Использование стратегии активной оценки на уроках математики

Раздел Математика
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Использование стратегии активной оценки на уроках математики

Г.Г. Змитрович, учитель математики

ГУО «Средняя школа № 4 г. Горки»

Моя педагогическая система основана на деятельностном и личностно - ориентированном подходах в обучении. Деятельностный подход реализую через включение учащихся в образовательный процесс: ребёнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной деятельности на учебном занятии. Второй подход реализуется через личностную мотивацию обучающих: знаю, что изучать, чему учиться, понимаю, зачем эти знания и умения мне нужны. Стратегия активной оценки оптимизирует процесс обучения. Она основана на организации совместной деятельности обучающего и обучаемого, которая позволяет учителю руководить процессом обучения, а учащемуся оказывает помощь в обучении.

Чем она меня привлекла?

Во - первых, обучающийся планирует свое обучение, учится ставить перед собой цели обучения, отвечает за собственное обучение, учится работать в команде, рефлексирует свою деятельность на уроке, он полноправный участник образовательного процесса. Применение стратегии активной оценки позволяет повысить мотивацию учащихся и (как результат) качество знаний по предмету.

Во - вторых, учитель является организатором образовательного процесса, а не носителем определенной суммы знаний.

В - третьих, родители поддерживают процесс обучения детей.

Как же использовать стратегию активной оценки на уроке математики? Опишу некоторые приемы, которые я использую.

В стратегии активной оценки цели учителя и учащихся определяются через действия, которым учащиеся должны и желают овладеть на уроке или на блоке уроков. Планируя цели учебного занятия, я планирую деятельность учащихся, направленную на достижение поставленной цели. Активная оценка ориентирует меня на мониторинг процесса овладения способами действия, дает субъектам образовательного процесса осуществить обратную связь о процессе овладения умениями. При планировании урока я ставлю перед собой вопрос: как помочь учащимся осознать и принять цели учебного занятия. Решить эту проблему помогает стратегия активной оценки. Цели надо формулировать «на языке учащихся». Например, для урока математики в 5 классе по теме «Наименьшее общее кратное» цели «на языке учащихся» могут быть сформулированы следующим образом: к окончанию урока вы будете знать, что такое НОК двух и более чисел, для чего нужен НОК и где его используют, уметь находить НОК нескольких чисел, решать примеры и простейшие текстовые задачи, связанные с НОК чисел.

7 класс, тема: "Линейное уравнение".

К окончанию урока я буду:

Знать: определение линейного уравнения, корня линейного уравнения, вид линейного уранения, три случая решения линейного уравнения, количество корней линейного уравнения, наличие корней уравнения в зависимости от коэффициентов уравнения.

Уметь: среди уравнений определять линейное уравнение, решать простейшие линейные уравнения, находить корни линейного уравнения.

В конце урока учитель и учащиеся должны проверить, достигнуты ли эти цели. Существует много приемов. Я считаю, что на уроках математики будет целесообразным выполнение диагностического теста, который соответствует целям учебного занятия. За 10 - 15 минут до окончания учебного занятия учащиеся самостоятельно выполняют контрольные задания. Задания даю обычно в пяти уровнях сложности.

Пример выходного теста к уроку математики в 5 классе по теме «Наименьшее общее кратное».

  1. Известно разложение двух чисел на простые множители: а = 2*3*5 и

в = 2*3. Выписать верный вариант ответа. (2 балла).

  1. 150; 2) 90; 3)450; 4) 30.

  1. Найти НОК (15;20). (4 балла).

  2. Найти НОК (2; 4; 800). (6 баллов).

  3. Найти наименьшее общее кратное двух наименьших трехзначных чисел, кратных 20. (8 баллов).

  4. Два теплохода вышли во вторник. Первый теплоход выполняет рейс за 6 суток, а второй - за 4. В какой день недели оба теплохода окажутся снова в порту? (10 баллов).

