Система подготовки к ЕГЭ обучающихся 10-11 классов

Раздел Математика
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Система подготовки к ЕГЭ обучающихся по математике

Кривошта Татьяна Владимировна, учитель математики МБОУ СОШ №8, г. Белово, Кемеровская область

В данной статье обобщен опыт подготовки обучающихся к сдаче ЕГЭ по математике. Определены сложности в подготовке школьников к сдаче ЕГЭ и пути их преодоления, выработаны методические советы и рекомендации. ЕГЭ является современной формой итоговой аттестации, дающим мощный стимул для самосовершенствования, как педагогу, так и учащимся. Ответственность за результат подвигает к выработке эффективной системы подготовки к ЕГЭ, постоянному профессиональному совершенствованию и самообразованию.

Введение единого государственного экзамена, уже который год вызывает повышенное беспокойство выпускников, родителей, учителей. Новизна технологии: проведение экзамена вне родной школы, наличие бланков, компьютерная обработка ответов, проверка заданий второй части специальной комиссией - все это вызывает беспокойство всех участников процесса.

Изменения, происходящие в современном обществе, в значительной степени определяют особенности и необходимость внесения изменений в деятельность педагога. В современных условиях в образовательной деятельности важна ориентация на развитие познавательной самостоятельности обучающихся. Решить эту проблему старыми методами невозможно.

Все это побудило меня к разработке своей, единой системы по подготовке к ЕГЭ по математике для старшеклассников, направленной на повышение качества знаний учащихся, развития их способностей посредством новых информационных технологий.

Но для начала, необходимо выделить основные трудности, с которыми сталкиваются обучающиеся при подготовке к ЕГЭ по математике, хотя решения некоторых их них просты.

1) Нетипичность формулировок заданий в вариантах ЕГЭ. В учебниках используются стандартные формулировки. Слабых обучающихся незнакомые формулировки заданий ставят в тупик, хотя после пояснений они легко с ними справляются.

2) Непредсказуемость содержания заданий.

3) Насыщенность программы по математике новым материалом в 11 классе, который учителя вынуждены преподавать до марта, значит подготовка к ЕГЭ в большом объеме идет во внеурочное время, что ведет к перегрузке обучающихся.

4) Демонстрационные материалы, предлагаемые Министерством науки и образования для тренировки обучающихся, имеют большие расхождения с реальными вариантами ЕГЭ. Поэтому необходимо учитывать требования ЕГЭ прошлых лет, надеясь, что они не сильно изменятся в нынешнем году.

Но решение только тестов - это самая большая ошибка. Учитель математики должен уделить внимание решению тестов, но это не заменит твердых базовых знаний по предмету. Натаскивание на тесты, это тренировка интуиции, совершенствования вычислительных навыков. Те дети, у которых хорошие базовые знания, обязательно хорошо сдадут ЕГЭ, что подтверждает мой опыт подготовки к экзамену.

ЕГЭ по математике при правильной подготовке хорошо может сдать каждый. Формула успеха проста - высокая степень восприимчивости, мотивация и компетентный педагог.

В своей работе применяю следующие принципы подготовки к ЕГЭ:

Первый принцип - тематический.

Разумно выстраиваю подготовку, соблюдая правило - от простых типовых заданий до заданий части С.Система развития логического мышления обучающихся осуществляется с помощью системы различных типов задач с нарастающей сложностью. Исследования показали, что расположение однотипных задач группами особенно полезно, поскольку дает возможность научиться логическим рассуждениям при решении задач и освоить основные приемы их решения.

Второй принцип - логический.

В шутливой форме он звучит так: «Нормальные герои всегда идут в обход». Нужно учиться использовать наличный запас знаний, применяя различные «хитрости» и «правдоподобные рассуждения» для получения ответа наиболее простым и понятным способом.

Третий принцип - тренировочный.

Переход к комплексным тестам разумен начиная со 2 полугодия, когда у школьника накоплен запас общих подходов к основным типам заданий и есть опыт в их применении на заданиях любой степени сложности.

Четвертый принцип - индивидуальный.

Работа с каждым обучающимся по коррекции знаний, умению выстраивать свои индивидуальные ассоциации по подходам к решению, выявление собственной подготовки по предмету, способности к самопроверке дает положительный результат.

Пятый принцип - временной.

Все тренировочные тесты следует проводить с жестким ограничением времени. Занятия по подготовке к тестированию нужно стараться проводить в форсированном режиме с подчеркнутым акцентированием контроля времени. Этот режим очень тяжел школьникам на первых порах, но, привыкнув к этому, они затем чувствуют себя на ЕГЭ намного спокойнее и собраннее.

Шестой принцип - контролирующий.

