по теме Графики функций. Операции над графиками (9 класс) , …, Творческая работа по теме Графики функций. Операции над графиками (9 класс) и соответствующие им значения функции Творческая работа по теме Графики функций. Операции над графиками (9 класс) , Творческая работа по теме Графики функций. Операции над графиками (9 класс) , …, Творческая работа по теме Графики функций. Операции над графиками (9 класс) . Такое задание функции наиболее употребительно во время опытов, когда хотят найти зависимость между некоторыми величинами. Недостаток табличного задания функции состоит в том, что таблица полностью не задает функцию, т. к. не известны её значения в точках, не помещенных в таблицу. Удобство таблицы в том, что по ней сразу, без вычислений, находятся значения функции, соответствующие тем значениям аргументов, которые помещены в таблицу. Поэтому таблица употребляется и как способ представления известных функций.

3.Графический способ. Пусть y=f(x) есть функция от x, заданная на множестве Е. Это означает, в силу определения функции, что каждому значению х из Е соответствует определённое значение у. Каждую такую пару х и у будем рассматривать как абсциссу и ординату точки М в некоторой выбранной прямоугольной системе координат. Геометрическое место всех таких точек называется графиком рассматриваемой функции.

Составляют таблицу

х

Творческая работа по теме Графики функций. Операции над графиками (9 класс)

Творческая работа по теме Графики функций. Операции над графиками (9 класс)

Творческая работа по теме Графики функций. Операции над графиками (9 класс)

у

Творческая работа по теме Графики функций. Операции над графиками (9 класс)

Творческая работа по теме Графики функций. Операции над графиками (9 класс)

Творческая работа по теме Графики функций. Операции над графиками (9 класс)

и затем наносят на чертёж точки Творческая работа по теме Графики функций. Операции над графиками (9 класс) , Творческая работа по теме Графики функций. Операции над графиками (9 класс) , …, Творческая работа по теме Графики функций. Операции над графиками (9 класс) с координатами (Творческая работа по теме Графики функций. Операции над графиками (9 класс);Творческая работа по теме Графики функций. Операции над графиками (9 класс)), (Творческая работа по теме Графики функций. Операции над графиками (9 класс);Творческая работа по теме Графики функций. Операции над графиками (9 класс)), …, (Творческая работа по теме Графики функций. Операции над графиками (9 класс);Творческая работа по теме Графики функций. Операции над графиками (9 класс)) соответственно. Эти точки соединяют плавной кривой, которая с некоторым приближением, иногда весьма грубым, изображает график функции. Чем больше число взятых точек, тем точнее полученная кривая воспроизводит график функции.

3. Основные элементарные функции

и их свойства

Функция y=f(x) называют элементарной, если при вычислении её значений применяются, и притом в конечном числе, лишь следующие операции: сложение, вычитание, умножение и деление; возведение в произвольную степень и извлечение корня произвольной степени; взятие логарифма числа по произвольному положительному основанию; нахождение синуса, косинуса, тангенса, котангенса, арксинуса, арккосинуса, арктангенса и арккотангенса числа.

В общем случае исследование функции проводится по следующему плану:

1. Находят область определения и область изменения функции.

2. Проверяют, не является ли функции четной, нечетной, периодической.

3. Находят промежутки монотонности и промежутки знакопостоянства функции.

4. Определяют наибольшее и наименьшее значения функции и т. д.

В некоторых случаях проще построить график функции, а затем, исследуя его, выяснить свойства функции.

3.1.Линейная функция y=kx+b

Линейной функцией называется функция вида

f(x)= kx+b,

где k и b - некоторые числа.

Свойства линейной функции:


  1. Область определения - множество всех действительных чисел R.

  2. Область изменения (множество значений) при kТворческая работа по теме Графики функций. Операции над графиками (9 класс)0 - множество всех действительных чисел. При k=0 множество значений функции состоит из одной точки b.

  3. При kТворческая работа по теме Графики функций. Операции над графиками (9 класс)0 и bТворческая работа по теме Графики функций. Операции над графиками (9 класс)0 функция не является ни четной, ни нечетной. При k=0 (b-любое) функция четная, при b=0 и kТворческая работа по теме Графики функций. Операции над графиками (9 класс)0-нечетная.

  4. При k>0 линейная функция возрастает при всех x Творческая работа по теме Графики функций. Операции над графиками (9 класс) R, при k<0 убывает при всех x Творческая работа по теме Графики функций. Операции над графиками (9 класс) R, при k=0 постоянна.

