• Преподавателю
  • Математика
  • Формирование интереса к декоративно-прикладному искусству у учащихся 5 класса через внедрение программы по внеурочной деятельности «Радуга ремесел» в рамках реализации ФГОС

Формирование интереса к декоративно-прикладному искусству у учащихся 5 класса через внедрение программы по внеурочной деятельности «Радуга ремесел» в рамках реализации ФГОС

Программа актуальна, поскольку является комплексной, вариативной, предполагает формирование ценностных эстетических ориентиров, художественно-эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности. Она дает возможность каждому воспитаннику реально открывать для себя волшебный мир декоративно - прикладного искусства, проявить и реализовать свои творческие способности. Цели программы:   Формирование интереса учащихся посредством ознакомления с народными традициями, промыслами и обучением...
Раздел Математика
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Формирование интереса к декоративно-прикладному искусству у учащихся 5 класса, через внедрение программы по внеурочной деятельности «Радуга ремесел» в рамках реализации ФГОС.



Программа по внеурочной деятельности по декоративно - прикладному творчеству «Радуга ремесел»

Пояснительная записка.

Наши дети - наследие великой художественной культуры. Народное творчество - это ее основа и неиссякаемый источник мудрости, доброты, талантливых проявлений личности. Декоративно-прикладное творчество означает оформление бытовых предметов, окружающих человека: мебели, тканей, посуды, украшений, одежды. Поэтому произведения декоративно-прикладного творчества неотделимы от того времени, когда они были созданы, соединяясь не только укладом жизни, но и с национальными особенностями тех, для кого они предназначены.

Искусству свойственно нести знания и вызывать ответные чувства, открывать перспективу и заставлять людей действовать. Эта сила и действенность искусства основаны на выразительности вещей. На способности мастера проникать в суть исследуемого предмета.

Выразительность вещи открывается при внимательном изучении ее внешнего облика и бытия в определенной среде. Все нас окружающее, отражает нашу жизнь. И дома, в которых мы живем, и улицы по которым мы ходим, и вещи, которыми мы пользуемся - все рассказывает о давнем и настоящем времени жизни людей.

Искусство учит нас находить в обыкновенном и будничном черты необыкновенного, возбуждает сознание. Заставляет переживать при виде прекрасного и трагического, вводит людей в мир красоты и правды.

«Глазами сердца видим бытие», - так говорил Ориген, так можем сказать и мы все, кто причастен к удивительно живому и интересному процессу сохранения национальной культуры. Это прикосновение к кристально чистому роднику, к вечности… Мир искусства воспитывает в детях любовь к родному краю, пробуждает патриотические чувства к Родине.

Знание народных традиций, зачастую тесно связанных с декоративно - прикладным искусством, играет особую роль в развитии у детей эмоционально - эстетического отношения к национальной культуре, к пониманию национальных культур других народов.

Мир, в котором живет ребенок сегодня и в котором все пребывает в движении, заставляет людей искать четкие ориентиры, преодолевать противоречивость многих представлений и знаний, образующихся в результате неудержимого потока информации. В поисках цельности, в стремлении упорядочить свои знания, в том числе и в сфере эстетической, человек обращает свой взор к истории, стремится осмыслить себя в сложных связях не только с настоящим, но и с прошлым. Здесь внимание его устремляется на все, что рождает ощущение непреходящих ценностей. Именно к таким ценностям и относится нестареющее, никогда не утрачивающее своей привлекательности художественное мышление предков, отображенное в народном искусстве.

Простые и красивые, часто высокохудожественные, изделия народных умельцев, а также желание узнать их назначение, учат детей видеть и любить природу и людей, ценить традиции родных мест, уважать труд. Они формируют у ребенка эстетическое восприятие мира, передают детям представления народа о красоте, добре, зле, предначертании человека.

Предлагаемая программа по различным видам рукоделия предназначена для обучения детей 11-12 лет.

Программа рассчитана на 1 учебный год ( 34 часа по 1 часу в неделю).

