Статья. Технология группового обучения на занятиях по математике

Раздел Математика
Класс 10 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ТЕХНОЛОГИЯ ГРУППОВОГО ОБУЧЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ МАТЕМАТИКИ

Соколова Дина Григорьевна. ГБПОУ Борский Губернский коллежд.

В процессе моей педагогической деятельности я столкнулась с проблемой такого характера: как максимально, с большей отдачей, использовать каждую минуту занятия; как реализовать проблему полной занятости каждого студента на занятии; какую методику избрать из многообразия методик, чтобы достичь наилучшего результата? Одной из распространённых форм организации познавательной деятельности является групповая работа, которую в течение нескольких лет я применяю на занятиях математики. Групповая технология позволяет обеспечить активность учебного процесса и способствует достижению высокого уровня усвоения содержания. В основу положены технологии В.К.Дьяченко, И.Б.Первина, С.Т.Танцорова по организационной структуре и уровням учебно-познавательной коллективной деятельности. Совместная учебная деятельность, осуществляемая в малых группах, играет решающую роль в достижении следующих целей: развитие мышления студентов в процессе совместного творческого поиска и решения учебных задач; создание дополнительной мотивации учения, возникающей в процессе личностно значимого сотрудничества, межличностных отношений, 44 сопровождаемых эмоциональным переживанием; формирование межличностных отношений, готовности к сотрудничеству, к пониманию других; овладение способами организации совместной деятельности; развитие самосознания студента, его самоопределения и самоорганизации в ситуациях взаимодействия; формирование активной позиции; приближение учебной деятельности студентов к будущей профессиональной (моделирование отношений и формирование умения разрешать возможные конфликты); создание психологически комфортных условий в процессе обучения, обеспечивающих большую лёгкость генерирования творческих идей, снятие напряжения, зачастую возникающего в процессе взаимодействия «преподаватель - студент»; развитие устной речи студента (в отличие от традиционного обучения, при котором, в среднем, студент говорит в течение дня не больше 7-8 минут). Процесс групповой работы по математике складывается из следующих элементов: 1. Подготовка к выполнению группового задания: а) постановка познавательной задачи, целеполагание, мотивация; б) инструктаж о ходе работы; в) раздача дидактического материала по группам. 2. Групповая работа: а) знакомство с материалом, планирование работы в группе; б) распределение заданий внутри группы (дифференцированные задания); в) индивидуальное выполнение задания; г) обсуждение индивидуальных результатов в группе; д) обсуждение общего задания группы. 3. Заключительная часть. а) сообщение результатов; б) оценка и самооценка выполненной работы; в) анализ, рефлексия; г) общий вывод о работе группы и о достижении поставленной цели. Студентами приняты каноны и табу групповой работы. Каноны: не зацикливание на оценке; доброжелательность; сотрудничество; умение слушать; осознание цели деятельности; адекватное оценивание друг друга; понимание взаимозависимости; взаимопомощь; работа на общий результат; благодарность за помощь друг другу. Табу: работа только на оценку; критика; отказ от работы; бесцельная болтовня; полное покрывательство; каждый сам за себя; отказ что- либо объяснять; обвинения, оскорбления. В групповой работе я использую три уровня учебно-познавательной деятельности: работа в статичных парах; групповая работа (на принципах дифференциации); межгрупповая работа (каждая группа имеет своё задание в общей цели). При правильном педагогическом руководстве и управлении эти формы позволяют реализовать основные условия коллективности: осознание общей цели, целесообразное распределение обязанностей, взаимную зависимость и контроль. Наиболее простая и доступная форма сотрудничества студентов - это работа в парах постоянного состава. Её можно использовать для проработки текста учебника; выполнения практических работ; тестовых заданий с обсуждением результатов и самопроверкой. Парная работа более эффективна, когда сотрудничают студенты разной успеваемости. Работа в группах по 4-6 человек: 1. Гомогенные группы (объединяются студенты примерно одного уровня знаний, способностей, умений, интереса к учению). Эти группы оправданы при дифференцированной работе, когда можно дать сильным студентам задание повышенной сложности. Такие группы могут работать над разными частями текста, лекции или задачи, затем представляют свои наработки другим группам. Группы решают разноуровневые экспериментальные или исследовательские задачи; выполняют задания, предложенные другими группами. 