• Преподавателю
  • Математика
  • Использование инновационных технологий для активизации познавательной деятельности на уроках математики

Использование инновационных технологий для активизации познавательной деятельности на уроках математики

В процессе школьного обучения образование направлено на развитие разносторонней личности школьника, используя инновации, информационно-коммуникационных технологий. Применение интерактивных учебных пособий,  ЦОРов, ЭОРо способствует качественному образованию. Для активизации познавательной творческой деятельности обучающихся в процессе обучения математики необходимо использовать электронные образовательные ресурсы, интернет-ресурсы, онлайн-тесты, интерактивные доски.
Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА ТВОРЧЕСКОЙ ГРУППЫ УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ

Советского района Курской области


I. Общие сведения

Ф.И.О.

Учреждение, в котором работают учителя творческой группы


Должность с указанием преподаваемого предмета

Стаж работы в должности

Невзорова Марина Геннадьевна

МКОУ «Советская средняя общеобразовательная школа №2»


учитель математики


13 лет

Алтунина Надежда Алексеевна

МКОУ «Советская средняя общеобразовательная школа №1»

учитель математики

17 лет

Дмитриева Галина Ивановна

МКОУ «Грайворонская средняя общеобразовательная школа»

учитель математики

28 лет

Сапрунова Ольга Викторовна

МКОУ «Волжанская средняя общеобразовательная школа»

учитель математики

21лет

Постникова Ирина Валентиновна

МКОУ «Михайлоанненская средняя общеобразовательная школа»

учитель математики

26лет

II. Сущностные характеристики опыта

Тема инновационного педаго-гического опыта

Использование инновационных технологий для активизации познавательной деятельности на уроках математики

Источник изменений (проти-воречия, новые средства обу-чения, новые условия образо-вательной деятельности и др.)

В процессе школьного обучения образование направлено на развитие разносторонней личности школьника, используя инновации, информационно-коммуникационных технологий. Применение интерактивных учебных пособий, ЦОРов, ЭОРо способствует качественному образованию.

Идея изменений (в чем сущ-ность ИПО: в использовании образовательных, коммуника-ционно-информационных или других технологий, в изменении содержания образования, орга-низации учебного или воспита-тельного процесса и др.)

Для активизации познавательной творческой деятельности обучающихся в процессе обучения математики необходимо использовать электронные образовательные ресурсы, интернет-ресурсы, онлайн-тесты, интерактивные доски.

Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски)

Видеоуроки, презентации способны наглядно, доступно и интересно объяснить или обобщить материал урока. Интернет-ресурсы и применение ИКТ повышают качество преподавания предмета «Математика» Онлайн-тесты позволяют проверить знания обучающихся по теме урока, провести самоанализ своей деятельности обучающимися

Условия реализации измене-ний (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма)

Возможности повышать уровень компетентности педагога в использовании ИКТ.

Наличие в кабинетах учебно-материальной базы и программно-методических ресурсов (компьютеров, проекторов, интерактивных досок, Интернет) для подготовки и проведения уроков с использованием ИКТ.

Наличие авторских и государственных электронных пособий, адаптированных для применения на уроках.

Результат изменений

Повышение социальной активности обучающихся, изменение внутренней и внешней мотивации.

Повышение заинтересованности учащихся и качества обученности

Личное удовлетворение учителя, повышение педагогического мастерства в области применения инновационных технологий и программ.

III. Описание инновационного опыта учителя

Мы живем в мире инновационных технологий. Поэтому человек, умело и эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления принципиально иначе подходит к оценке возникшей проблемы, к организации своей деятельности. Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить современную школу.

Новые педагогические технологии требуют и нового профессионального качества. Умея работать с необходимыми в повседневной жизни вычислительными и информационными системами, базами данных и электронными таблицами, персональными компьютерами и информационными сетями, человек информационного общества приобретает не только новые инструменты деятельности, но и новое видение мира.

В связи с этим освоение ИКТ происходит в школе для того, чтобы выпускник быстрее мог определиться в жизни. А чтобы эффективно использовать компьютер, надо иметь практические навыки работы на нем, надо уметь владеть эффективными готовыми программами, позволяющими решать очень разные задачи.

Использование компьютера на уроках математики способствует активной деятельности учащихся.

