Развитие познавательного интереса на уроках математики

Отсутствие учета возрастных особенностей школьников, стремление кажущейся “строгости” изложения, неумение показать значение математики в жизни современного общества часто порождает у учащихся взгляд на математику, как на сухую, малоинтересную и даже застывшую, неразвивающуюся науку. К сожалению, такой взгляд на математику не изжит до настоящего времени, что приводит к негативному отношению многих молодых людей к тем профессиям, которые хоть в малой степени связаны с математикой. В данной статье ...
Раздел Математика
Класс 10 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Аннотация к статье

Отсутствие учета возрастных особенностей школьников, стремление кажущейся "строгости" изложения, неумение показать значение математики в жизни современного общества часто порождает у учащихся взгляд на математику, как на сухую, малоинтересную и даже застывшую, неразвивающуюся науку. К сожалению, такой взгляд на математику не изжит до настоящего времени, что приводит к негативному отношению многих молодых людей к тем профессиям, которые хоть в малой степени связаны с математикой. В данной статье рассматриваются пути решения этих проблем. Работа, проводимая по выявлению талантливых детей, полезна и должна продолжаться, но таких детей не так уж много, между тем знания математики теперь становятся все более необходимыми не только инженерам, но и рабочим, а также многим другим специалистам. Поэтому нельзя допустить, чтобы школьники отрицательно относились к математике, наоборот, каждый учитель должен ставить перед собой задачу вызвать интерес к математике у всех учеников или во всяком случае добиваться такого отношения к ней, чтобы она не являлась препятствием при выборе профессии. Развитие познавательного интереса, который способствует как нравственному воспитанию, так и формированию личности, вызывает у учащегося стремление проникнуть в глубь познаваемого, узнать больше об интересующем объекте, изучить его во всех взаимосвязях и отношениях, в результате чего знания становятся глубокими, прочными, осознанными. - одно из самых важных направлений привития интереса к изучению математики. В данной статье рассматриваются формы и методы работы учителя по развитию познавательного интереса к математике как на уроке, так и во внеурочной деятельности.



Гуляева Татьяна Ивановна

Учитель математики

Негосударственное образовательное

учреждение «Школа - интернат № 20

среднего (полного) общего образования

открытого акционерного общества

«Российские железные дороги»

Омская область, город Омск

Развитие познавательного интереса на уроках математики.

Постоянно ускоряющиеся темпы роста науки и техники выдвигают новые, более высокие требования к обучению и воспитанию молодого поколения, к образовательной и профессиональной подготовке. В настоящее время в образовательном процессе школы акцент делается на гумманизацию образования, в частности на дифференциацию и развитие познавательной активности учащихся.

Успешное решение этих проблем во многом зависит от усилий педагогов по выявлению способностей к той или иной деятельности в значительной степени определяется интересом к этой деятельности - и как инициирующего фактора, так и фактора, формирующего и развивающего способности.

Познавательный интерес способствует и нравственному воспитанию, и формированию личности, вызывает у учащегося стремление проникнуть в глубь познаваемого, узнать больше об интересующем объекте, изучить его во всех взаимосвязях и отношениях, в результате чего знания становятся глубокими, прочными, осознанными.

Учение с интересом укрепляет веру учащихся в свои силы и творческие возможности, способствует воспитанию силы воли и целеустремленности в преодолении трудностей.

Под влиянием познавательного интереса пробуждается и развивается активность, самостоятельность мысли, стремление к самообразованию и самовоспитанию.

Формированию интереса к знаниям должен способствовать весь процесс обучения учащихся в школе. Большая роль в выполнении этой задачи отводится предмету математики.

В современных условиях определенный объем математических знаний, владение математическими методами и знакомство с языком математики, стали обязательными элементами общей культуры. Эти знания и умения необходимы для понимания и познания закономерностей окружающего нас мира, для изучения других наук и в жизненной повседневной практике.

Проблема развития познавательного интереса всегда привлекала внимание ученых. Наконец, они возглавили работу по созданию новых программ и учебников. К сожалению, ориентируясь на одаренных учащихся, с которыми сталкивались ученные, они усложнили программу настолько, что основная масса школьников с трудом ее усваивала. Это привело к тому, что у многих учеников сформировалось негативное отношение к математике, изменить которое очень трудно.