2. Гетерогенные группы (объединяются студенты с неодинаковым уровнем знаний, с различными способностями). Работа этих групп даёт определённый воспитательный эффект. При подборе студентов в группы учитываются межличностные отношения. Тем самым в таких группах быстрее достигается взаимопонимание, взаимная поддержка и ответственность. В ходе работы поощряется совместное обсуждение хода и результатов работы, обращение за советом друг к другу. Иногда организую работу в группе «студенты - преподаватель». Целью такой работы является организация помощи сильными студентами более слабым товарищам по группе. При этом работу организую комбинированно: те, кто отлично усвоил материал, на определённую часть занятия выполняют роль преподавателя, помогая ликвидировать пробелы в знаниях тех, кто по какой-либо причине имеет их, остальные работают индивидуально и коллективно, после чего организуется проверка выполнения работы группы «студенты - преподаватель». Стараюсь привлекать для этой работы исключительно хорошо подготовленных обучающихся, чтобы быть твёрдо уверенной в хорошем качестве такой помощи. Такая работа чрезвычайно полезна всем членам группы: «преподавателю» важно уметь объяснять качественно, понятно, владеть алгоритмами решения тех или иных задач, основами теории, необходимой для достижения цели и, в конечном итоге, научить. Тот же, кого обучают в данный момент, получает уникальную возможность понять непонятное, а может быть, и узнать новое. Работа в паре «студент - преподаватель» способствует развитию речи всех обучающихся, закреплению знаний и умений, утверждению в знаниях студента, оказывает благоприятное воздействие на формирование коллективизма и товарищества. Другой пример работы в гетерогенных группах. Заранее подготовленный преподавателем студент выполняет роль консультанта. Предлагается список заданий. Преподаватель даёт указание: провести консультацию по заданию №1. После того, как консультант объяснит способ решения данного задания, каждый студент решает аналогичное в тетради, проверяют в группе, исправляют ошибки. Затем по одному слабому обучающемуся из каждой группы решают одновременно аналогичные задания у доски. Спросить преподаватель может любого члена группы. Когда отработано задание данного вида, в таком же порядке проходит работа со следующими заданиями. При групповой форме работы обучающихся на занятии в значительной степени возрастает и индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней обучающемуся, как со стороны консультантов, так и с моей стороны. Это объясняется тем, что при фронтальной и индивидуальной форме занятия мне труднее помогать всем обучающимся. Пока я работаю с одним - двумя, остальные, нуждающиеся в помощи, вынуждены дожидаться своей очереди. Совсем другое положение таких обучающихся в группе. Наряду с моей помощью, ребята получают помощь и со стороны консультантов в своей группе. Причем, помогающий 46 обучающийся получает при этом не меньшую помощь, чем студент слабый, поскольку его знания актуализируются, конкретизируются, приобретают гибкость, закрепляются именно при объяснении своему одногруппнику. Сменяемость консультантов предупреждает опасность появления зазнайства у отдельных студентов. Работая в группах, студенты самостоятельно проводят опросы друг друга (например, формул, контрольных вопросов). Такой опрос ведется во всех группах одновременно. Беседа происходит вполголоса, чтобы не мешать друг другу. Во время группового опроса консультант в соответствии с перечнем вопросов спрашивает каждого члена своей группы. При этом ответы студента комментируют, дополняют и совместно оценивают все члены группы. Кроме высокой интенсивности группового опроса, позволяющего в течение занятия выявить знания всех без исключения обучающихся, эта форма организации коллективной деятельности способствует воспитанию у студентов чувства взаимной требовательности и ответственности за свою учёбу. Целесообразно проводить в группах и разнообразные формы устных работ. Тем самым за небольшой промежуток времени можно оценить работу 10-12 студентов, что при традиционной фронтальной работе невозможно. Провожу занятия практической работы (решение задач с профессиональной направленностью; выполнение компетентностно-ориентированных заданий). Такая работа оправдана именно в группах. На занятиях не обойтись и без репродуктивных методов обучения, служащих для формирования знаний, умений и навыков, но чаще стараюсь применять проблемно-поисковые методы, которые, с моей точки зрения, служат развитию самостоятельности мышления, исследовательских умений, творческих способностей студентов. Группам различных видов можно предлагать коллективные домашние задания: составление списка вопросов по повторяемому конспекту или для подготовки к зачёту; составление другим группам формул, определений с «окошками», задач, решённых с ошибками, кроссвордов; изготовление презентаций; выполнение совместных проектов. Групповая форма обучения предъявляет высокие требования к преподавателю, осуществляющему управление учебно-познавательной деятельностью студентов. Во время групповой работы преподаватель должен: контролировать ход работы в группах; отвечать на возникающие вопросы; хорошо владеть дисциплиной; регулировать споры, порядок работы; оказывать помощь отдельным студентам или группе в целом (в случае крайней необходимости); систематически заниматься отдельно с консультантами (проверять качество их знаний, давать советы). При использовании тех или иных технологий или их элементов важным является конечный результат, который и является, в сущности, критерием их эффективности. В ходе моего педагогического наблюдения, мнения преподавателей и родителей, могу сделать следующие выводы, что в результате групповой работы: меняется характер взаимоотношений между студентами (исчезает безразличие, агрессия, прибавляется теплота и человечность); возрастает сплоченность группы; в то же время растет самокритичность (студент, имевший опыт работы со сверстниками, более точно оценивает свои возможности, лучше себя контролирует); обучающиеся помогают в учебе своим товарищам, с большим уважением относятся к труду преподавателя; приобретаются навыки, необходимые для жизни в обществе (ответственность, такт, умение строить свое поведение с учетом позиций других людей).

© 2010-2022