- Преподавателю
- Математика
- Рабочая программа по алгебре для 9 класса
Рабочая программа по алгебре для 9 класса
Раздел | Математика |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Харыбина Е.И. |
Дата | 08.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Алгебра» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897), Примерной программы по математике для основной школы, рекомендованной Министерством образования и науки РФ, на основе авторской программы по алгебре (Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк и др.), Программы воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования, а также планируемых результатов основного общего образования.
Рабочая программа по алгебре ориентирована на учащихся 9-ых классов. Уровень изучения предмета - базовый. Тематическое планирование рассчитано на 3 учебных часа в неделю, что составляет 102 учебных часа в год. Данное количество часов, содержание предмета полностью соответствуют варианту авторской программы по алгебре (Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк и др.), рекомендованной Министерством образования и науки РФ (Рабочая программа к учебнику Ю.Н. Макарычева, Н.Г., Миндюк, К.И. Нешкова, С.Б. Суворовой «Алгебра» 9 класс / составитель Т.А. Бурмистрова. - М.: Просвещение, 2008г.).
В системе предметов общеобразовательной школы курс алгебры представлен в предметной области «Математика и информатика». Назначение предмета «Алгебра» в основной школе состоит в том, чтобы обеспечить формирование функционально грамотной личности, владеющей системой математических знаний для решения практических жизненных задач.
Изучение алгебры в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- формирование представлений о математике как о методе познания действительности, позволяющем описывать и изучать реальные процессы и явления;
- развитие умений работать с учебным математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии и символики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;
- развитие представлений о числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел; овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений;
- овладение символьным языком алгебры, приёмами выполнения тождественных преобразований выражений, решения уравнений, систем уравнений, неравенств и систем неравенств; умения моделировать реальные ситуации на языке алгебры, исследовать построенные модели с использованием аппарата алгебры, интерпретировать полученный результат;
- овладение системой функциональных понятий, развитие умения использовать функционально-графические представления для решения различных математических задач, для описания и анализа реальных зависимостей;
- овладение простейшими способами представления и анализа статистических данных;
- формирование представлений о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, о простейших вероятностных моделях; развитие умений извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках, описывать и анализировать массивы числовых данных с помощью подходящих статистических характеристик, использовать понимание вероятностных свойств окружающих явлений при принятии решений;
- развитие умений применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, компьютера, пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчётах.
Для достижения поставленных целей в 9 классе необходимо решение следующих задач:
-осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, осуществлять подстановку одного выражения в другое; выражать из формул одну переменную через остальные;
- выполнять основные действия со степенями с целыми показателями, с многочленами и с алгебраическими дробями; выполнять разложение многочленов на множители; выполнять тождественные преобразования рациональных выражений;
-применять свойства арифметических квадратных корней для вычисления значений и преобразований числовых выражений, содержащих квадратные корни;
-решать линейные, квадратные уравнения и рациональные уравнения, сводящиеся к ним, системы двух линейных уравнений и несложные нелинейные системы;
- решать линейные и квадратные неравенства с одной переменной и их системы;
- решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи;
- изображать числа точками на координатной прямой;
- определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами; изображать множество решений линейного неравенства;
- распознавать арифметические и геометрические прогрессии; решать задачи с применением формулы общего члена и суммы нескольких первых членов;
- находить значения функции, заданной формулой, таблицей, графиком по ее аргументу; находить значение аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей;
-определять свойства функции по ее графику; применять графические представления при решении уравнений, систем, неравенств;
-описывать свойства изученных функций, строить их графики.
Для обучения алгебре в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1» выбрана содержательная линия УМК по алгебре для 9 класса
Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк, К.И.Нешков, С.Б.Суворова. Главные особенности учебно-методического комплекта (УМК) по алгебре состоят в том, что они обеспечивают преемственность курсов математики в начальной школе и в последующих классах основной и средней школы, а также в полной мере реализуют принципы деятельностного подхода, что полностью соответствует миссии и целям школы и образовательным запросам обучающихся.
Для выполнения всех видов обучающих работ по алгебре в 9 классе в УМК имеются учебник:
Макарычев Ю.Н. Алгебра 9 класс: Учебник/ Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк, К.И.Нешков, С.Б.Суворова.- М.: Просвещение, 2013.