Работа, проведенная по выявлению талантливых детей, полезна и должна продолжаться, но таких детей не так уж много, между тем профессия математика становиться массовой, да и знания математики теперь становятся все более необходимыми не только инженерам, но и рабочим, а также многим другим специалистам. Поэтому нельзя допустить, чтобы школьники отрицательно относились к математике, наоборот, каждый учитель должен ставить перед собой задачу вызвать интерес к математике у всех учеников или во всяком случае добиваться такого отношения к ней, чтобы она не являлась препятствием при выборе профессии. Главную роль в педагогическом процессе играет познавательный интерес. Н.В. Метельский понятие интереса вообще отождествляет с познавательным интересом и определяет его следующим образом: "Интерес - это активная познавательная направленность, связанная с положительным эмоционально-окрашенным отношением к изучению предмета с радостью познания, преодоления трудностей, с сохранением успеха, с самовыражением и утверждением развивающейся личности".

Познавательный интерес характеризуется как средство и как мотив обучения. Характеризуя интерес как средство обучения, следует заметить, что интересное преподавание - это не развлекательное преподавание, насыщенное эффектными опытами, демонстрациями красочных пособий, занимательными рассказами и т.д., это даже не облегченное обучение, в котором все рассказано, разъяснено и ученику остается запомнить. Интерес как средство обучения действует только тогда, когда на первый план выступают внутренние стимулы, способные удержать вспышки интереса, возникающие при внешних воздействиях. Новизна, необычность, неожиданность, странность, несоответствие ранее изученному, все эти особенности, подчеркнутые при сообщении материала, способны не только вызвать мгновенный интерес, но и пробудить эмоции, порождающие желание изучить материал более глубокого, т.е. содействовать устойчивости интереса. Наибольшее значение познавательный интерес имеет как мотив учения.

Самостоятельное проникновение в новые области знания, преодоление трудностей вызывает чувство удовлетворения, гордости, успеха, т.е. создает тот эмоциональный фон, который характерен для интереса.

Принято различать три группы условий, стимулирующих развитие познавательных интересов: первая группа условий связана с содержанием учебного материала, вторая с организацией процесса обучения и третья группа определяется отношениями, складывающимися между учениками и учителем.

К первой группе условий относится новизна содержания, обновление уже освоенных фактов, исторический подход к сообщаемому материалу, раскрытие практического значения знаний и показ современных достижений науки.

Ко второй группе в педагогике принято относить такие методы преподавания, как разнообразные формы самостоятельной работы, проблемное обучение, исследовательский подход к изучаемому материалу, творческие и практические работы учащихся.

К третьей группе относят способности учащихся, увлеченность преподаванием самого учителя, его готовность прийти на помощь ученикам, вера в их силы и возможности, требовательность и справедливость, поощрения, а также соревнование и взаимопомощь учащихся.

На практике все эти условия оказываются взаимосвязанными, они действуют в единстве, а главное - они более разнообразны, если их рассматривать применительно к математике.

Прежде всего, важно установить, когда возникают математические интересы. Интерес к изучению математики возникает в разные периоды жизни человека, но чаще в 5-9-х классах, а из этих классов наиболее часто - в 7-м классе.

Это объясняется тем, что в 5 классе начинает преподавать специалист, как правило, любящий его и, естественно, способный увлечь учащихся математикой. Благоприятные условия для возникновения интереса в 7-м классе связаны с началом изучения алгебры и геометрии. Эти предметы привлекательны оригинальностью содержания, особой символикой, чертежами, измерениями, скрытым от беглого взгляда смыслом, даже своими символами и терминами.

Но начало изучения новых предметов только создает благоприятные условия для пробуждения интереса, превращение же их в объект интереса зависит от постановки преподавания, т.е. от учителя.

К сожалению, при неправильном преподавании в этот период нередко возникает негативное отношение к изучению математики. Это происходит в том случае, если ученику не оказана своевременная помощь при затруднениях, если учитель не прилагает усилий к тому, чтобы заинтересовать учащихся, не разъясняет значения математики или проявляет несправедливость, грубость и т.д. Таким образом, средний школьный возраст является важнейшим периодом в воспитании интереса в изучении математики. Пробуждение интереса еще не означает, что он сразу приобретет устойчивость и надолго определит направленность личности, он может угаснуть сразу или постепенно, если его не поддерживать и не развивать постоянно. Большое значение имеет возраст и индивидуальные особенности ребенка. Для правильной постановки работы по воспитанию интереса к изучению математики необходимо прежде всего учитывать возрастные особенности учащихся.

