- Преподавателю
- Математика
- Урок математики во 2 классе Деление ( Школа России)
Урок математики во 2 классе Деление ( Школа России)
Раздел | Математика |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Бочкарева Л.В. |
Дата | 08.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Конспект урока математики
МБОУ АСОШ№1
им. П.К.Коршунова
Класс 2 «А»
УМК «Школа России»
Учитель Бочкарева Л.В.
Тема урока: Деление. Связь умножения и деления.
Цель урока: раскрыть смысл действия умножения и его взаимосвязь с действием.
Задачи урока:
-
организовать поисковую деятельность, направленную на осознание взаимосвязи между действиями умножения и деления
-
формировать приёмы анализа, классификации, обобщения через составление задач по модели и решению
-
формировать умение планировать собственную и учебную деятельность
Тип урока: урок «открытия нового знания».
Оборудование:
-
учебник «Математика», 2кл, М.И.Моро и др.;
-
индивидуальный раздаточный материал (рисунки тарелок, яблок);
-
электронное приложение к учебнику М.И. Моро
-
карточки для индивидуальной работы;
-
карточки для определения границ своих знаний
-
карточки для работы в парах
Структура урока
Этапы урока
Время
-
Мотивация к учебной деятельности
-
Актуализация знаний
-
Проблемное объяснение нового материала
-
Первичное закрепление во внешней речи
-
Самостоятельная работа с самопроверкой
-
Рефлексия деятельности на уроке
1 мин
10 мин
18 мин
2 мин
5 мин
4 мин
Ход урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД, выполняемые учащимися на уроке
-
Мотивация к учебной деятельности
Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания комфортной обстановки, определить содержательные рамки урока.
Долгожданный дан звонок
Начинается урок.
Улыбнитесь друг другу.
Подарите мне свою улыбку. Улыбка побежала по классу, понесла добро.
Подумайте о самом дорогом человеке и пожелайте ему добра. Добро вернется к вам и у вас всё получится.
Самоопределение
Целеполагание
-
Какое у вас настроение?
-
Нарисуйте на полях значок:
хорошее
плохое
(Слайд 1)
-
Посмотрим, изменится ли настроение к концу урока.
-
Над какой большой темой мы работаем уже несколько уроков?
-
Мы работаем над темой «Умножение».
-
Какие ещё математические действия мы изучали?
-
Ещё изучали сложение и вычитание
-
Как вы думаете, могут ли в математике существовать ещё какие-либо действия?
-
Дети высказывают предположения
-
Сегодня мы попробуем это выяснить.
-
Актуализация знаний.
Цель: подготовить мышление детей к изучению нового материала через обобщение взаимосвязи действий сложения и вычитания
Вспомним таблицу умножения на 2.
-
Соня, Стас и Влад и Вика будут работать по карточкам.
-
Выберете для себя карточку по своему уровню подготовки.
(На зелёной карточке - задание повышенной сложности.
На розовой - задание, которое нужно выполнить по образцу.).
Дети выбирают карточку по своим силам.
(4 зеленые карточки, 4 розовые)
-
Все остальные будут работать со мной. Желаю всем удачи.
1.Вам нужно записать в тетрадь только выражения
(Слайд 2)
1. Носил орехи бурундук,
По два за каждою щекой.
Насыпал доверху сундук -
Не будет голоден зимой.
-
Сколько орехов за один раз приносил бурундук?
2*2=4
-
Осознанное построение речевого высказывания
-
Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации
-
Выражение своих мыслей достаточно полно и точно
-
Самооценка на основе критерия успешности
Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации
-
Самооценка на основе критерия успешности
-
Самооценка на основе критерия успешности
Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации
-
Как узнали?
-
Что означает первое число 2?
-
Что означает второе число 2?
(Слайд 3)
-
Бурундук приносил 4 ореха за один раз.
-
Я 2 умножил на 2, получается 4.
-
Столько орехов у бурундука за одной щекой.
-
Столько раз по 2 брал бурундук за один раз.
2. Дарит бабушка-лисица
Трём внучатам рукавицы:
«Это вам на зиму, внуки.
Берегите, не теряйте.
Сколько всех, пересчитайте.
-
Сколько рукавиц подарила бабушка?
2*3=6
-
У меня получилось 6 рукавиц.
-
Как узнали?
-
Что означает первое число 2?
-
Что означает второе число 3?
(Слайд 4)
-
Я 2 умножил на 3, получается 6 рукавиц.