Система контролирующих материалов, позволяющих оценить уровень и качество знаний, умений, навыков обучающихся на входном, текущем и итоговом этапах изучения предмета включает в себя сборники текстовых заданий:
1) Звавич Л.И. Алгебра, 9 класс: дидактические материалы / Л.И. Звавич, Л.В. Кузнецова, С.Б. Суворова. - М.: Просвещение, 2013.
Нижеуказанные пособия позволяют организовать методическое обеспечение учебного предмета «Алгебра» в 9 классе:
1) Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г., Суворова С.Б., Шлыкова И.С. Изучение алгебры в 7-9 классах: пособие для учителей. - М.: Просвещение, 2013.
Государственная итоговая аттестация в форме тестов.
Данная рабочая программа состоит из 3-х разделов:
1)пояснительная записка с определением целей и задач основного общего образования с учётом специфики предмета «Алгебра» (9 класс).
2)календарно-тематическое планирование1 с указанием основных видов учебной деятельности учащихся и описанием планируемых результатов по каждой теме;
3)описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
Планируемые результаты освоения программы
по алгебре к концу 9 класса
1.Квадратичная функция (22ч.)
Функции и их свойства. Квадратный трёхчлен. Квадратичная функция и её график. Степенная функция. Корень n-ой степени.
Обучаемый научится:
-находить значение функции в заданной точке;
-находить область определения и область значений функции;
-строить график квадратичной функции и перечислять её свойства;
-находить корни квадратного трёхчлена;
-выделять квадрат двучлена из квадратного трёхчлена;
-раскладывать квадратный трёхчлен на множители;
-находить значение корня n-ой степени.
-выполнять простейшие преобразования графиков функций.
Обучаемый получит возможность научиться:
• проводить исследования, связанные с изучением свойств функций, в том числе с использованием компьютера; на основе графиков изученных функций строить более сложные графики (кусочно-заданные, с «выколотыми» точками и т.д.);
• овладеть специальными приёмами для вычисления корней п-й степени; уверенно применять для решения разнообразных задач из математики, смежных предметов, практики.
• применять графические представления для исследования уравнений.
2.Уравнения и неравенства с одной переменной (14ч.)
Уравнение с одной переменной. Неравенства с одной переменной.
Обучаемый научится:
-определять степень уравнения;
-решать целые уравнения;
-решать биквадратные уравнения;
-решать дробные рациональные уравнения;
-решать неравенства второй степени с одной переменной.
Обучаемый получит возможность научиться:
• проводить исследования, связанные с изучением свойств уравнений, в том числе с использованием компьютера;
• овладеть специальными приёмами решения уравнений и систем уравнений; уверенно применять аппарат уравнений для решения разнообразных задач из математики, смежных предметов, практики;
• применять графические представления для исследования уравнений, систем уравнений
.
3.Уравнения и неравенства с двумя переменными (17ч.)
Уравнения с двумя переменными и их системы. Неравенства с двумя переменными и их системы.
Обучаемый научится:
-решать уравнения с двумя переменными и их системы;
- решать неравенства с двумя переменными и их системы.
Обучаемый получит возможность научиться:
• проводить исследования, связанные с изучением свойств уравнений, в том числе с использованием компьютера;
• овладеть специальными приёмами решения уравнений и систем уравнений; уверенно применять аппарат уравнений для решения разнообразных задач из математики, смежных предметов, практики;
• применять графические представления для исследования уравнений, систем уравнений;
• решать уравнения и неравенства с параметрами.
4.Арифметическая и геометрическая прогрессии (15ч.)
Арифметическая прогрессия. Геометрическая прогрессия.
Обучаемый научится:
-работать с формулами n-го члена и суммы первых n членов прогрессий;
-использовать индексное обозначение;
-определять номера отрицательных (положительных) членов арифметической прогрессии;
-применять формулы при решении задач.
Обучаемый получит возможность научиться:
• решать комбинированные задачи с применением формул п-го члена и суммы первых п членов арифметической и геометрической прогрессий, применяя при этом аппарат уравнений и неравенств;
• понимать арифметическую и геометрическую прогрессию как функции натурального аргумента ; связывать арифметическую прогрессию с линейным ростом, геометрическую- с экспоненциальным ростом
.