  5. График линейной функции пересекает ось Оу в точке y=b. При kТворческая работа по теме Графики функций. Операции над графиками (9 класс)0 график пересекает ось Ox в точке x=-b/k, при k=0 он параллелен оси Ox.

На рис. 1 изображены графики линейных функций.

у=-1,5х+3(а) у=2(б)

Творческая работа по теме Графики функций. Операции над графиками (9 класс)Творческая работа по теме Графики функций. Операции над графиками (9 класс)

а) б)

у=3х+1(в) у=2х (г)

Творческая работа по теме Графики функций. Операции над графиками (9 класс)Творческая работа по теме Графики функций. Операции над графиками (9 класс)

в) г)

у=-2х (д)

Творческая работа по теме Графики функций. Операции над графиками (9 класс)

д)

Рис.1.

Линейная функция f(x)=kx+b может иметь своим графиком любую прямую координатной плоскости Oxy, за исключением вертикальных прямых.

Прямая пропорциональность. Переменную у называют прямо пропорциональной переменной х с коэффициентом пропорциональности k, если эти переменные связаны соотношением y=kx, где k - некоторое действительное число, отличное от нуля.

Прямо пропорциональная зависимость является частным случаем линейной функции.

3.2.Обратная пропорциональность

Переменную у называют обратно пропорциональной переменной х, если значения этих переменных связаны равенством y=k/x, где k - некоторое действительное число, отличное от нуля. Число k называют коэффициентом обратной пропорциональности.

Если считать х независимой переменной, а у - зависимой, то уравнение y=k/x определяет у как функцию от х. График функции y=k/x называется гиперболой.

Свойства функции f(x)=k/x:

1) Область определения - множество всех действительных чисел, за исключением числа 0.

2) Область изменения(множество значений) - множество всех действительных чисел, за исключением числа 0.

3) Функция f(x)=k/x - нечетная, и её график симметричен относительно начала координат.

4) Функция f(x)=k/x при k>0 монотонно убывает на промежутках в (Творческая работа по теме Графики функций. Операции над графиками (9 класс);0) и (0;+Творческая работа по теме Графики функций. Операции над графиками (9 класс)), а при k<0 монотонно возрастает на тех же промежутках.

5) График функции y=k/x при k>0 в промежутке (0;+Творческая работа по теме Графики функций. Операции над графиками (9 класс)) направлен вогнутостью вверх, а в промежутке (Творческая работа по теме Графики функций. Операции над графиками (9 класс);0) - вогнутостью вниз. При k<0 промежуток вогнутости вверх - (Творческая работа по теме Графики функций. Операции над графиками (9 класс);0), а промежуток вогнутости вниз - (0;+Творческая работа по теме Графики функций. Операции над графиками (9 класс)).

Графики функций y=k/x при k =1 и k =-2, изображены на рис. 2

y=1/x (а) y=-2/x (б)

Творческая работа по теме Графики функций. Операции над графиками (9 класс)Творческая работа по теме Графики функций. Операции над графиками (9 класс)

а ) б)

Рис.2.

3.3.Дробно-линейная функция y=Творческая работа по теме Графики функций. Операции над графиками (9 класс), где a, b, c, d-постоянные, причем сТворческая работа по теме Графики функций. Операции над графиками (9 класс)0 (иначе мы имели бы линейную функцию) и adТворческая работа по теме Графики функций. Операции над графиками (9 класс)bc (иначе произошло бы сокращение и мы получили бы функцию вида y=const).

Рассмотрим более простой случай:

Обратная пропорциональная зависимость y=k/x(kТворческая работа по теме Графики функций. Операции над графиками (9 класс)0).

Разберем случай k>0:

1) Функция определена всюду, кроме х=0, т.е. область ее определения-интервалы - (Творческая работа по теме Графики функций. Операции над графиками (9 класс);0) и (0;+Творческая работа по теме Графики функций. Операции над графиками (9 класс));

2) Функция нечетная, т. к. f(-x)=k/(-x)=-(k/x)=-f(x);

3) Знак y совпадает со знаком x;

4) Функция убывающая, т. к. для xТворческая работа по теме Графики функций. Операции над графиками (9 класс)< xТворческая работа по теме Графики функций. Операции над графиками (9 класс) имеем k/ xТворческая работа по теме Графики функций. Операции над графиками (9 класс)>k/ x Творческая работа по теме Графики функций. Операции над графиками (9 класс) , т. е. f( xТворческая работа по теме Графики функций. Операции над графиками (9 класс) )> f( xТворческая работа по теме Графики функций. Операции над графиками (9 класс));

Графиком функции является гипербола, она состоит из двух ветвей, расположенных в 1 и 3 координатных углах.

