• Преподавателю
  • Математика
  • Исследовательская работа Авторские задачи по теме Обыкновенные дроби по сюжетам башкирских народных сказок

Исследовательская работа Авторские задачи по теме Обыкновенные дроби по сюжетам башкирских народных сказок

Исследовательская работа "Авторские задачи по теме "Обыкновенные дроби" по сюжетам башкирских народных сказок" Уже в детстве мы сталкиваемся не только с целыми предметами, но и с его составными частями. Это яблоко и его половинка, которую мы  просим у мамы, это - апельсин, разделенный на дольки, это - когда мы делит шоколадку на всех членов семьи. Это для ребенка своего рода игра, которая  позволяет показать  возможность дробления предмета на равные доли, учить видеть части в едином целом предме...
Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Исследовательская работа Авторские задачи по теме Обыкновенные дроби по сюжетам башкирских народных сказок.Исследовательская работа Авторские задачи по теме Обыкновенные дроби по сюжетам башкирских народных сказок.Исследовательская работа Авторские задачи по теме Обыкновенные дроби по сюжетам башкирских народных сказок.МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С. БОЛЬШОЙ КУГАНАК МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА СТЕРЛИТАМАКСКИЙ РАЙОН

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН






Исследовательская работа на тему:





Авторские задачи

по теме «Обыкновенные дроби»

по сюжетам башкирских народных сказок.




Автор:

Парфенов Даниил Николаевич,

ученик 5Б класса

МОБУ СОШ с. Большой Куганак

Научный руководитель:

Хлескина Виктория Викторовна,

учитель математики

МОБУ СОШ с. Большой Куганак


2013


Содержание

Введение ……………………………………………………………………………….3


  1. Проведение исследования учащихся 5 классов……………………………….5

    1. 1.1 Тест на определение доминирующего полушария головного мозга………...5

    2. 1.2 Опрос: любовь к математике………………………………………………….7

    3. 2. История возникновения понятия дроби………………………………………...8

    4. 2.1. Понятие дроби. Откуда оно взялось?....................................................................8

    5. 2.2. Дроби у разных народов мира………………………………………………...9

    6. 3. Сбор и анализ башкирских сказок……………………………………………..13

3.1. Башкирские сказки…………………………………………………………...13

3.2. Числа в башкирских сказках………………………………………………...14


  1. Авторские задачи по теме «Обыкновенные дроби» по мотивам башкирских сказок………..............................................................................16

Заключение……………………………………………………………………………20

Список использованной литературы………………………………………………...21






Введение


Уже в детстве мы сталкиваемся не только с целыми предметами, но и с его составными частями. Это яблоко и его половинка, которую мы просим у мамы, это - апельсин, разделенный на дольки, это - когда мы делит шоколадку на всех членов семьи. Это для ребенка своего рода игра, которая позволяет показать возможность дробления предмета на равные доли, учить видеть части в едином целом предмете, выявляет отношение целого и части уже с раннего возраста. Малышами мы не осознавали, что когда брали дольку апельсина, что это уже часть от целого.

С понятием обыкновенной дроби в школе мы знакомимся в 5 классе. Для нас обыкновенные дроби становятся необыкновенными. Однако, материал данной темы изложен очень сухо и многим учащимся кажется «нудным» и «скучноватым».

Как известно, в процессе изучения темы «Обыкновенные дроби» достаточно большое место занимает решение задач. Сюжет этих задач не всегда представляет интерес для учащихся. И мы задались вопросом: Как преподнести задачи по данной теме так, чтобы сюжет задач на дроби был не только занимательным и интересным, но и обладал большим богатым познавательным и воспитательным потенциалом. Нахождение ответа на этот вопрос не оказалось затруднительным. Было принято решение составить авторские задачи по сюжетам башкирских сказок и эпоса на тему «Обыкновенные дроби».

Наша цель:

  1. Провести исследование в 5 классах по выявлению доминирующего полушария головного мозга; по выявлению «любимых» и «не любимых» тем.

  2. Выяснить возникновение понятия дроби.

  3. Собрать и проанализировать башкирские стихи и сказки.

  4. Составить авторские задачи по теме «Обыкновенные дроби».

Первым этапом научно-исследовательской работы было проведение исследования учащихся 5-х классов по выявлению доминирующего полушария головного мозга.

Вторым этапом данной работы был поиск информации о возникновении понятия «дробь», изучение приемов записи дробных частей у различных народов мира. Отмечено, что у разных народов были свои записи, свое понятие дробной части.

На третьем этапе исследования объектом изучения явились тексты более 80 народных сказок, зафиксированных письменно в XX веке (Башкирские народные сказки).

Выявлено, что числовая символика играла важную роль в культуре башкир. Из всего набора числового комплекса, которая формирует числовые представления башкир в рамках картины мира, выделяются числа 1, 2, 3, 4, 7, 9, 40, 100.

На четвертом этапе были составлены авторские задачи по сюжетам башкирских сказок и эпоса по теме «обыкновенные дроби». При составлении задач по сказочным сюжетам автор использовал характерные особенности сказок: народность, оптимизм, увлекательность сюжета, образность и забавность.











  1. Проведение исследования учащихся 5 классов

Ребёнок не хочет, или не любит читать? Трудно даётся математика, иностранный язык? Это значит, что у вашего ребёнка обязательно есть ОБЪЕКТИВНАЯ ПРИЧИНА, мешающая ему легко и радостно учиться, и быть более успешным! И это точно не «лень» (как часто думают наши учителя), и точно не «неправильное воспитание» (как часто думают наши бабушки-дедушки) причём, как правило, на 90% эти проблемы решаемы!