5. Элементы комбинаторики и теории вероятностей (13ч.)
Элементы комбинаторики. Начальные сведения из теории вероятностей.
Обучаемый научится:
-решать задачи, в которых требуется составить те или иные комбинации элементов и подсчитать их число;
-использовать комбинаторное правило умножения при выводе формул для подсчёта числа перестановок, размещений и сочетаний;
-определять о каком виде комбинаций идёт речь в задаче.
Обучаемый получит возможность:
• научиться некоторым специальным приёмам решения комбинаторных задач;
• приобрести опыт проведения случайных экспериментов, в том числе с помощью компьютерного моделирования, интерпретации их результатов.
6. Повторение (15ч.)
Календарно-тематическое планирование
учебного материала по алгебре
в 9 классе
Учебник:
«Алгебра 9 класс»,
авт. Ю.Н.Макарычев, Н. Г.Миндюк, К.И.Нешков, С.Б.Суворова .
Учебный план: 3 ч в неделю ; всего 102 часа.
Номер
урока
Пункт учебника
Наименование разделов и тем
План
Факт
Глава 1. Квадратичная функция (22ч.)
§1. Функции и их свойства (5ч.)
1
п.1
Функция. Область определения и область значений функции.
3
п.2
Свойства функций
02.09.- 05.09.
4
Свойства функций
07.09. - 12.09.
5
Свойства функций
07.09. - 12.09.
§2. Квадратный трёхчлен (5ч.)
6
п.3
Квадратный трёхчлен и его корни
07.09. - 12.09.
7
Квадратный трёхчлен и его корни
14.09.- 19.09.
8
п.4
Разложение квадратного трёхчлена на множители
14.09.- 19.09.
9
Разложение квадратного трёхчлена на множители
14.09.- 19.09.
10
Контрольная работа №1 по теме «Квадратный трёхчлен»
21.09.-26.09.
§3. Квадратичная функция и её график (8ч.)
11
п.5
Анализ контрольной работы.
Работа над ошибками.
Функция y = a, её график и свойства
21.09.-26.09.
12
Функция y = a, её график и свойства
21.09.-26.09.
13
п.6
Графики функций y = a+п и y = a
28.09.-03.10.
14
Графики функций y = a+п и y = a
28.09.-03.10.
15
Графики функций y = a+п и y = a
28.09.-03.10.
16
п.7
Построение графика квадратичной функции
05.10.-10.10.
17
Построение графика квадратичной функции
05.10.-10.10.
18
Построение графика квадратичной функции
05.10.-10.10.
§4. Степенная функция. Корень n-й степени (4ч.)
19
п.8
Функция у =
12.10.- 17.10
20
Корень п-й степени
12.10.- 17.10
21
п.9
Корень п-й степени
12.10.- 17.10
22
Контрольная работа №2 по теме «Квадратичная и степенная функции»
19.10.-24.10.
Глава 2. Уравнения и неравенства с одной переменной (14ч.)
§5. Уравнение с одной переменной (8ч.)
23
п.12
Анализ контрольной работы.
Работа над ошибками.
Целое уравнение и его корни
19.10.-24.10.
24
Целое уравнение и его корни
19.10.-24.10.
25
Целое уравнение и его корни
26.10.-30.10.
26
Целое уравнение и его корни
26.10.-30.10.
27
п.13
Дробные рациональные уравнения
26.10.-30.10.
28
Дробные рациональные уравнения
09.11-14.11.
29
Дробные рациональные уравнения
09.11-14.11.
30
Дробные рациональные уравнения
09.11-14.11.
§6. Неравенства с одной переменной (6ч.)
31
п.14
Решение неравенств второй степени с одной переменной
16.11.-21.11.
32
Решение неравенств второй степени с одной переменной
16.11.-21.11.
33
п.15
Решение неравенств методом интервалов
16.11.-21.11.
34
Решение неравенств методом интервалов
23.11.-28.11.
35
Решение неравенств методом интервалов
23.11.-28.11.
36
Контрольная работа №3 по теме «Уравнения и неравенства с одной переменной»
23.11.-28.11.