Программа актуальна, поскольку является комплексной, вариативной, предполагает формирование ценностных эстетических ориентиров, художественно-эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности. Она дает возможность каждому воспитаннику реально открывать для себя волшебный мир декоративно - прикладного искусства, проявить и реализовать свои творческие способности.

Цели программы: Формирование интереса учащихся посредством ознакомления с народными традициями, промыслами и обучением основам декоративно-прикладного творчества.

Задачи:

  1. Знакомить с истоками народного творчества и ролью декоративно - прикладного искусства в развитии культуры народа.


  1. Развивать художественно-творческие способности обучающихся.


  1. Учить строить сюжеты, организуя смысловые и композиционные связи между изображаемыми предметами.

Особенностью данной программы является то, что она дает возможность каждому ребенку попробовать свои силы в разных видах декоративно-прикладного творчества, выбрать приоритетное направление и максимально реализоваться в нем.

Условно в программе можно выделить следующие этапы:

1 этап. Введение: даются общие сведения о творческой деятельности учащихся, об организации работы коллектива, о технике безопасного труда при работе с различными инструментами, о программе на предстоящий учебный год.

2 этап. Мир традиционных народных кукол - обучающиеся знакомятся с технологией выполнения народной куклы, узнают историю возникновения игрушки, изготавливают различные сувениры.

3 этап. Блок «Художественная соломка» дает кружковцам сведения о технологии обработки соломы. Учащиеся учатся изготавливать сюжетные аппликационные картинки из соломки.

4 этап. Блок «Художественная роспись ткани. Батик». Учащиеся знакомятся с вида ткани для батика, красками по ткани. Изготавливают композиционные зарисовки «Русские матрешки»

5 этап. Блок «Лоскутная пластика» дает сведения об истории и технологии лоскутного шитья. Учащиеся изготавливают плоскую аппликацию из ткани ручным способом и с помощью швейной машины.

Формы и методы работы

Учитывая возрастные и психологические особенности обучающихся, для реализации программы используются различные формы и методы обучения: рассказ, беседа, объяснение, а также практические упражнения.

Беседа - метод обучения, при котором педагог использует имеющиеся у обучающихся знания и опыт. С помощью вопросов и полученных ответов подводит к пониманию и усвоению материала, а также осуществляет повторение и проверку пройденного.

В обучении используется разновидность рассказа-объяснения, когда рассуждения и доказательства сопровождаются учебной демонстрацией.

Практические упражнения - целью этих упражнений является применение теоретических знаний обучающихся в трудовой деятельности. Такие упражнения способствуют трудовому воспитанию.

Учебно - тематический план

к рабочей программе по внеурочной деятельности художественно-эстетической направленности «Радуга ремесел»

Название разделов

Количество часов

1

Вводное занятие.

1

2

Традиционные народные куклы

10

3

Художественная соломка.

9

4

Художественная роспись по ткани. Батик.

5

5

Лоскутная пластика.

9

Итого:

34


Календарно-тематическое планирование

занятий внеурочной деятельности художественно-эстетической направленности «Радуга ремесел» в 5 классе в 2013-2014 учебном году (1 час в неделю, всего 34 часа)


Раздел, тема

Количество часов по разделу

Количество часов

Дата

1.

Вводное занятие.

1


1.1 Общие сведения об организации внеурочной деятельности, о работе коллектива, о технике безопасного труда при работе с различными инструментами, о программе на предстоящий учебный год.


1

2

Традиционные народные куклы

10


2.1-2.2 Куклы в культуре и традициях народов России. История кукол. Типы и виды кукол. Изготовление куклы-закрутки.


2

2.3-2.4 Культовые и обрядовые куклы. Изготовление куклы «Кувадка»


2

2.5-2.6 Изготовление куклы «Мартиничка»


2

2.7-2.8 Изготовление сувенира «Домовичок»


2

2.9-2.10 Окончательная отделка сувенира «Домовичок»


2

3

Художественная соломка

9


3.1 Из истории соломенных поделок. Инструменты и материалы. Подготовка соломки к работе.