Интерес к математике у учащихся 5-6-х классов находится на уровне любознательности. Этот интерес очень легко возникает. Достаточно принести на урок новое наглядное пособие, предложить задачу с оригинальным условием, сообщить какой-либо факт из истории науки, чтобы почувствовать заинтересованность учащихся этих классов. Но этот легко вспыхивающий интерес также легко угасает. Например, организовав кружок и добившись того, что учащиеся работают на занятии с увлечением, учитель надеется, что на следующее занятие все придут охотно. Однако на второе занятие приходят другие ученики, а те, которые были на первом, уже заняты другими делами. Из этого следует, что учитель 5-х и 6-х классов должен постоянно иметь в виду необходимость заинтересовывания учащихся, не рассчитывая на тот интерес, который был вызван на предыдущем уроке или занятии.

Интерес учащихся 5-х и 6-х классов находится в сильной зависимости от эмоциональной стороны преподавания. На него оказывает большое влияние успех в изучении предмета и связанное с ним поощрение, в особенности похвала учителя. Интерес в этих классах в значительной степени направлен на процесс обучения, а не на содержание предмета.

Интерес учащихся7-х и 8-х классов имеет несколько другой характер. В 7 классе начинают изучать такие новые предметы, как алгебра и геометрия, которые своим необычным содержанием привлекают учащихся и пробуждают их интерес. В отличие от интереса учащихся 5-6-х классов, интерес школьников 7-8-х классов направлен на содержание предмета и отличается большей устойчивостью. Здесь впервые отмечается стремление к преодолению трудностей, к решению более сложных задач, учащиеся этих классов начинают критически относится к процессу обучения.

Интерес учащихся 9-11-х классов имеет заметные отличия от интереса детей среднего школьного возраста. В этих классах начинают сказываться профессиональные интересы, влияющие на познавательный интерес вообще и на учебные интересы к отдельным предметам. В связи с этим целеустремленность учащихся к изучению "нужных" им предметов становится более сознательной и волевой, что приводит к лучшему пониманию значения объекта интереса и интерес постепенно достигает интеллектуального уровня.

Стремление к самостоятельности, порождает желание самому глубже изучить интересующий предмет, сближает учащихся с друзьями по признаку общности интересов, в частности, математического интереса.

Вместе с тем практические задачи подготовки к ЕГЭ, желание получить более высокий балл в аттестате, порождает у старшеклассников интерес к результату деятельности.

Все вместе делает интересы старших школьников более дифференцированными, глубокими и устойчивыми. Но среди учащихся 9-11-х классов есть немало таких, интересы которых не определялись. Отсюда вытекает задача неослабевающей работы учителя математики по пробуждению интереса к своему предмету в старших классах.

Существуют специфические условия, стимулирующие развитие математических интересов.

К первой группе условий относятся условия, связанные с содержанием учебного материала, его новизной и разнообразием.

I группа:

  • Задачи повышенной трудности и удовлетворение, получаемое при решении.

  • Новизна и разнообразие материала школьного курса математики, сведения из истории науки, обогащающие содержание предмета.

  • Сила и изящество методов вычисления, исследований и доказательств.

  • Показ многочисленных приложений математики, осознание ее значений.

  • Вторая группа условий, стимулирующих развитие интереса, охватывает многие вопросы методики преподавания математики, сюда относятся прежде всего определенные требования к системе уроков.

II группа:

  • Разнообразие системы уроков, нешаблонное их построение, включение по возможности в каждый урок новых элементов.

  • Увлекательное преподавание уроков, активизация деятельности учащихся, организация самостоятельных, творческих работ, соревнований и дидактических игр, использование наглядных пособий и ТСО, различные формы учета знаний.

  • Факультативы и другие формы внеклассных занятий.

  • Третья группа условий включает отношения "учитель- ученик", "ученик- родители и близкие", "ученик- коллектив". К этому следует добавить некоторые индивидуальные особенности самого ученика, переживание успеха или неуспеха, его склонности, наличие других сильных интересов и многое другое в психологии ребенка.