-
Столько рукавиц приготовила бабушка для одного внука?
-
Столько раз взяли по 2 рукавицы?
3. Мышка зёрна собирала,
По 2 зёрнышка таскала.
Принесла девятый раз
Каков мышки стал запас?
Сколько зёрнышек собрала мышка?
2*9=18
Мышка собрала 18 зёрнышек
Я умножил 2 на 9, получилось 18.
2-Столько зерен приносила мышка за один раз.
9- столько раз мышка носила по 2 зерна
-
Как узнали?
-
Что означает первое число 2?
-
Что означает второе число 9
- Какие знания вам помогли?
- Кого бы вы хотели поблагодарить за помощь?
-Оцените свою работу. (Светофор)
- Почему ты поднял кружок зеленого,
жёлтого цвета?
(Слайд 5)
2.Работа в парах
-
Вспомните правила работы в паре
- Догадайтесь, по какому правилу составлены схемы?
- Какие знания вам помогли?
(Слайд 6)
3. Задание «Найди пары»
Выберете то задание, которое для вас более интересно и вы в силах его выполнить самостоятельно в тетрадях
Запишите в тетрадь равенства, которые вы составили.
Проверьте. Исправьте ошибки. Зафиксируйте затруднения на полях восклицательным знаком.
(Слайд 7)
-Давайте определим границу своих знаний с помощью таблицы.
(Если вы знаете, умеете и можете помочь другому - ставьте +, если вы не уверены или затрудняетесь - )
- Какие задания у вас вызвали затруднения?
- Почему?
- А хотите научиться?
Слайд 8+ музыка
ФИЗМИНУТКА (звучит музыка)
- сформируйтесь в группы по столько человек:
- Сколько ушей у 2 котят? (4)
- Сколько лап у 3 гусят? (6)
- Сколько голов у 2 щенят? (2)
_ Сколько носов у 20 учеников? (20)
Передайте пожелание удачи своим соседям.
Дети оцениваю свою деятельность
Ответы детей
- В паре нужно работать дружно
- Выслушивать мнение каждого
Работа по карточкам
6 * 18 8
2 3 2 2 * 9 1 *
-Дети работают в парах, разгадывают правило.
- Знания таблицы умножения.
- Мы умеем дружно работать в парах
2*4 4*3
3*4 4*2
-
Я выбрал 1 задание. Я хорошо умею менять множители местами. Знаю переместительный закон.
9*4 9+9+9+9
3*3 3+3+3
-
Мне понравилось 2 задание. Я еще плохо знаю таблицу умножения и заменил его сложением.
2*4 15
5* ? 8
-
Я выбрал 3 задание. Я люблю логические задания. Мне нравится думать.
Таблица
Самостоятельная работа с таблицей
-
Я не могу разделить число 36.
-
Мы этому еще не учились.
Дети выполняют команды учителя
Встают в группы по команде учителя.
Взаимодействие между сложением и вычитанием
Запись на доске:
+7 10
?
-2
? 5
-
Посмотрите на доску. Что общего в записях?
-
Как найти неизвестный объект операции?
-
Какая операция обратная для сложения? Для вычитания?
Вывод:
-
Итак, назовите два взаимообратных действия.
-
-Какие математические действия вы еще знаете?
-
- А какое действие мы сегодня выполняли, когда играли во время физминутки?
- А где в вашей жизни встречалось деление?
Назовите действие обратное умножению.
- Что такое деление?
-
Неизвестен объект операции.
-
Надо выполнить обратную операцию.
Это действие вычитание.
-
А для вычитания - сложение.
Вычитание проверяем сложением, а сложение вычитанием.
-Сложение и вычитание
-Умножение.
-Мы делились на группы.
-Мы делили конфеты, раздавали пачку тетрадей - каждому по 1, идем по парам, работаем в группах, делимся на команды когда играем. Делим торт на кусочки.
- Деление.
- Это математическое действие.
-
Выполнение пробного учебного действия
-
Выражение своих мыслей достаточно полно и точно
-
Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации
- Назовите тему урока
- Какую цель поставим?
- Деление
- Понять смысл деления.
- Научиться делить.
-
Проблемное объяснение нового материала
Цель: организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется необходимость нового математического действия, согласовать тему и цель урока.
-
Придумайте задачу по рисунку (слайд 9)
-
Прогнозирование
-
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
-
Подведение под понятие
-
Установление причинно-следственных связей
-
Итак, какую задачу вы придумали?
-
Сделайте схематический рисунок.
