- Преподавателю
- Математика
- Рабочая программа по геометрии 9 класс Атанасян
Рабочая программа по геометрии 9 класс Атанасян
Раздел | Математика |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Копсяева И.И. |
Дата | 13.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 18» городского округа город Салават Республики Башкортостан
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ «СОШ №18»
г.Салавата
_____________И.В.Шаульская
Приказ от «__»_____2015г. №__
Рабочая программа
по геометрии
в 9 классах
на 2015 - 2016 учебный год
Автор-составитель:
Копсяева
Ирина
Игоревна,
учитель математики
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания Заместитель директора по УВР
ШМО учителей математики ____________Г.Р. Пушкарева
от «__»_____20___ №____ «__»___________20___г.
Салават
2015 г.
-
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая программа по геометрии для основной общеобразовательной школы 9 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МОиН РФ от 05.03.2004г. № 1089), федерального закона « Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. ФЗ-№273, примерной программы общеобразовательных учреждений по геометрии 7-9 классы, к учебному комплексу для 7-9 классов (авторы Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.В. Кадомцев и др., составитель Т.А. Бурмистрова - М: «Просвещение», 2011. - с. 37-39).
Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Л.С Атанасян, В.Ф. Бутузов, и др. « Геометрия 7-9»,2011г.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает распределение учебных часов по разделам курса. Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение геометрии в 9 классе отводится 68 часов из расчёта 2 часа в неделю.
Цель изучения:
-
овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
-
интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;
-
формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
-
воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса;
-
приобретение конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирование языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания обучающихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.
Задачи курса:
-
научить обучающихся выполнять действия над векторами как направленными отрезками;
-
познакомить с использованием векторов и метода координат при решении геометрических задач;
-
развить умение обучающихся применять тригонометрический аппарат при решении геометрических задач;
-
расширить знания обучающихся о многоугольниках;
-
рассмотреть понятия длины окружности и площади круга для их вычисления;
познакомить обучающихся с понятием движения и его свойствами;
-
дать начальное представление о телах и поверхностях в пространстве.
-
Контрольные работы направлены на проверку уровня базовой подготовки обучающихся, а также на дифференцированную проверку владения формально-оперативным математическим аппаратом, способность к интеграции знаний по основным темам курса.
-
Промежуточный контроль знаний осуществляется с помощью проверочных самостоятельных работ, электронного тестирования, практических работ.
Формы промежуточной и итоговой аттестации: контрольные работы, самостоятельные работы, тесты. Уровень обучения - базовый.
Внесение данных изменений позволит охватить весь изучаемый материал по программе, повысить уровень обученности обучающихся по предмету, а также более эффективно осуществить индивидуальный подход к обучающимся.
-
Ведущими методами обучения предмету являются: объяснительно-иллюстративный и репродуктивный, используется и частично-поисковый. На уроках используются элементы следующих технологий: личностно ориентированное обучение, обучение с применением опорных схем, ИКТ, технология уровневой дифференциации обучения, технология проблемно-развивающего обучения, здоровье-сберегающие технологии, технологии сотрудничества
Система планируемых уроков условна, но все же выделяются следующие виды:
-Урок ознакомления с новым материалом предполагаются совместные усилия учителя и обучающихся для решения общей проблемной познавательной задачи. На таком уроке используется демонстрационный материал на компьютере, разработанный учителем или учениками, мультимедийные продукты.
-Комбинированный урок предполагает выполнение работ и заданий разного вида.
-Урок применения знаний и умений вырабатываются у обучающихся умения и навыки решения задач на уровне обязательной подготовки.
-Урок контрольная работа. Контроль знаний по пройденной теме.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
Геометрия - один из важнейших компонентов математического образования, необходимый для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания обучающихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.
При изучении статистики и теории вероятностей обогащаются представления о современной картине мира и методах его исследования, формируется понимание роли статистики как источника социально значимой информации и закладываются основы вероятностного мышления.
