- Преподавателю
- Математика
- Рабочая программа по геометрии 11 класс
Рабочая программа по геометрии 11 класс
Раздел | Математика |
Класс | 11 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Потапова Н.Н. |
Дата | 17.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена с учётом примерной программы общеобразовательных учреждений Геометрия 10-11 классы.
Составитель: Т.А. Бурмистрова, Москва «Просвещение» 2009г.
Реализация рабочей программы рассчитана на 50 часов (2 час в неделю в первом полугодии, 1 час в неделю во втором полугодии), предусмотрено 4 контрольных работы.
Осуществление представленной рабочей программы предполагает использование учебника Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф. «Геометрия» 10-11кл., «Просвещение», 2007г.
Рабочая программа составлена на основе: федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (профильный уровень) по математике утвержденного приказом Минобразования РФ от 5.03. 2004 г.
Изучение математики в старшей школе направлено на достижение следующих целей:
-
формирование представлений об идеях и методах математики; о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов;
-
овладение устным и письменным математическим языком, математическими знаниями и умениями, необходимыми для изучения школьных естественнонаучных дисциплин, для продолжения образования и освоения избранной специальности на современном уровне;
-
развитие логического мышления, алгоритмической культуры, пространственного воображения, развитие математического мышления и интуиции, творческих способностей на уровне, необходимом для продолжения образования и для самостоятельной деятельности в области математики и ее приложений в будущей профессиональной деятельности;
-
воспитание средствами математики культуры личности: знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей, понимание значимости математики для общественного прогресса.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
В ходе изучения математики в курсе старшей школы учащиеся продолжают овладение разнообразными способами деятельности, приобретают и совершенствуют опыт:
проведения доказательных рассуждений, логического обоснования выводов, использования различных языков математики для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
решения широкого класса задач из различных разделов курса, поисковой и творческой деятельности при решении задач повышенной сложности и нетиповых задач;
планирования и осуществления алгоритмической деятельности: выполнения и самостоятельного составления алгоритмических предписаний и инструкций на математическом материале; использования и самостоятельного составления формул на основе обобщения частных случаев и результатов эксперимента; выполнения расчетов практического характера;
построения и исследования математических моделей для описания и решения прикладных задач, задач из смежных дисциплин и реальной жизни; проверки и оценки результатов своей работы, соотнесения их с поставленной задачей, с личным жизненным опытом;
самостоятельной работы с источниками информации, анализа, обобщения и систематизации полученной информации, интегрирования ее в личный опыт.
Учебно-тематический план
№ п/п
Название темы
Кол-во часов
1
Векторы в пространстве
6
1
Метод координат в пространстве.
11
2
Цилиндр, конус, и шар.
13
3
Объемы тел.
15
4
Итоговое повторение.
5
8
Итого
50
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:
1. Векторы в пространстве (6 ч.)
Понятие вектора в пространстве. Сложение и вычитания векторов. Умножение вектора на число. Компланарные векторы.
Основная цель - закрепить известные учащимся из курса планиметрии сведения о векторах и действиях над ними, ввести понятие компланарных векторов в пространстве и рассмотреть вопрос о разложении любого вектора по трем данным некомпланарным векторам.
2. Координаты точки и координаты векторов пространстве (11 ч)
Прямоугольная система координат в пространстве. Расстояние между точками в пространстве. Векторы в пространстве. Длина вектора. Равенство векторов. Сложение векторов. Умножение вектора на число. Координаты вектора. Скалярное произведение векторов.
Цель: введение понятие прямоугольной системы координат в пространстве; знакомство с координатно-векторным методом решения задач.
Цели: сформировать у учащихся умения применять координатный и векторный методы к решению задач на нахождение длин отрезков и углов между прямыми и векторами в пространстве. В ходе изучения темы целесообразно использовать аналогию между рассматриваемыми понятиями на плоскости и в пространстве. Это поможет учащимся более глубоко и осознанно усвоить изучаемый материал, уяснить содержание и место векторного и координатного методов в курсе геометрии
Основная цель - обобщить и систематизировать представления учащихся о декартовых координатах и векторах, познакомить с полярными и сферическими координатами.
Изучение координат и векторов в пространстве, с одной стороны, во многом повторяет изучение соответствующих тем планиметрии, а с другой стороны, дает алгебраический метод решения стереометрических задач.
3.Цилиндр, конус, шар (13 ч)
Основные элементы сферы и шара. Взаимное расположение сферы и плоскости. Многогранники, вписанные в сферу. Многогранники, описанные около сферы. Цилиндр и конус. Фигуры вращения.
Цель: выработка у учащихся систематических сведений об основных видах тел вращения.
Цели: дать учащимся систематические сведения об основных видах тел вращения. Изучение круглых тел (цилиндра, конуса, шара) завершает изучение системы основных пространственных геометрических тел. В ходе знакомства с теоретическим материалом темы значительно развиваются пространственные представления учащихся: круглые тела рассматривать на примере конкретных геометрических тел, изучать взаимное расположение круглых тел и плоскостей (касательные и секущие плоскости), ознакомить с понятиями описанных и вписанных призм и пирамид. Решать большое количество задач, что позволяет продолжить работу по формированию логических и графических умений.
Основная цель - сформировать представления учащихся о круглых телах, изучить случаи их взаимного расположения, научить изображать вписанные и описанные фигуры.
В данной теме обобщаются сведения из планиметрии об окружности и круге, о взаимном расположении прямой и окружности, о вписанных и описанных окружностях. Здесь учащиеся знакомятся с основными фигурами вращения, выясняют их свойства, учатся их изображать и решать задачи на фигуры вращения. Формированию более глубоких представлений учащихся могут служить задачи на комбинации многогранников и фигур вращения.
4. Объем и площадь поверхности (15 ч).
Понятие объема и его свойства. Объем цилиндра, прямоугольного параллелепипеда и призмы. Принцип Кавальери. Объем пирамиды. Объем конуса и усеченного конуса. Объем шара и его частей. Площадь поверхности многогранника, цилиндра, конуса, усеченного конуса. Площадь поверхности шара и его частей.
Цель: систематизация изучения многогранников и тел вращения в ходе решения задач на вычисление их объемов.
Цели: продолжить систематическое изучение многогранников и тел вращения в ходе решения задач на вычисление их объемов.
Понятие объема вводить по аналогии с понятием площади плоской фигуры и формулировать основные свойства объемов.
Существование и единственность объема тела в школьном курсе математики приходится принимать без доказательства,
так как вопрос об объемах принадлежит, по существу, к трудным разделам высшей математики. Поэтому нужные результаты устанавливать, руководствуясь больше наглядными соображениями. Учебный материал главы в основном должен усвоиться в процессе решения задач.
Основная цель - сформировать представления учащихся о понятиях объема и площади поверхности, вывести формулы объемов и площадей поверхностей основных пространственных фигур, научить решать задачи на нахождение объемов и площадей поверхностей.
Изучение объемов обобщает и систематизирует материал планиметрии о площадях плоских фигур. При выводе формул объемов используется принцип Кавальери. Это позволяет чисто геометрическими методами, без использования интеграла или предельного перехода, найти объемы основных пространственных фигур, включая объем шара и его частей.
Практическая направленность этой темы определяется большим количеством разнообразных задач на вычисление объемов и площадей поверхностей.
Повторение (5 ч)
Цель: повторение и систематизация материала 11 класса.
Цели: повторить и обобщить знания и умения, учащихся через решение задач по следующим темам: метод координат в пространстве; многогранники; тела вращения; объёмы многогранников и тел вращения
Тематическое планирование по геометрии в 11 классе.
Автор Л. С. Атанасян.
(2 часа в неделю в первом полугодии, 1 час во втором полугодии).
№ урока
Номер
урока
Тема урока
Кол-во часов
Дата
прохождения темы
по плану
фактически
1
3
4
5
I полугодие
Глава 4. Векторы в пространстве (6 часов)
1
Понятие вектора. Равенство векторов
1
2.09.-18.09
2.09-
19.09
2
Сложение и вычитание векторов
1
3
Умножение вектора на число
1
4
Компланарные векторы. Правило параллелепипеда
1
5
Разложение вектора по трем некомпланарным векторам
1
6
Векторы в пространстве. Повторение теории и решение задач
1
Глава 5. Метод координат в пространстве (11 часов)
7
Прямоугольная система координат в пространстве.
Координаты вектора
1
21.09-1.11
22.09-30.10
8
Связь между координатами векторов и координатами точек
1
9
Простейшие задачи в координатах.
1
10
Решение задач по теме «Координаты точки и координаты вектора».
1
11
Скалярное произведение векторов.
1
12
Угол между векторами. Скалярное произведение векторов.
1
13
Вычисление углов между прямыми и плоскостями
1
14
Центральная симметрия. Осевая симметрия.
1
15
Зеркальная симметрия.
1
16
Параллельный перенос.Зачет
1
17
Контрольная работа №1 по теме «Векторы. Скалярное произведение векторов. Движения»
1
Глава 6. Цилиндр, конус и шар (13 часов)
18
Анализ контрольной работы.
Понятие цилиндра. Площадь поверхности цилиндра
1
9.11-26.12
10.11-25.12
19
Решение задач по теме «Понятие цилиндра.»
1
20
Решение задач по теме «Площадь поверхности цилиндра»
1
21
Понятие конуса. Площадь поверхности конуса
1
22
Усеченный конус. Решение задач по теме «Понятие конуса. Площадь поверхности конуса»
1
23
Решение задач по теме «Понятие конуса. Площадь поверхности конуса. Усеченный конус»
1
24
Сфера и шар. Уравнение сферы
1
25
Сфера. Взаимное расположение сферы и плоскости
1
26
Самостоятельная работа по теме «Сфера. Уравнение сферы». Касательная плоскость к сфере.
1
27
Площадь сферы
1
28
Разные задачи на многогранники, цилиндр, конус и шар
1
29
Контрольная работа №2 по теме «Цилиндр, конус и шар»
1
30
Анализ контрольной работы. Разные задачи на многогранники, цилиндр, конус и шар
1
Глава 7. Объемы тел (15 часов)
31
Понятие объема.
1
11.01-25.02
32
Формула объема прямоугольного параллелепипеда.
1
33
Объем прямоугольного параллелепипеда.
1
34
Объем прямой призмы.
1
35
Объем цилиндра. Самостоятельная работа. Тестовые задания .
1
36
Вычисление объемов тел с помощью определенных интегралов.
1
37
Объем наклонной призмы
1
38
Объем пирамиды.
1
39
Самостоятельная работа. Тестовые задания.
1
40
Объем конуса.
1
41
Самостоятельная работа. Тестовые задания .
1
42
Объем шара.
1
43
Объем шарового сегмента, шарового слоя и шарового сектора. Тестовые задания.
1
44
Площадь сферы. С.р. Тестовые задания.
1
45
Контрольная работа №3 по теме «Объемы тел»
1
Повторение (5 часов)
46
Взаимное расположение прямых и плоскостей. Многогранники. Тела вращения.
1
27.02-13.05
47
Взаимное расположение прямых и плоскостей. Параллельность и перпендикулярность прямых и плоскостей.
1
48
Скрещивающиеся прямые. Угол между прямой и плоскостью, двугранный угол
1
49
Многогранники: параллелепипед, призма, пирамида, площади их поверхностей
1
50
Итоговая контрольная работа №4
1
Результаты обучения
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки и задают систему итоговых результатов обучения, которых должны достигать все ученики, изучающие курс математики на профильном уровне.
Требования к уровню подготовки выпускников.
В результате изучения математики на профильном уровне ученик должен
Знать/понимать:
-
значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике; широту и ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;
-
значение практики и вопросов, возникающих в самой математике, для формирования и развития математической науки;
-
идеи расширения числовых множеств как способа построения нового математического аппарата для решения практических задач и внутренних задач математики;
-
значение идей, методов и результатов алгебры и математического анализа для построения моделей реальных процессов и ситуаций;
-
универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость в различных областях человеческой деятельности;
-
различие требований, предъявляемых к доказательствам в математике, естественных, социально-экономических и гуманитарных науках, на практике;
-
роль аксиоматики в математике; возможность построения математических теорий на аксиоматической основе; значение аксиоматики для других областей знания и для практики;
-
вероятностных характер различных процессов и закономерностей окружающего мира.
уметь:
-
соотносить плоские геометрические фигуры и трехмерные объекты с их описаниями, чертежами, изображениями; различать и анализировать взаимное расположение фигур;
-
изображать геометрические фигуры и тела, выполнять чертеж по условию задачи;
-
решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства планиметрических и стереометрических фигур и отношений между ними;
-
проводить доказательные рассуждения при решении задач, доказывать основные теоремы курса;
-
вычислять линейные элементы и углы в пространственных конфигурациях, объемы и площади поверхностей тел и их простейших комбинаций;
-
применять координатно - векторный метод для вычисления отношений, расстояний и углов;
-
строить сечения многогранников и изображать сечения тел вращения;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности для:
-
исследования несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур;
-
вычисления длин, площадей и объемов реальных объектов при решении практических задач, используя при необходимости справочники и вычислительные устройства.
Система оценивания
Оценка устных ответов учащихся
Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся демонстрирует полное понимание сути теории и свободно оперирует ей, творчески применяет теоретические знания на практике. При решении задач наблюдаются четко осознанные действия. Решает нестандартные задачи. Не допускает вычислительных ошибок. Умеет самостоятельно получать знания, работая с дополнительной литературой (учебником, компьютером, справочной литературой)
Оценка 4 ставится в том случае, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку 5, но без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом, усвоенным при изучении других предметов. Не задумываясь решает задачи по известному алгоритму, проявляет способность к самостоятельным выводам. Допускает вычислительные ошибки крайне редко и, если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов, то может исправить их самостоятельно или с небольшой помощью учителя.
Оценка 3 ставится в том случае, если учащийся запомнил большую часть теоретического материала, без которого невозможна практическая работа по теме. Решает самостоятельно только те практические задачи, в которых известен алгоритм, а остальные задания может выполнить только с помощью учителя и учащихся. Допускает много вычислительных ошибок.
Оценка 2 ставится в том случае, если учащийся не овладел основными знаниями в соответствии с требованиями и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3. Не может выполнить ни одного практического задания с применением данной теории.
Оценка 1 ставится в том случае, если ученик присутствовал на занятиях, смотрел, списывал с доски, не может ответить ни на один из поставленных вопросов.
Оценка письменных контрольных работ
Оценка 5 ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов.
Оценка 4 ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии не более одной ошибки и одного недочета, не более трех недочетов.
Оценка 3 ставится за работу, выполненную на 2/3 всей работы правильно или при допущении не более одной грубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка 2 ставится за работу, в которой число ошибок и недочетов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 работы.
Оценка 1 ставится за работу, невыполненную совсем или выполненную с грубыми ошибками в заданиях.
Общая классификация ошибок.
При оценке знаний, умений и навыков учащихся следует учитывать все ошибки (грубые и негрубые) и недочёты.
-
Грубыми считаются ошибки:
-
незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений теории, незнание формул, общепринятых символов обозначений величин, единиц их измерения;
-
незнание наименований единиц измерения;
-
неумение выделить в ответе главное;
-
неумение применять знания, алгоритмы для решения задач;
-
неумение делать выводы и обобщения;
-
неумение пользоваться первоисточниками, учебником и справочниками;
-
вычислительные ошибки, если они не являются опиской;
-
логические ошибки.
-
К негрубым ошибкам следует отнести
-
неточность формулировок, определений, понятий, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой одного - двух из этих признаков второстепенными;
-
нерациональный метод решения задачи или недостаточно продуманный план ответа (нарушение логики, подмена отдельных основных вопросов второстепенными);
-
нерациональные методы работы со справочной и другой литературой;
-
неумение решать задачи, выполнять задания в общем виде.
-
Недочетами являются:
-
нерациональные приемы вычислений и преобразований;
-
небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.
Перечень учебно-методических средств обучения.
Литература (основная и дополнительная).
Программа
Автор
Название
Издательство
Год
Бурмистрова Т.А.
Программы общеобразовательных учреждений Геометрия 10-11кл., типовая
Москва «Просвещение»
2009
Учебники
Автор
Название
Издательство
Год
Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф.
«Геометрия» 10-11кл.
«Просвещение»
2007
Дополнительная литература
(пособия для учителя, справочники)
Автор
Название
Издательство
Год
Н.Ф. Гаврилова
Рабочие программы по геометрии: 7-11 классы
М.:ВАКО
2011
Е.И. Колусева
Математика. Сборник материалов по реализации федерального компонента государственного стандарта общего образования
Волгоград: «Учитель»
2006
С. М. Саакян
В.Ф. Бутузов
Изучение геометрии в 10-11 классах
«Просвещение»
2004
В.Ф. Бутузов,
Ю.А. Глазков,
И.И. Юдина
Геометрия: рабочая тетрадь для 11 класса
«Просвещение»
2009
Б.Г. Зив
Дидактические материалы по геометрии для 11 класса
«Просвещение»
В.А. Смирнов
Рабочая тетрадь. Планиметрия: углы и длины
ЕГЭ 2013
М.: МЦНМО
2013
В.А. Смирнов
Рабочая тетрадь. Планиметрия: площади
ЕГЭ 2013
М.: МЦНМО
2013
В.А. Смирнов
Рабочая тетрадь. Стереометрия: расстояния и углы в пространстве.
ЕГЭ 2013
М.: МЦНМО
2013
В.А. Смирнов
Рабочая тетрадь. Стереометрия: объемы и площади ЕГЭ 2013
М.: МЦНМО
2013
О.А. Коноплева
Алгебра и геометрия в таблицах 7-11 классы
СПб.: Тригон
2007
Список электронных ресурсов:
center.fio.ru/som/ - cетевое объединение методистов (огромный набор методических материалов по предметам)
teacher.fio.ru/ - каталог всевозможных учебных и методических материалов по всем аспектам преподавания в школе
school.holm.ru - школьный мир (каталог образовательных ресурсов)
iro.yar.ru:8101 - Ярославский институт развития образования (много методических материалов, ссылки)
edu.ru - Федеральный портал Российское образование
school.edu.ru - Российский общеобразовательный портал
ug.ru - «Учительская газета»
1september.ru - все приложения к газете «1сентября»
informika.ru/text/magaz/herald - «Вестник образования»
school-sector.relarn.ru -школьный сектор дистанционного образования
school-collection.edu.ru - единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
gifchik.boom.ru/ - коллекция анимированных картинок
gifs.ru/ - коллекция анимированных картинок
solnet.ee/ - портал для детей и любящих их взрослых
picanal.narod.ru - Пиканал. Некоторый предметный справочник
vschool.km.ru - виртуальная школа Кирилла и Мефодия
college.ru/ - открытый колледж
mat-game.narod.ru/ - математическая гимнастика
kcn.ru/school/vestnik/n36.htm - математическая гостиная
zaba.ru - математические олимпиады и олимпиадные задачи
mathc.chat.ru/ - математический калейдоскоп
mccme.ru - московский центр непрерывного математического образования
krug.ural.ru/keng/ - Кенгуру
mathematics.ru - открытый Колледж. Математика
golovolomka.hobby.ru/ - головоломки для умных людей
sch0000.dol.ru/KUDITS/ - домашний компьютер и школа
math.child.ru - сайт и для учителей математики
archive.1september.ru/nsc/2002/28/2.htm - ребусы и кроссворды по геометрии
it-n.ru/communities.aspx?cat_no=4510&tmpl=com - сеть творческих учителей/сообщество учителей математики
uroki.net/docmat.htm - для учителя математики, алгебры и геометрии
10