• Преподавателю
  • Математика
  • Статья авт. Бакулина Л. Е. , Бойченко Л. П. Об организации исследовательской деятельности студентов на занятиях математики и информатики по специальности повар, кондитер

Статья авт. Бакулина Л. Е. , Бойченко Л. П. Об организации исследовательской деятельности студентов на занятиях математики и информатики по специальности повар, кондитер

Раздел Математика
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Об организации исследовательской деятельности студентов на занятиях математики и информатики по специальности повар, кондитер

в ГБПОУ «Пищевой колледж №33» г. Москвы

Бакулина Л.Е, Бойченко Л.П.

Оценивая положение молодого поколения, необходимо отметить, что развитие информационного общества, научно-технические преобразования, рыночные отношения требуют от каждого человека высокого уровня профессиональных и деловых качеств, предприимчивости, способности ориентироваться в сложных ситуациях, быстро и безошибочно принимать решения. Согласно требованиям ФГОС третьего поколения перед преподавателями профессиональных учреждений стоит задача адаптировать студентов в этом, быстро изменяющемся, мире, быть конкурентно способным. В формировании многих качеств, необходимых успешному современному человеку, большую роль играют дисциплины - математика и информатика. На занятиях математики и информатики студенты учатся рассуждать, доказывать, находить рациональные пути выполнения заданий, делать соответствующие выводы. М.В. Ломоносов отмечал, что «математика - самый короткий путь к самостоятельному мышлению». Наш колледж готовит студентов по рабочим специальностям пищевой промышленности - специалистов среднего звена. Учитывая, что уровень развития студентов абсолютно разный, то очевидно, что за два года обучения математике и информатике, даже самые лучшие преподаватели не в состоянии обеспечить всех студентов знаниями на всю жизнь. Но современный преподаватель может и должен вооружить студентов методами познания, сформировать познавательную самостоятельность. Мы, как творческие преподаватели, ищем эффективные пути и средства развития потенциальных возможностей обучающихся. Являясь преподавателями математики и информатики, на своих занятиях мы используем метод исследовательской деятельности. В научно-методической литературе метод исследования называют также методом открытий, эвристическим методом или методом решения проблем. И сегодня очень актуально звучат слова В.П. Вахтерова о том, что «образован не тот, кто много знает, а тот, кто хочет много знать, и умеет добывать эти знания». Он подчеркивал исключительную важность мыслительных умений студентов - умения анализировать, сравнивать, комбинировать, обобщать и делать выводы; «важность умения пользоваться приемами научного исследования, хотя бы и в самой элементарной форме». Исследовательская деятельность студентов - это совокупность действий поискового характера, ведущая к открытию неизвестных для студентов фактов, теоретических знаний и способов деятельности. В качестве основного средства организации исследовательской работы на занятиях математики и информатики мы выбераем систему исследовательских заданий. Исследовательские задания - это задания, содержащие проблему. Решение проблемы требует проведения теоретического анализа, применения одного или нескольких методов научного исследования, с помощью которых студенты открывают ранее неизвестное для них знание. Цель исследовательского метода - «вызвать» в уме студентов такой мыслительный процесс, который переживает творец данного открытия. Студент испытывает чувство прелести открытия и получает от этого удовлетворение. Таким образом, исследовательский процесс - это не только логико- мыслительное, он и чувственно-эмоциональное освоение знаний. Основными этапами учебного исследования являются:

1) Мотивация исследовательской деятельности (актуальность исследуемого вопроса) - самый важный этап процесса обучения. Целью мотивации, как этапа учебного занятия, является создание условий для возникновения у студента вопроса или проблемы. Одним из способов осуществления мотивации может служить проблемная (мотивирующая задача), которая должна обеспечить «видение» студентами более общей проблемы, нежели та, которая отражена в условии задачи. Лучшей мотивацией для студентов является производственная задача, которая не только вынуждает познать математические знания, но и связать с будущей профессией. Студенты специальности - «Повар, кондитер» иногда говорят: «Зачем нам нужна математика и информатика, мы ведь повара». Мы стараемся подобрать задачи индивидуально для групп разной профессиональной направленности.

2) Этап формулирования проблемы - самый «творческий» этап мыслительного процесса. В идеале сформулировать проблему должен сам студент в результате решения проблемной задачи. Однако в реальной практике такое случается далеко не всегда: для очень многих студентов колледжа самостоятельное определение проблемы затруднено; предполагаемые ими формулировки могут оказаться неправильными. А поэтому необходим контроль со стороны преподавателя.

