Деятельностный подход на обобщающем уроке математики в 5 классе по теме «Натуральные числа»

"Описание материала: На уроке обобщения знаний по теме «Натуральные числа» в ходе активной самостоятельной деятельности учащихся систематизируются,расширяются и углубляются их знания и умения. Подобранные задания (в том числе с конкурса «Кенгуру) развивают познавательный интерес учеников. Задачи направлены не только на отработку вычислительных навыков, но и способствуют развитию умения анализировать, сравнивать, делать выводы. В урок включены творческие задания: самостоятельно составить текст за...
Раздел Математика
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Деятельностный подход на обобщающем уроке математики в 5 классе по теме «Натуральные числа»Деятельностный подход на обобщающем уроке математики в 5 классе по теме «Натуральные числа»Деятельностный подход на обобщающем уроке математики в 5 классе по теме «Натуральные числа»Деятельностный подход на обобщающем уроке математики в 5 классе по теме «Натуральные числа»Деятельностный подход на обобщающем уроке математики в 5 классе по теме «Натуральные числа»Деятельностный подход на обобщающем уроке математики в 5 классе по теме «Натуральные числа»Деятельностный подход на обобщающем уроке математики в 5 классе по теме «Натуральные числа»Деятельностный подход на обобщающем уроке математики в 5 классе по теме «Натуральные числа»Деятельностный подход на обобщающем уроке математики в 5 классе по теме «Натуральные числа»Деятельностный подход на обобщающем уроке математики в 5 классе по теме «Натуральные числа»Деятельностный подход на обобщающем уроке математики в 5 классе по теме «Натуральные числа»Деятельностный подход на обобщающем уроке математики в 5 классе по теме «Натуральные числа»Деятельностный подход на обобщающем уроке математики в 5 классе по теме «Натуральные числа»Деятельностный подход на обобщающем уроке математики в 5 классе по теме «Натуральные числа»Деятельностный подход на обобщающем уроке математик в 5 классе по теме «Натуральные числа».

Автор: Павловская Любовь Николаевна учитель математики Николо-Кормской средней общеобразовательной школы

В основу Стандарта второго поколения положен системно-деятельностного подход, при реализации которого возможно достижение нового образовательного результата. Как известно ученики лучше усваиваются те знания, которые получены в результате их активной самостоятельной деятельности. На данном уроке детям предлагаются задания, способствующие их интеллектуальному и творческому развитию, овладению ими знаниями, умениями, навыками и способами познания, повышающие степень усвоения знаний и мотивацию обучения. Организация работы в мини-группах и парах приводит к укреплению межличностных отношений, развивает взаимодействие между детьми, учит контролировать и оценивать результаты деятельности.

Цели урока.

1.Образовательные: систематизировать, расширить и углубить знания и умения учащихся по теме «Натуральные числа».

2. Развивающие: развивать познавательный интерес, творческие способности детей, способствовать развитию умения сравнивать, , анализировать, обобщать, делать выводы.

3. Воспитательные: формировать активность, самостоятельность, самоконтроль и взаимоконтроль, коллективизм, творческое отношение к делу.

Ход урока.

  1. Мотивация обучения (устный счёт).

84

?: 3 - 27 х 72 : 4

?

16- 72 х 12 : 4 - 5

Чем отличаются данные цепочки вычислений? Заслушиваются предложения учеников по нахождению неизвестного числа.

Ученики делают вывод: обратным действием к сложению является вычитание, к вычитанию - сложение, к умножению - деление, к делению - умножение.

Таким образом, идёт подготовка к решению задач на обратный ход.

2.Актуализация опорных знаний.

Учитель открывает красивый конверт (надпись Австралия, изображение кенгуру) и зачитывает текст задания (одно из заданий математического конкурса «Кенгуру» 2003-2004 годов).

Задача.

Из Австралии от Кенгуру получена шифровка. В ней только цифры

12342562756278. Каждой цифре соответствует одна буква алфавита Одинаковые цифры обозначают одинаковые буквы, разные цифры- разные буквы.

Попробуйте догадаться, что там написано:

А). Вперёд к победам

В). Учись и отдыхай

С). Мой вопрос прост

Дети находят ответ на вопрос путём логических рассуждений. Кто-то сразу замечает, что цифре 2 соответствует буква о; некоторые ученики замечают повторение набора цифр 5627 и набора букв прос.

Итак, какой вопрос Кенгуру задаёт вам?

ЗАДАНИЕ.

На уроке математики четыре ученика: Максим, Олег, Саша и Алёша решали записанные на доске примеры. Помогите восстановить, какой пример решал каждый ученик, если известно, что самое большое число в ответе получил Саша, самое маленькое число - Максим, а ответ Алёши делится на 10.

На доске заранее записаны столбики примеров:

627 + 458; 44 * 25;

4000 - 2937; 8720 : 8.

Ученики решают задание в тетради индивидуально, затем решение обсуждается на доске. Учитель обращает внимание на ошибки, чаще других допускаемые детьми при решении примеров на вычисления (при вычитании из круглого числа, при делении, когда сносят по две цифры).

Подумайте, чем нам сейчас помогут выводы, сделанные в начале урока? Ответ: проверить действие деления можно умножением, вычитания - сложением, т.е. обратным действием. Тогда можно будет избежать ошибок.

Чтобы ответить на вопрос задачи, расположим числа в порядке возрастания, учитывая, что известно в условии. Как вы догадались, какой пример решал Максим?

Контроль работы - взаимопроверка (работа в парах). За каждый верно решённый пример, ученики ставят друг другу на полях тетради по баллу. Дополнительный балл - за определение имён мальчиков. Таким образом, если ученик справится с заданием полностью, то он получит 5 баллов.

Микропауза (при утомлении глаз). Крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд, а затем открыть их на такое же время. Повторять 6-8 раз.

3. Перенос приобретённых знаний и умений в новую ситуацию. Решение творческих заданий с использованием решённых примеров.

Далее каждый учитель может по своему усмотрению разделить класс на мини - группы или предложить учащимся самостоятельно выбрать задание.

Задание 1.(низкий уровень) 1 балл

Составить уравнение так, чтобы для его решения (нахождения корня) потребовался столбик 4000-1063. Ответ: Х + 1063 = 4000

Задание 2.(средний уровень) 2 балла

Составит условие задачи, чтобы для её решения нужно было 44 х 25.

Пример: В одном ящике 44 коробки печенья. Сколько печенья в 25 ящиках?

Задание 3.(повышенный уровень) 3балла

Составить все возможные уравнения, в решении которых есть действие Х= 8720 : 8.

Ответ: 8720 : Х = 8; Х * 8 = 8720

Задание 4. (повышенный уровень) 3 балла

Придумайте задачу на движение с действием 44 х 25.

Пример. Скорость автобуса 44 км/ч. Какое расстояние он проедет за 25 часов?

(можно дать учащимся таблицу скоростей разных объектов).

Физкультминутка.

4. Контроль и коррекция знаний.

Решить задачу: Маша задумала число, умножила его на 20, к результату прибавила 5. Получила число 85. Какое число задумала девочка?

Предлагается решить задачу 2 способами (обратным ходом и решением уравнения).

Пусть Х - задуманное число. Составим уравнение: (Х х 20 + 5 = 85)

Задача решена обратным ходом - 1 балл, решена уравнением - 2 балла.

5. Рефлексия. Самостоятельное подведение итогов урока.

«5» - 9-10 баллов, « 4» -7- 8 баллов, « 3» - 6 баллов.

Какие задания были простыми?

Какие задания вызвали затруднения?

Узнал ли на уроке что-то новое?

Чему научился?

© 2010-2022