Софизмы на уроках математики

Эффективное развитие математических способностей учащихся, формирование познавательного интереса и самостоятельности невозможно без использования в учебном процессе задач на сообразительность, задач-шуток, математических ребусов, софизмов. Рассмотрение на уроке математического софизма, для разгадки которого недостаточно известного учащимся материала, вызовет естественный интерес к новой теме, осознание необходимости ее изучения и соответствующий настрой к преодолению предстоящих на пути приобрет...
Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Софизмы на уроках математикиСофизмы на уроках математикиСофизмы на уроках математикиСофизмы на уроках математикиСофизмы на уроках математикиСофизмы на уроках математикиСофизмы на уроках математикиСофизмы на уроках математикиСофизмы на уроках математикиСофизмы на уроках математики

Софизмы

Это последовательность высказываний, содержащая скрытую ошибку, за счет чего удается сделать неправдоподобный вывод. Обычно в математических софизмах скрыто выполняются запрещенные действия или нарушаются условия применения правил или теорем. Задача заключается в том, чтобы найти ошибку в рассуждениях.

1. Докажем, что 5 = 4.

Пусть х = 1/3, тогда 3х = 1. представим 3х как 15х - 12х, и 1 - как 5 - 4, тогда вместо равенства 3х = 1 можно записать

15х - 12х = 5 - 4.

Решим это уравнение:

15х - 5 = 12х - 4, 5(3х - 1) = 4(3х - 1).

Разделим обе части равенства на (3х - 1) и получим 5 = 4. Где в рассуждениях допущена ошибка?

(Поделили на выражение 3х - 1 , которое при х = 1/3 равно нулю).

2. Рассмотрим очевидное равенство:

Софизмы на уроках математики.

Отсюда, извлекая квадратный корень, имеем:

Софизмы на уроках математики.

Прибавляя к обеим частям этого равенства по 5/2, получаем, что 2 = 3. Где ошибка?
(При извлечении корня квадратного из обеих частей надо воспользоваться равенством Софизмы на уроках математики).

3. Возьмем тождество 35 + 10 - 45 = 42 + 12 - 54. В каждой части этого тождества вынесем за скобки общий множитель:

5 (7 + 2 - 9) = 6 (7 + 2 - 9).

Теперь, разделив обе части полученного равенства на их общий множитель
(7 + 2 - 9), получим, что 5 = 6. Где ошибка?

(Поделили верное равенство на выражение (7 + 2 - 9), равное нулю. Деление на нуль не имеет смысла).

4. Напишем тождество 4 : 4 = 5 : 5.

Вынеся из каждой части тождества общие множители за скобки, получим:

4 Софизмы на уроках математики (1 : 1) = 5 Софизмы на уроках математики (1 : 1) или (2 Софизмы на уроках математики 2)Софизмы на уроках математики (1 : 1) = 5 Софизмы на уроках математики (1 : 1).

Так как 1 : 1 = 1, то 2 Софизмы на уроках математики 2 = 5. Где ошибка?

(Ошибка сделана при вынесении общих множителей 4 из левой части и 5 из правой части. 4 : 4 = 1 : 1, но 4 : 4 ≠ 4Софизмы на уроках математики (1 : 1)).

5. Напишем тождество 16 - 36 = 25 - 45. К обеим частям равенства прибавим 81/4:

Софизмы на уроках математики;

Софизмы на уроках математики;

Софизмы на уроках математики. Где ошибка?

(Ошибка заключается в том, что из истинного равенства Софизмы на уроках математикиследует равенство Софизмы на уроках математики , вместо истинного равенства
Софизмы на уроках математики).

6. Прибавим к обеим частям очевидного неравенства 7 > 5 число - 8, имеем:
7 - 8 > 5 - 8, то есть - 1 > - 3. Умножим теперь это неравенство на (- 4) и получим:
(- 1)Софизмы на уроках математики (-4) > (-3) Софизмы на уроках математики (-4), то есть 4 > 12. Где ошибка?

(При умножении обеих частей неравенства на отрицательное число (- 4) надо было знак неравенства изменить на противоположный).

7. Существует софизм: все числа равны между собой.

Пусть a и b - два числа. Обозначим выражение (a + b) через s. Тогда:
a = s - b

a - s = -b

Перемножим эти равенства:

a (a - s) = -b (s - b)

a2 - as = b2 - bs

Прибавим к обеим частям равенства Софизмы на уроках математики

a2 - as + Софизмы на уроках математики = b2 - bs + Софизмы на уроках математики,

(a - Софизмы на уроках математики)2 = (b - Софизмы на уроках математики)2

Откуда a - Софизмы на уроках математики = b - Софизмы на уроках математики, то есть a = b. Где ошибка?

(При извлечении корня квадратного из обеих частей надо воспользоваться равенством Софизмы на уроках математики).

8. Докажем, что любое число равно нулю.

Пусть a - любое фиксированное число. Рассмотрим уравнение:

3x2 - 3ax + a2 = 0

3x2 - 3ax = - a2

Умножая обе части его на - a, получим:

-3x2 a + 3a2x = a3

Прибавляя к обеим частям этого уравнения x3 - a3, получаем:

x3 - 3x2 a + 3a2x - a3 = x3

(x - a)3 = x3

Откуда следует:

x - a = x; a = 0. Где ошибка?

(При a ≠ 0 не существует числа х, удовлетворяющего уравнению 3x2 - 3ax + a2 = 0. Это следует из того, что дискриминант этого уравнения D = - 3a2 < 0 при a ≠ 0. Следовательно, нельзя прибавлять к обеим частям уравнения несуществующее число
x3 - a3.)

9. Рассмотри очевидное неравенство:

Софизмы на уроках математики

Логарифмируя по основанию 10 обе части этого неравенства, получим:

Софизмы на уроках математики

Сокращая обе части неравенства на Софизмы на уроках математики, имеем 2 > 4. Где ошибка?

(Число Софизмы на уроках математики - отрицательное, поэтому при сокращении на него знак неравенства надо было изменить на противоположный).

10. Докажем, что в равных треугольниках против равных сторон лежат неравные углы.

ОВозьмем произвольную прямую АВ и при точке А построим произвольный угол ВАС:

В

A

E

D

F

C

При точке В строим угол ABD, больший угла ВАС, и, откладывая отрезок BD, равный АС, соединим точки С и D. Разделим отрезки АВ и СD пополам точками Е и F, восстановим в этих точках перпендикуляры, пересекающиеся в точке О. Соединим затем точку О с точками А, В, С и D. Заметив, что АС = ВD (по построению), АО = ОВ, как наклонные, равноудаленные от основания перпендикуляра ОЕ, и аналогично ОС = ОD, находим, что три стороны треугольника АОС, соответственно равны трем сторонам треугольника ВО. Но так как ЕАО = ЕВО (из равенства треугольников АЕО и ВЕО), а DВЕ > САВ, то
DВЕ + ЕВО > САЕ + ЕАО.

Следовательно, DВО > САО, то есть против равных сторон ОС и ОD в равных треугольниках АОС и ВОD лежат неравные угла. Где ошибка?

(Точка О пересечения перпендикуляров построена неправильно. При правильном выполнении чертежа прямая ОD пересечет не отрезок АВ, а его продолжение за точку В, и DВО, безусловно, будет равен САО).



© 2010-2022