Статья Использование метода проектов

Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Использование метода проектов на уроках математики

В традиционной модели образования хорошим учеником считается послушный и исполнительный ученик, выполняющий все задания учителя без лишнего обсуждения и раздумывания, по инструкции и в срок. В таком режиме работать значительно проще и учителю и ученику.

Но условия современной жизни ставят перед образованием другие задачи и инициативность предпочтительнее, чем исполнительность. Эта черта личности сегодня скорее гарантирует успех в жизни, мобильность и готовность к решению проблем различного характера.

Исходным условием изменения способов моей работы стало то, что качество знаний по математике в классах, где я работаю, было у учащихся на низком уровне, и интерес к предмету почти отсутствовал. Это объясняется тем, что отсутствовала соответствующая мотивация, способствующая активному усвоению учащимися данного предмета. Наблюдая за школьниками, я заметила, что всё больше и больше детей проявляют свое нежелание обучаться в обычной школе, говорят о том, что им не интересно и скучно учиться. Неужели современные дети потеряли интерес к новому, необычному. Неужели они ничего не хотят знать? Конечно, нет! Если понаблюдать за ними на переменах, то увидим, с каким интересом они обсуждают возможности нового мобильного телефона или радуются еще за одного из своих одноклассников, которому родители подарили компьютер. Среди ребят увидим и тех, кому часто скучно на уроке, кто упорно отказывается заниматься учебным трудом. И неправда, что они используют телефоны и компьютеры только для игр и развлечений. Есть и такие, но в основном дети с жадностью осваивают все новые и новые возможности своего компьютера.

Мечтой большинства педагогических работников и моей как учителя является наиболее полное раскрытие возможностей и способностей каждого ученика, развитие его неповторимой индивидуальности. В этой связи я стараюсь преобразовать авторитарный процесс обучения в процесс сотрудничества учителя и ученика по самообразованию, саморазвитию каждого школьника.

Основные цели обучения, которые я решаю на уроках математики:

  • развитие мышления и способностей учащихся, развитие творческих умений;

  • усвоение учащимися знаний, умений и добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем, в результате эти знания, умения более прочные, чем при традиционном обучении;

  • воспитание активной, творческой личности; человека, умеющего видеть, ставить и разрешать нестандартные проблемы.

Для достижения этих целей я использую следующие методы:

  • использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрывать опыт учащихся;

  • создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса;

  • стимулирование учащихся к высказыванию, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить не правильный ответ и т.п.;

  • использование в ходе урока дидактического материала, позволяющего ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания;

  • оценка деятельности ученика не только по конечному результату (правильно - неправильно), но и по процессу его достижения;

  • поощрение стремления ученика находить свой способ работы (решения задач), анализировать способы работы других учеников в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные.

  • поощрение стремления ученика выйти за рамки школьной программы, участие в различных внеклассных мероприятиях и т.д.

Умение учащихся самостоятельно добывать знания и совершенствовать очень важно, потому что современному обществу, производству нужны работники и руководители, способные быстро и правильно решать постоянно возникающие конкретные задачи, вести диалог с коллегами и партнерами, самостоятельно принимать решения. Поэтому и я в своей практике стараюсь использовать технологии, отвечающие современным требованиям. Одной из таких технологий является "технология проектов". Суть и идея ее заключается в организации самостоятельной, поисковой, творческой деятельности учащихся.

В основу «технологии проектов» положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практической или теоретической значимой проблемы. Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Внутренний результат - опыт деятельности - становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.

Проектная деятельность учащихся дает наилучшие результаты в старших классах. Но подготовка к серьезной проектной деятельности начинается еще в 5-8 классах.

  • Пример проектной работы моих учеников:

«Виды уравнений и способы их решений», 9класс.

Задания для групп (в каждой группе 2-3 человека):

Задание для группы 1.