3) Сбор фактического материала может осуществлять при изучении соответствующей учебной или специальной литературы либо посредством проведения испытаний, всевозможных проб, измерения частей фигуры, каких-либо параметров и т.д. Пробы (испытания) не должны быть хаотичными, лишенными какой-либо логики. Необходимо задать их направление посредством пояснений, чертежей и т.п. Число испытаний должно быть достаточным для получения необходимого фактического материала. Систематизацию и анализ полученного материала удобно осуществлять с помощью таблиц, схем, графиков и т.п. - они позволяют визуально определить необходимые связи, свойства, соотношения, закономерности.

4) Выдвижение гипотез. Полезно прививать студентам стремление записывать гипотезы на математическом языке, что придает высказываниям точность и лаконичность. Не нужно ограничивать число предлагаемых студентам гипотез, и выполнять проверку наиболее подходящих гипотез.

5) Проверка гипотез позволяет укрепить веру или усомниться в истинности предложений, а может внести изменения в их формулировки. Чаще всего проверку гипотез целесообразно осуществлять посредством проведения еще одного испытания. При этом результат новой пробы сравнивается с ранее полученным результатом. Если результаты совпадают, то гипотеза подтверждается, и вероятность ее истинности возрастает.

6) На последнем этапе происходит доказательство истинности гипотез, получивших ранее подтверждение; ложность же их может быть определена с помощью контрпримеров. Таким образом, осуществляется сравнительный анализ исследуемой задачи, выявляются преимущества и недостатки предполагаемых гипотез. Кроме занятий-исследований существуют также мини-исследования. В них присутствуют лишь некоторые исследовательские элементы. Выполнение задания занимает несколько минут. Вот примеры совсем небольших проблем-вопросов: «Почему многогранник назван «многогранником»? Можно ли дать ему другое название, также связанное с его свойствами?» «Расположить ламинат на пол таким образом, чтобы затратить наименьшее количество штук». «Как начертить в одной системе координат несколько графиков разных функций?» «Как определить порядок действий в арифметическом выражении на компьютере?» Учебные исследования могут выполняться, как на занятиях, так и вне них и как дополнительная, внеклассная, внеурочная работа. В каждой группе есть студенты, которые проявляют интерес к математике и информатике, которые склонны к самостоятельному изучению и анализу научной и научно-популярной литературы. Развивая у таких обучающихся творческое начало, формируя вкус к анализу, обобщению и систематизации научного знания, мы вовлекаем их в процесс написания рефератов. Тема реферата выбирается учеником из списка, предложенного преподавателем, или формулируется студентами самостоятельно, а затем согласовывается с преподавателем. Следует отметить, что темы, выбранные студентами, актуальны. Участники исследовательской работы в колледже хорошо ориентируются в материале, используют большой дополнительный материал, качественно оформляют работы. Выступления отличаются чёткостью, доступностью широко используются компьютерные технологии. А самое главное в профессиональном образовании то, что студенты математические знания переносят на профессиональные дисциплины, решая практические задачи. Такую самостоятельную исследовательскую деятельность студентов мы предполагаем, использовать при подготовке к различным конференциям. Хотелось бы узаконить проведение ежегодной ИПК студентов колледжа и назвать её «Путь к успеху». Со своими исследовательскими работами мы становились бы на ступеньку выше в формировании профессиональных знаний. Сама выполненная исследовательская работа становится ценным с методической точки зрения пособием для студентов, а мы можем использовать её в дальнейшем, как на занятиях, так и во внеурочной деятельности. Мы достаточно часто на своих занятиях используем задачи исследовательского характера. Однако потенциал задач, имеющихся в учебниках, недостаточен для формирования исследовательских умений. В своей работе нам приходится выбирать такие задачи, которые позволяют студентам подойти к её решению с разных сторон, указать несколько путей её решения. Прежде чем, выстроить такую систему работы со студентами, нам приходится регулярно обращаться к различным информационным источникам, а также проводить сравнительный анализ предполагаемых гипотез со специалистами профессиональных дисциплин, в частности практического обучения. Мы ставим студентов в такие условия, чтобы они умели проводить исследование при рассмотрении каждой задачи. Проводя занятия, мы прибегаем к помощи многих информационных источников через Интернет. Именно стремление достигать поставленных целей и необходимость в изучении математики и информатики приводит студентов к гибкости мышления и дальнейшем развитии в системе развивающейся информационной среды. Использование исследований на занятиях способствует сближению образования и науки, так как в обучение внедряются практические методы исследования объектов и явлений - наблюдения и эксперименты, которые являются специфичной формой практики. Их педагогическая ценность в том, что они помогают преподавателю подвести обучающихся к самостоятельному мышлению и самостоятельной практической деятельности, способствуют формированию у студентов таких качеств, как вдумчивость, терпеливость, настойчивость, выдержка, аккуратность, сообразительность, развивают исследовательский подход к изучаемым технологическим процессам повара и кондитера.



© 2010-2022