Таким образом, в ходе освоения содержания курса обучающиеся получают возможность:
развить представление о числе и роли вычислений в человеческой практике; сформировать практические навыки выполнения устных, письменных, инструментальных вычислений, развить вычислительную культуру;
овладеть символическим языком геометрии, выработать формально-оперативные алгебраические умения и научиться применять их к решению математических и нематематических задач;
научиться использовать функционально-графические представления для описания и анализа реальных зависимостей;
развить пространственные представления и изобразительные умения, освоить основные факты и методы планиметрии, познакомиться с простейшими пространственными телами и их свойствами;
развить логическое мышление и речь - умения логически обосновывать суждения, проводить несложные систематизации, приводить примеры и контрпримеры, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический) для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
сформировать представления об изучаемых понятиях и методах как важнейших средствах математического моделирования реальных процессов и явлений.
В курсе геометрии 9 класса обучающиеся учатся выполнять действия над векторами как направленными отрезками, что важно для применения векторов в физике; знакомятся с использованием векторов и метода координат при решении геометрических задач; развивается умение обучающихся применять тригонометрический аппарат при решении геометрических задач; расширяется знание обучающихся о многоугольниках; рассматриваются понятия длины окружности и площади круга и формулы для их вычисления; знакомятся обучающиеся с понятием движения и его свойствами, с основными видами движений, со взаимоотношениями наложений и движений; даётся более глубокое представление о системе аксиом планиметрии и аксиоматическом методе; даётся начальное представление телах и поверхностях в пространстве; знакомятся обучающиеся с основными формулами для вычисления площадей; поверхностей и объемов тел.
Примерная программа конкретизирует содержание предметных тем и даёт примерное распределение учебных часов по разделам курса.
-
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ.
В ходе преподавания геометрии в 9 классе, работы над формированием у обучающихся перечисленных в программе знаний и умений следует обращать внимание на то, чтобы они овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:
планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;
решения разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;
исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;
ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования;
поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.
В результате изучения курса геометрии 9 класса обучающиеся должны:
знать/понимать
-
существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;
-
существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;
-
как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
-
как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
-
как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
-
вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов;
-
каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;
-
смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации;
уметь
-
пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира;
-
распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
-
изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур;
-
распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их;
-
в простейших случаях строить сечения и развертки пространственных тел;
-
проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами;
-
вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов), в том числе: для углов от 0 до 180° определять значения тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них, находить стороны, углы и площади треугольников, длины ломаных, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;
-
решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, идеи симметрии;
-
проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
-
решать простейшие планиметрические задачи в пространстве;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
описания реальных ситуаций на языке геометрии;
-
расчетов, включающих простейшие тригонометрические формулы;
-
решения геометрических задач с использованием тригонометрии
-
решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
-
построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).
Методы обучения:
решение задач, работа с учебником, дидактическая игра, взаимопроверка, самостоятельная работа, объяснительно-иллюстративный, эвристический, исследовательски-творческий.
Формы обучения:
фронтальная, групповая, парная.
Уровень обучения:
базовый.
Формы промежуточной и итоговой аттестации:
промежуточная аттестация проводится в форме фронтального или индивидуального устного опроса, письменного контроля (тесты, самостоятельные и контрольные работы).
Контроль знаний, умений и навыков учащихся осуществляется в результате проведения тестирования, самостоятельных и контрольных работ. Тематических контрольных работ - 4.
Педагогические технологии, применяемые на уроках геометрии:
-
Информационно - коммуникационная технология
-
Технология развивающего обучения
-
Здоровье сберегающие технологии
-
Технология проблемного обучения
-
Педагогика сотрудничества.
-
Технологии уровневой дифференциации
-
Групповые технологии.
-
Традиционные технологии (классно-урочная система)
В обучении геометрии используются следующие средства обучения
Идеальные средства обучения
Материальные средства обучения
На уровне урока
языковые системы знаков, используемые в устной и письменной речи;
средства наглядности (схемы, рисунки, чертежи, диаграммы, фото и т. п.);
учебные компьютерные программы по теме урока;
организационно-координирующая деятельность учителя;
уровень квалификации и внутренней культуры учителя;
формы организации учебной деятельности на уроке
отдельные тексты из учебника, пособий и книг;
отдельные задания, упражнения, задачи из учебников, задачников, дидактических материалов;
тестовый материал;
средства наглядности (предметы, действующие макеты, модели);
технические средства обучения;
На уровне предмета
система условных обозначений различных дисциплин;
искусственная среда для накопления навыков по данному предмету;
учебные компьютерные программы, охватывающие весь курс обучения предмету
учебники и учебные пособия;
дидактические материалы;
методические разработки (рекомендации) по предмету;
книги-первоисточники
-
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Глава 9,10. Векторы(8 часов). Метод координат. (13 часов).