Стремительное развитие информационных и коммуникативных технологий является одним из факторов, определяющий вектор развития мирового сообщества XXI века. Цивилизация неуклонно движется к построению информационного общества, где решающую роль играют информация и научные знания.

Информационные технологии подразделяются:
1. Универсальные - текстовый редактор, табличный процессор, компьютерные презентации.
2. Специальные - электронные учебники, энциклопедии, тренажеры.
3. Интернет - виртуальные лаборатории, дистанционное обучение, виртуальные экскурсии.

Одним из самых популярных программных средств, используемых на уроках с использованием информационных технологий, является программа компании Microsoft - Power Point

Программа Power Point проста в использовании. Ею может овладеть любой учитель - предметник независимо от того, какой предмет он преподает. Поскольку на сегодняшний день актуальной является проблема внедрения информационных технологий в процесс обучения, то автор думает, что это одна из программ, с которой учителю необходимо начать изучение компьютера. Компьютерные презентации - это самые современные технологии представления информации. Формы и место использования презентации (или даже отдельного ее слайда) на уроке зависят от содержания этого урока, от цели, которую ставит учитель на уроке. При изучении нового материала использование презентации позволяет иллюстрировать учебный материал разнообразными наглядными средствами, позволяет показать динамику развития какого-либо процесса. При проведении устных упражнений презентация дает возможность оперативно предъявлять задания, а при проверке самостоятельных или домашних работ обеспечивает визуальный контроль результатов. Учебная презентация может представлять собой конспект урока и состоять из основных составляющих традиционного урока: тема, план, ключевые понятия, домашнее задание. Это может быть слайд-шоу, в котором полностью отсутствует текст, и, наоборот, презентация может представлять только текст. Анимированные чертежи применяются, когда нужно сделать упор на различных графиках, схемах, чертежах. Заполнение таблицы целесообразно использовать при систематизации какого-либо учебного материала.

Компьютер является как помощником, так и контролером на стадии тренировочных упражнений.

Контроль знаний и умений учащихся является одним из важнейших элементов учебного процесса. Одной из форм проведения контроля знаний и умений является тестирование. Конечно, использовать для проверки уровня усвоения учебного материала только тесты, нецелесообразно. Однако эта форма имеет ряд преимуществ. Одно из них - экономия времени при проверке. Тестирование, проводимое с помощью компьютера, имеет ряд преимуществ над использованием тестов на бумажных носителях. Во-первых, полностью исчезает субъективность в оценке знаний учащихся: именно компьютер оценивает их знания. Во-вторых, при автоматизированном тестировании обработка результатов производится в считанные секунды (это делает компьютер), что позволяет ликвидировать пробелы в знаниях прямо на уроке (в случае текущего контроля). В-третьих, практически сразу выдается статистика - процент усвоения материала отдельным учеником или классом в целом, что может быть необходимо при итоговом контроле.

Огромное разнообразие ролей ИКТ в учебном процессе в своей основе является сочетанием трех главных функций: компьютер как орудие, компьютер как партнер, компьютер как источник формирования обстановки. Он помогает мне в значительной степени при проведении урока, делая отношения с учениками более человечными, дает возможность вносить в учебный процесс новые разнообразные формы и методы, что делает урок более интересным. Одним из главных этапов любого урока является объяснение нового материала. И учитель должен сделать его максимально наглядным и понятным учащимся.

В процессе преподавания математики электронные образовательные ресурсы применяем в таких формах:

1) мультимедийные сценарии уроков (презентации);

2) готовые учебные и демонстрационные программы;

3) проектная деятельность;

4) исследовательская деятельность;

5) внеурочная деятельность.