Дело в том, что ребёнок с проблемами в обучении, как правило, имеет незрелость определённых участков мозга. Не будем усугубляться в различные медицинские и психологические термины, а лишь отметим то, что материалы учебника в современной школе изложены для стандартного (подходящего под ряд определенных критериев) ребенка. Однако, каждый ребенок - это личность… Каждый ребенок уникален по-своему. Большую роль играет и развитие полушарий головного мозга. Зачастую какое-то полушарие доминирует над другим - и это, как ни странно, напрямую влияет на способность ребенка к разным наукам. Если учитывать данную информацию при изучении определенного материала, то можно «без таблеток» достичь высоких результатов и отличных показателей по предмету.

В связи с выше изложенным нами был проведен тест на определение доминирующего полушария головного мозга учащихся пятых классов.

  1. 1.1 Тест на определение доминирующего полушария головного мозга.

Данный тест помогает определить, какое из полушарий вашего мозга более активно, помогает глубже понять себя и окружающих. Конечно, результаты теста не претендуют на 100% объективность, но их можно рассматривать как дополнительный материал в познании своей личности и своих психологических особенностей.

  1. Начало формы

1. Поместите руки перед собой и переплетите пальцы, образуя тем самым «замочек» из рук. Посмотрите, какой из двух больших пальцев оказался сверху?

Оценка задания:

♦ Если при переплетении пальцев сверху находится большой палец правой руки-1 балл.

♦ Если большой палец левой руки-0 баллов.

2. Возьмите листок бумаги и проделайте в нем отверстие диаметром примерно 3-4 см. Возьмите листок и разместите листок на расстоянии вытянутой руки. Теперь посмотрите двумя глазами на какую-н. точку в пространстве через отверстие в листке. А сейчас по-очереди закройте сначала один, а затем другой глаз. Посмотрите, в каком из этих двух случаев точка прицела сместится.

Оценка задания:

♦ Если при закрытии правого глаза изображение исчезло -1 балл.

♦ Если при закрытии левого глаза изображение исчезло -0 баллов.

3. Скрестите руки на груди и посмотрите, какая рука оказалась сверху «поза Наполеона»

Оценка задания:

♦ На груди сверху находится локоть правой руки-1 балл.

♦ Локоть левой руки-0 баллов.


4. Для того, чтобы проделать данное задание, вам необходимо поапплодировать или просто похлопать в ладоши. А сейчас обратите внимание, какая рука при апплодировании у вас оказывается сверху.

Оценка задания:

♦ Если сверху находится правая рука-1 балл.

♦ Если сверху находится левая рука-0 баллов.


4. Тест на заводку часов. Представьте, что вам необходимо завести будильник.

Ведущая рука выполняет движения более активно.

Оценка задания:

♦ Активна правая рука-1 балл.

♦ Активна левая рука-0 баллов.

Результаты теста.

Тип

Количество обследованных, (учеников)

Количество обследованных, (%)

Правополушарные дети

16

53,4

Левополушарные дети

11

36,6

Амбидекстеры

3

10

Всего

30

100

У правополушарных детей превалирует правый мозг. А это значит, что у них поэтическое, образное, обобщающее, целостное восприятие мира, в котором доминируют чувства.

У левополушарных детей доминирует левый мозг. Такой ребенок оперирует в деятельности цифрами, математическими формулами,пользуется законами формальной логики.

«Двурукость» (амбидекстры) - оптимум чувства гармонии, оптимальное состояние дееспособного человека. У двурукого человека гармонично развиты оба мозга.


  1. 1.2 Опрос: любовь к математике.

Также был проведен опрос учащихся про любовь к математике. Результаты.

Исследовательская работа Авторские задачи по теме Обыкновенные дроби по сюжетам башкирских народных сказок.

Оказалось, что из 30 опрошенных учеников лишь 2 человека не любят математику.

Также учащимся был задан вопрос: как бы вы хотели проводить урок математики?

Были получены следующие ответы:

  • групповая работа, работа в команде - 10%,

  • работа у доски - 20%,

  • хотелось бы рисовать, чертить - 17%,

  • хотелось бы по-больше исторической информации - 30%,

  • игровая форма урока (КВН, соревнование, шуточные задачи) - 85%,

  • отсутствие домашнего задания - 98%.

Вывод: после проведения исследования выяснилось, что среди учащихся 5 классов преобладают ученики, у которых доминирует правое полушарие головного мозга. То есть большинство (хоть и не с большим отрывом) учащихся руководствуются чувствами и эмоциями при решении жизненных, в том числе и математических, задач. Это творческие люди и во всем делают творческий подход. Соответственно и учитель, готовясь к уроку, должен учесть все выше изложенное, подобрать материал так, чтобы учащиеся с «легкостью» воспринимали информацию. Также необходимо продумать вопрос о том, как через конкретные элементы урока повысить интерес обучающихся к математике, развить нравственные качества, чувство патриотизма, экологическое воспитание и прочее.

  1. 2. История возникновения понятия дроби.

«Бог создал единицу,

а остальные числа придумали люди»

Пифагор.


С самых древних времён для решения жизненных практических вопросов людям приходилось считать предметы и измерять величины, то есть отвечать на вопросы «Сколько?»: сколько овец в стаде, сколько мер зерна собрано с поля, сколько верст от уездного центра и т. д. Так появились числа. Когда человеку понадобилось придумать новые - дробные - числа, появились дроби. В древности к целым и дробным числам относились по-разному: предпочтения были на стороне целых чисел. «Если ты захочешь делить единицу, математики высмеют тебя и не позволят этого делать», - писал основатель афинской Академии Платон. Но не все древнегреческие математики соглашались с Платоном. С дробями свободно обращались Архимед и Герон Александрийский.