1

3.2 Выбор рисунка для панно из соломки. Перевод рисунка на бархатную бумагу. Подготовка соломенных ленточек.


1

3.3 Изготовление пластин из соломенных ленточек. Перевод рисунка на пластины из соломки.


1

3.4 Вырезание фрагментов рисунков из соломенных пластин и их подгонка.


1

3.5 Наклеивание фрагментов рисунка на фон панно.


1

3.6 Наклеивание фрагментов рисунка на фон панно.


1

3.7 Выполнение образца узора для панно.


1

3.8 Окончательная отделка панно.


1

3.9 Оформление панно в рамку.



4

Художественная роспись ткани. Батик.

5


4.1 Батик. Виды росписи тканей. Инструменты и приспособления для росписи


1



4.2 Способы перевода рисунка на ткань. Приготовление красителей. Работа с колером.


1

4.3 Отработка приёмов заливок на ткани


1

4.4 Знакомство с резервом. Отработка приёма проведения непрерывных линий резервом по контуру рисунка


1

4.5 Изготовление панно «Русские матрешки». Роспись по ткани акварелью. Работа с кистью. Оформление в рамку.


1

5

Лоскутная пластика

9


5.1 Из истории лоскутного шитья. Материалы, инструменты, оборудование. Приемы работы с лоскутами.


1

5.2 Выбор изделия из лоскутов. Составление эскизов, Подбор лоскутов.


1

5.3 Выполнение выкроек-лекал деталей изделия. Раскрой деталей прихватки из лоскутов.


1

5.4 Сшивание лоскутного полотна на швейной машине.


1

5.5 Сборка готового изделия.


1

5.6 Изготовление панно «Веселое лето». Подбор лоскутов, перевод рисунка на ткань, подготовка лекал. раскрой лоскутов.


1

5.7-5.8 Сборка изделия из лоскутов ручным способом.


2

5.9 Соединение панно с подкладкой. Окончательная отделка и влажно-тепловая обработка готового панно.


1

Итого:

34

34

Содержание программы:

1.Вводное занятие: Знакомство с программой, заполнение анкеты по выявлению интересов. Вводное занятие, инструктаж по технике безопасности.

Цель: Создать благоприятный климат в группе и воспитать внимательное и бережное отношение к инструментам и приспособлениям.

Теория: Ознакомительная беседа с учащимися о правилах техники безопасности.

Практика: Демонстрация безопасной работы с инструментами и приспособлениями.

2. Традиционные народные куклы: Познакомить детей с русским народным творчеством; провести тематические занятия о видах народных кукол технологией их изготовления, материалами и способами декорирования.

Цель: Приобщение к национальному культурному наследию Родины через ознакомление с обереговыми куклами, изучение их особенностей и овладение основными навыками прикладного творчества.

Теория: Рассказ, беседа о способах изготовления кукол-оберегов. Демонстрация наглядных пособий.

Практика: Научить обучающихся, выполнять по традиционным технологиям образцы русских кукол-оберегов.

3.«Художественная соломка»

Цель: Познакомить детей с новым природным материалом - соломой, ее особенностями; учить мастерить игрушки из соломы; формировать навыки работы с соломой; воспитывать доброжелательные отношения детей.

Теория: Рассказ, беседа, демонстрация наглядных пособий, игра.

Практика: Построение композиций, создания творческих работ на основе собственного замысла с использованием художественных материалов.

4. «Художественная роспись по ткани. Батик,»

Цель: Научить применять основные средства художественной выразительности в конструктивных работах, создавать конструктивные работы на основе собственного замысла с использованием красок по ткани и кисти.

Теория: Рассказ, беседа, демонстрация наглядных пособий, игра.

Практика: Создание панно «Русские матрешки» с применением техники «холодный» батик.