Процесс организации обучения школьников с использованием ИТ позволяет
• сделать этот процесс интересным, с одной стороны, за счет новизны и необычности такой формы работы для учащихся, а с другой, сделать его увлекательным и ярким, разнообразным по форме за счет использования мультимедийных возможностей современных компьютеров;
• эффективно решать проблему наглядности обучения, расширить возможности визуализации учебного материала, делая его более понятным и доступным для учащихся свободно осуществлять поиск необходимого школьникам учебного материала в удаленных базах данных благодаря использованию средств телекоммуникаций, что в дальнейшем будет способствовать формированию у учащихся потребности в поисковых действиях;
• индивидуализировать процесс обучения за счет наличия разноуровневых заданий, за счет погружения и усвоения учебного материала в индивидуальном темпе, самостоятельно, используя удобные способы восприятия информации, что вызывает у учащихся положительные эмоции и формирует положительные учебные мотивы;
• раскрепостить учеников при ответе на вопросы, т.к. компьютер позволяет фиксировать результаты (в т.ч. без выставления оценки), корректно реагирует на ошибки;
• самостоятельно анализировать и исправлять допущенные ошибки, корректировать свою деятельность благодаря наличию обратной связи, в результате чего совершенствуются навыки самоконтроля;
• осуществлять самостоятельную учебно-исследовательскую деятельность (моделирование, метод проектов, разработка презентаций, публикаций и т.д.), развивая тем самым у школьников творческую активность.

Важным результатом применения ИКТ считаем повышение интереса учащихся к предмету, расширение образовательного пространства, улучшение качества знаний, развитие умений и навыков, необходимых в современном мире.

Использование ИТ дает возможность для:
• повышения мотивации обучения;
• индивидуальной активности;
• направленность на личность школьника;
• формирование информационной компетенции;
• свобода творчества;
• интерактивность обучения.

Применение ИКТ дает возможность развития педагогического мастерства учителя, повышения квалификации. Важным считаем и то, что использование на уроках ИКТ повышает авторитет учителя.

.


IV. Информационные характеристики опыта

Характеристики инновационного опыта

Обучение

Воспитание

Дополнительное образование

1. Ценности и ценностные ориентации

Тесное сотрудничество учителя и ученика в процессе обучения математики.

Ориентация ученика на саморазвитие, самосознание, самоопределение, на выбор индивидуальной траектории обучения.

Активная жизненная позиция, умение находить выход в трудных ситуациях.

2. Цели и задачи

Способствовать процессу формирования математических знаний и творческих способностей учащихся на уроках и во внеурочное время.

Способствовать углублению знаний по предмету.

Способствовать формированию потребности в исследовательской работе.

3. Технологии, в том числе ИКТ

Использование ИКТ, элементов проблемного обучения, исследовательской деятельности учащихся, системы интегрированных уроков и т.д.

Развитие и использование творческого потенциала учащихся при проведении внеклассных мероприятий.

Использование дополнительных источников получения знаний.

4. Средства

Учебники, наглядные пособия, энциклопедические пособия и справочники, компьютеры, Интернет-ресурсы.

Средства педагогической поддержки личностной самореализации, профессионального самоопределе-ния учащихся, сценарии вечеров, праздников.

Использование ИКТ, видеофильмов.

5. Методы

Использование ИКТ, элементов проблемного обучения, исследовательской деятельности учащихся, системы интегрированных уроков и т.д.

Использование

практических работ, моделей, сделанных учащимися, применение изученного в реальных ситуациях.

Создание слайдов и других мультимедийных продуктов.

6.Организационные формы

Индивидуально-групповая форма обучения.

Организация факультативов, кружков. Проведение нестандартных уроков, семинаров, практикумов,

Проведение внеклассных мероприятий, предметной недели, участие в конкурсах разного уровня.

7.Информацион

ные ресурсы

Образовательные Интернет-ресурсы. Методическая литература, предметные журналы, курсы повышения квалификации.

Методическая литература по внеклассной работе, ресурсы Интернет

Методическая литература по внеклассной работе, ресурсы Интернет, опыт коллег.

8.Мотивационные ресурсы

Индивидуальные образовательные потребности учащихся и их родителей.

Возможности творческого роста и самосовершенствования,

Удовлетворение учителя от взаимодействия с родителями и учениками.

Успехи учеников.

9. Научно-методические ресурсы

Методическая литература, предметные журналы, ресурсы Интернет.

Методические рекомендации для изучения отдельных тем в помощь поступающим в ВУЗы

Методическая литература по внеклассной работе, ресурсы Интернет.

Опыт коллег.

10. Материально-технические ресурсы

Наглядные пособия по предмету, ТСО, компьютер, электронные учебники, тренажеры, копировальная техника.

Наличие дополнительной литературы для учащихся. Свободный доступ к Интернет-ресурсам.

ТСО, компьютеры, видео- и аудиоматериалы.

ИКТ, разного вида поощрения.

3

© 2010-2022