Понятие вектора. Равенство векторов. Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число. Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам. Координаты вектора. Простейшие задачи в координатах. Уравнения окружности и прямой. Применение векторов и координат при решении задач.
Глава 11. Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов (16 часов).
Синус, косинус и тангенс угла. Теоремы синусов и косинусов. Решение треугольников. Скалярное произведение векторов и его применение в геометрических задачах.
Глава 12. Длина окружности и площадь круга (14 часов).
Правильные многоугольники. Окружности, описанная около правильного многоугольника и вписанная в него. Построение правильных многоугольников. Длина окружности. Площадь круга.
Глава 13. Движения. (11 часов).
Отображение плоскости на себя. Понятие движения. Осевая и центральная симметрии. Параллельный перенос. Поворот. Наложения и движения.
Повторение. Решение задач. (6часов)
Векторы. Метод координат.
Цель: научить обучающихся выполнять действия над векторами как направленными отрезками, что важно для применения векторов в физике; познакомить с использованием векторов и метода координат при решении геометрических задач.
Вектор определяется как направленный отрезок и действия над векторами вводятся так, как это принято в физике, т. е. как действия с направленными отрезками. Основное внимание должно быть уделено выработке умений выполнять операции над векторами (складывать векторы по правилам треугольника и параллелограмма, строить вектор, равный разности двух данных векторов, а также вектор, равный произведению данного вектора на данное число):
На примерах показывается, как векторы могут применяться к решению геометрических задач. Демонстрируется эффективность применения формул для координат середины отрезка, расстояния между двумя точками, уравнений окружности и прямой в конкретных геометрических задачах, тем самым дается представление об изучении геометрических фигур с помощью методов алгебры. Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов.
Цель: развить умение обучающихся применять тригонометрический аппарат при решении геометрических задач.
Синус и косинус любого угла от 0° до 180° вводятся с помощью единичной полуокружности, доказываются теоремы синусов и косинусов и выводится еще одна формула площади треугольники (половина произведения двух сторон на синус угла между ними). Этот аппарат применяется к решению треугольников.
Скалярное произведение векторов вводится как в физике (произведение векторов на косинус угла между ними). Рассматриваются свойства скалярного произведения и его применение при решении геометрических задач.
Основное внимание следует уделить выработке прочных навыков в применении тригонометрического аппарата при решении геометрических задач.
Длина окружности и площадь круга.
Цель: расширить знание обучающихся о многоугольниках; рассмотреть понятия длины окружности и площади круга и формулы для их вычисления.
В начале темы дается определение правильного многоугольника и рассматриваются теоремы об окружностях, описанной около правильного многоугольника и вписанной в него. С помощью описанной окружности решаются задачи о построении правильного шестиугольника и правильного 2n-угольника, если дан правильный n-угольник.
Формулы, выражающие сторону правильного многоугольника и радиус вписанной в него окружности через радиус описанной окружности, используются при выводе формул длины окружности и площади круга. Вывод опирается на интуитивное представление о пределе: при неограниченном увеличении числа сторон правильного многоугольника, вписанного в окружность, его периметр стремится к длине этой окружности, а площадь - к площади круга, ограниченного окружностью.
Движения.
Цель: познакомить обучающихся с понятием движения и его свойствами, с основными видами движений, со взаимоотношениями наложений и движений.
Движение плоскости вводится как отображение плоскости на себя, сохраняющее расстояние между точками. При рассмотрении видов движении основное внимание уделяется построению образов точек, прямых, отрезков, треугольников при осевой и центральной симметриях, параллельном переносе, повороте. На эффектных примерах показывается применение движений при решении геометрических задач.
Понятие наложения относится в данном курсе к числу основных понятий. Доказывается, что понятия наложения и движения являются эквивалентными: любое наложение является движением плоскости и обратно. Изучение доказательства не является обязательным, однако следует рассмотреть связь понятий наложения и движения.
Об аксиомах геометрии.
Цель: дать более глубокое представление о системе аксиом планиметрии и аксиоматическом методе.
В данной теме рассказывается о различных системах аксиом геометрии, в частности о различных способах введения понятия равенства фигур.
Повторение. Решение задач.
