КОРРЕКЦИОННОЕ ЗАНЯТИЕ

ТЕМА:И.Г. ИСТОМИНЦЕЛЬ: Содействовать развитию личностных качеств воспитанников через знакомство с жизнью и творчеством первого писателя Ямала И.Г.Истомина Задачи:1.Пополнить знания детей о биографии первого писателя Ямала;2.одействие формированию таких личностных качеств воспитанников как мужество, целеустремленность, настойчивость, любовь к жизни познанию, честность и доброта;3.Развитие творческих начал воспитанников в декламации стихов рисовании;4.Воспитание чувства гордости за родной край через знакомство с произве...
Раздел Математика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казенное образовательное учреждение «Специальный (коррекционный) детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Надежда»




КОРРЕКЦИОННОЕ ЗАНЯТИЕ

Коррекционно-воспитательное занятие,

посвященное 97-летию И.Г. Истомина

Возраст воспитанников: 9-11 лет

КОРРЕКЦИОННОЕ ЗАНЯТИЕ











Разработала и провела:

Н.А. Мамедова, воспитатель








2014 г

с. Газ-Сале




КОРРЕКЦИОННОЕ ЗАНЯТИЕ

ИВАН ГРИГОРЬЕВИЧ ИСТОМИН

(1917-1988 гг.)

Когда солнце над тундрой светит,

Тундре радость несет оно.

Когда много друзей на свете,

Сердце счастьем озарено.

И.Г. Истомин

Цель: Содействовать развитию личностных качеств воспитанников через знакомство с жизнью и творчеством первого писателя Ямала И.Г.Истомина.

Задачи:

  1. пополнить знания детей о биографии первого писателя Ямала;

  2. содействие формированию таких личностных качеств воспитанников, как мужество, целеустремленность, настойчивость, любовь к жизни, познанию, честность и доброта ;

  3. развитие творческих начал воспитанников в декламации стихов, рисование, сочинение музыки.

  4. воспитание чувства гордости за родной край через знакомство с произведениями писателя.

Предварительная работа:

чтение стихов и рассказа « Случай с рукавицей»

чтение сказок: «Мышонок и Олененок», «Черный и белый», «Почему рыбы живут в воде», «Снегирь и мышонок», «Сова и куропатка».

Чтение отрывков из повести «Первые ласточки»

Оформление:

Портрет Истомина

рисунки из альбома И.Г.Истомина

Картины И.Г.Истомина «Арест Ваули», «Выкуп Аманата», «Ленин на Урале»

Рисунки детей

Магнитофон

Музыкальные записи

Мольберт

Выставка рисунков детей к сказкам


  1. Организация воспитанников к занятию

II. Вводная часть (вступительное слово):

Воспитатель:

Вы на карту посмотрите

И Ямал на ней найдите,

Потому что здесь наш дом:

Мы на Севере живем.

Ребята, мы с вами учили эти строки. Скажите, пожалуйста, из какого стихотворения они?

Правильно, стихотворение называется «На Ямале мы живём».

А кто написал это стихотворение?

Правильно, ребята, стихотворение написал Иван Григорьевич Истомин. На нашем стенде расположен его портрет.

Сегодняшнее занятие посвящено жизни и творчеству Ивана Григорьевича. Кто мне подскажет, в каком году он родился? А сколько лет ему исполнилось бы сегодня?

Правильно, в феврале исполняется 95 лет со дня рождения писателя Ивана Григорьевича Истомина.

II. Основная часть.

1-ый воспитанник: Вот как он писал о нашем северном крае: «Тундра... Завидная ныне для людей, но почти безлесная и холмистая равнина, известная кочующими стадами оленей, разными птицами, зверями и рыбой. Зимой, долгой и сту­деной,- снега, бураны, метели. Весной долгожданной - новорожденные олешки-авки и вереницы летящих перелетных птиц. Летом, коротким, теплым, светлым круглые сутки, предстает тундра в зелени-траве, в ягеле, в низкорос­лых цветочках и всяких ягодах-морошках, и кочуют по ней гонимые оводами и комарами стада дальше, на север. А осенью, темной и слякотной,- кочевка оленьих стад обратно на юг и начало охотничьего промысла».

2-ой воспитанник: О себе Иван Григорьевич писал: «Вот сюда, через Уральские горы из Ижмы, в Сибирь, в село Мужи, и перебрались когда-то мои родители - Григорий Федулович и Елена Ивановна Истомины. По национально­сти - коми-зыряне. Здесь я и родился.

Но в 3 года от роду меня постигло большое несчастье - разбил паралич, и я остался на всю жизнь калекой. С 8 лет встал на костыли. С детства пристрастился рисовать искрив­ленными пальцами. Любил слушать сказки, пословицы, поговорки, загадки, которых превеликое множество знали бабушка, мать, отец. Слушал песни - отец мой хорошо играл на тальянке. Семья была дружная, и дома у нас постоянно бывали ханты, ненцы, русские. Так я научился говорить и на этих языках, почувствовав прелесть и неповто­римость каждого из них».

Воспитатель: Позднее, - уже учась в педагогическом техникуме, он стал писать стихи, очерки, рассказы на русском, коми-зырянском и ненецком языках. Послушайте, пожалуйста, стихи И.Г. Истомина в исполнении наших воспитанников.

Чтение стихов.

Воспитатель: На многие стихи Ивана Григорьевича сложены песни.

Послушайте, пожалуйста, стихотворение и постарайтесь спеть эти стихи (воспитатель раздает детям четверостишие):

В снежном вихре, словно тени,

По холмистой тундре мчат,

Не бегут мои олени,

А по воздуху летят.

3-й воспитанник:

Высоко несут и гордо

Красоту рогов своих.

Словно бороды под мордой

Шерсть разветрена у них.

Воспитатель: Кому из вас стихи показались песней? Пропойте, пожалуйста, её (те, кто подобрал свою мелодию к стихам, припевают куплет).

Воспитатель:

Я люблю езду такую,

Только править успевай!

И поёт душа ликуя:

Здравствуй тундра, милый край!

3-й воспитанник:

От полярного сиянья

Посветлело, словно днем.

На большие расстоянья

Хорошо видать кругом.

Воспитатель:

Вот испуганно и сонно

Куропатки поднялись.

Со сверкающего склона

След песца уходит вниз…

3-й воспитанник:

Я люблю езду такую,

Только править поспевай!

И поёт душа, ликуя,

Здравствуй, тундра, милый край.

Воспитатель: Вы уже убедились, что эти стихи звучат, словно песня. Ребята, давайте придумаем название стихотворению. Когда и где человек в тундре поёт? (ответы детей). Пожалуй, вы правы - в дороге, когда едет на упряжке оленей, кругом светлым-светло, душа поет! Это стихотворение так и называется - «В дороге». А композитор Семён Няруй на эти стихи сложил песню. Потому что, на самом деле, когда читаешь это стихотворение, хочется петь. И слова поющие просятся: «Спойте. И запоешь!» Воспитатель: Миша нам хочет прочитать ещё одно стихотворение Истомина.

Воспитанник:

Вновь полярное сиянье

Над Ямалом занялось.

Ты откуда, ты откуда,

Диво-дивное взялось?

Разноцветными лучами

Ты всё небо обожгло.

Сразу звездочки померкли

Сразу в тундре рассвело.

Ты над ненцами и раньше

Полыхало, как сейчас,

Но, забитых и бесправных,

Ты не радовало нас.

Повторяет каждый житель

Полуострова Ямал:

Это звёзд кремлёвских отблеск

В нашем небе заиграл!

Воспитатель: Ребята, а какое бы вы дали название стихотворению, которое только что услышали? (воспитатель вместе с детьми подбирают название стихотворению «Полярное сияние»).

Очень внимательно послушайте, пожалуйста, ещё одно стихотворение, которому мы с вами также придумаем название. (стихотворение «Авка» читает 4-ый воспитанник).

4-ый воспитанник:

К дню рождения дядя Лас

Мне подарочек припас.

А зовут подарок Авкой.

Очень Авку я люблю.

Свежим хлебом, сочной травкой

Я из рук ее кормлю.

Он ведь только из пеленок.

Этот Авка - олененок.

Издали меня он чует

И такой представьте, плут.

Только выйду я из чума,

Авка сразу тут как тут

Хлеба дам - он ждёт добавки.

Травки дам -все мало Авке.

А одна причина тут:

Ножки Авкины растут.

Подрастай скорее, Авка,

А как вырастешь потом

Будешь ты в упряжке, Авка,

Быстроногим вожаком!

Через кочки и овражки

Ты помчишь, копытя снег.

Полетит моя упряжка

Дальше всех, быстрее всех!

Воспитатель: Предлагаю провести физминутку «Олень».

Я буду показывать движения, а вы повторяйте за мной.

Идут по холмистой тундре олени,

Идут и в стороны глядят.

Останавливаются и ногами разгребают глубокий снег.

Отдохнувши, наевшись ягеля.

Дальше идут, не идут, а по воздуху летят.

А теперь поговорим о сказках, которые нам подарил Иван Григорьевич. Сказки - это интересно. Иван Григорьевич писал: «Сказки эти не я придумал. Я только запоминал, а что запомнил - записал. Сочиняли сказки люди, народ, ещё в те далёкие времена, когда и книжек-то не было. А если и были, то читать их неграмотные ненцы не могли, да и дойти до этих далёких краев не могли. Но без сказки никак нельзя. Все народы славятся сказками, скучно без сказок. Устно передавали из поколения в поколение. В них описывался родной край в котором живут, знали птиц, зверей - всё, чем богата земля, чтобы учились быть смелыми и честными, добрыми и умными».

- Ребята, мы с вами читали много сказок, вы к сегодняшнему занятию оформили стенд, на котором изобразили своих любимых сказочных персонажей и сюжеты из этих сказок. Расскажите, пожалуйста, из каких сказок эти картинки? (воспитанники описывают свои картинки)

Давайте попробуем «оживить» ваши рисунки (если есть рисунки из сказки «Мышонок и Олененок») из самой настоящей сказки - «Мышонок и Олененок».

Рассказчик: Бежит однажды Мышонок. Бежит, а навстречу ему Олененок.

Мышонок: Дружок Олененок, откуда ты и куда идешь?

Рассказчик: Услышал Олененок мышиный писк, пригнул голову пониже и

отвечает.

Олененок: Разве не видишь? За четырьмя ножками своими гоняюсь.

( Мышонок смеется)

Мышонок: Ты, оказывается, тоже сам не знаешь, куда идёшь. Коли так пойдем вместе!

Олененок: Давай пойдем!

Рассказчик: Пошли вдвоем. Мышонок еле успевает гнаться за Олененком. Много раз Олененок терял Мышонка из виду. А когда шли между кустами, чуть не наступил на Мышонка копытцами.

Мышонок: Давай в прятки играть!

Олененок: Давай! Ты маленький, ты и закрой глазки, а я спрячусь.

Рассказчик: Мышонок сел на задние лапки, а передними закрыл глаза, Олененок побежал и спрятался за лежащим на земле деревом. Долго искал Мышонок Олененка, но найти не смог. Наконец обессилел совсем. Сел и начал думать, как же все-таки найти Олененка.

Мышонок: Ага, я этого великана хитростью возьму! (кричит) Дружок, Олененок! Ты сам спрятался неплохо, а молодые рога видать!

Олененок: Эх, плохо я сделал! Правду Мышонок говорит! Спрячу получше свои рога! (вскакивает)

Мышонок: Ага! Вот ты где! А теперь я спрячусь! (прячется)

Рассказчик: долго Олененок искал Мышонка, но найти не смог. Обессилел совсем и лег отдыхать.

Мышонок: (выходя из укрытия) Эх, ты, дружок Олененок! Сам большой, а недогадливый! Я маленький, а хитрее тебя! (убегает)

Рассказчик: Фыркнул Олененок от обиды и побежал в другую сторону. С тех пор никогда не увидишь, чтобы Мышонок с Олененком вместе играли.

Мораль: Хитрость - черта не отрицательная, но обманывать нельзя. Мышонок был не прав.

Воспитатель: Увлекаясь, наряду с литературой, и живописью, Истомин окончил студию изобразительного искусства: некоторые его картины маслом приобретены Салехардским музеем имени Шемановского, например, «Ваули Пиеттомин», «Ленин на Ямале» и др. (показ картин)

Я вам покажу несколько рисунков из альбома Истомина (показ рисунков).

Наши дети нарисовали рисунки не только к сказкам, но и стихам поэта (рассматриваем рисунки)

За несколько десятилетий на ненецком и русском языках издано около 30 книг Ивана Григорьевича.

Паралич не оставил в покое этого стойкого человека. Второй раз, уже в зрелом возрасте, паралич приковал его к постели. Ходить на костылях уже не мог. Но все равно не сдавался , а продолжал писать. Его жизнь прервалась, когда ему исполнилось 71 год.

Все произведения Истомина наполнены желанием жить. Жить и любить свою Родину.

Подведение итогов занятия

Воспитатель: На этом мы заканчиваем наше занятие.

Кому оно было посвящено?

Ивану Григорьевичу Истомину, в честь 95-летию со дня рождения.

Понравился ли вам писатель Истомин как человек, как поэт, как сказочник?

Заключение:

Самоанализ, самооценка детей.

- Сегодня на занятии все дети проявили себя с хорошей стороны. Кирлл, Миша, прекрасно выучили стихи, Дима, Наташа, Зиннатулла отвечали на вопросы, Мирослава, Стасик и Наташа показали сказку. Молодцы! Спасибо всем.






Литература.

  1. В.Г. Истомин Первые ласточки том 2 Екатеринбург 1997г.

  2. Л.В. Федорова Северные родники Тюмень 2001г.





9

© 2010-2022