На рис.3. изображен график функции Творческая работа по теме Графики функций. Операции над графиками (9 класс)

Творческая работа по теме Графики функций. Операции над графиками (9 класс)

Рис.3.

3.4.Квадратичная функция y=ax²+bx+c.

Функция f(x)=ax²+bx+c, где а, b, с - некоторые действительные числа (аТворческая работа по теме Графики функций. Операции над графиками (9 класс)0), называется квадратичной функцией. График квадратичной функции называется параболой.

1. Квадратичная функция y=ax², a>0:

1) Функция определена для всех х. Следовательно, ее наименьшее значение равно 0 и достигается при х=0.

2) Функция четная, поэтому ось Оу служит осью симметрии и дальнейшее исследование проводим для х>0.

3) Функция возрастающая, при возрастании х значения функции у также неограниченно возрастают.

4) График этой функции - вогнутый и называется параболой, ветви которой направлены вверх.

При a<0, ветви параболы направлены вниз.

2. Общий случай: y=ax²+bx+c:

1) Область определения - вся числовая прямая.

2) При bТворческая работа по теме Графики функций. Операции над графиками (9 класс)0 функция не является четной и не является нечетной. При b=0 квадратичная функция - четная.

3) Если a>0, то при x<-b/(2a) функция монотонно убывает, при x>-b/(2a) монотонно возрастает.

Если a<0, то при x<-b/(2a) функция монотонно возрастает, а при x>-b/(2a) монотонно убывает.

4) График квадратичной функции пересекается с осью Оу в точке у=с.

График функции у= Творческая работа по теме Графики функций. Операции над графиками (9 класс) изображен на рис. 4

Творческая работа по теме Графики функций. Операции над графиками (9 класс)

Рис.4.

3.5.Степенная функция у=Творческая работа по теме Графики функций. Операции над графиками (9 класс).

Степенной функцией называется функция вида f(x)=xТворческая работа по теме Графики функций. Операции над графиками (9 класс), где n - любое действительное число, называемое показателем степени.

Свойства степенной функции:

1) Область определения - множество всех положительных чисел. Область изменения - множество всех положительных чисел.

2) Степенная функция непериодична, не является четной и не является нечетной.

3) Степенная функция непрерывна во всей области определения.

4) Степенная функция xТворческая работа по теме Графики функций. Операции над графиками (9 класс) монотонно возрастает во всей области определения при n>0 и монотонно убывает при n <0.

Графики степенной функции при n=5/6, n=-3/2 приведены на рис.5

Творческая работа по теме Графики функций. Операции над графиками (9 класс)(а) Творческая работа по теме Графики функций. Операции над графиками (9 класс) (б)

Творческая работа по теме Графики функций. Операции над графиками (9 класс)Творческая работа по теме Графики функций. Операции над графиками (9 класс)

а) б)

Рис.5.

3.5.Показательная функция

Показательной функцией называется функция вида f(x)=aТворческая работа по теме Графики функций. Операции над графиками (9 класс), где a- некоторое положительное действительное число, называемое основанием степени. При a=1 значение показательной функции при любом значении аргумента равно единице, и случай a=1 далее я рассматривать не буду.

Свойства показательной функции:

1) Область определения - вся числовая прямая.

2) Область изменения(множество значений) - множество всех положительных чисел. 3) При a>1 функция монотонно возрастает, при a<1 монотонно убывает.

4) График любой показательной функции пересекает ось Oy в точке y=1.

5)График показательной функции - кривая, направленная вогнутостью вверх.

Графики показательной функции при значениях a=2 и a=1/4 изображены на рис. 6.

Творческая работа по теме Графики функций. Операции над графиками (9 класс)(а) Творческая работа по теме Графики функций. Операции над графиками (9 класс) (б) Творческая работа по теме Графики функций. Операции над графиками (9 класс) Творческая работа по теме Графики функций. Операции над графиками (9 класс) Рис.6

а) б)

3.6.Логарифмическая функция

Функцию, обратную показательной функции y= aТворческая работа по теме Графики функций. Операции над графиками (9 класс), называют логарифмической и обозначают

y=logТворческая работа по теме Графики функций. Операции над графиками (9 класс) x.

Число а называется основанием логарифмической функции. Логарифмическую функцию с основанием 10 обозначают lg x, а логарифмическую функцию с основанием e обозначают ln x.