  1. 2.1. Понятие дроби. Откуда оно взялось?

Дроби имеют интересную историю происхождения. Они пришли к нам преодолев многие варианты записи разных народов мира.

Необходимость в дробях возникла на очень ранней ступени развития человека. Дележ десятка плодов между членами семьи или добычи, состоящей из двух - трех кроликов между большим числом участников охоты заставлял людей обращаться к дробям - открывать их. В жизни человеку приходилось не только считать предметы, но и измерять величины. Люди встретились с измерениями длин, площадей земельных участков, объемов, массы тел, время, вести расчеты за купленные или проданные товары. Не всегда результат измерения или стоимость товара удавалось выразить натуральным числом. Приходилось учитывать и части, доли меры. Например, измеряя длину участка шагами, человек встречался с таким явлением: в длине укладывалось десять шагов и оставался остаток меньше одного шага.

В связи с этой необходимой работой люди стали употреблять выражения: половина, треть, два с половиной шага. Откуда можно было сделать вывод, что источниками возникновения дробных чисел является результат деления чисел и измерения величин. Так появились дроби.


  1. 2.2. Дроби у разных народов мира.

Первой дробью, с которой познакомились люди, была половина. Следующей дробью была треть.

Дроби на Руси называли долями, то есть маленькими числами. В старых рукописях встречаются следующие названия дробей: половина, полчеть, полополочеть, треть, полтреть.

В русском языке слово дробь появилось в VIII веке, оно происходит от глагола «дробить» - разбивать, ломать на части. В первых учебниках математики (в VII веке) дроби так и назывались - «ломаные числа». У других народов название дроби также связано с глаголами «ломать», «разбивать», «раздроблять».

Дроби Египта.

В Древнем Египте писали на папирусах, то есть на свитках, изготовленных из стеблей растения папируса. Изучение папирусов показало, что египтяне обозначали дроби не так, как обозначаем их мы: вверху - числитель, ниже черты - знаменатель. Любая дробь у нас записывается единообразно.

У них черты дроби не было, специального общего для всех дробей способа обозначения не было. Египтяне употребляли только дроби с числителем единица. Они все дроби старались записать как суммы долей. Например, вместо 8/15 они писали 1/3 + 1/5. Единственным исключением была дробь 2/3. Иногда это бывало удобно.

В папирусе Ахмеса есть задача:"Разделить 7 хлебов между 8 людьми".
Если резать каждый хлеб на 8 частей, придется провести 49 разрезов.
А по-египетски эта задача решалась так. Дробь 7/8 записывали в виде долей: 1/2 + 1/4 + 1/8. Значит, каждому человеку надо дать полхлеба, четверть хлеба и восьмушку хлеба; поэтому четыре хлеба разрезаем пополам, два хлеба - на 4 части и один хлеб - на 8 долей, после чего каждому даем его часть.
Но складывать такие дроби было неудобно. Поэтому папирус Ахмеса начинается с таблицы, в которой все дроби такого вида от 2/5 до 2/99 записаны в виде сумм долей. С помощью этой таблицы выполняли умножение и деление чисел.

То есть, все правила счёта древних египтян основывались на умении складывать и вычитать, удваивать числа и дополнять дроби до единицы. Для дробей были специальные обозначения. Египтяне использовали дроби вида , где n - натуральное число. Такие дроби называются аликвотными. Как было уже выше сказано единственная неаликвотная дробь, которую «признавали» египетские математики, - это. Иногда вместо деления m : n производили умножение m *. Для этого применяли специальные таблицы. Надо сказать, что действия с дробями составляли особенность египетской арифметики, в которой самые простые вычисления порой превращались в сложные задачи.

Дроби Вавилона.


Совсем иным путем пошли вавилоняне. Они работали только с шестидесятеричными дробями. Так как знаменателями таких дробей служит число 60, то такую дробь, как 1/7, нельзя было точно выразить через шестидесятеричные: выражали через них приближенно. Так как система счисления у вавилонян была позиционной, они действовали с шестидесятеричными дробями с помощью тех же таблиц, что и для натуральных чисел.

Шестидесятеричными дробями, унаследованными от Вавилона, пользовались греческие и арабские математики и астрономы. Но было неудобно и очень трудно работать с дробями, записанными по шестидесятеричной системе. Поэтому голландский математик Симон Стевин предложил перейти к десятичным дробям.

Дроби Рима.

Интересная система дробей была в Древнем Риме. Она основывалась на делении на 12 долей единицы веса, которая называлась асс. Двенадцатую долю асса называли унцией. А путь, время и другие величины сравнивали с наглядной вещью - весом. Например, римлянин мог сказать, что он прошел семь унций пути или прочел пять унций книги. При этом, конечно, речь не шла о взвешивании пути или книги. Имелось в виду, что пройдено 7/12 пути или прочтено 5/12 книги.

Особое место занимали дроби -1/2, 1/4, 1/8, 1/16 и т.д. Дело в том, что в древности отдельной арифметической операцией полагали удвоение и деление пополам. Числа перемножали при помощи последовательных удвоений (например, 9 * 5 = 2 * 2 * 2 * 5 + 5); деление пополам было не менее важно - как обратное к удвоению действие. Операция удвоения продержалась довольно долго; ещё в XV веке её считали особым арифметическим действием и рассматривали отдельно, наряду с умножением, делением, сложением и вычитанием.