Глава 3. Уравнения и неравенства с двумя переменными (17ч.)
§7. Уравнения с двумя переменными и их системы (12ч.)
37
п.17
Анализ контрольной работы.
Работа над ошибками.
Уравнение с двумя переменными и его график
30.11.-05.12.
38
Уравнение с двумя переменными и его график
30.11.-05.12.
39
Уравнение с двумя переменными и его график
30.11.-05.12.
40
п.18
Графический способ решения систем уравнений
07.12.-12.12.
41
Графический способ решения систем уравнений
07.12.-12.12.
42
Графический способ решения систем уравнений
07.12.-12.12.
43
п.19
Решения систем уравнений второй степени
14.12.-19.12.
44
Решения систем уравнений второй степени
14.12.-19.12.
45
Решения систем уравнений второй степени
14.12.-19.12.
46
п.20
Решение задач с помощью систем уравнений второй степени
21.12-26.12
47
Решение задач с помощью систем уравнений второй степени
21.12-26.12
48
Решение задач с помощью систем уравнений второй степени
21.12-26.12
§8. Неравенства с двумя переменными и их системы (5ч.)
49
п.21
Неравенства с двумя переменными
11.01.-16.01.
50
Неравенства с двумя переменными
11.01.-16.01.
51
п.22
Системы неравенств с двумя переменными
11.01.-16.01.
52
Системы неравенств с двумя переменными
18.01.-23.01.
53
Контрольная работа №4 по теме «Уравнения и неравенства с двумя переменными»
18.01.-23.01.
Глава 4. Арифметическая и геометрическая прогрессии (15ч.)
§9. Арифметическая прогрессия (8ч.)
54
п.24
Анализ контрольной работы.
Работа над ошибками.
Последовательности
18.01.-23.01.
55
Последовательности
25.01.-30.01.
56
п.25
Определение арифметической прогрессии. Формула п-го члена арифметической прогрессии.
25.01.-30.01.
57
Определение арифметической прогрессии. Формула п-го члена арифметической прогрессии.
25.01.-30.01.
58
п.26
Формула суммы п первых членов арифметической прогрессии.
01.02.-06.02.
59
Формула суммы первых п членов арифметической прогрессии.
01.02.-06.02.
60
Формула суммы первых п членов арифметической прогрессии.
01.02.-06.02.
61
Контрольная работа №5 по теме «Арифметическая прогрессия»
08.02.-13.02.
§10. Геометрическая прогрессия (7ч.)
62
п.27
Анализ контрольной работы.
Работа над ошибками.
Определение геометрической прогрессии. Формула п-го члена геометрической прогрессии
08.02.-13.02.
63
Определение геометрической прогрессии. Формула п-го члена геометрической прогрессии
08.02.-13.02.
64
Определение геометрической прогрессии. Формула п-го члена геометрической прогрессии
15.02.-20.02.
65
п.28
Формула суммы первых п членов геометрической прогрессии.
15.02.-20.02.
66
Формула суммы первых п членов геометрической прогрессии.
15.02.-20.02.
67
Формула суммы первых п членов геометрической прогрессии.
22.02.-27.02.
68
Контрольная работа №6 по теме «Геометрическая прогрессия»
22.02.-27.02.
Глава 5. Элементы комбинаторики и теории вероятностей (13ч.)
§11. Элементы комбинаторики (9ч.)
69
п.30
Анализ контрольной работы.
Работа над ошибками.
Примеры комбинаторных задач
22.02.-27.02.
70
Примеры комбинаторных задач
29.02.-05.03.
71
Примеры комбинаторных задач
29.02.-05.03.
72
п.31
Перестановки
29.02.-05.03.
73
Перестановки
07.03.-12.03.
74
п.32
Размещения
07.03.-12.03.
75
Размещения
07.03.-12.03.
76
п.33
Сочетания
14.03.-19.03.
77
Сочетания
14.03.-19.03.
§12. Начальные сведения из теории вероятностей (4ч.)
78
п.34
Относительная частота случайного события
14.03.-19.03.
79
п.35
Вероятность равновозможных событий
30.03.-02.04
80
Вероятность равновозможных событий
30.03.-02.04
81
Контрольная работа №7 по теме «Элементы комбинаторики и теории вероятностей»
30.03.-02.04
Повторение (21ч.)
