ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ СО СЛАБОУСПЕВАЮЩИМИ И НЕУСПЕВАЮЩИМИ УЧАЩИМИСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ СО СЛАБОУСПЕВАЮЩИМИ И НЕУСПЕВАЮЩИМИ УЧАЩИМИСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Т.В. Басова

Так уж получается, что одной из самых сложных и в то же время важнейших задач в деятельности современного учителя является работа со слабоуспевающими и неуспевающими учениками. Опираясь на суровую статистическую действительность, можно сделать вывод, что в некоторых регионах России число так называемых «двоечников» скоро «дотянется» до половины общего числа обучающихся. Так, по данным Института возрастной физиологии Российской академии образования, трудности в обучении отмечаются у 15-40% школьников страны, при этом значительная часть учащихся имеют низкую успеваемость по математике. И, по большей части, именно от учителя зависит становление личности таких «проблемных» детей и их социальная адаптация.

Давайте хорошенько разберемся, каких учащихся принято называть слабоуспевающими и что обусловливает плохую обучаемость таких школьников.

Слабоуспевающие и неуспевающие ученики - это дети, которые не могут продемонстрировать тот уровень знаний, умений, скорость мышления и выполнения заданий, которые показывают обучающиеся рядом с ним. В числе основных причин, вызывающих низкую успеваемость, не только нежелание ребенка учиться и отсутствие контроля процесса обучения со стороны родителей, но и низкий уровень интеллектуального развития, вызванный органическими нарушениями центральной нервной системы, отсутствие познавательного интереса, негативное влияние извне (улица, семья, друзья и т.д.), несформированность навыков учебной деятельности, и, что наиболее относится к нам, учителям, педагогическая запущенность и сложные взаимоотношения слабоуспевающего ребенка с учителем. В первую очередь, важно найти индивидуальный подход к такому обучающемуся, помочь ему найти мотивацию для успешной учебы и применить в отношении к нему методику, которая поможет в развитии отсутствующих навыков обучения и, возможно даже, формировании некой самоорганизации.

Конечно же, трудности в обучении - это лишь следствие серьезной проблемы, и только выявив истинные факторы, опричинивающие плохую учебу ребенка, возможно бороться с его низкой успеваемостью. Для того чтобы найти необходимый ключ в работе с ребенком, имеющим трудности в обучении, необходимо привлекать к сотрудничеству школьного психолога, социального педагога и классного руководителя. Они, прежде всего, как люди, непосредственно контактирующие с семьей и знающие ее, помогут выявить причину неуспеха в учебе такого школьника.

Безусловно, важно предотвращать неуспеваемость ещё на начальных этапах обучения. Для этого необходимо своевременно выявлять образовательные пробелы в знаниях, умениях и навыках обучающихся и устранять эти пробелы, что называется, по горячим следам. И, конечно же, каждый учитель должен поставить перед собой первостепенной задачей развитие у учащихся познавательного интереса и внутренней мотивации учебной деятельности в отношении своего предмета. Еще один важный момент: учителю необходимо установить минимальный порог знаний и навыков, который должен усвоить каждый ученик в классе, и в своей работе опираться именно на этот предел. Следует стремиться к созданию на уроке спокойной обстановки и благоприятного психологического климата, к пониманию и принятию каждого ребенка. Проявляя разумную требовательность, справедливую строгость и веру в возможности каждого ученика, учитель сможет построить доброжелательные взаимоотношения с учащимися, что позволит исключить часть факторов, вызывающих трудности в обучении, непосредственно связанных с деятельностью учителя.

Соглашусь со многими педагогическими работниками, которые считают, что полностью побороть плохую успеваемость - утопия. Поэтому стоит вернуться к основному вопросу: как помочь слабоуспевающему или неуспевающему учащемуся. Вновь подчеркну: самое важное в работе с таким ребенком - выявление причин плохой учебы и разработка индивидуального плана работы. В своей педагогической деятельности на уроках математики я, как правило, использую следующие виды работ:

  • Карточки-тренажеры с облегченными или деформированными заданиями для индивидуальной работы;

  • Карточки с выбором ответа с теоретическими и практическими заданиями для индивидуальной работы;

  • Перфокарты;

  • Карточки с образцами решений;

  • Творческие задания;

  • Создание «легальных» шпаргалок, где учащийся самостоятельно выписывает вспомогательные теоретические материалы;

  • Задания в игровой форме.

