Индивидуальная траектория образовательного процесса на уроках математики

Раздел Математика
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Индивидуальная траектория образовательного процесса

на уроках математики

Перед каждым учителем ставится задача успешного обучения всех учащихся независимо от их возможностей, потребностей, физического и психологического развития.

Работа учителя, ориентированная на сильного ученика приводит к тому, что у слабых учащихся появляется отвращение к учебе, боязнь высказать собственное мнение на уроке.

Но работа учителя, ориентированная на среднего ученика, также негативно сказывается и на сильных учениках. Такие ученики зачастую и вовсе выпадают из поля зрения учителя. Сильные, талантливые учащиеся теряют интерес к учению, им становится скучно, и в результате к концу обучения талантливые дети превращаются в посредственных учеников.

Поэтому, актуальной становится проблема новой траектории образовательного процесса, вариантов качественного изменения содержания образовательного процесса в рамках внедрения ФГОС, которая должна начинаться с самого ребенка, исходить из потребностей личности ребенка.

Создание таких условий при реализации, которых он проявляет себя в качестве субъекта собственной деятельности, свободно определяющего и реализующего собственные цели, имеющий собственный опыт, добровольно возлагающий на себя ответственность за результаты своей деятельности, для полноценного проявления и развития личности в образовательном процессе и ее адаптации в обществе.

В такой ситуации, по-прежнему актуальным остается вопрос индивидуально-ориентированной системы обучения, позволяющей с одной стороны обеспечить базовую подготовку, а с другой удовлетворить потребности каждого, кто проявляет интерес и способности к учебе.

Учителю в своей работе необходимо учитывать индивидуальные психологические особенности школьников, такие как преобладающие виды памяти (зрительная, слуховая, двигательная и др.), качественные особенности восприятия (предметность, осознанность, структурность), виды мышления (наглядно-образное, словесно-логическое и т.д.).

Но в первую очередь при обучении математике необходимо учитывать индивидуальные особенности математического мышления каждого ученика. Согласно психологическим исследованиям структура математического мышления представляет собой пересечение 5 подструктур: топологической, метрической, алгебраической, порядковой и проективной. Все эти 5 подструктур в математическом мышлении человека существуют не автономно, не изолированно, они не равнозначны. Они находятся в определенной зависимости, иерархии по степени значимости. В соответствии с индивидуальными особенностями та или иная подструктура занимает место доминирующей. Она наиболее ярко выражена по сравнению с остальными, более устойчива и лучше развита.

В соответствии со своей ведущей подструктурой человек по-разному воспринимает, оперирует, перерабатывает и воспроизводит математическую информацию.

В связи с этим особенно остро встает вопрос о личностно-ориентированном подходе обучения.

Одним из вариантов реализации этого может стать индивидуально-ориентированная система обучения, направленная на разрешение основного противоречия традиционной школы, связанного с групповой формой организации обучения и индивидуальным характером усвоения знаний, умений и навыков каждым учащимся.

Этот подход ориентирован на учет своеобразия психики и личности ученика, на развитие индивидуальности, на работу с каждым учеником в рамках одновременной работы со всем классом, на интеграцию индивидуальной работы с формами коллективной деятельности.

Рассмотрим данную технологию на примере преподавания алгебры в 8 классе.

Основой является индивидуально-ориентированный план (приложения 1,2). Он позволяет каждому ученику выбрать задания в соответствии со своими способностями, желанием. В плане указываются сроки сдачи темы, материал, который необходимо знать, повторить для её успешного изучения.

При дифференциации заданий использовать три уровня:

1. Нормативный уровень - задания должны обеспечить усвоение обязательного материала («3»).

2. Компетентный уровень - задания должны быть направлены на развитие у школьников умений обобщать, распознавать, применять, осуществлять («4»).

3. Творческий уровень - задания должны быть направлены на развитие у школьников самостоятельности и критичности мышления, исследовательских умений, творческого подхода к изучению учебного материала («5»).

Таким образом, на каждом этапе урока предоставить возможность ученику стать реальным субъектом деятельности, то есть сделать так, чтобы он не только выполнял определённые действия по намеченному плану, но и принимал участие в:

  • планировании способов достижения намеченной цели;

  • осуществлении контроля и оценки полученных результатов (самостоятельный и взаимный контроль и оценка);

  • осуществлении необходимой коррекции учебной деятельности на основе собственных затруднений;

  • рефлексии деятельности по итогам урока;

  • выборе домашнего задания из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей.

