- Преподавателю
- Математика
- План урока: Использование геометрических изображений и соображений при решении задач
План урока: Использование геометрических изображений и соображений при решении задач
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Омарова Р.Б. |
Дата | 30.01.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Тема: Использование геометрических соображений, изображений при решении уравнений, систем уравнений, неравенств, систем неравенств, текстовых задач.
Цели: Продолжить формирование умения решать задачи исследовательского характера используя геометрическую интерпретацию; развитие речи, памяти, логического мышления, умения применять имеющиеся знания в новой ситуации, интереса к предмету, эстетическое.
Содержание урока
I. Постановка цели урока
II. Устный счет
Привлекая к решению задач графики функции или множества, зависящие от параметра, можно определить, как они должны располагаться, чтобы выполнялось требование задачи, и на основании этого сделать вывод об искомых значениях параметра.
-
Сколько решений имеет уравнение в зависимости от а
Построим график
нет решений, если
три решения, если
четыре решения, если
два решения, если
-
Исследовать, при каких значениях р данная система имеет единственное решение, множество решений, не имеет решения
б) система имеет бесконечно много решений
в) , система имеет единственное решение
-
При каких значениях а система имеет ровно четыре решения
-
При каких значениях система имеет единственное решение
-
При каких значениях а система имеет два решения
-
Сколько решений имеет система в зависимости от а
1) нет решений
2) одно решение
3) четыре решения
4) три решения
5) два решения
-
Решить уравнение левее
-
Решить неравенство:
III. Решение задач
Вспомогательным элементом, привнесенным в условие алгебраической задачи, может служить не только новая переменная, но и геометрический образ уже имеющейся переменной, интерпретируемой как координата точки на прямой окружности или плоскости
Задача №1
По шоссе в одну сторону с постоянными скоростями движутся мотоциклист и пешеход, а навстречу им с постоянной скоростью движется автомобиль.
Когда мотоциклист и пешеход были в одной точке, до автомобиля было 48 км. Когда пешеход и автомобиль встретились, пешеход отстал от мотоциклиста на 16 км. На сколько километров отставал пешеход от мотоциклиста в момент встречи автомобиля и мотоциклиста?
Задача №2 (ВМК-89)
Из пункта А в пункт В вышел пешеход. Вслед за ним через 2 часа из пункта А выехал велосипедист, а еще через 30 минут - мотоциклист. Все двигались равномерно и без остановок. Через некоторое время после выезда мотоциклиста оказалось, что к этому моменту все трое преодолели одинаковую часть пути от А до В. На сколько минут раньше пешехода в пункт В прибыл велосипедист, если пешеход прибыл в пункт В на 1 час позже мотоциклиста?
часаминут
№3
Найти а, при которых неравенство выполняется для всех . Применим обобщенный метод интервалов (областей)
№4
Найти а, при которых система имеет хоты бы одно решение:
1)
2)
1)
2)
Ответ:
№5
Найти все значения а, при которых все корни уравнения принадлежат
№6
Найти все а, при которых ни одно решение неравенства не удовлетворяет условию .
Условие задачи сформулируем так: найти все а, при которых решения неравенства удовлетворяет условия .
ответ.
№7
Решить систему неравенств:
№8
Решить систему уравнений:
и т.д.
№9
Решить уравнение
№10
Решить уравнение:
,
решений нет.
№11
Имеет ли система уравнений положительные решения:
Пусть положительные числа (решения системы)
стороны треугольника, а угол между ними , а сторона, противолежащая этому углу, равна 2, аналогично
и
но не существует, т.к. (ложно)система не имеет положительные решения.
№12
Среди решений системы
найти такие, при каждом из которых выражение принимает наибольшее значение.
Рассмотрим векторы
наибольшее
Ответ: , , ,
IV Домашнее задание:
-
-
Найти все а, при которых неравенство имеет хоты бы одно отрицательное решение
-
Найти все а, при которых любое решение неравенства удовлетворяет неравенству
-
Найти наибольшее значение функции
-
Решить №7 методом оценки
-
Решить №12, используя тригонометрическую подстановку
-
Пешеход, велосипедист и мотоциклист движутся по шоссе в одну сторону с постоянными скоростями. В тот момент, когда пешеход и велосипедист находились в одной точке, мотоциклист был на расстоянии 6 км позади них. В тот момент, когда мотоциклист догнал велосипедиста, пешеход отставал от них на 3 км. На сколько километров велосипедист обогнал пешехода в тот момент, когда пешехода настиг мотоциклист?
