Статья Организация преемственности в обучении учащихся с ОВЗ

Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Организация преемственности в обучении учащихся с ОВЗ.

Каждый ребенок имеет основное право на образование и должен иметь возможность получать и поддерживать приемлемый уровень знаний.

Саламанская декларация о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями (Саламанка, Испания, 7-10 июня 1994 г.):

Преемственность - это связь между предыдущими и последующими этапами образования с сохранением прошлого опыта. Создание системы непрерывного обучения для детей с ОВЗ - задача важная, так как обусловлена особенностью психических нарушений обучающихся.

Основные принципы, положенные в основу построения преемственности в обучении детей с ОВЗ:

-принцип интеграции содержания дошкольного образования в начальное и начального в среднее образование;

-принцип гуманизации, означающий личностно - ориентированный подход к детям с ОВЗ;

-принцип системности, означающий непрерывность по реализации учебных программ;

-принцип учета индивидуальных особенностей учащихся с ОВЗ;

-принцип преемственности дошкольной ступени образования, начальной школы и средней школы, позволяющий безболезненно переходить от одной возрастной ступени к другой.

Преемственность в системе коррекционных учреждений.

Преемственность с точки зрения ДО-это ориентация на требования школы: формирование знаний, умений и навыков, которые необходимы для дальнейшего обучения в школе. В дошкольных коррекционных учреждениях- это еще и коррекция недостатков психических процессов развития и физических недостатков воспитанников.

Важным итогом психического развития в период дошкольного детства является готовность к школьному обучению. Подготовка дошкольника к школе - комплексная задача. В коллективе ДКОУ работают квалифицированные специалисты: педагоги, психологи, логопеды, обеспечивающие базисное развитие способностей ребенка с ОВЗ, и все равно поступление дошкольника с ОВЗ в школу является большим стрессом для ребенка. Начальная школа, используя опыт детского сада способствует дальнейшему его обучению и воспитанию. Школа - преемник дошкольной ступени, не строит свою работу с нуля, а подхватывает умение дошкольника, организуя его обучение и воспитание.

Цель преемственности КОУ:

-объединение усилий педагогического коллектива для снижения дезадаптации у школьников с ОВЗ;

-повышение их эмоционального благополучия;

-сохранения здоровья;

- дальнейшая коррекция недостатков развития.

Преемственность в коррекционном образовательном учреждении ( КОУ) Решает следующие задачи:

-осуществление выполнения непрерывности образовательных программ. (Для учащихся с ОВЗ 8 вида существует «сквозная программа» для младшего, среднего и старшего возраста под редакцией Воронковой).;

- формирования структуры учебного процесса в условиях непрерывного образования;

- осуществление единых требований к структуре урока;

- организации преемственности между педагогами-предметниками КОУ;

- организации работы с родителями.

Обучение детей в начальной школе проводится, как правило, в основном одним учителем, в хорошо оборудованном кабинете. Обучающиеся с ОВЗ характеризуется стойкими нарушениями и недоразвитием психических процессов. У них недостаточно сформирована способность оценки своих возможностей, завышена самооценка, у многих детей есть физические недостатки. В начальной школе созданы все условия для успешного развития обучающихся (медицинское сопровождение, занятия с логопедами и психологами, посещение развивающих кружков и секций) - это способствует корректировки умственных и физических нарушений.

Переход учащихся из начального в среднее звено школы является одной из наиболее сложных педагогических проблем, а период адаптации в пятом классе - одним из труднейших периодов школьного обучения. Не следует забывать, что пятиклассники - это уже не младшие школьники, а младшие подростки, и подходы к их обучению нужно строить с учетом этого возрастного периода.

Для осуществления преемственности- начальная школа - средняя школа предполагаются следующие мероприятия:

-входная диагностика;

-ознакомление родителей с особенностями адаптационного периода в пятом классе;

-выявление психологических проблем класса;

-изучение индивидуальных особенностей учащихся.

Что делается учителем-предметником, для того чтобы смягчить переход учащихся с ОВЗ в среднюю школу? Подготовка учителя-предметника к приему детей должна начинаться со знакомства с учителем начальной школы. На протяжении всего учебного года изучаются психологические возможности детей 4 класса. Кроме этого осуществляются знакомства с личными делами, совместно с учителем начальной школы составляется психолого-педагогические характеристики на каждого ученика, разрабатывается программа на адаптационный период, с учетом индивидуального подхода к каждому ребенку. Желательно периодически посещать уроки в 4 классе, составить единый орфографический режим в оформлении письменных работ.

В 5 классе проводится родительское собрание «Адаптация обучающихся в средней школе». Традиционно проводится осенний педсовет по вопросам преемственности.

Очень важным представляется взаимное сотрудничество среди педагогов-предметников, работающих классах 8 вида, и оказание им помощи в вопросах понимания особенностей психических процессов детей с ОВЗ. Коррекция деятельности педагогов среднего звена должна быть направлена на создание комфортных условий обучения учащихся с ОВЗ.

В конце учебного года проводится родительское собрание с участием педагогов, работающих в 5 классе для подведения итогов по преемственности, определения трудностей и путей и их решения.

Сегодня понятие преемственности практикуется широко - как непрерывный процесс воспитания и обучения ребенка, имеющие общие и специфические цели для каждого возрастного периода. Преемственность же в работе педагогов является одним из факторов повышения эффективности работы с детьми, имеющими проблемы в развитии.

Литература

  1. «Концепция образования детей с ОВЗ в образовательном пространстве Санкт - Петербурга» от 05.05.2012г.

  2. Перова М.Н. «Преподавание математики в коррекционной школе», Москва, « Просвещение», 2013г.

  3. Письмо МО и науки РФ от 18.04.2008 г. «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми инвалидами».

5


© 2010-2022