Рабочая программа Математика в экономике (6 класс)

Раздел Математика
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


6 класс


Математика в экономике




Автор:Алпатова Г.М.

















Пояснительная записка

Рабочая программа по курсу «Математика в экономике» для 6 класса составлена на основе : «Рабочие программы основного общего образования по математике для 5-6 классов», Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования, основной образовательной программы среднего общего образования ГБОУ гимназии №1565( подразделение №1098), и на основании сведения о программе непрерывного социально-экономического образования и воспитания учащихся1-8 классов общеобразовательных школ (РАО, под ред. И.А. Сасовой. Автор программы Н.В. Новожилова.) Сборник программно-методических материалов по экономике для общеобразовательных учреждений./Сост.Б.И. Мишин,Л.Н.Поташева.-М.:Вита-Пресс,2008.240с. /

Знакомство с элементами математической экономики целесообразно начать с изучения экономики семьи, так как их социальный опыт настолько мал, что объяснить механизм рыночной экономики на другой основе не представляется возможным. Кроме того, семья представляет собой общество в миниатюре, т. е. она экономически развивается по тем же законам, что и общество в целом. Семья - самое ближайшее социальное окружение ребенка. Она позволяет включить школьника в реальные, а не имитационные социально-экономические отношения.

Учебная программа « Математика в экономике» призвана познакомить учащихся с экономической жизнью семьи, формированием ее бюджета, правилами ведения семейного хозяйства, «домашней бухгалтерией» и др.

Содержание курса определяет своеобразие его методики. Значительная часть учебного времени отводится вычислениям, решению математических задач с экономическим содержанием, деловым играм, тренингам, практическим и исследовательским работам, семейным домашним заданиям, знакомству с рыночными структурами, окружающими семью.

Сегодня Россия интегрируется в мировую экономическую систему, и в начале третьего тысячелетия жизнь требует изучения основных законов экономики уже в школе и как можно раньше. Развитие информационного общества, научно-технические преобразования, рыночные отношения требуют от каждого человека высокого уровня профессиональных и деловых качеств, предприимчивости, способности ориентироваться в сложных ситуациях, быстро и безошибочно принимать решения. Экономическая образованность и экономическое мышление формируются не только при изучении курса экономики, но и на основе всего комплекса предметов, изучаемых в школе, математике здесь принадлежит особая роль. Это объясняется тем, что многие экономические проблемы поддаются анализу с помощью того математического аппарата. Взаимодействие математики и экономики приносит обоюдную пользу: математика получает широчайшее поле для многообразных приложений, а экономика - могучий инструмент для получения новых знаний.

Изучение математики, а также применение современных экономико-математических методов в экономике способствует повышению уровня образования будущего специалиста, служит основой для успешного овладения специальными экономическими знаниями, дает возможность расширить кругозор, повысить уровень мышления и общую культуру.

Таким образом, математические методы, базирующиеся на современных достижениях в области экономической теории, математике и ИКТ технологий, обогащают экономическую науку и способствуют ее переходу на новую, более высокую ступень, на стадию точного количественного анализа. Все это доказывает необходимость преподавания курса «Математика в экономике».

Курс "Математика в экономике" предназначен для учащихся 6 класса и рассчитан на 34 часа, 1 час в неделю. Элементы экономических понятий рассматриваются в курсе с точки зрения математики на примерах.

Содержание курса не дублирует школьный курс экономики и является "мостом" к его осознанному изучению. Оно нацелено на выработку общих учебных умений и навыков по решению экономических задач с использованием математического аппарата, а также на формирование обобщенных способов познавательной, коммуникативной и творческой деятельности.

Усиление научного содержания данного курса требует также систематического использования исследовательского метода в обучении, что способствует формированию у учащихся целого ряда качеств исследователя (целеустремленность, самостоятельность, дисциплинированность, ответственность, активность и др.), которые затем пригодятся в любом виде деятельности.

Цель данного курса:

  • формирование представлений о математике как универсальном языке;

  • развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры;

  • овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни и для изучения школьных естественных дисциплин на базовом уровне;

  • воспитание средствами математики культуры личности;

  • понимание значимости математики для научно-технического прогресса;

  • отношение к математике как к части общечеловеческой культуры через знакомство с историей её развития.

  • основные содержательные линии курса математики 6 класса интегрировать с элементами экономических знаний .

Задачи курса:

  1. познакомить учащихся с новой терминологией, встречающейся при изучении курса, помочь понять ее и правильно использовать;

  2. научить учащихся применять математический аппарат при решении экономических задач;

  3. школьники должны овладеть конкретными экономическими знаниями, необходимыми для изучения других школьных предметов, для применения в практической деятельности, для выбора будущей профессии и продолжения образования;

  4. привить навыки работы в группах, умение выступать, вести переговоры, отстаивать свои интересы;

  5. повысить интерес к математике за счет насыщения математических моделей экономическим содержанием.

В результате изучения данного элективного курса учащиеся должны

знать:

  • основные категории экономики: товар, деньги, прибыль, финансы и т.д.

  • экономические тенденции, происходящие в нашей стране и во всем мире;

  • методы решения задач ;

уметь:

  1. правильно применять основные категории, понятия, формулы;

  2. читать информацию из таблиц и графиков, анализировать полученные данные;

  3. решать основные задачи на вычисление прибыли, себестоимости, рентабельности, простых процентов и др.;

  4. моделировать математическую модель экономической ситуации .

Содержание учебного курса «Математика в экономике»

для 6 класса

Глава 1. Семейное хозяйство

Математика и экономика в жизни человека. Доходы и расходы семьи. Вычисления на каждый день. Деньги. Семейный бюджет. Семейный бюджет и коммунальные платежи .Математическая модель задачи с экономическим содержанием. Потребительская корзина.

Глава 2. Математическая статистика

Таблица. Диаграмма. Стандартные системы мер. Метрическая система мер. Среднее арифметическое. Решение задач по теме: «Движение». Решение задач по теме: «Работа».

Глава 3. Как работает рынок

Экономические возможности семейного хозяйства. Экономические связи семьи. Покупатель и продавец

Реклама и упаковка.

Секреты выбора товаров.

Реклама экономических терминов.

Глава 4. Экономические расчеты

Алгоритм.

Алгоритмы вычисления.

Таблица распределения дел. Пропорциональность величин.

Пропорции. Решение задач с помощью пропорций. Совершаем выгодные покупки. Уравнения. Решение задач с помощью уравнений.. Заработная плата.

Прожиточный минимум. Геометрические модели математики и экономические расчёты. Ремонт.

Глава 5. Математика в экономике

Основные типы задач на проценты. Простые и сложные проценты. Банки.

Кредиты. Процентные вычисления в жизненных ситуациях: «скидка», «распродажа», «бюджет», «тарифы», «пеня». Построение и чтение графиков.



Тематика контрольных работ курса «Математика в экономике»

для 6 класса

Контрольная работа №1: «Семейное хозяйство»

Контрольная работа №2: «Математическая статистика. Экономика рынка» Контрольная работа №3: «Экономические расчеты»

Контрольная работа №4 : «Математика в экономике»

Организация учебного процесса

Отработка и закрепление знаний, умений и навыков достигается путем решения достаточного количества упражнений, соответствующих возрасту и уровню знаний учащихся.

Формирование навыков происходит через развитие умственной деятельности. Учащиеся разбирают, анализируют ситуации уже экономического характера; учатся замечать главное, выявлять общее и делать соответствующие выводы; учатся нестандартно мыслить, а также применять известные приемы в повседневной жизни; учатся самостоятельной познавательной деятельности.

Изучение каждой темы начинается с установочных занятий, где выделяется главное, затем определяются те задачи, с помощью которых отрабатываются необходимые знания, умения, навыки и, те, которые развивают учащихся, а также их интерес к изучаемому предмету.

При усвоении материала уделяется внимание развитию речи - это защита своей точки зрения по поводу конкретной экономической ситуации с применением изученных правил, фактов; объяснение своих действий; предложение вариативности решений; постановка чётких вопросов, выступление перед публикой.

В курсе следует руководствоваться принципами развивающего обучения:

- направленность обучения на развитие личности учащегося;

- субъектная позиция ученика в познавательной деятельности;

- стимулирование ученика к самостоятельной деятельности;

- развитие адекватной самооценки;

- обеспечение мотивированности, осознанности;

- деятельный подход;

- ориентация на сотрудничество;

- поэтапность формирования знаний, умений;

- использование жизненного опыта учащихся;

- ориентация на посильность,

- научность знаний;

- комфортность участников образовательного процесса.