Цель: Повторение, обобщение и систематизация знаний, умений и навыков за курс геометрии 9 класса.
-
Тематическое планирование
Календарно-тематическое планирование 9 классов
№ урока
Содержание материала
Ча
сы
Дата
9а
Факт дата
9а
Дата
9б
Факт дата
9б
Дата
9в
Факт дата
9в
Коррек
ция
Первый семестр:
21
Глава 9 Векторы
8
1
п76-78 Понятие вектора
1
01.09
01.09
01.09
2-3
п79-81Сложение векторов.
2
03.09
08.09
05.09
08.09
05.09
08.09
4
п82 Вычитание векторов.
1
10.09
12.09
12.09
5
п83 Умножение вектора на число.
1
15.09
15.09
15.09
6-8
п84-85 Применение векторов к решению задач.
3
17.09
22.09
24.09
19.09
22.09
26.09
19.09
22.09
26.09
Глава 10. Метод координат.
13
9-10
п.86 Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам
2
29.09
01.10
29.09
03.10
29.09
03.10
11
п.87 Координаты вектора.
1
06.10
06.10
06.10
12
п.88 Связь между координатами вектора и координатами его начала и конца.
1
13.10
13.10
13.10
13-15
п.89 Простейшие задачи в координатах.
3
15.10
20.10
22.10
17.10
20.10
24.10
17.10
20.10
24.10
16
Контрольная работа № 1 «Векторы»
1
27.10
27.10
27.10
17-18
п.90 Уравнение линии на плоскости.
2
29.10
03.11
31.10
03.11
31.10
03.11
19
п.91 Уравнение окружности.
1
05.11
07.11
07.11
20-21
п.92 Уравнение прямой.
2
10.11
12.11
10.11
14.11
10.11
14.11
Второй семестр:
22
Глава 11. Соотношение между сторонами и углами треугольника.
16
22-23
п.93 Синус, косинус, тангенс.
2
24.11
26.11
24.11
28.11
24.11
28.11
24
п. 94 Основное тригонометрическое тождество. Формулы приведения.
1
01.12
01.12
01.12
25-26
п.95 Формулы для вычисления координат точки.
2
03.12
08.12
05.12
08.12
05.12
08.12
27
п.96 Теорема о площади треугольника.
1
10.12
12.12
12.12
28-29
п.97 Теорема косинусов.
2
15.12
17.12
15.12
19.12
15.12
19.12
30-31
п.98 Теорема синусов.
2
22.12
24.12
22.12
26.12
22.12
26.12
32-33
п.99 Решение треугольников.
2
29.12
12.01
29.12
12.01
29.12
12.01
34
п.100 Измерительные работы
1
14.01
16.01
16.01
35
п.101 Угол между векторами.
1
19.01
19.01
19.01
36
п.102 Скалярное произведение векторов.
1
21.01
23.01
23.01
37
Контрольная работа № 2 « Соотношения между сторонами и углами треугольника»
1
26.01
26.01
26.01
Глава 12.Длина окружности и площади круга.
14
38
п.105,п.106 Правильный многоугольник. Окружность, описанная около многоугольника.
1
28.01
30.01
30.01
39
п.107 Окружность, вписанная в правильный многоугольник.
1
02.02
02.02
02.02
40-41
п.108 Формулы для вычисления площади правильного многоугольника, его стороны и радиуса.
2
04.02
09.02
06.02
09.02
06.02
09.02
42-43
п.109 Построение правильных многоугольников.
2
11.02
16.02
13.02
16.02
13.02
16.02
Третий семестр:
25
44
п.110 Длина окружности.
1
18.02
20.02
20.02
45-46
п.111 Площадь круга
2
23.02
25.02
23.02
27.02
23.02
27.02
47
п.112Площадь кругового сектора.
1
08.03
08.03
08.03
48-50
Решение задач
3
10.03
15.03
17.03
12.03
15.03
19.03
12.03
15.03
19.03
51
Контрольная работа №3. «Окружность»
1
22.03
22.03
22.03
Глава 13. Движения.
11
52
п.113 Отображение плоскости на себя.
1
24.03
26.03
26.03
53
п. 114 Понятие движения.
1
29.03
29.03
29.03
54-55
п. 115 Наложения и движения.
2
31.03
05.04
02.04
05.04
02.04
05.04
56-57
п. 116 Параллельный перенос.