Свойства логарифмической функции:

1) Область определения - промежуток (0, + Творческая работа по теме Графики функций. Операции над графиками (9 класс) );

2) Область изменения (множество значений) - вся числовая прямая;

3) Логарифмическая функция монотонно возрастает, если a>1, и монотонно убывает, если 0<a<1;

4)Графики всех логарифмических функций проходят через точку с координатами (1;0);

5)При a>1 график логарифмической функции - кривая, направленная вогнутостью вниз; при 0<a<1 - кривая, направленная вогнутостью вверх.

Графики логарифмической функции при а=2 и а=1/3 изображены на рис. 7.

Творческая работа по теме Графики функций. Операции над графиками (9 класс)(а) Творческая работа по теме Графики функций. Операции над графиками (9 класс) (б)

Творческая работа по теме Графики функций. Операции над графиками (9 класс)Творческая работа по теме Графики функций. Операции над графиками (9 класс)

а) б)

Рис.12


4. Преобразование графиков

Функции

График функций

1. y=f(x) и y=-f(x)

Творческая работа по теме Графики функций. Операции над графиками (9 класс)

2. y=f(x) и y=kf(x)

Творческая работа по теме Графики функций. Операции над графиками (9 класс)

3. y=f(x) и y=f(x)Творческая работа по теме Графики функций. Операции над графиками (9 класс)n

Творческая работа по теме Графики функций. Операции над графиками (9 класс)

4.y=f(x) и y=f(x+m)

Творческая работа по теме Графики функций. Операции над графиками (9 класс)

5.y=f(x) и y=f(kx)

Творческая работа по теме Графики функций. Операции над графиками (9 класс)

6.y=f(x) и y=Творческая работа по теме Графики функций. Операции над графиками (9 класс)

Творческая работа по теме Графики функций. Операции над графиками (9 класс)

7. y=f(x) и y=f(Творческая работа по теме Графики функций. Операции над графиками (9 класс))

Творческая работа по теме Графики функций. Операции над графиками (9 класс)

5. График суммы и разности двух функций

Бывает, что функцию y=f(x) можно представить в виде суммы двух функций yТворческая работа по теме Графики функций. Операции над графиками (9 класс)=fТворческая работа по теме Графики функций. Операции над графиками (9 класс)(x) и yТворческая работа по теме Графики функций. Операции над графиками (9 класс)=fТворческая работа по теме Графики функций. Операции над графиками (9 класс)(x), графики которых легко построить. Тогда построение графика функции y=f(x) сводится к геометрическому сложению соответствующих ординат: y= yТворческая работа по теме Графики функций. Операции над графиками (9 класс)+ yТворческая работа по теме Графики функций. Операции над графиками (9 класс). Заметим, что разность двух функций всегда можно свести к соответствующей сумме двух функций

y= fТворческая работа по теме Графики функций. Операции над графиками (9 класс)(x)- fТворческая работа по теме Графики функций. Операции над графиками (9 класс)(x)= fТворческая работа по теме Графики функций. Операции над графиками (9 класс)+[- fТворческая работа по теме Графики функций. Операции над графиками (9 класс)(x)].

Пример. Творческая работа по теме Графики функций. Операции над графиками (9 класс)

Очевидно, y=x+Творческая работа по теме Графики функций. Операции над графиками (9 класс)= yТворческая работа по теме Графики функций. Операции над графиками (9 класс)+ yТворческая работа по теме Графики функций. Операции над графиками (9 класс), где yТворческая работа по теме Графики функций. Операции над графиками (9 класс)= х, yТворческая работа по теме Графики функций. Операции над графиками (9 класс)=Творческая работа по теме Графики функций. Операции над графиками (9 класс).

Строим графики функций yТворческая работа по теме Графики функций. Операции над графиками (9 класс)= х(выделен синим цветом) и yТворческая работа по теме Графики функций. Операции над графиками (9 класс)=Творческая работа по теме Графики функций. Операции над графиками (9 класс)(выделен зелёным цветом) и затем геометрическим сложением соответствующих ординат получаем искомый график (выделен красным цветом). (рис.8)

Творческая работа по теме Графики функций. Операции над графиками (9 класс)

Рис.8.

Прямая y=x является асимптотой полученного графика.