Постоянный контроль, анализ результатов, коррекция деятельности обучающихся - залог успешной сдачи ЕГЭ.

В начале года составляю таблицу.

krivoshta_tv_1_pic1

Особенно часто использую в работе сайт Александра Ларина. Обучающиеся решают различные варианты, проверяю, данные вношу в таблицу, и в течение года я вижу динамику каждого обучающегося.

При подготовке обучающихся к ЕГЭ выделяю следующие направления деятельности:

1) Методическая подготовка учителя к ЕГЭ.

Знакомлюсь с нормативными документами по проведению ЕГЭ через ИМЦ и администрацию школы, посещаю спецкурсы по подготовке к ЕГЭ. Повышаю свой уровень профессиональной грамотности (развиваю свои способности при решении заданий части С) через самообразование.

2) Создание банка тестовых заданий.

В банк входят: тесты по основным темам курса; тренировочные тесты; итоговые тесты; тесты экзаменов прошлых лет; тесты пробных экзаменов.

3) Организация вводного, текущего и итогового повторения.

Провожу вводное повторение, текущее (по горизонтали); итоговое(по вертикали) и повторение, ориентированное на индивидуальный уровень подготовки обучающихся.

4) Диагностика и анализ качества знаний обучающихся при подготовке к ЕГЭ.

Входное диагностирование учащихся 11 кл. за курс 10 кл.

Тематическое тестирование по основным разделам курса.

Контрольные зачеты по алгебре и началам анализа в конце 11 кл.

Пробные ЕГЭ.

5) Организация самостоятельной работы обучающихся при подготовке к ЕГЭ.

Даю рекомендации, ссылки на различные сайты, онлайн-тесты и др.

6) Психологическая подготовка обучающихся к ЕГЭ.

Для всех учащихся 11 классов во втором полугодии провожу занятия «Как готовиться к экзаменам», «Как справиться с тревогой». На занятиях обсуждаю вопросы: как оборудовать рабочее место для подготовки к экзаменам, составить план занятий, разработать индивидуальный режим дня, с чего начать занятие, учитывать особенности запоминания, использовать методы релаксации и активизации, приёмы снижения экзаменационной тревожности , как организовать день перед экзаменом, настроить свои мысли на успех, как вести себя на экзамене, использовать полезные ссылки на Интернет-ресурсы по подготовке к ЕГЭ.

Одним из существенных аспектов психолого-педагогического сопровождения выпускника, на мой взгляд, является ознакомление родителей со способами правильного общения с ним, оказания ему психологической поддержки, создания в семье благоприятного психологического климата.

Работа с родителями нацелена на повышение осведомленности родителей и формирование реалистичной картины, экзамена, снижение родительской тревоги.На родительских собраниях были даны рекомендации по организации режима дня старшеклассников, поддержке и помощи детям в период до, во время и даже после экзаменов, розданы советы и рекомендации в виде листовки.

Психологическая поддержка - это процесс, в котором взрослый сосредотачивается на позитивных сторонах и преимуществах старшеклассника с целью укрепления его самооценки; помогает ему поверить в себя в свои способности; поддерживает его при неудачах.

В 2012 году я выпустила 11 классы, которые вела с 5 класса. На ЕГЭ мои обучающиеся показали следующие результаты: всего сдавали 74 обучающихся, средний балл по школе-43,5 ( по городу Белово-41,6, по Кемеровской области- 43,1), 100% обучающихся показали результаты выше среднерегионального.

В заключении, хочется отметить, что ЕГЭ не должен быть «головной болью» только учителей математики. В этом процессе важно задействовать всех педагогов и все предметные методические объединения. Независимо от того, вынесен тот или иной предмет на единый государственный экзамен или нет.

В противном случае проблемы ЕГЭ останутся проблемами отдельных учителей, что сделает невозможным решение перспективных задач, поставленных перед школой. К примеру, существенную помощь в подготовке к ЕГЭ по математике могут оказать учителя химии, отработав методы и способы решения задач на смеси, сплавы. Учителя физики могут помочь не столько в решении задач В12, сколько в пояснении физического смысла задачи.

Сложно подготовить обучающихся к ЕГЭ, это большой труд. Но не нужно этого бояться. Если вы хорошо знаете, объясняете, любите свой предмет и своих учеников, вы обязательно сможете подготовить их к ЕГЭ по математике. А каждый обучающийся должен помнить слова известного швейцарского математика Джорджа Полиа: «Если вы хотите научиться плавать, то смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их».

Автор: Кривошта Татьяна Владимировна, учитель математики МБОУ СОШ №8, г. Белово, Кемеровская область

Четверг, 28 Февраль 2013

Опубликовано в

© 2010-2022