Дроби Китая.

Дроби были известны и в древнем Китае. Некоторые имели даже свои названия. Половина называлась «бань», треть - «шао бань» («малая половина»), две трети - «тао бань» («большая половина»). Позднее появилось специальное наименование для четвёртой части - «слабая половина». Пользовались и десятичными дробями.

Дроби Древней Греции.

В греческих сочинениях по математике дробей не встречалось. Греческие ученые считали, что математика должна заниматься только целыми числами. Возиться с дробями они предоставляли купцам, ремесленникам, а также астрономам, землемерам, механикам и другому "черному люду". Но старая пословица гласит: "Гони природу в дверь - она влетит в окно". Поэтому и в строго научные сочинения греков дроби проникали "с заднего хода". Кроме арифметики и геометрии, в греческую науку входила музыка. Музыкой греки называли учение о гармонии. Это учение опиралось на ту часть нашей арифметики, в которой говорится об отношениях и пропорциях. Греки знали: чем длиннее натянутая струна, тем ниже получается звук, который она издает, а короткая струна издает высокий звук. Но у всякого музыкального инструмента не одна, а несколько струн. Для того чтобы все струны при игре звучали "согласно", приятно для слуха, длины звучащих частей их должны быть в определенном отношении. Поэтому учение о дробях использовалось в греческой теории музыки.



Дроби и музыка.


Пифагорейцы, много занимавшихся музыкой и обожествлявшие число, считали, что Земля имеет форму шара и находится в центре Вселенной: ведь нет никаких оснований, чтобы она была смещена или вытянута в какую-то одну сторону. Солнце же, Луна и 5 планет (Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн) движутся вокруг Земли. Расстояния от них до нашей планеты таковы, что они как бы составляют семиструнную арфу, и при их движении возникает прекрасная музыка - музыка сфер. Обычно люди не слышат её из-за суеты жизни, и лишь после смерти некоторые из них смогут насладится ею. А Пифагор слышал её при жизни.

Его ученики - пифагорейцы, много занимавшиеся музыкой и обожествлявшие число, исследовали, на сколько повышается тон струны, если её прижать посередине, или на четверть расстояния одного из концов, или на треть. Обнаружилось, что одновременное звучание двух струн приятно для слуха, если длины их относятся как 1:2, или 2:3, или 3:4, что соответствует музыкальным интервалам в октаву, квинту и кварту. Гармония оказалась тесно связанной с дробями, что подтверждало основную мысль пифагорейцев: «число правит миром»…

Так дроби сыграли определяющую роль в музыке. И сейчас в общепринятой нотой записи длинная нота - целая - делится на половинки (вдвое короче), четверти, восьмые, шестнадцатые и тридцать вторые.


Обыкновенные дроби.


m : n =m/n


В дроби m/n (читается: «эм энных») число m, находящееся над чертой, называется числителем, а число n, находящееся под чертой - знаменателем. Знаменатель показывает, на сколько равных частей разделили целое, а числитель показывает, сколько таких частей взяли. Черту дроби можно понимать как знак деления.

Народы прошли через многие варианты записи дробей, пока не пришли к современной записи.

Вначале в записи дробей не использовалась дробная черта. Черта дроби появилась лишь только в 1202 году у итальянского математика Леонардо Пизанского. Он ввел слово дробь. Названия числитель и знаменатель ввел в 13 веке Максим Плануд - греческий монах, ученый, математик.

Современную систему записи дробей создали в Индии. Только там писали знаменатель сверху, а числитель снизу, и не писали дробной черты. А записывать дроби как сейчас стали арабы.

Древние ученые не считали числом результат деления дробных чисел. Например, 12/5=22/5 - дробный результат деления, но к числам его не относили. Интересные сведения об этом записаны в древних рукописях. Задача: «Разделить 100 фунтов между 11 людьми поровну».

Мы решали бы так: 100/11=9 1/11 .Древние математики 100/11 не считали дробью. Остаток от деления 1 фунт предлагается поменять на яйца, которых можно было купить. Если 91:11 то получится по 8 яиц и 3 яйца в остатке. Автор рекомендует отдать их тому, кто делил, или же поменять на соль, чтобы посолить яйца.

На этих примерах мы видим, что дроби входили в жизнь с большими трудностями.

Вывод: Дроби сопровождают нас везде, обойтись без них никак нельзя. В средние века учение о дробях считалось самым трудным разделом арифметики. Римский оратор и писатель Цицерон говорил, что без знаний дробей никто не может признаваться знающим арифметику. А у немцев сохранилась такая поговорка "Попасть в дроби", что означает попасть в трудное положение. Трудности при изучении дробей обусловлены тем, что надо было заучивать таблицы и умножения, и сложения дробей зачастую без понимания и выяснения сущности этих действий.

Интересное и меткое "арифметическое" сравнение сделал Л.Н. Толстой. Он говорил, что человек подобен дроби, числитель которой есть то, что человек представляет собой, а знаменатель-то, что он думает о себе. Чем большего человек о себе мнения, тем больше знаменатель, а значит, тем меньше дробь.


  1. 3. Сбор и анализ башкирских сказок.