6. График произведения двух функций

Геометрическое перемножение ординат весьма затруднительно. Но анализ произведения двух функций yТворческая работа по теме Графики функций. Операции над графиками (9 класс)=fТворческая работа по теме Графики функций. Операции над графиками (9 класс)(x)*fТворческая работа по теме Графики функций. Операции над графиками (9 класс)(x) всё же часто облегчается, если предварительно построить графики функций yТворческая работа по теме Графики функций. Операции над графиками (9 класс)=fТворческая работа по теме Графики функций. Операции над графиками (9 класс)(x) и yТворческая работа по теме Графики функций. Операции над графиками (9 класс)=fТворческая работа по теме Графики функций. Операции над графиками (9 класс)(x).

При анализе особенное внимание следует обращать на точки, где функции yТворческая работа по теме Графики функций. Операции над графиками (9 класс)и yТворческая работа по теме Графики функций. Операции над графиками (9 класс) равны 0,1 и -1.

Пример. y=x(xТворческая работа по теме Графики функций. Операции над графиками (9 класс)-1)

Полагая yТворческая работа по теме Графики функций. Операции над графиками (9 класс)=х(выделен синим цветом), yТворческая работа по теме Графики функций. Операции над графиками (9 класс)= xТворческая работа по теме Графики функций. Операции над графиками (9 класс)-1(выделен зеленым цветом), строим эти графики (рис.9)

Творческая работа по теме Графики функций. Операции над графиками (9 класс)

Рис.9.

Функция yТворческая работа по теме Графики функций. Операции над графиками (9 класс)- нечетная, а функция yТворческая работа по теме Графики функций. Операции над графиками (9 класс)- четная и поэтому данная функция y будет нечетной. Поэтому дальнейший анализ будем проводить для xТворческая работа по теме Графики функций. Операции над графиками (9 класс)0. Имеем:

при x=0 значение yТворческая работа по теме Графики функций. Операции над графиками (9 класс)=0 и поэтому y = yТворческая работа по теме Графики функций. Операции над графиками (9 класс) yТворческая работа по теме Графики функций. Операции над графиками (9 класс)=0;

при x=1 значение yТворческая работа по теме Графики функций. Операции над графиками (9 класс)=0 и поэтому y =0;

при 0<x<1, имеем yТворческая работа по теме Графики функций. Операции над графиками (9 класс)>0, а yТворческая работа по теме Графики функций. Операции над графиками (9 класс)<0 и поэтому y= yТворческая работа по теме Графики функций. Операции над графиками (9 класс) yТворческая работа по теме Графики функций. Операции над графиками (9 класс)<0; в точке, где yТворческая работа по теме Графики функций. Операции над графиками (9 класс)=1, значение y= yТворческая работа по теме Графики функций. Операции над графиками (9 класс) yТворческая работа по теме Графики функций. Операции над графиками (9 класс)= yТворческая работа по теме Графики функций. Операции над графиками (9 класс).

Для х, при которых yТворческая работа по теме Графики функций. Операции над графиками (9 класс)>1 и yТворческая работа по теме Графики функций. Операции над графиками (9 класс)>1, величина y будет быстро расти с увеличением х.

Используя эти рассуждения, получаем, что график искомой функции будет иметь вид кривой, изображенной на рис.9 ( выделена красным цветом).

Этот график можно также получить как график суммы y=xТворческая работа по теме Графики функций. Операции над графиками (9 класс)+(-x).

7. График частного двух функций

Всё сказанное мной о произведении двух функций в равной степени относится и частному двух функций.

Построив на одном чертеже графики функций Творческая работа по теме Графики функций. Операции над графиками (9 класс) и Творческая работа по теме Графики функций. Операции над графиками (9 класс) , путем их анализа исследуем, как в зависимости от x изменяется частное Творческая работа по теме Графики функций. Операции над графиками (9 класс) , и тем самым получаем общий вид искомого графика, который всегда можно уточнить с помощью таблицы значений функции.

При анализе особое внимание следует обращать на точки, где значения функций Творческая работа по теме Графики функций. Операции над графиками (9 класс) и Творческая работа по теме Графики функций. Операции над графиками (9 класс) обращаются в 0, Творческая работа по теме Графики функций. Операции над графиками (9 класс) 1, где они равны между собой или отличаются только знаком.

Пример. Построить график функции Творческая работа по теме Графики функций. Операции над графиками (9 класс)

Функция нечетная Творческая работа по теме Графики функций. Операции над графиками (9 класс) и поэтому анализ я буду проводить

лишь для Творческая работа по теме Графики функций. Операции над графиками (9 класс) Творческая работа по теме Графики функций. Операции над графиками (9 класс).

Полагая Творческая работа по теме Графики функций. Операции над графиками (9 класс) (выделен синим цветом) и Творческая работа по теме Графики функций. Операции над графиками (9 класс) (выделен зеленым цветом), строим графики этих функций (рис.10.)