2
07.04
12.04
09.04
12.04
09.04
12.04
58-61
п. 117 Поворот
4
14.04
19.04
21.04
26.04
16.04
19.04
23.04
26.04
16.04
19.04
23.04
26.04
62
Контрольная работа №4 «Движение»
1
28.04
30.04
30.04
63-64
Повторение. Площади
2
03.05
05.05
03.05
07.05
03.05
07.05
65-66
Повторение. Окружность.
2
10.05
12.05
10.05
14.05
10.05
14.05
67-69
Повторение. Правильные многоугольники.
3
17.05
19.0524.05
17.05
21.05
24.05
17.05
21.05
24.05
-
Оценка достижения планируемых результатов освоения программы
В результате изучения курса геометрии 9-го класса учащиеся должны уметь:
-
пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;
-
распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
-
изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразование фигур;
-
вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей), в том числе: определять значение тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них; находить стороны, углы и площади треугольников, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;
-
решать геометрические задания, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, соображения симметрии;
-
проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
-
решать простейшие планиметрические задачи в пространстве.
В результате изучения курса учащиеся должны овладеть определенными знаниями и умениями по темам:
Главы 9, 10. Векторы. Метод координат.
В результате изучения данной главы учащиеся должны:
-
знать: определение вектора, различать его начало и конец, виды векторов, определять суммы и разности векторов, произведение вектора на число, что такое координаты вектора; определение средней линией трапеции;
-
уметь: изображать и обозначать вектор, откладывать вектор, равный данному, находить координаты вектора по его координатам начала и конца, вычислять сумму и разность двух векторов по их координатам, строить сумму двух векторов, пользуясь правилами треугольника, параллелограмма, многоугольника; строить окружности и прямые заданные уравнениями.
Глава 11. Соотношения между сторонами и углами треугольника.
В результате изучения данной главы учащиеся должны:
-
знать: определения косинуса синуса, тангенса для острого угла формулы, выражающие их связь; определения скалярного произведения векторов;
-
уметь: воспроизводить доказательства теорем косинусов и синусов, применять в решении задач; находить скалярное произведение векторов в координатах, угол между векторами.
Глава 12. Длина окружности и площадь круга.
В результате изучения данной главы учащиеся должны:
-
знать: определение правильного многоугольника, формулу длины окружности и ее дуги, площади сектора;
-
уметь: вычислять стороны, площади и периметры правильных многоугольников, длину окружности и длину дуги; применять формулы площади круга, сектора при решении задач.
Глава 13. Движения.
В результате изучения данной главы учащиеся должны:
-
знать: определения преобразования плоскости, движения плоскости, определять их виды;
-
уметь: решать задачи, используя определения видов движения.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
описания реальных ситуаций на языке геометрии;
расчетов, включающих простейшие тригонометрические формулы;
решения геометрических задач с использованием тригонометрии
решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин - длин, площадей основных геометрических фигур (используя при необходимости справочники и технические средства);
построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).
КРИТЕРИИ НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО МАТЕМАТИКЕ.
1. Оценка письменных контрольных работ обучающихся по математике.
Ответ оценивается отметкой «5», если:
-
работа выполнена полностью;
-
в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;
-
в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, которая не является следствием незнания или непонимания учебного материала).
Отметка «4» ставится в следующих случаях:
-
работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
-
допущены одна ошибка или есть два - три недочёта в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работ не являлись специальным объектом проверки).
Отметка «3» ставится, если:
-
допущено более одной ошибки или более двух - трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но обучающийся
обладает обязательными умениями по проверяемой теме.
Отметка «2» ставится, если:
1.допущены существенные ошибки, показавшие, что обучающийся не обладает обязательными умениями по данной теме в
полной мере.
Отметка «1» ставится, если:
1.работа показала полное отсутствие у обучающегося обязательных знаний и умений по проверяемой теме или значительная часть работы выполнена не самостоятельно.
Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком математическом развитии обучающегося; за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные обучающемуся дополнительно после выполнения им каких-либо других заданий.
2.Оценка устных ответов обучающихся по математике
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
-
полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;
-
изложил материал грамотным языком, точно используя математическую терминологию и символику, в определенной логической последовательности;
-
правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;
-
показал умение иллюстрировать теорию конкретными примерами, применять ее в новой ситуации при выполнении практического задания;
-
продемонстрировал знание теории ранее изученных сопутствующих тем, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
-
отвечал самостоятельно, без наводящих вопросов учителя;
-
возможны одна - две неточности при освещение второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил после замечания учителя.