Отметку за выполнение теста выставляю по желанию учащихся.

После выполнения выходного теста организую взаимоконтроль или самоконтроль и, обязательно, коррекцию. Домашнее задание дается по результатам диагностического среза.

Критерии успешности уточняют цели урока. Считаю, что учащиеся обязательно должны выделять главное в теме, знать, чему они должны научиться, на чем нужно сосредоточить свое внимание. Когда цель урока сформулирована, я задаю вопрос: «На что мы будем обращать внимание?» Можно проговорить устно, можно записать в тетрадь (особенно это актуально перед проверочной работой) или на доске (рабочий урок).

Проверочная работа по теме «Умножение натуральных чисел», 5 класс (20 минут, 15 минут запланировано на повторение).

Знать:

а*1=а; а*0=0 (2 балла).

Уметь:

  1. Уметь находить произведение многозначного числа на однозначное число (4 балла).

  2. Уметь находить произведение многозначных чисел (6 баллов).

  3. Решать текстовую задачу в 3 действия (8 баллов).

  4. Применять знания по теме в незнакомой ситуации, зная определение произведения натуральных чисел (10 баллов).

Определение критериев успешности благоприятно влияет на атмосферу обучения. Учащиеся имеют право знать критерии успешности для хорошего результата учебной деятельности, домашних и проверочных работ.

Учебное занятие желательно начать с постановки ключевого (главного для данной темы или раздела) вопроса для создания проблемной ситуации. Основанием для его формулировки может быть противоречие в известных или полученных фактах, тезис, поведение учителя, рисунок и т.п. Ключевые вопросы стимулируют у учащихся желание искать на них ответы и активизируют познавательную активность. Они выводят учащихся за рамки изложенного в учебнике материала, обеспечивают связь обучения с жизнью. В конце урока обсуждается, найден ли ответ на ключевой вопрос.

Некоторые примеры ключевых вопросов, которые я использую:

  1. «Сколько квадратных метров пленки нужно, чтобы покрыть парник» (предлагаю чертеж парника) при изучении темы Площадь» в 8 классе.

  2. «Что означает запись на пакете молока: жирность 3,6%?» при изучении темы «Проценты» в 6 классе.

  3. «Какой вклад выгоднее: под 10% годовых на год или под 20% годовых на полгода?» при изучении темы «Проценты» в 6 классе.

  4. Илья пригласил на день рождения друзей: Артема, Артура и Николая. Но не знает кто из них придет. На сколько частей надо разрезать торт, чтобы все получили поровну?

К постановке ключевых вопросов также привлекаю и учащихся.

Обратная связь - это диалог учителя с учеником, в рамках которого, учитель должен помочь учащемуся в учении. Мне думается, что высокого уровня мотивации можно достичь на основе обеспечения обратных связей: «учитель - учащийся», «учащийся - учитель», «учащийся - учащийся». Обратную связь осуществляю в форме устных или письменных комментариев к работе или ответу учащегося. Чаще всего использую активную оценку на уроках, предоставляя тем самым ученикам шанс достичь максимальных для каждого из них результатов при изучении той или иной темы. При первом знакомстве с темой ребята имеют четкое представление о критериях оценки контрольной работы. При проведении проверочной работы критерии оценки с критериями оценки учащиеся знакомы за несколько дней.

При проверке проверочной работы пишу комментарий, придерживаясь 4 правил обратной связи. Приведу пример комментария к проверочной работе в 6 классе по теме «Пропорция».

«Илья, ты верно выполнил все задания. Понимаешь, какую величину принять за 100%, умеешь правильно составить пропорцию и найти ее неизвестный член. Работа аккуратная. Задание № 5 можно выполнить рациональнее. Подумай над этой задачей. Спасибо.»

Тема "Простые и составные числа", второй урок по теме (на тему отводится 2 урока), самостоятельная работа.

Критерии оценки:

Знаю:

1. Опредения простых и составных чисел, простые числа первой сотни.