82
Анализ контрольной работы.
Работа над ошибками.
04.04.-09.04
83
Числовые выражения
04.04.-09.04
84
Выражения с переменными
04.04.-09.04
85
Линейные уравнения и их системы
11.04.-16.04.
86
Преобразование целых выражений
11.04.-16.04.
87
Преобразование дробных выражений
11.04.-16.04.
88
Степень и её свойства
18.04.-23.04.
89
Квадратные уравнения и их корни
18.04.-23.04.
90
Целые уравнения
18.04.-23.04.
91
Решение линейных и квадратных неравенств
25.04.-30.04
92
Решение линейных и квадратных неравенств
25.04.-30.04
93
Функции и их графики
25.04.-30.04
94
Функции и их графики
02.05.-07.05.
95
Решение текстовых задач
02.05.-07.05.
96
Решение текстовых задач
02.05.-07.05.
97
Арифметическая прогрессия
10.05.-14.05
98
Геометрическая прогрессия
10.05.-14.05
99
Решение задач, предлагавшихся на итоговой аттестации
10.05.-14.05
100
Решение задач, предлагавшихся на итоговой аттестации
16.05.-21.05.
101
Решение задач, предлагавшихся на итоговой аттестации
16.05.-21.05.
102
Итоговый урок
16.05.-21.05.
Учебно-методический комплект учителя
1. Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк, К.И.Нешков, С.Б.Суворова. Алгебра, 9 класс.
под редакцией С.А.Теляковского.
-М.: Просвещение, 2010 г.
2.Ершова А.П., Голобородько В.В., Ершова А.С.Самостоятельные и контрольные работы по алгебре и геометрии для 9 класса.-М.:Илекса,-2007г.
3.Алгебра. Дидактические материалы.9 класс/Ю.Н.Макарычев,н.Г.Миндюк,Л.Б.Крайнева.-15-е изд.-М.:Просвещение,2010
4.Алгебра: сб. для подгот. к гос. итоговой аттестации в 9 кл./Л.В.Кузнецова и др.-М.:Просвещение,2009.
5.Алгебра: элементы статистики и теории вероятностей : учеб. Пособие для учащихся 7-9 кл. общеобразоват. Учреждений/Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк;под ред С.А.Теляковского-М:Просвещение,2005
6.Решение задач по статистике, комбинаторике и теории вероятностей.7-9 классы./ав..-сост. В.Н.Студенецкая-Волгоград:Учитель,2006.
7.Математика.9-й класс. Подготовка к ГИА-2011:учебно-методическое пособие/под ред. Ф.Ф. Лысенко,С.Ю. Кулабухова.-Ростов-на-Дону:Легион.,2010.
8.ГИА 2012.Математика:сборник заданий:9 класс/В.В.Кочагин,М.Н.Кочагина.-М.:Эксмо,2011.-336 с.
9.Диагностические работы по математике(на сайте А. Ларина)
Учебно-методический комплект учащихся
1. Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк, К.И.Нешков, С.Б.Суворова. Алгебра, 9 класс.
под редакцией С.А.Теляковского.
-М.: Просвещение, 2010 г.(учебник)
2.Ершова А.П.,Голобородько В.В.,Ершова А.С.Самостоятельные и контрольные работы по алгебре и геометрии для 9 класса.-М.:Илекса,-2007г.
3.Алгебра.Дидактические материалы.9 класс/Ю.Н.Макарычев,н.Г.Миндюк,Л.Б.Крайнева.-15-е изд.-М.:Просвещение,2010
4.Алгебра:сб. для подгот. к гос. итоговой аттестации в 9 кл./Л.В.Кузнецова и др.-М.:Просвещение,2009.
5.Алгебра:элементы статистики и теории вероятностей : учеб. Пособие для учащихся 7-9 кл. общеобразоват. Учреждений/Ю.Н.Макарычев,Н.Г.Миндюк;под ред С.А.Теляковского-М:Просвещение,2005
6. ГИА 2012.Математика:сборник заданий:9 класс/В.В.Кочагин,М.Н.Кочагина.-М.:Эксмо,2011.-336 с.
1