  1. Сбор информации по теме «Линейные уравнения, методы их решения» (использование материалов учебников алгебры 7-9, справочников, Интернета)

  2. Подбор15-30 уравнений по данной теме (вместе с решением).

  3. Оформление отчёта о проделанной работе: теория + практические задания («бумажный» вариант).

  4. Подготовка к защите проекта.

  5. Защита проекта (презентация).

Задание для группы 2.

  1. Сбор информации по теме «Квадратные уравнения и уравнения, приводимые к квадратным, методы их решения» (использование материалов учебников алгебры 7-9, справочников, Интернета)

  2. Подбор15-30 уравнений по данной теме (вместе с решением).

  3. Оформление отчёта о проделанной работе: теория + практические задания («бумажный» вариант).

  4. Подготовка к защите проекта.

  5. Защита проекта (презентация).

Задание для группы 3.

  1. Сбор информации по теме «Дробно-рациональные уравнения, методы их решения» (использование материалов учебников алгебры 7-9, справочников, Интернета)

  2. Подбор15-30 уравнений по данной теме (вместе с решением).

  3. Оформление отчёта о проделанной работе: теория + практические задания («бумажный» вариант).

  4. Подготовка к защите проекта.

  5. Защита проекта (презентация).

Задание для группы 4.

  1. Сбор информации по теме «Уравнения высших порядков, методы их решения» (использование материалов учебников алгебры 7-9, справочников, Интернета)

  2. Подбор15-30 уравнений по данной теме (вместе с решением).

  3. Оформление отчёта о проделанной работе: теория + практические задания («бумажный» вариант).

  4. Подготовка к защите проекта.

  5. Защита проекта (презентация).

Время на реализацию проекта две недели. Через две недели на уроках защита проектов, а затем оказание помощи одноклассникам, испытывающим затруднения по данному учебному материалу

Для учеников работа над учебными проектами или исследованиями - это возможность максимального раскрытия их творческого потенциала. Это деятельность, позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими учащимися в виде задачи, когда результат этой деятельности - найденный способ решения проблемы - носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

Начиная с проектной и исследовательской работы на уроках, элективных курсах мои ученики выходят на городской уровень. Так, например, среди моих учеников есть победители городской исследовательской конференции «Юность Северодвинска» и призёры областной научно-исследовательской конференции «Наука в руках молодых» с работами «Использование свойств замечательных точек треугольника в решении задач» и «Золотое сечение на примере современного Северодвинска».

Я считаю, что талантлив каждый ребенок. Талант и способности следует развивать и поддерживать. Конференции, олимпиады, конкурсы, проводимые как в школе, так и в рамках мероприятий города дают возможность проявить свои способности каждому ребенку. Кроме того существует огромное множество мероприятий в масштабах страны в которых при желании может участвовать любой ребёнок.

Например, на протяжении нескольких лет мои ученики участвуют и становятся призёрами Межрегиональной заочной математической олимпиады для школьников, которую проводит Всероссийская школа математики и физики «Авангард» совместно с газетой «Математика» и журналом «Квант». Ежегодно принимают участие и побеждают на уровне города в Международной математической игре «Кенгуру».

Я изложила основные принципы, в соответствии с которыми строится моя работа. Но главное: если учитель ставит своей целью развивать творческие возможности ребенка, он и сам должен работать творчески, постоянно повышая свой научно-методический уровень, совершенствуя формы и методы работы. Учитель должен быть личностью, интересной для учеников, тонким психологом, способным понять каждого ребенка.

В работе с детьми я руководствуюсь основным принципом: пусть ученик поверит в себя, и тогда он сможет освоить самый трудный материал и получить удовлетворение от своей маленькой победы.

Мои бывшие ученики, сейчас студенты, говорят, что работа над проектами в десятом классе упростила им жизнь в институте.

Готовить к реальной жизни, в нашем случае к продолжению образования.

Разве не это главная цель сегодняшнего среднего образования?

© 2010-2022