Многие педагоги и психологи советуют каждому учителю, работающему со слабоуспевающими учащимися, включать в цели урока в качестве одного из приоритетных коррекционно-развивающий аспект - развитие у обучающихся надпредметных умений и психических процессов, способствующих успешному обучению. Синтез предметных и надпредметных навыков помогает формированию и развитию аналитического и логического типов мышления, которые пригодятся не только в курсах предметов естественно-научного цикла. Стоит также отметить важность рационального распределения материалов урока, когда учитель дифференцирует работу от трудного к простому, многократно проговаривая и закрепляя полученные теоретические и практические навыки.

В качестве примера организации своей работы в соответствии с вышеперечисленными принципами, приведу часть опорного конспекта урока алгебры в десятом классе.

Тема: Формулы приведения

Цели урока:

  1. Ввести понятие формул приведения;

  2. Научить пользоваться формулами приведения для преобразования тригонометрических выражений;

  3. Повторить знаки тригонометрических функций по четвертям;

  4. Повторить основные соотношения тригонометрических тождеств.

Поставленные цели урока прямым образом способствуют формированию у учащихся надпредметных навыков. Так, умение пользоваться формулами усилит практическую направленность учебной деятельности школьника. Работа с графиками функций усилит способность учащихся к преобразованию информации из одной формы представления в другую (в данном случае от текста к графику). Помимо этого развиваются умения формулировать задание, понимать его смысл и ставить перед собой задачу по его решению; школьники планируют принцип действий, необходимых для решения задания, определяют логику его построения, выявляют аналогию между заданиями, оценивают свою деятельность и сравнивают ее с деятельностью других. Параллельно ученики осваивают различные формы самоконтроля. Все это, бесспорно, будет полезно при работе со слабоуспевающими и неуспевающими.

Психологи разработали ряд правил, на которые должен опираться учитель при работе с обучающимися, которые имеют плохую успеваемость:

  1. Не ставить «слабого» ученика в ситуацию неожиданного вопроса и не требовать быстрого ответа на него, давать ребенку достаточно времени на обдумывание и подготовку;

  2. Желательно, чтобы неуспевающий школьник отвечал не в устной, а в письменной форме, что снизит степень стресса, который испытывает ребёнок при ответе;

  3. Нельзя предлагать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой, разнообразный, сложный материал - нужно разбить его на отдельные информационные куски и давать их постепенно по мере усвоения;

  4. Не следует заставлять «слабых» учеников отвечать по новому материалу, лучше отложить вопрос на следующий урок, дав возможность ученикам позаниматься дома;

  5. Путём правильной тактики опросов и поощрений (не только оценкой, но и замечаниями типа «отлично», «молодец», «умница» и т.д.) нужно формировать у таких учеников уверенность в своих силах, знаниях и возможности учиться;

  6. Следует в минимальной степени отвлекать ученика, стараться не переключать его внимание, создавать спокойную, не нервозную обстановку.

Учителю важно помнить, что школьникам нравится, когда они понимают материал, изученный на уроке. Любому учащемуся, даже «двоечнику», важно получать хорошие оценки, приятно, когда учитель радуется его успехам или огорчен неудачами.

Нужно, конечно, не забывать, что в классе есть не только слабоуспевающие ученики, но и «сильные», одаренные дети, и так называемые «середнячки», которые требуют не меньшего внимания. Как быть? Использовать дифференцированный подход к обучению, в частности, при закреплении материала, самостоятельной работе и проверке домашнего задания. Здесь возможны индивидуальные или групповые трёхвариантные задания по степени трудности - облегченный, средний и повышенный, а также двухуровневая система проверки знаний базового и профильного уровня, как в заданиях ЕГЭ.

Особенно полезно применять разноуровневый подход на уроках обобщающего повторения. Основная задача таких уроков - систематизация знаний. В рамках данного подхода учитель формирует различные группы учащихся на основании контрольных и диагностических работ, объединяя учеников, имеющих схожие пробелы знаний по конкретной теме. «Слабый» школьник, находясь в группе учащихся, имеющих такие же проблемы по предмету, будет чувствовать себя более комфортно, и процесс его учебной деятельности потенциально пройдет с большим успехом.

Подводя итог, еще раз отмечу: к каждому слабоуспевающему ученику можно найти подход и научить его минимальным теоретическим и практическим основам предмета. Здесь многое зависит от нас, учителей. Нужно помнить, что мы несем ответственность за своих подопечных. И я выражаю надежду, что мой опыт работы послужит на пользу и вашей работе, и вместе мы сможем помочь большому количеству ребят, имеющих плохую успеваемость.

Татьяна Владимировна БАСОВА, учитель математики МБОУ СОШ № 44 им. Ф.А. Щербины станицы Новодеревянковской Каневского района Краснодарского края.



© 2010-2022