Всего этого от урока требует системно - деятельностный подход, являющейся основой новых ФГОС.

На практике происходит учёт трёх ключевых особенностей нового стандарта: системно-деятельностный подход, ориентация на планируемые результаты, развитие универсальных учебных действий.

Весь учебный процесс при данной системе обучения делится на два основных блока - урок усвоения новых знаний и урок комплексного применения знаний (закрепление).

На уроке усвоения новых знаний происходит

  • Первичное усвоение новых знаний.

  • Первичная проверка понимания

  • Первичное закрепление.

На уроках второго блока учащиеся:

  • осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы)

  • осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля)

  • (учитель консультирует)

  • формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно

  • (учитель консультирует, советует, помогает)

  • дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей, учитель консультирует )

При выполнении плана ученик имеет возможность опережающего обучения по предмету, вне зависимости от выбранного им уровня заданий. Работа по индивидуальному учебному плану позволяет организовать углубленное или коррекционное изучение учебных курсов на индивидуальном уровне.

Выполнив задание, ученик сдает его учителю. Если при ответе он не подтвердил оценку выбранного им уровня знаний, то ему выставляется оценка, соответствующая фактическому знанию материала. При ответе на неудовлетворительную оценку ученику дается возможность повторной сдачи материала. Тем самым не травмируется психика ребенка.

Как и любая технология, эта обладает как положительными, так и отрицательными чертами.

К положительным моментам следует отнести следующее:

- ученики самостоятельно выбирают задания того уровня, которые кажутся им соответствующими их уровню знаний и умений, т.е. вырабатываются навыки самооценки

- система позволяет организовать углубленное и коррекционное изучение курса;

- план, составляемый на каждого ученика, дает возможность учащемуся в зависимости от своих способностей, желания, самочувствия выбрать уровень выполнения заданий, темп усвоения учебного материала;

- самостоятельные и контрольные работы проводятся с учетом материала, выбранного уровня;

- повышается мотивация обучения;

- сберегается физическое и психическое здоровье детей;

- ребята обучаются самостоятельности.

К негативным моментам следует отнести следующее:

- не все ребята могут объективно оценить свои знания и выбрать задания нужного уровня;

- предусматривается большое количество самостоятельной работы, но, к сожалению, не все ученики могут рационально использовать время и свои силы;

Несмотря на все отрицательные моменты, эта технология обладает большим преимуществом перед традиционной формой обучения.


















§9. Формула корней квадратного уравнения.


Необходимо повторить, знать. Уметь

Контрольные

сроки

Задания на оценку «3»

Задания на оценку

«4»

Задания на оценку «5»

Оценка

Подпись учителя

1.Противоположные числа.

2.Вынесение общего множителя за скобки.

3.Решение уравнений вида х² = а.

4.Формулы квадрата суммы и разности двух выражений.

5.Оформление задач, решаемых с помощью уравнений.

6.Решение неполных квадратных уравнений

20.01

Решение всех видов неполных квадратных уравнений.

Определение коэффициентов квадратного уравнения.

Решение квадратного уравнения по формуле.

Определение количества корней в зависимости от знака дискриминанта.

Решение задач.

Решение уравнений со вторым четным коэффициентом.

Решение квадратного уравнения с ис-

пользованием обратной теоремы Виета.

Решение квадратных уравнений, содер-

жащих иррациональные коэффициенты.

Решение квадрат-

ных уравнений с

модулем.

Квадратные урав-

нения относи-

тельно √‾х.

Решение квад-

ратных ур- й,

содержащих пара-

метры .

Приложение 2


§9. Формула корней квадратного уравнения (7 часов).


Срок сдачи: 20.01



Задания на оценку « 3 »



Задания на оценку « 4 »


Задания на оценку « 5»


533, 534, 536, 539, 542, 546, 547, 556, 557, 558, 560, 561, 562, 565, 567, 643, 651



534, 537, 540, 544, 550, 559, 563, 568, 642, 644, 645, 648, 649, 650, 659, 664


538, 545, 551, 564, 646, 654, 656, 657, 659, 660, 661, 663, 666, 668, 672






Задания соответствуют номерам учебника « Алгебра 8» , Авторы: Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк, К.И.Нешков, С.Б.Суворова; под редакцией С.А.Теляковского.



© 2010-2022