Творческая работа по теме Графики функций. Операции над графиками (9 класс)

Рис.10.

Замечаем:

  1. При Творческая работа по теме Графики функций. Операции над графиками (9 класс) имеем Творческая работа по теме Графики функций. Операции над графиками (9 класс) и поэтому Творческая работа по теме Графики функций. Операции над графиками (9 класс) ;

  2. При Творческая работа по теме Графики функций. Операции над графиками (9 класс) , где значения Творческая работа по теме Графики функций. Операции над графиками (9 класс) и Творческая работа по теме Графики функций. Операции над графиками (9 класс) отличаются только знаком, будет Творческая работа по теме Графики функций. Операции над графиками (9 класс) (Творческая работа по теме Графики функций. Операции над графиками (9 класс) - Творческая работа по теме Графики функций. Операции над графиками (9 класс) положительный корень уравнения: Творческая работа по теме Графики функций. Операции над графиками (9 класс) , т. е. Творческая работа по теме Графики функций. Операции над графиками (9 класс) , т. е. Творческая работа по теме Графики функций. Операции над графиками (9 класс) );

3) При Творческая работа по теме Графики функций. Операции над графиками (9 класс) имеем Творческая работа по теме Графики функций. Операции над графиками (9 класс) , а Творческая работа по теме Графики функций. Операции над графиками (9 класс) и, следовательно, прямая Творческая работа по теме Графики функций. Операции над графиками (9 класс) -вертикальная асимптота, если Творческая работа по теме Графики функций. Операции над графиками (9 класс) слева, то Творческая работа по теме Графики функций. Операции над графиками (9 класс) , а Творческая работа по теме Графики функций. Операции над графиками (9 класс) , оставаясь отрицательным, и поэтому Творческая работа по теме Графики функций. Операции над графиками (9 класс) , если Творческая работа по теме Графики функций. Операции над графиками (9 класс) справа, то, наоборот, Творческая работа по теме Графики функций. Операции над графиками (9 класс) ;

4) При Творческая работа по теме Графики функций. Операции над графиками (9 класс) , где Творческая работа по теме Графики функций. Операции над графиками (9 класс) , очевидно, Творческая работа по теме Графики функций. Операции над графиками (9 класс) (Творческая работа по теме Графики функций. Операции над графиками (9 класс)-положительный корень уравнения: Творческая работа по теме Графики функций. Операции над графиками (9 класс) ; т. е. Творческая работа по теме Графики функций. Операции над графиками (9 класс) , т. е. Творческая работа по теме Графики функций. Операции над графиками (9 класс) );

5) При Творческая работа по теме Графики функций. Операции над графиками (9 класс) замечаем, что Творческая работа по теме Графики функций. Операции над графиками (9 класс) , оставаясь положительным, т. е. ось абсцисс служит горизонтальной асимптотой.

Объединяя все эти замечания, получаем общий вид графика, изображенный на рис.10. красным цветом.

График частного двух функций Творческая работа по теме Графики функций. Операции над графиками (9 класс) иногда удобнее строить как график произведения двух функций.

Действительно, если положить Творческая работа по теме Графики функций. Операции над графиками (9 класс) и Творческая работа по теме Графики функций. Операции над графиками (9 класс) , то Творческая работа по теме Графики функций. Операции над графиками (9 класс) .

8. Решение уравнений при помощи графиков функций

В современной математике графики функций используются довольно часто. В своей работе я остановлюсь только на графическом решении уравнений.

Известно, что уравнения можно решать аналитически или графически. Чаще всего применяется аналитический способ, но иногда целесообразно сразу рассматривать графический способ решения уравнения. Например, уравнение Творческая работа по теме Графики функций. Операции над графиками (9 класс) практически невозможно решить аналитически. В таких случаях и применяют графический способ решения.

Графики широко применяются для определения числа действительных решений уравнения и их приближенных значений.

Действительно, если построить график функции Творческая работа по теме Графики функций. Операции над графиками (9 класс) , то точки, где график пересекает ось Творческая работа по теме Графики функций. Операции над графиками (9 класс) , и будут действительными корнями уравнения.

Когда построение графика функции Творческая работа по теме Графики функций. Операции над графиками (9 класс) вызывает затруднения, нужно постараться представить уравнение в виде Творческая работа по теме Графики функций. Операции над графиками (9 класс) таким образом, чтобы было легко построить график функций

Творческая работа по теме Графики функций. Операции над графиками (9 класс)и Творческая работа по теме Графики функций. Операции над графиками (9 класс) .