Тематическое планирование учебного курса «Математика в экономике»

для 6 класса

(1час в неделю, всего 34часа за год)

№ урока

Содержание учебного материала

Примерные сроки изучения

Примечание

Глава 1.Семейное хозяйство

1четверть

1

Математика и экономика в жизни человека. Доходы и расходы семьи

2-3

Вычисления на каждый день.

Деньги.Семейный бюджет

4

Семейный бюджет и коммунальные платежи

5

Математическая модель задачи с экономическим содержанием.

6

Математическая модель задачи с экономическим содержанием. Потребительская корзина

7

Контрольная работа №1: «Семейное хозяйство»

Глава 2. Математическая статистика

8

Чтение информации в таблицах Чтение информации в диаграммах. Решение задач по теме: «Движение».

9

Решение задач по теме: «Работа».

2четверть

10

Стандартные системы мер.

Метрическая система мер

11

Среднее арифметическое

Глава 3. Как работает рынок

12

Экономические возможности семейного хозяйства

13

Экономические связи семьи

14

Покупатель и продавец

Реклама и упаковка.

Секреты выбора товаров.

Реклама экономических терминов.

Экономическая анаграмма.

Экономический ребус.

15

Контрольная работа №2: «Математическая статистика. Экономика рынка»

Глава 4.. Экономические расчеты

16

Алгоритм.

Алгоритмы вычисления.

Таблица распределения дел

17

Пропорциональность величин.

Пропорции.

3четверть

18-19

Пропорциональность величин.

Пропорции.

Решение задач с помощью пропорций.

20

Совершаем выгодные покупки

21

Уравнения. Решение задач с помощью уравнений.

22

Уравнения. Решение задач с помощью пропорций

23

Заработная плата.

Прожиточный минимум.

24

Геометрические модели математики и экономические расчёты. Ремонт

25

Контрольная работа №3: «Экономические расчеты»

Глава 5. Математика в экономике

26

Основные типы задач на проценты

27

Простые и сложные проценты

4четверть

28-29

Банки.

Простые и сложные проценты.

Кредиты.

30

Процентные вычисления в жизненных ситуациях: «скидка», «распродажа», «бюджет», «тарифы», «пеня»

31

Построение и чтение графиков.

32

Подготовка к контрольной работе №4: «Математика в экономике»

33

Контрольная работа №4 : «Математика в экономике»

34

Итоговый урок по курсу «Математика в экономике»




Литература и пособия


  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.

  2. Примерные программы основного общего образования. Математика. - (Стандарты второго поколения). - 3-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2011.

  3. Формирование универсальных учебных действий в основной школе. Система заданий / А. Г. Асмолов, О. А. Карабанова. - М.: Просвещение, 2010.

  4. Математика: Учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений/ Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов, А. С. Чесноков, С. И. Шварцбурд. - М.: Мнемозина, 2005-2013.

  5. Математика: Учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений/ Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов, А. С. Чесноков, С. И. Шварцбурд. - М.: Мнемозина, 2005-2013.

  6. Чесноков А. С., Нешков К. И. Дидактические материалы по математике для 5 класса. - М.: 1990-2013.

  7. Чесноков А. С., Нешков К. И, Дидактические материалы по математике для 6 класса. - М.: 1991-2013.

  8. Жохов В. И. Обучение математике в 5 и 6 классах. - М.: 2013.

  9. Жохов В. И. и др. Математический тpенажеp. 3-4 классы. - М.: , 2003-2013.

  10. Жохов В. И. и др. Математический тpенажеp. 5 класс. - М.: , 2000-2013.

  11. Жохов В. И. и др. Математический тpенажеp. 6 класс. - М.: , 2001-2013.

  12. Жохов В. И. и дp. Математические диктанты. 4 класс. - М.: 2003-2013.

  13. Жохов В. И. и дp. Математические диктанты. 5 класс. - М.: 2002-2013.

  14. Жохов В. И. Математические диктанты. 6 класс. - М.: 2003-2013.

  15. Депман И. Я., Виленкин Н. Я. За страницами учебника математики: Книга для учащихся 5-6 классов. - М.: 1989-2006.