5. «Лоскутная пластика»

Цель: Приобщить детей к подлинной красоте народного творчества. Воспитать интерес к искусству как к средству выражения чувств, мыслей, отношений, и разнообразных замыслов. Познакомить с традициями семьи.

Теория: Рассказ о народном творчестве и быте людей, беседа, демонстрация предметов народного творчества, игра.

Практика: Изготовление творческих работ с использованием технологии лоскутного шитья, реализация собственного замысла в художественном изделии.

Ожидаемые результаты:

Освоение детьми программы внеурочной деятельности «Радуга ремесел» направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта.

В сфере личностных универсальных учебных действий у учащихся будут сформированы:

- учебно - познавательного интерес к декоративно - прикладному творчеству, как одному из видов изобразительного искусства;

- навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических творческих работ;

- ориентации на понимание причин успеха в творческой деятельности;

- способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;

- заложены основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.

В сфере регулятивных универсальных учебных действий учащиеся научатся:

- выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ. Решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах действий;

- учитывать выделенные ориентиры действий в новых техниках, планировать свои действия;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности;

- адекватно воспринимать оценку своих работ окружающих;

- навыкам работы с разнообразными материалами и навыкам создания образов посредством различных технологий;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характере сделанных ошибок.

В сфере познавательных универсальных учебных действий учащиеся научатся:

- различать изученные виды декоративно - прикладного искусства, представлять их место и роль в жизни человека и общества;

- приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном творчестве;

- осваивать особенности художественно - выразительных средств, материалов и техник, применяемых в декоративно - прикладном творчестве.

- развивать художественный вкус как способность чувствовать и воспринимать многообразие видов и жанров искусства;

- развивать фантазию, воображения, художественную интуицию, память;

- развивать критическое мышление, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям изобразительного декоративно - прикладного искусства;

В сфере коммуникативных универсальных учебных действий учащиеся научатся:

-первоначальному опыту осуществления совместной продуктивной деятельности;

- сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми

- формировать собственное мнение и позицию;

В результате занятий декоративным творчеством у обучающихся должны быть развиты такие качества личности, как умение замечать красивое, аккуратность, трудолюбие, целеустремленность.

Литература

1. Артамонова Е. В. Соломка, скорлупка, цветочек - подарки для мам и для дочек: Секреты-самоделки - М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. - 64 с.

2. Декоративно-прикладное творчество. 5-9 классы: Традиционные народные куклы. Керамика / авт.-сост. О. Я.Воробьева. - Волгоград: Учитель, 2009 - 140 с.: ил.

3. Дильмон Т. Полный курс женских рукоделий / Пер. М. Авдониной, - М.: Изд-во Эксмо, 2006. - 704 с., ил. - (Книга для всей семьи).

4. Обучение мастерству рукоделия: конспекты занятий по темам: бисер, пэчворк, изготовление игрушек. 5-8 классы \ авт.-сост. Е. А. Гурбина. - Волгоград: Учитель, 2008. -137 с.:ил

5. Э.К. Гульянц. Что можно сделать из природного материала. М., 1999

6. М Левина.365 веселых уроков труда.М., 2001

7. В.С. Кузин «Изобразительное искусство», Дрофа, 1998 г.

8.Г.Федотов «Дарите людям красоту», Просвещение, 1985г.;

9.Г.Дайн «Игрушечных дел мастера», Москва, Просвещение, 1994 г.;

10.С.Газарян «Прекрасное своими руками», Москва, Детская литература, 1979 г.



Приложение 1. Анкета №1

Вопросы

Да

Нет

1

Вам известна история возникновения куклы в жизни человека

2

Известно вам что-либо о народной кукле

3

Могли бы изготовить куклу своими руками

4

Знаете легенды и сказки, связанные с куклой

5

Вам известны названия и предназначения обереговых кукол

6

В вашей семье есть кукла-оберег

7

Вам известна технология изготовления обереговых кукол

8

Желаете научиться изготавливать куклу-оберег своими руками




© 2010-2022