Очевидно, что абсциссы точек пересечения графиков этих функций и будут действительными корнями уравнения.

Если эти графики не имеют общих точек, то уравнение не имеет действительных корней.

Но в графическом способе решения уравнений есть один недостаток. Значения корней уравнения могут быть приближенными.

Приведем несколько примеров решения уравнений.

1) Творческая работа по теме Графики функций. Операции над графиками (9 класс) ;

Решение:

1.Творческая работа по теме Графики функций. Операции над графиками (9 класс);

2. Строим график функции Творческая работа по теме Графики функций. Операции над графиками (9 класс) (рис.11):

Творческая работа по теме Графики функций. Операции над графиками (9 класс)

Рис.11

3. Опускаем этот график на 1 единицу по оси Творческая работа по теме Графики функций. Операции над графиками (9 класс) - Творческая работа по теме Графики функций. Операции над графиками (9 класс) (рис.12):

Творческая работа по теме Графики функций. Операции над графиками (9 класс)Рис.12

4. Строим график функции Творческая работа по теме Графики функций. Операции над графиками (9 класс) (рис.13):

Творческая работа по теме Графики функций. Операции над графиками (9 класс)

Рис.13

5. Складываем графики Творческая работа по теме Графики функций. Операции над графиками (9 класс) и Творческая работа по теме Графики функций. Операции над графиками (9 класс) (рис.14):

Творческая работа по теме Графики функций. Операции над графиками (9 класс)

Рис.14

6. Найдем координаты точки пресечения полученного графика Творческая работа по теме Графики функций. Операции над графиками (9 класс) (выделен красным цветом) с осью Творческая работа по теме Графики функций. Операции над графиками (9 класс) : А(0.81;0). Числовое значение абсциссы и будет решением данного уравнения .

Т. к. числовое значение абсциссы Творческая работа по теме Графики функций. Операции над графиками (9 класс) 0,81, то значит решением этого уравнения будет Творческая работа по теме Графики функций. Операции над графиками (9 класс) . Заметим, что это значение приближенное.

Ответ: Творческая работа по теме Графики функций. Операции над графиками (9 класс) .


2) Творческая работа по теме Графики функций. Операции над графиками (9 класс) ;

Решение:

1. Творческая работа по теме Графики функций. Операции над графиками (9 класс) ;

2. Строим график функции Творческая работа по теме Графики функций. Операции над графиками (9 класс) (рис.15):

Творческая работа по теме Графики функций. Операции над графиками (9 класс)

Рис.15

3. Строим график функции Творческая работа по теме Графики функций. Операции над графиками (9 класс) (рис.16):

Творческая работа по теме Графики функций. Операции над графиками (9 класс)

Рис.16

4.Сдвигаем график функции Творческая работа по теме Графики функций. Операции над графиками (9 класс) на 2 единицы вправо по оси Творческая работа по теме Графики функций. Операции над графиками (9 класс) -Творческая работа по теме Графики функций. Операции над графиками (9 класс)(рис.17):


Творческая работа по теме Графики функций. Операции над графиками (9 класс)

Рис.17

5. Вычитаем графики Творческая работа по теме Графики функций. Операции над графиками (9 класс) и Творческая работа по теме Графики функций. Операции над графиками (9 класс) (рис.18):

Творческая работа по теме Графики функций. Операции над графиками (9 класс)

Рис. 18


  1. Найдем координаты точки пресечения полученного графика (выделен красным цветом) с осью Творческая работа по теме Графики функций. Операции над графиками (9 класс) : А(1;0), АТворческая работа по теме Графики функций. Операции над графиками (9 класс)(3.4;0). Числовое значение абсциссы и будет решением уравнения Творческая работа по теме Графики функций. Операции над графиками (9 класс) .

Т. к. числовое значение абсциссы Творческая работа по теме Графики функций. Операции над графиками (9 класс) и 1,

По графику видно, что уравнение имеет два решения: Творческая работа по теме Графики функций. Операции над графиками (9 класс) и Творческая работа по теме Графики функций. Операции над графиками (9 класс) . Значит решением этого уравнения будет Творческая работа по теме Графики функций. Операции над графиками (9 класс) (заметим, что это значение приближенное) и Творческая работа по теме Графики функций. Операции над графиками (9 класс) .

Ответ: {1;3.4}.