Башкирские сказки - уникальный феномен мировой литературы. Они начали зарождаться очень давно - еще во времена первобытнообщинного строя. В этих произведениях описывались не только представления башикирского народа о мироустройстве и возникновении человека, но и об отношениях между людьми, социальных мечтах целого народа, исконных первичных архетипах нации. В те времена возникает и знаменитая разновидность башкирских сказок, называемая «кубаир». Кубаир - это героическая поэма о битвах, сражениях и подвигах, которая, впрочем, в большинстве своем ратует за объединение племен и создание единого башкирского государства.

Разновидности башкирских сказок: бытовые, батырские, волшебные и сказки о животных.

3.1. Башкирские сказки.

Башкирские сказки о животных - составляют один из видов башкирского сказочного жанра. Исследователи этого вида жанра едины во мнении о том, что они возникли еще до развития классового общества в первобытно-общинном строе. В них нашли отражение тотемистические, анимистические взгляды древних башкир. Действующими лицами в них становились напоминающие обыкновенных людей сильные и слабые, мудрые и доверчивые, ловкие и неудалые звери. Они удивительно дружили, ссорились, состязались, достигали желаемого, терпели неудачи, вступали во взаимоотношения с людьми.

Волшебные сказки представлены следующими произведениями: «Умыс», «Волшебное кольцо», «Алтын ашык», «Золотое яблоко», «Киизбай и царские дочери», «Хылубика и Яркей», «Храбрый мальчик», «Егет и лиса» и другие. Заколдованные кони, малыш из теста Икмекбай, шаманы-оборотни, людоеды и золотые рыбки - вот типичные герои волшебных сказок Башкирии.

Башкирские народные бытовые сказки можно разделить на следующие жанровые разновидности:

  • новеллистические;

  • сатирические и юмористические сказки.

Каждая из этих групп имеет свои разновидности, различаемые относительно, а те имеют свои сюжетно-тематические циклы.

Новеллистические сказки делятся в основном на следующие группы:

  • сказки о мудрецах,

  • о влюбленных,

  • верных и неверных супругах,

  • о строптивых женах,

  • о смелых девушках и разбойниках.

В сатирических и юмористических сказках о хитрецах - отмечается, что в отличие от мудрецов и героя, поступающего по мудрому совету, основным средством решения конфликта для хитреца являются обман и одурачивание своего антагониста.

Отдельная разновидность башкирских сказок - богатырские (или, вернее, батырские). Они повествуют о богатырях - славных, храбрых и сильных воинах, которых называли батырами. К этой разновидности сказок относят такие произведения, как «Камыр батыр», «Аюголак», «Урал батыр», «Янгызак батыр», «Санай батыр» и другие.

Башкирские сказки и по сей день остаются актуальными для своего народа.

3.2. Числа в башкирских сказках.

При анализировании башкирских сказок было замечено, что функция имен числительных в сказочном тексте своеобразна и значительна. Это связано с представлениями древнего человека, поклонявшегося некоторым числам. Историко-типологическое изучение наиболее устойчивых числовых атрибутов в языке башкирских народных сказок помогло нам выделить следующие их функции в тексте: информируют о количестве героев (обычно после традиционного зачина даются общие сведения о герое, о его родителях, окружении); определяют возраст героев; обозначают пространство и время; числа, связанные с начальной ситуацией, служащей основой сюжета, указывают на образ жизни, род занятий, богатство или недостатки сказочных героев.

Мифологические образы (семь покровителей, семеро злых духов), мифологическая структура мира (семь сфер неба, семь этажей подземного мира, семь гор), временная характеристика действий мифологических образов (семь месяцев, семь дней, семь лет) и другие понятия в результате эпической диффузии перешли в сказки Мифологические понятия и символы, связанные с числом «семь» в виде традиционных формул вошли в язык многих сказок . Это подтверждают и сочетания «ете кат ер асты», «куктен степсе каты», «ете юл саты» Например- «Етемйэр ете кит ер асты на твшвп киткэн, ти» («Рэйнизар менэн Етемйэр»).

В языке башкирских сказок наиболее часто употребляется число «три». Традиционный трехкратный повтор убыстряет развитие сюжетного события, мир приключений перед взором слушателей превращается в поле ожесточенного, беспощадного боя. Трехкратный повтор действия является продуктом трихотомической структуры модели мира, составляющего основу «святости» числа «три» Трехразовое повторение действия или заклинания в качестве священного элемента начинает утверждаться в структуре обрядов. В результате расширения функционально-семантического применения магического повтора образовались поэтические фигуры, формирующие композицию сказки - «Боролись три дня и три ночи» («Умурзак батыр»).

В сказках, эпосах встречаются повторы: троекратные, семикратные, семидесяти семикратные и др. Повторы в фольклорных произведениях убыстряют или, наоборот, замедляют развитие сюжетного события: Буҙ толпар уны өс тапҡыр һауаға сөйҙө, өс тапҡыр ергә һуҡты 'Сивый тулпар три раза поднял его в воздух, три раза ударил об землю' (эпос "Кузыкурпес и Маянхылыу").

В результате развития народных воззрений о производных числах появляются новые числа, например, число «девять», ставшее священным в результате утроения традиционной троичности, и как магическое число является эволюцией производного числа.

Часто используется в сказках число «сорок один»: «Шунанурын атып ебэрИэ - карлрайзын кырк берелэ жолап твшэ» («. Элеукэй»)

Числа «семьдесят» и «семьдесят семь»: « Был ар сшеш ете йэшкэ еткэс, бер улдары буллы, ти» («Мен башлы аждаЪаны енгэн eren), «Минен. етмеш йэшэр жарсык менэн йугерешергэ. .» (« Караса батыр»).

Числа выполняют композиционную функцию, становятся средством ритмической и звуковой организации эпического стиха, на основании аллитерационно-ассонансного созвучия слов организуют стихотворные строки. Как известно, на основе первичной звуковой организованности языка образуется система звуковых повторов стиха. Это ярко проявляется в загадках, пословицах, поговорках, например:

Өй артында дүрт бүре,

Дүртеһе лә күк бүре.

'За домом четыре волка,

Все четыре сивые' (ответ - оконные створки).

Һигеҙ һыйыр аҫрағансы һимеҙ һыйыр аҫра 'Чем содержать восемь коров, лучше содержать одну упитанную'; егет кешегә етмеш төрлө һөнәр ҙә аҙ 'Молодцу и семьдесят ремесел мало'.

Удесятеренные варианты числительных - 20, 30, 40, 50, 60, 70, 80, 90 - несут гиперболизирующую функцию в описательных конструкциях:алтмыш ҡолас ала бейә 'кобыла в шестьдесят охватов', туғыҙ юрған саҡлы ҡара болот 'туча размером в девять одеял'.

В фольклоре числа могут служить для обозначения пространства и времени, в котором действует герой или совершается его путешествие, происходит борьба с темными силами, врагами. Отчетливо прослеживается использование выражений: ете көн, ете төн 'семь дней, семь ночей', утыҙ йыл 'тридцать лет, ҡырҡ көн 'сорок дней'.

Немыслимо дальнее, фантастическое расстояние в сказках передается выражениями ете (туғыҙ) диңгеҙ аръяғында 'за семью (девятью) морями',ете (туғыҙ) тау артында 'за семью (девятью) горами'.

Вывод: Выявлено, что числовая символика играла важную роль в культуре башкир. Из всего набора числового комплекса, которая формирует числовые представления башкир в рамках картины мира, выделяются числа 1, 2, 3, 4, 7, 9, 40, 100. Сакральная символика этих чисел зафиксирована в духовной и материальной культуре, верованиях, обычаях и обрядах, заговорах, мифологических и космологических представлениях, фольклоре и языке народа.


  1. Авторские задачи по теме «Обыкновенные дроби» по мотивам башкирских сказок.


  1. В сказке «Бай и нищий» бай и нищий делили кусок золота. Нищий предложил устроить соревнование, которое заключалось в том, чтобы погрузиться персонажам в воду реки и затаить дыхание. Кто дольше продержится, тот и выиграл, и соответственно забирает золото. Нищий был хитрецом и как только они погрузились в воду, он вынырнул и унес золото домой. «А бай и ныне там…»..

А представьте ребята, что бай и нищий договорились поделить золото пополам. Какая часть золота досталась каждому? (1/2).

  1. В сказке «Сказка о земле» представители малоземельного племени хотели купить у богатых соседей кусок земли. Дополним данную сказку математическими данными. У богатого племени было во владении 640 га земли, а площадь, которую занимало малоземельное племя составляла 1/8 площади их соседей. Какова была площадь земельного участка бедных жителей? (80 га).

  2. В сказке «Камыр-батыр» мастер сделал для Камыр-батыра чугунную палицу в 15 пудов. Однако она оказалась недостаточно прочной для него: «Желая испытать прочность оружия, Камыр-батыр… метнул палицу ввысь с такой силой, что та исчезла из глаз. Когда палица показалась на обратном пути, Камыр-батыр подставил под нее обнаженную голову. Та, ударившись, разлетелась. Собрал Камыр-батыр обломки и заказал себе новую палицу, еще тяжелее». И сделал ему мастер новую палицу, которая была тяжелее первой, и вес ее был на 2/3 больше. Каков был вес новой палицы? (25 пудов).

  3. В сказке «Юлбат» на пути Юлбата и его друзей протекала широкая река: «…семь верст шириной. А на берегу рыбак с удочкой сидит. Увидел он путников, вскочил да и перешагнул на другой берег». Выразите ширину реки в км, если известно, что 1 верста = 1 17/250 км. (7 119/250 км).

  4. В сказке «Юлбат» царь, не желавший отдать свою дочь Юлбату, придумал испытание для него и его друзей:

« - Есть у меня старуха восьмидесяти лет, - говорит. - Коли обгоните - дочь ваша. Только знайте, что»…много… «верст бежать надо».

Дорога в царстве от замка до леса была длиною 100 верст, а бежать надо было ¼ всего пути. «Юлбат решил, что состязаться со старухой будет его приятель Хромой». Сколько верст надо было бежать Хромому? (25 верст).

  1. «В отдаленные от нас времена некий царь, решив узнать, как живет его народ, чем питается и про что ведет разговоры, переоделся в простую одежду и пошел бродить по своей столице. Он заглядывал в каждый дом, а потом оказался на краю города в доме сапожника. У того сапожника была больная жена и трое детей. И жил он так бедно, что беднее некуда». Стала жена бедняка накрывать на стол, и поставила угощение - свежевыпеченный пирог. И стала его делить…какая часть пирога досталась царю? (1/6). Задача составлена по мотивам сказки «Сапожник и царь».

  2. Есть башкирская сказка о великане, который носил пояс с глубокими карманами. Он прятал в них все свои богатства. Пояс был огромный. Однажды великан растянул его, и пояс лег через всю землю. Так образовался Уральский хребет. «Урал»-по-башкирски пояс. Длина его 250 км. Выразите длину пояса в арканах, если известно, что 1 аркан равен 1/50 км. (12500 арканов).

  3. В сказке «Ястреб и петух» ястреб «летал в деревню к петуху с курицей, гостил у них по целым дням. Клюёт, бывало, вместе с ними из корыта-кормушки ячмень да пшеницу, а сам курице благодарно говорит:

- Какое вкусное угощение! Давайте, курочка - рябочка, я за это вас летать научу...»

И учил ястреб летать курицу 1/5 месяца. Сколько дней учил ястреб летать курочку, если известно, что на дворе был месяц июнь? (6 дней)

  1. Сказка «Лиса - сирота» «Oднажды весной встретились медведь, волк, собака и заяц. Они пожаловались друг другу на то, как плохо жилось им зимой: было холодно и трудно добывать пищу. И стали они держать совет.

- Давайте жить вместе, так будет лучше! - сказал медведь.

Все согласились с этим. Построили они избу на лесной поляне и начали жить вместе. Как-то раз медведь говорит:

- Друзья, пора готовиться к зиме: надо бы купить нам корову. Собака будет пасти ее. Глядишь, к зиме наберем батман масла.»… Остальные охотно согласились с медведем. В тот же день они пошли на базар, продали шкурки убитых ими зверей и на вырученные деньги купили корову.

Собака каждый день выводила корову на поляну и пасла ее, а волк каждый вечер доил ее. Заяц выведывал, где лучше трава для коровы, а медведь распоряжался всем хозяйством.

Так прошло все лето, и к осени друзья собрали целый батман топленого масла.» Выразите количество собранного масла в кг, если известно, что 1 батман составляет 1/8 от 256 кг. (32 кг.)

  1. В сказке «Падчерица» мачеха «заставляла Гульбику работать день и ночь: прясть нитки, теребить шерсть, стирать белье. Сколько бы Гульбика ни работала, она не могла угодить мачехе. Однажды ей не понравились нитки, которые спряла Гульбика. Мачеха рассердилась и выбросила клубок. Гульбика горько заплакала и стала искать клубок. Долго она искала, но нигде его не было, и она пошла искать его на дороге… Шла и шла Гульбика, а клубочка все не было. Она шла по степи» 2/9 пути, «затем по берегу реки» 1/3 пути. «Прошла через страшные овраги и леса». Какую часть пути она шла по оврагам и лесам?(4/9 пути).

  2. В сказке «Аминбек» «Аминбека обвязали веревкой и спустили в колодец. Он осмотрелся кругом: воды в колодце не оказалось. Зато в одном углу лежала целая куча золота. Аминбек наполнил спущенное ведро золотом и крикнул, чтобы тянули. Люди наверху увидели золото, очень обрадовались и сейчас же спустили ведро обратно. Аминбек опять наполнил его золотом. И так он отправил наверх сорок ведер золота.» Сколько золота умещалась в одно ведро, если известно, что этот вес составляет 1/8 от троекратно увеличенного числа поднятых ведер? (15 кг)

  3. В башкирском эпическом сказании «Заятуляк и Хыухылу» батыр Заятуляк, добравшись до берегов озера Асылыкуля, остановился у карагас-горы. Там он неожиданно с Хыухылу (русалкой), дочерью подводного царя: «вдруг он с изумлением заметил неподалеку светлую кучу лучей. Заятуляк осторожно приблизился к тому месту, где переливались загадочные лучи, а, подойдя, глазам своим не поверил: у самого озера на плоском камне сидела водяная дева, распустив свои волосы длиной в шестьдесят локтей и расчесывала их золотым гребнем.» Переведите длину волос в метры, зная что 1 локоть равен 27/50 метра. (32 2/5 м)

  4. В сказке «Аюголак» «Аюголак пошел куда глаза глядят. Встретил он по дороге двух батыров Имян-батыра и Тау-батыра и продолжили они пусть дальше втроем. Месяц они шли, год шли, прошли, говорят, путь длиной с иголку. Много земель, говорят, ногами отмерили…» За первый месяц они прошли 1/12 всего пути, за второй месяц 1/10 всего пути. Сколько километров они прошли за остальные 10 месяцев, если известно, что весь путь был длинной 4260 км? (3479 км).

  5. В легенде «Шахтау» говориться о судьбе молодой девушке Агидель дочери седого Урала. Полюбил эту красивую девушку джигит Ашак и хотел силой взять ее в жены.

«После сумасшедшей скачки конь забежал вперед. Вдруг захрипел и со стоном пал, загородив дорогу Агидели. Ашак торжествовал победу.

Тогда Агидель в отчаянии закричала:

- Отец, спаси меня!

- Никто не придет тебе на помощь,- зло усмехнулся Ашак.- А вот за любимого коня ты у меня получишь. И он хлестнул девушку камчой.

Но грозно встал вдали старик Урал. Сдвинул седые брови, закряхтел сердито. И превратилась Агидель в светлую речку. Побежал Ашак за ней, да никак не мог удержать ее, она выскальзывала из пальцев. Тогда он упал на ее пути, надеясь собой перегородить дорогу. Обогнула его и протекла мимо прекрасная Агидель. В сердцах Ашак сорвал с плеча сокола и бросил в вдогонку девушке, обвернувшейся речкой. Сокол раскинул крылья на пути Агидели, только и это не помогло.

- Вернись, Агидель!- закричал в тоске Ашак. Он вдруг понял, что не сможет без нее жить. Агидель, не слушаясь, бежала дальше.

Тогда Ашак вырвал из груди свое каменное сердце и бросил его под ноги Агидели. На миг остановилась Агидель, прикоснулась к сердцу,

обежала его вокруг, да уже не могла остановиться. Ведь она навсегда стала речкой. И стоят с тех пор на том месте, где Ашак хотел остановить Агидель, 4 шихана: Юрактау, что означает Сердце-гора, Куштау - двугорбая гора, Шахтау, который в старину называли Ашактау, и одинокий шихан, похожий на задранную морду павшего коня, но гору прозвали Торатау». Найдите высоту гор в метрах, если известно, что высота Юрактау составляет 169/201 высоты Торатау, высота Шахтау составляет 56/67 высоты Торатау, высота Торатау 402 м, а их общая высота 1433 м. (Юрактау - 338 м, Шахтау - 336 м, Куштау - 357 м).

Вывод: составление задач оказалось процессом увлекательным и загадочным. При подборке сказок и преданий к задачам мы узнали много нового. Так мы узнали о старинной башкирской мере веса батман, которая равна 32 кг. Так же узнали легенду происхождения горы Шахтау.

Заключение

Математика - это тот школьный предмет, в котором есть нечто такое, что для многих является пугающим. Это строгое разделение всех ответов на правильные и неправильные, и никаких полутонов. Получить плохую оценку по математике - это значит признаться в своей неспособности мыслить логически, поэтому страх неудачи на уроках математики намного выше, чем на других школьных предметах. А страх неудачи всегда мешает изучению. Первый шаг на пути к тому, чтобы избавиться от этого страха - осознать, что математика не является слишком сложной, а наоборот является предметом очень интересным и познавательным. Самой приятной особенностью математики является то, что на уроках математики можно играть, решать интересные задачки, рисовать. Разнообразие на уроках математики делает из чисел то, что поэзия делает из слов, или то, что музыка делает из звуков, или то, что живопись делает из зрительного восприятия.

Одним из многих методов изложения математики является метод составления интересных задач. В своей работе мы показали, что даже при изложении такой серьезной темы как «Обыкновенные дроби» можно найти творческий подход. В основу нашей работы мы взяли содержание башкирских народных сказок.

Народные сказки, как и все другие жанры фольклора, являются сокровищницей устно-поэтической культуры башкирского народа. Сакральная символика, заложенная в понятие числа на различных этапах развития человечества, является характерной чертой числительных башкирской фольклорной традиции, а именно эпосов, сказок, песен, загадок, поговорок и пословиц. Употребление чисел в народном творчестве связано с древнейшими мировоззренческими понятиями и определенными закономерностями фольклорной поэтики.

Материал данной работы можно рекомендовать к использованию на уроках математики или на занятиях школьного математического кружка в качестве дополнительного материала с целью появления заинтересованности к учебному предмету и пробуждения желания к изучению математики у учеников, а также для реализации национально-регионального компонента.





Список используемой литературы

  1. Башкирское народное творчество. Волшебные сказки. Т. 4. / сост. Н. Зарипов. Уфа, 1989.

  2. Башкирское народное творчество. Обрядовый фольклор / сост, авторы предисл., коммент. А. М. Сулейманов, Р. А. Султангареева. Уфа : Китап, 1995. С. 92 (на башк. яз.).

  3. Башкирское народное творчество. Сказки. Кн. 1. / сост. М. Мингажетдинов, А. Харисов. Уфа, 1976 (на башк. яз.).

  4. Башкирское народное творчество. Сказки. Кн. 2. / сост. М. Мингажетдинов, А. Харисов). Уфа, 1976 (на башк. яз.).

  5. Жили, говорят, богатыри / сост. Н. Зарипов. Уфа, 1990 (на башк. яз.)

  6. Башкирские народные сказки. Сказки о животных. Бытовые сказки / пер. Г. Шафиков. - Уфа: Башкирское книжное издательство, 1987. - 116 с.

  7. Абаляев Р.Н. О составлении задач на местном материале// математика в школе. - 1954. - №1. -с.57-58.

  8. Баймурзина Р. Т. Символика чисел в лечебной магии башкир // Городские башкиры: проблемы языка и культуры, здоровья и демографии. Материалы III Межрегиональной научно-практической конференции, посвященной 250-летию со дня рождения Салавата Юлаева. - Уфа: Гилем, 2004. - С.263-268 (на баш.яз.).

  9. Муратова Р. Т. Символика чисел в мифологических представлениях башкир о мире // Актуальные проблемы истории, языка и культуры: Сборник трудов молодых ученых ИИЯЛ УНЦ РАН. III выпуск. - Уфа, 2008.- С.178-183.

  10. Башкирский фольклор. Исследования последних лет. //под. ред. Барага Л. Г., Зарипова Н. Т. Уфа, 1986. 136 с.

  11. Сулейманов А. М. Башкирские народные бытовые сказки /Особенности сюжет, состава, типологии персонажей, жанровой проблематики и поэтики/: Дис. . докт. филол. наук; Уфа, 1990. - 426 с.

  12. Бессонов, А.Г. Башкирские народные сказки./ Башгосиздат,1941 г.

  13. Башкирские богатырские сказки. - Уфа: Башкирское книжное издательство,1981 г. - 336с.

  14. Болгарский Б.В. К вопросу о воспитательном значении преподавания математики// Математика в школе. - 1981. - №1. - с.16-18.

  15. Колеватов М.А. Элементы краеведения на уроках математики// Математика в школе. - 1968. - №6. - с.25-26.

  16. Надршина Фануза. Башкирские народные песни, песни-предания./ Китап,1997 г.

Интернет ресурсы:

bashskazki.ru/

lit-bit.narod.ru/books/a68b106fc35ae54bcd54ba9f0775820a/index.html

© 2010-2022