III группа:

  • Прирожденные математические способности.

  • Успех в изучении предмета и поощрения.

  • Восхищение личностью учителя и желание подражать ему.

  • Влияние родных и близких.

Ясно, что влияние всех этих условий, кроме, может быть, двух- трех, в значительной степени зависит от учителя, его знаний, умений, увлеченности и мастерства. Учитель не определяет содержание математического образования, но он может обогатить его, привлекая исторический материал, материал из смежных дисциплин, подчеркивая красоту, изящество и мощь методов математики. Что же касается организации методики занятий, а также отношений с учениками, то тут все зависит от учителя.

Развитие интереса на уроках достигается следующими способами:

  1. Обогащением содержания материалом по истории науки.

  2. Решением задач повышенной трудности и нестандартных задач.

  3. Подчеркиванием силы и изящества методов вычислений, доказательств, преобразований и исследований.

  4. Разнообразием уроков, нешаблонным их построением, включением в уроки элементов, придающих каждому уроку своеобразный характер, использование ТСО и наглядных пособий.

  5. Активизацией познавательной деятельности учащихся на уроке, использование форм самостоятельной и творческой работы.

  6. Использованием различных форм обратной связи: систематическим проведением опроса, кратковременных устных и письменных контрольных работ, различных тестов, математических диктантов наряду с контрольными работами, предусмотренными планом.

  7. Разнообразием форм домашних работ.

  8. Установлением внутренних и межпредметных связей, показом и разъяснением применения математики в жизни, в технике, в производстве.

В данной статье я рассмотрела не все формы работы по развитию интереса к изучению математики, которые я стараюсь применять в своей практике. Например, очень важны вопросы решения различных задач и организации домашней работы учащихся, внеклассного чтения по математике, привлечения родителей к воспитанию этого интереса. Я использую для этого читательские конференции, задаю задачи для желающих, создать альбомы лучших работ, организовываю выставки работ учащихся (тетради, наглядных пособий, изготовленных учениками и т.д.) и демонстрирую их на родительском собрании, привлекая тем самым родителей к контролю за домашней работой учащихся и поощрению детей за их успехи в изучении математики. Разнообразие форм работы зависит от проявления творчества учителя. Сейчас используем новые средства обучения - компьютеры, интерактивные доски (которые имеют немало важное значение в развитии интереса к изучению математики). Хотя машина никогда не заменит учителя, но является новым, более совершенным орудием в его руках, она облегчит работу учителя и учеников, а значит, будет содействовать и развитию интереса.









Литература

  1. Богоявленский Д.Б. Пути к творчеству. - М.: Наука, 1981.

  2. Божович Л.И., Морозова Н.Г., Славина Л.С. Развитие мотивов учения школьников.//Известия АПН РСФСР. - 1951.

  3. Болтянский В.Г. Анализ - поиск решения задачи.// Математика в школе. №1, 1974. -с.34-40.

  4. Иванов В.Г. Основные положения теории интереса в свете проблемы отношений человека.// Ученые записи ЛГУ. - Серия философских наук. - Вып. 9. - Психология. - Л. - 1956.

  5. Кардемский В.А. Увлечь школьников математикой. - М. Просвещение, 1981.

  6. Коваль С. От развлечения к знаниям. Математическая смесь-, Варшав,1972.

  7. Колягин Ю.М. Математические задачи как средство обучения и развития учащихся средней школы :Докторская диссертация - М.,1977.

  8. Кухарь А.В. Формирование познавательного интереса учащихся к математике в процессе его изучения в 4-7 классах: Канд. дис. - Киев, 1984.

  9. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции.// Психология эмоций. - М.,1984.

  10. Маху В.И. Формирование учебно-познавательных мотивов при различных способах постановки решения задач: Канд. дис. - М.:,1985.

  11. Пестерева Л.В. Задачи с мотивационными функциями в обучении математике. // Роль и место задач в формировании системы основных знаний. - М.,1976. - Вып. 1.

  12. Соколова Л.В. Задачи как средство формирования основных положительных мотивов изучения математики. // Роль и место задач в обучении математики.// - М.,1977. - Вып. 4.



© 2010-2022