3) Творческая работа по теме Графики функций. Операции над графиками (9 класс) ;

Решение:

1. Творческая работа по теме Графики функций. Операции над графиками (9 класс) ;

2. Строим график функции Творческая работа по теме Графики функций. Операции над графиками (9 класс) (рис.19):

Творческая работа по теме Графики функций. Операции над графиками (9 класс)

Рис.19

3. Сдвигаем график функции Творческая работа по теме Графики функций. Операции над графиками (9 класс) на 2 единицы вправо по оси Творческая работа по теме Графики функций. Операции над графиками (9 класс) - Творческая работа по теме Графики функций. Операции над графиками (9 класс) (рис.20):

Творческая работа по теме Графики функций. Операции над графиками (9 класс)

Рис.20

4. Строим график функции Творческая работа по теме Графики функций. Операции над графиками (9 класс) (рис.21):

Творческая работа по теме Графики функций. Операции над графиками (9 класс)

Рис.21

5. Сдвигаем график функции Творческая работа по теме Графики функций. Операции над графиками (9 класс) на 3 единицы вправо по оси Творческая работа по теме Графики функций. Операции над графиками (9 класс) - Творческая работа по теме Графики функций. Операции над графиками (9 класс)

Творческая работа по теме Графики функций. Операции над графиками (9 класс)(рис.22):

Творческая работа по теме Графики функций. Операции над графиками (9 класс)

Рис.22

6. Строим график функции Творческая работа по теме Графики функций. Операции над графиками (9 класс) (рис.23):

Творческая работа по теме Графики функций. Операции над графиками (9 класс)

Рис.23

7. Строим график функции Творческая работа по теме Графики функций. Операции над графиками (9 класс) (рис.24):

Творческая работа по теме Графики функций. Операции над графиками (9 класс)

Рис.24

8. Сдвигаем график функции Творческая работа по теме Графики функций. Операции над графиками (9 класс) на 2 единицы вправо по оси Творческая работа по теме Графики функций. Операции над графиками (9 класс) - Творческая работа по теме Графики функций. Операции над графиками (9 класс) (рис.25):


Творческая работа по теме Графики функций. Операции над графиками (9 класс)

Рис.25

9. Вычтем графики функций Творческая работа по теме Графики функций. Операции над графиками (9 класс) и Творческая работа по теме Графики функций. Операции над графиками (9 класс) (рис.26):

Творческая работа по теме Графики функций. Операции над графиками (9 класс)

Рис.26

10. Найдем координаты точки пресечения полученного графика (выделен красным цветом) с осью Творческая работа по теме Графики функций. Операции над графиками (9 класс) : А (13;0). Числовое значение абсциссы и будет решением уравнения Творческая работа по теме Графики функций. Операции над графиками (9 класс) (рис.26).

По графику видно, что уравнение имеет одно решение Творческая работа по теме Графики функций. Операции над графиками (9 класс) .

Ответ: Творческая работа по теме Графики функций. Операции над графиками (9 класс)

9. Заключение

И в заключении я хотела бы сказать, что для глубокого изучения материала моя работа подходит лучше всего. Мне представилась возможность больше поработать с интересной, для меня, темой «Функции» и выйти за рамки того материала, который предоставляет нам учебник 9-го класса. Прочитав и изучив другую литературу, я узнала много нового и, как я считаю, важного для меня.


10. Список использованной литературы


  1. Бевз Г. П. Алгебра: Проб. учебник для 7 - 9 кл. ср. шк. - 2-е изд. - К.: Освіта, 1998. - 320 с.

  2. Макуха А. С., Покровский В. С., Ушаков Р. П. Математика. Письменные экзаменационные работы: справочное пособие. - К.: Высшая шк. Главное изд, 1985. - 495 с.

  3. Афанасьева О. Н., Бродский Я. С., Гуткин И. И., Павлов А. Л. Сборник задач по математике для техникумов (на базе средней школы): учеб. пособие. - 2 - е изд.; перераб. - М.: Наука. Гл. ред. - мат. лит.; 1992. - 208 с.

  4. Шувалова Э. З., Агафонов Б. Г., Богатырев Г. И. Повторим математику: учеб. пособие. - К.: Высшая шк., 1969. - 464 с.

  5. Цыпкин А. Г. Справочнтк по математике для средних учебных заведений: справочное пособие. - 3-е изд. - М.: Наука. Главная редакция физико-математической литературы, 1983. - 480 с.

  6. Диск «Рефераты и курсовые. Выпуск 1. Библиотека школьника и студента».

  7. Графики функций выполнены в программе FreeMath.





© 2010-2022