2. Число 1 ни составное и ни простое число.

Умею:

Определять простые и составные числа, используя признаки делимости.

Обратная связь "учитель - ученик":

  1. Иван, ты хорошо знаешь определения простых и составных чисел. Молодец!

  2. Но забыл, что число 1 ни простое и не составное. Иван, ты допустил ошибки в заданиях № 3 и № 4.

  3. Ты можешь улучшить свою работу, если повторишь признаки делимости, определение четных и нечетных натуральных чисел (п. 2, п. 3).

  4. На учебном занятии будь внимательным.

  5. Приходи на дополнительные занятия или обратись к Илье за помощью.

Я считаю, что такие комментарии мотивируют учащихся на учебу, повышают результативность учебной деятельности школьников.

В процессе самоконтроля и самооценки учащиеся лучше усваивают учебный материал, овладевают актуальными компетенциями: оценочной, коммуникативной и другими. В ходе самоконтроля использую сравнение выполненного задания с эталоном, выполненным на доске или странице интерактивной доски. Задаю три вопроса: кто задание выполнил правильно? у кого имеются ошибки, неточности? кто задание не выполнил? Применение техники «да - нет», позволяет учащимся отвечать на поставленные вопросы поднятием руки. Затем организую устранение пробелов в парах, взаимооценку и взаимоконтроль, которые являются одним из главных элементов активной оценки. Учащиеся обмениваются выполненными работами и соотносят их с целью, критериями, образцом. Иногда практикую написание учащимися советов (или устные рекомендации) в отношении выполненной работы другим учеником и ее возможного совершенствования. Это имеет мотивирующее и познавательное значение для обоих учеников.

В конце урока применяю технику оценивания трудностей. Учащиеся отвечают на следующие вопросы:

  1. Чему я сегодня научился?

  2. Какой материал урока я усвоил легко?

  3. Какой материал урока вызвал у меня трудности?

Эффективность обратной связи зависит от того, как ее организует учитель.

Использование тех или иных элементов активной оценки зависит от типа урока, содержания учебного материала, возможностей и способностей учащихся, возрастных особенностей школьников. Но в любом случае активная оценка создают благоприятную атмосферу для обучения школьников, способствует развитию личности ребенка. Диагностика по выявлению сформированности познавательной мотивации учения школьников (методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению в средних и старших классах, модифицированный опросник А. Д. Андреевой), проведенная в классах, в которых я преподаю математику, показала, что по отношению к математике преобладал ситуативный интерес (35%) и учение по необходимости (32%). Уровень интереса к математике находился на границе между низким (13%) и достаточным (15%), а уровень устойчивого познавательного интереса - на низком (5%). После внедрения в учебный процесс стратегии активной оценки эти показатели увеличились на 30%. На 20% возросло количество учащихся, имеющих адекватную самооценку.

Приведу алгоритм, которым я пользуюсь, при подготовке учебного занятия с использованием стратегии активной оценки. После определения темы урока, места урока в теме, обучающей цели, установления задач личностного развития учащихся, определения последовательности этапов урока необходимо спланировать:

1.Задания для актуализации опорных знаний и умений для изучения новой темы.

3.Цели урока на «языке учащихся», возможность участия учащихся в формулировке целей.

4.Критерии оценки в индивидуальной, парной или групповой работе.

5.Контроль (самоконтроль, взаимоконтроль), оценку (самооценку, взаимооценку) результатов: техники их проведения. На каких этапах оценка и контроль будут осуществляться?

6.Организацию учебно - познавательной деятельности обучающихся, направленной на достижение определенных результатов этапов, целей урока.

7.Проведение выходного контроля, коррекцию пробелов в знаниях, умениях учащихся.

9.Дифференцированное домашнее задание с учетом результатов выходного теста.

10.Критерии успешного выполнения домашнего задания.

11.Организацию осмысления учащимися их деятельности.


© 2010-2022