  16. Жохов В. И., Кpайнева Л. Б. Контрольные работы по математике. 5 класс. - М.: 2010.

  17. Жохов В. И., Кpайнева Л. Б. Контрольные работы по математике. 6 класс. - М.: 2010.

  18. Кpайнева Л. Б. Таблицы по математике для 5 класса.

  19. Таблицы по математике для 6 класса.

  20. (Наборы настенных демонстрационных рабочих и справочных таблиц.) - М.: 2005.

  21. Учебное интерактивное пособие к учебнику Н.Я. Виленкина, В.И. Жохова, А.С. Чеснокова, С.И. Шварцбурда «Математика» 5 кл. М. Мнемозина, 2008.

  22. Учебное интерактивное пособие к учебнику Н.Я. Виленкина, В.И. Жохова, А.С. Чеснокова, С.И. Шварцбурда «Математика» 6 кл. М. Мнемозина, 2008.

  23. Прокопенко Н.И. Задачи на смеси и сплавы. - М.: Чистые пруды, 2010.

  24. Бадьева Э.А и др. Домашняя экономика. - С.: Средне-Уральское книжное издательство, 1991.

  25. Абчук В.А. Экономико-математические методы. - СПб.: Союз, 1999.

  26. Башарин Г.П. Элементы финансовой математики: приложение к газете «Первое сентября», математика № 27 1995г, № 16 1996г.

  27. Барабанов О.О. Задачи на проценты как проблема нормы словоупотребления. //Математика в школе. - № 5, 2003.

  28. Шведова И.Ф. Экономическая азбука. - М.: East-West, 1992.

  29. Иванова С.И. Основы экономической теории в 2-х частях. - М.: Вита, 2008.

  30. Кондратьев Д.Л. Твоя коллекция монет. - М.: Детская литература, 2004.

  31. Кэрролл Л. Логическая игра. - М.: Наука, 1991.

  32. Шарыгин И.Ф. 2200 задач по геометрии. - М.: дрофа, 1999.

  33. Башарин Г.П. "Начало финансовой математики" (гл. 1, 2, 6). - М.: ИНФРА, 1997г.

  34. Кузнецова, Л.В. Сборник заданий для проведения письменного экзамена по алгебре за курс основной школы. 9 кл. / Л.В Кузнецова, Е.А. Бунимович, Б.П. Пигарев, С.Б. Суворова − М.: Дрофа, 2007.

  35. Лысенко, Ф.Ф. Алгебра 9 класс. Подготовка к итоговой аттестации - 2008 / Ф.Ф. Лысенко. − Ростов-на-Дону: Легион, 2008.

  36. Лысенко Ф.Ф. Математика. ЕГЭ−2008. Вступительные испытания / Ф.Ф. Лысенко. − Ростов-на-Дону: Легион, 2008.

  37. Курсы по выбору на этапе предпрофильной подготовки. Математика. Физика. Информатика. /Под ред. Е.А.Семенко. - Краснодар: «Просвещение-Юг», 2004.

  38. И.В. Липсиц. Экономика. Москва. Вита-пресс. 2001.

  39. Ю.Ф.Фоминых. Прикладные задачи по алгебре для 7-9 классов. Москва. "Просвещение". 1999.

  40. Н.А. Кудрюмова. Нестандартные уроки математики (библиотека журнала "математика в школе", вып. 26). Москва. "Школьная Пресса". 2004.

  41. Б. Вахновецкий. Тренажёр по математике для 4-6 классов (сборник 3). Проценты. Москва. Издательский дом "Новый учебник" 2003.

  42. А.В. Шевкин. "Обучение решению текстовых задач в 5-6 классах". Москва. "Русское слово". 2002.

  43. Е.А. Бунимович, В.А. Булычев. "Основы статистики и вероятность". Москва. "Дрофа". 2004.

  44. Сборник программно- методических материалов по экономике и праву для общеобразовательных учреждений. М.:Вита-пресс, 2013.

  45. Новожилова Н.В. Экономика: моя семья. Учебное пособие, 5 класс. Вита-пресс, 2011

  46. Сасова И.А.,Новожилова Н.В., Землянская Е.Н., Экономика. Моя семья.5 класс:

    1. Метод. пособие / Под ред. И.А. Сасовой. - М.:ВИТА-ПРЕСС,2010

10


© 2010-2022