-
«На пяти тарелках лежат по два яблока. Сколько яблок на тарелках?»
-
«На одной тарелке лежит два яблока. Сколько яблок лежит на пяти тарелках?»
-
Запишите решение задачи.
-
Что значат цифры 2, 5, 10?
-
Посмотрите, у меня на столе 10 яблок. Какую обратную задачу мы можем придумать?
- Сколько яблок на столе?
- Как будем раскладывать яблоки?
- Сколько понадобилось тарелок?
- Какое действие мы выполняли?
- В математике это действие называется ДЕЛЕНИЕМ и обозначается вот таким знаком «:». Его употребляют когда нужно что- то разложить по, разлить на…, раздать по…, разрезать.
- Как же записать решение новой задачи на деление?
Какую задачу еще можно придумать с этими же числами на деление?
-
2*5=10 (яб.)
-
На столе лежало 10 яблок. Ребята разложили по 2 яблока на каждую тарелку. Сколько тарелок понадобится?
-
10
-
По 2 на каждую тарелку.
-
5.
-
Раскладывали.
-
10:2= 5(т.)
10 яблок разложили на 5 тарелок. По сколько яблок лежит на каждой тарелке?
10:5=2 (яб.)
-
Первичное закрепление во внешней речи
Цель: формирование осознанного и произвольного построения речевого высказывания по теме
-
(Слайд 10)
-
С помощью каких действий мы решали задачи?
-
Можно ли сказать, что действия умножения и деления связаны между собой?
-
Как найти множитель, если известно произведение и другой множитель?
(Слайд 11)
-
Составьте выражение с умножением по рисунку.
-
А теперь составьте два выражения на деление по этой же картинке и найдите их значение.
-
Что обозначает каждое число в этих равенствах?
-
(Слайд 12)
-
С помощью умножения и деления.
-
Можно.
2*5=10
10:2=5
10:5=2
-
Если произведение разделить на первый множитель, то получится второй множитель.
-
Если произведение разделить на второй множитель, то получится первый множитель.
2∙3=6
6:2=3
6:3=2
-
Анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия
-
Подведение под понятие
-
Установление причинно-следственных связей
-
Выполнение действий по алгоритму
-
Учёт разных мнений
-
Самостоятельная работа с самопроверкой
Цель: выполнение действий по алгоритму
-
Прочитайте запись: 2∙4= (слайд 13)
-
Найдите значение этого выражения.
-
Используя знания о связи действия умножения и деления, составьте два равенства на деление.
-
Какой вывод вы сделали об этих действиях?
-
Обоснуйте свои ответы.
-
Оцените свою деятельность на полях тетради
-
У кого задание вызвало затруднение? В чём?
-
Что помогло вам справиться с заданием?
Дети читают запись.
2∙4=8
8:2=4
8:4=2
Они связаны между собой
Ответы детей
Знание о связи умножения и деления.
-
Анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия
-
Выполнение действий по алгоритму
-
Контроль
-
Коррекция
-
Оценка
-
Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точность
-
Учёт разных мнений
-
Рефлексия деятельности на уроке
Цель: оценить результаты собственной деятельности
А сейчас мне хочется узнать
-
Какое задание на уроке было самым интересным?
-
Назовите слова, которые в математике заменяют знаком «: ».
-
Где в жизни вам пригодится деление?
-
Если вы считаете, что всё поняли на уроке, возьмите из конверта красное яблоко, если остались вопросы по теме - жёлтое, если было трудно и непонятно - зелёное.
(Слайд 14)
-
Прикрепите ваши яблочки на яблоню.
-
Нарисуйте на полях значок «солнышко» или «тучка».
-Изменилось ли настроение к концу урока?
-
-Поднимем настроение или сделаем его ещё лучше
- Я хочу вам всем сказать большое спасибо за то, что каждый из вас мне сегодня очень помог. Без ваших ответов мне бы было очень трудно. Вы хорошие ученики.
-Сегодня наша яблонька нарядилась яблоками. Я тоже вам дарю яблоки. У меня их 10.Как разделить 10 яблок на 20 учеников?
-
Урок окончен.
-
Ответы детей.
-
Разложили, раздали, распределили
Ответы детей
-
Дети прикрепляют свои яблоки на дерево.
-
Дети рисуют значок.
5.Дети делят яблоки
Каждая пара получает яблоко на тарелке и самостоятельно его делят.
-
Самооценка на основе критерия успешности
-
Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности
-
Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью