- Преподавателю
- Математика
- Софизмы на уроках математики
Софизмы на уроках математики
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Коптева Л.М. |
Дата | 01.02.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Софизмы
Это последовательность высказываний, содержащая скрытую ошибку, за счет чего удается сделать неправдоподобный вывод. Обычно в математических софизмах скрыто выполняются запрещенные действия или нарушаются условия применения правил или теорем. Задача заключается в том, чтобы найти ошибку в рассуждениях.
1. Докажем, что 5 = 4.
Пусть х = 1/3, тогда 3х = 1. представим 3х как 15х - 12х, и 1 - как 5 - 4, тогда вместо равенства 3х = 1 можно записать
15х - 12х = 5 - 4.
Решим это уравнение:
15х - 5 = 12х - 4, 5(3х - 1) = 4(3х - 1).
Разделим обе части равенства на (3х - 1) и получим 5 = 4. Где в рассуждениях допущена ошибка?
(Поделили на выражение 3х - 1 , которое при х = 1/3 равно нулю).
2. Рассмотрим очевидное равенство:
.
Отсюда, извлекая квадратный корень, имеем:
.
Прибавляя к обеим частям этого равенства по 5/2, получаем, что 2 = 3. Где ошибка?
(При извлечении корня квадратного из обеих частей надо воспользоваться равенством ).
3. Возьмем тождество 35 + 10 - 45 = 42 + 12 - 54. В каждой части этого тождества вынесем за скобки общий множитель:
5 (7 + 2 - 9) = 6 (7 + 2 - 9).
Теперь, разделив обе части полученного равенства на их общий множитель
(7 + 2 - 9), получим, что 5 = 6. Где ошибка?
(Поделили верное равенство на выражение (7 + 2 - 9), равное нулю. Деление на нуль не имеет смысла).
4. Напишем тождество 4 : 4 = 5 : 5.
Вынеся из каждой части тождества общие множители за скобки, получим:
4 (1 : 1) = 5 (1 : 1) или (2 2) (1 : 1) = 5 (1 : 1).
Так как 1 : 1 = 1, то 2 2 = 5. Где ошибка?
(Ошибка сделана при вынесении общих множителей 4 из левой части и 5 из правой части. 4 : 4 = 1 : 1, но 4 : 4 ≠ 4 (1 : 1)).
5. Напишем тождество 16 - 36 = 25 - 45. К обеим частям равенства прибавим 81/4:
;
;
. Где ошибка?
(Ошибка заключается в том, что из истинного равенства следует равенство , вместо истинного равенства
).
6. Прибавим к обеим частям очевидного неравенства 7 > 5 число - 8, имеем:
7 - 8 > 5 - 8, то есть - 1 > - 3. Умножим теперь это неравенство на (- 4) и получим:
(- 1) (-4) > (-3) (-4), то есть 4 > 12. Где ошибка?
(При умножении обеих частей неравенства на отрицательное число (- 4) надо было знак неравенства изменить на противоположный).
7. Существует софизм: все числа равны между собой.
Пусть a и b - два числа. Обозначим выражение (a + b) через s. Тогда:
a = s - b
a - s = -b
Перемножим эти равенства:
a (a - s) = -b (s - b)
a2 - as = b2 - bs
Прибавим к обеим частям равенства
a2 - as + = b2 - bs + ,
(a - )2 = (b - )2
Откуда a - = b - , то есть a = b. Где ошибка?
(При извлечении корня квадратного из обеих частей надо воспользоваться равенством ).
8. Докажем, что любое число равно нулю.
Пусть a - любое фиксированное число. Рассмотрим уравнение:
3x2 - 3ax + a2 = 0
3x2 - 3ax = - a2
Умножая обе части его на - a, получим:
-3x2 a + 3a2x = a3
Прибавляя к обеим частям этого уравнения x3 - a3, получаем:
x3 - 3x2 a + 3a2x - a3 = x3
(x - a)3 = x3
Откуда следует:
x - a = x; a = 0. Где ошибка?
(При a ≠ 0 не существует числа х, удовлетворяющего уравнению 3x2 - 3ax + a2 = 0. Это следует из того, что дискриминант этого уравнения D = - 3a2 < 0 при a ≠ 0. Следовательно, нельзя прибавлять к обеим частям уравнения несуществующее число
x3 - a3.)
9. Рассмотри очевидное неравенство:
Логарифмируя по основанию 10 обе части этого неравенства, получим:
Сокращая обе части неравенства на , имеем 2 > 4. Где ошибка?
(Число - отрицательное, поэтому при сокращении на него знак неравенства надо было изменить на противоположный).
10. Докажем, что в равных треугольниках против равных сторон лежат неравные углы.
ОВозьмем произвольную прямую АВ и при точке А построим произвольный угол ВАС:
В
A
E
D
F
C
При точке В строим угол ABD, больший угла ВАС, и, откладывая отрезок BD, равный АС, соединим точки С и D. Разделим отрезки АВ и СD пополам точками Е и F, восстановим в этих точках перпендикуляры, пересекающиеся в точке О. Соединим затем точку О с точками А, В, С и D. Заметив, что АС = ВD (по построению), АО = ОВ, как наклонные, равноудаленные от основания перпендикуляра ОЕ, и аналогично ОС = ОD, находим, что три стороны треугольника АОС, соответственно равны трем сторонам треугольника ВО. Но так как ЕАО = ЕВО (из равенства треугольников АЕО и ВЕО), а DВЕ > САВ, то
DВЕ + ЕВО > САЕ + ЕАО.
Следовательно, DВО > САО, то есть против равных сторон ОС и ОD в равных треугольниках АОС и ВОD лежат неравные угла. Где ошибка?
(Точка О пересечения перпендикуляров построена неправильно. При правильном выполнении чертежа прямая ОD пересечет не отрезок АВ, а его продолжение за точку В, и DВО, безусловно, будет равен САО).