Тема: Нестандартные методы решения систем уравнений и неравенств
Цели: продолжить формирование умения решать системы уравнений и неравенств с параметром, применять нестандартные методы, уметь давать геометрическую интерпретацию, ознакомить с новыми методами их решений, развитие логического мышления, речи, памяти, умения применять имеющиеся знания в новой ситуации, развития интереса к предмету умение работать в команде, эстетическое воспитание.
Содержание урока
І. Постановка цели урока
II. Проверка д/з
-
Условию удовлетворяет положение графика между графиками и .
-
случай
-
случай и имеют одну общую точку
Значит: .
№4
наибольшее.
№6
наибольшее
№7
~
коэффициент подобия равен 2
~
III. Устный счет
-
Найти площадь фигуры, заданной системой неравенств:
Сегмент, ; центр
-
Решить систему:
-
Решить уравнение:
Ответ: .
-
Найти все а, при которых система имеет единственное решение:
Система имеет единственное решение
IV. Решение систем уравнений, неравенств, содержащих параметр
№1
Найти значения , при которых система имеет четыре различных решения
При наименьшем а найти площадь фигуры, заданный неравенством:
ромб
Система имеет 4 различных решения и еще случай, когда окружность вписана
наименьшее
№2
Найти минимальное значение произведения , где х и у удовлетворяют системе уравнений:
достигает минимума при .
Обязательно проверить, удовлетворяют ли данной системе х и у, входящие в произведение ху при .
по т., обратной т. Виета,
корни уравнения при
решили верно! или решить систему при .
№3
При каких значениях а система уравнений
имеет хотя бы одно решение.
Решение существует, если хотя бы один (больший) корень положителен
.
№4
Найти все решения системы
при которых выражение принимает наименьшее значение
Напишем уравнение прямой , проходящей через точку и перпендикулярной прямой
уравнение прямой .
Искомым решением является решение системы:
№5
Найти все а, при которых система имеет ровно два различных решения
т.к. имеет два различных решения, то вершина параболы находится на прямой между точками и
№6
Решить систему неравенств (метод проверки):
№7 (устно)
Решить систему:
№8
Найти а, при которых система имеет единственное решение: (симметричная система) т.к. система имеет единственное решение .
№9
Решить систему неравенств:
.
№10
Найти площадь фигуры:
.
№11
Решить систему уравнений (сведение к однородной):
.
№12
Найти все значения параметра а, при каждом из которых система имеет единственное решение: (свойство инвариантности).
Т.к. система содержит , то , (система имеет единственное решение)
единственное решение.
-
имеет несколько решений!
Ответ: .
№13
Найти все значения параметра а, при каждом из которых система имеет единственное решение
Система имеет единственное решение и содержит ,
1)
единственное решение.
2) т.е. система имеет несколько решенииЙ.
Ответ: .
№14.
Решить уравнение
Рассмотрим векторы: ,
Ответ: ,
.
V. Объяснение темы урока
Циклические системы
Системы вида называются циклическим. Часто в подобных системах функция обладает свойством монотонности. Если функция возрастает, то решения системы возможны только равенстве между собой всех переменных.
№1
Очевидно . Т.к. правая часть неотрицательна, то далее считаем, что , , .
.
Аналогично ,
Ответ: .
№2
Если нет решений. Если нет решений.
Ответ:
№3
Второй способ:
Перемножить уравнения и т.д.
№4
все функции возрастающие.
Пусть , , , .
.
Получим противоречие и т.д., , , , .
VI. Решение систем нестандартными методами
№15
№16
Найти все значения параметра а, при которых система имеет три различных решения
№17
Найти значения параметра а, при которых система имеет три различных решения.
Решим как квадратное относительно у
Прямая проходит через точку .
-
ось
-
-
Касательные, проходящие через к параболам и , две из них изображены на чертеже - это , . Значит и имеют одну общую точку имеет . .
Аналогично, и имеют одну общую точку .
Ответ: .
VII. Домашнее задание: решить оставшиеся задачи.