Ответ оценивается отметкой «4», если удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:
-
в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившее математическое содержание ответа;
-
допущены один - два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные после замечания учителя;
-
допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные после замечания учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
-
неполно раскрыто содержание материала (содержание изложено фрагментарно, не всегда последовательно), но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для усвоения программного материала (определены «Требованиями к математической подготовке обучающихся» в настоящей программе по математике);
-
имелись затруднения или допущены ошибки в определении математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
-
ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;
-
при достаточном знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
-
не раскрыто основное содержание учебного материала;
-
обнаружено незнание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
-
допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
Общая классификация ошибок.
При оценке знаний, умений и навыков обучающихся следует учитывать все ошибки (грубые и негрубые) и недочёты.
3.1. Грубыми считаются ошибки:
-незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений теории, незнание формул, общепринятых символов , обозначений величин, единиц их измерения;
-незнание наименований единиц измерения;
-неумение выделить в ответе главное;
-неумение применять знания, алгоритмы для решения задач;
-неумение делать выводы и обобщения;
-неумение читать и строить графики;
-неумение пользоваться первоисточниками, учебником и справочниками;
-потеря корня или сохранение постороннего корня;
-отбрасывание без объяснений одного из них;
-равнозначные им ошибки;
-вычислительные ошибки, если они не являются опиской;
-логические ошибки.
3.2. К негрубым ошибкам следует отнести:
-неточность формулировок, определений, понятий, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой одного - двух из этих признаков второстепенными;
-неточность графика;
-нерациональный метод решения задачи или недостаточно продуманный план ответа (нарушение логики, подмена отдельных основных вопросов второстепенными);
-нерациональные методы работы со справочной и другой литературой;
-неумение решать задачи, выполнять задания в общем виде.
3.3. Недочетами являются:
-нерациональные приемы вычислений и преобразований;
-небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.
VI. Перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения, список литературы:
КНИГОПЕЧАТНАЯ ПРОДУКЦИЯ
1. Программы по геометрии к учебнику 7-9. Автор Атанасян Л.С., В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др. (Составитель сборника программ: Т. А .Бурмистрова. «Просвещение», 2010)
2. Геометрия, учеб. для 7-9 кл./ [Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др.] - 16-е изд. - М.: Просвещение, 2011
3. Зив Б.Г. Геометрия: Дидактические материалы для 9 класса/ Б.Г. Зив, В.М. Мейлер. - М.: Просвещение, 2010
4. Изучение геометрии в 7-9 классах: методические рекомендации: кн. для учителя/ Л. С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, Ю.А. Глазков и др.]- М.: Просвещение, 2011
5. Зив Б. Г Задачи по геометрии для 7-11 классов/Б.Г.Зив, В.М.Мейлер, А.Г. Баханский.-М.:Просвещение,2010.
6. Жохов В.И. Геометрия,7-9: книга для учителя/В.И.Жохов,Г.Д. Карташева.-М.:Просвещение,2010
9. Электронный диск СD Геометрия 7-9 Карточки, издательство «Учитель», 2012.
Для обеспечения плодотворного учебного процесса предполагается использование информации и материалов следующих
ИНТЕРНЕТ - РЕСУРСЫ:
• Министерство образования РФ • Тестирование online: 5 - 11 классы
informika.ru/ kokch.kts.ru/cdo/
ed.gov.ru/ uztest.ru/
edu.ru/
• Педагогическая мастерская • Новые технологии в образовании
teacher.fio.ru sumirea.ru/narticle702.html
it-n.ru/ int-edu.ru/
pedsovet.org/
uchportal.ru/
•Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия • сайты «Энциклопедии энциклопедий», например:
mega.km.ru encyclopedia
Перечень материально-технического обеспечения:
-
Компьютер.
-
Комплект чертежных инструментов.
-
Комплект геометрических фигур.
-
Комплект геометрических тел.
Контрольная работа №2 по теме : Векторы
Контрольная работа № 2 « Соотношения между сторонами и углами треугольника»
Контрольная работа №3. «Окружность»