Урок - Математическое путешествие (6 класс)

Урок - Математическое путешествие проводится в 6 классе. В ходе урока проверяются знания обучающихся по теме "Рациональные числа". Форма проведения урока: математическое путешествие в Чагринскую кедровую рощу - ботанический памятник природы Вологодской области.  Для урока готовятся: схема - план рощи, таблицы, диаграммы, иллюстрации, кедровые орехи, штангенциркуль, фонограмма с пением птиц, обитающих в кедровой роще. Ученикам предлагается шесть видов заданий, при выполнении которых они не только...
Раздел Математика
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Название работы: Урок - Математическое путешествие

Автор: Москвина Наталья Александровна, учитель математики, Бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2 г.Грязовца» Вологодской области.

Описание работы: данный материал может быть полезен учителям математики, работающим в 6 классах. Использовать его можно при изучении темы «Рациональные числа».

Урок - Математическое путешествие

Цель: проверить знания обучающихся по теме «Рациональные числа». Выявить проблемы и найти пути их решения.

Форма: математическое путешествие в Чагринскую кедровую рощу - ботанический памятник природы Вологодской области.

Оборудование: схема - план рощи, таблицы, диаграммы, иллюстрации, кедровые орехи, штангенциркуль.

Ход урока.

(Учитель включает фонограмму птичьих голосов и предлагает всем мысленно перенестись в кедровую рощу. С помощью компьютера демонстрируются кадры с изображением кедровой рощи.)

Ведущий (учитель).

Дорогие ребята! В Вологодской области в Грязовецком муниципальном районе находится Чагринская кедровая роща - ботанический памятник природы областного значения, относящийся к особо охраняемым территориям. Знакомство с ней мы проведём в ходе математического путешествия.

Мы будто слышим голоса просыпающегося леса, ощущаем первые ароматы весны, нас окружает первая распускающаяся зелень, звенящая голубизна неба. Собираясь в любое путешествие, мы всегда к нему готовимся. Так давайте сейчас проведем необычную математическую разминку, чтобы лучше подготовиться к встрече с Чагринской кедровой рощей и её обитателями.

Задание 1. Определите последовательность выполнения действий в приведенных примерах, вычислите правильный ответ и запомните соответствующую ему букву. При работе используются сигнальные карточки.

(-8+17-3×9):2. Варианты ответов: -9 - Ч; 8 - А; 21 - М.

-12×3-(-9+5):4. Варианты ответов: -37 - В; -35 - К; 34 - М.

(32 - 22 )×(-7) +5. Варианты ответов: -40 - Е; 30 - Н; -30 - Р.

Что получили?

(ЧКР-Чагринская кедровая роща).

Задание 2. Продолжим устный счёт, отгадываем новое слово. Решаем примеры по порядку и составляем слово из букв, соответствующим правильным ответам.

4× (-1,5 - 0,5) + 2; 4 - 2,8: (-).7) - 5,6; -9× 0,3 + 1,7 + 1; (-8,4 + 0,4) : 2 - 6,4;

12,3 + (-9) : 2 + 0,2.

Ответы: 2,4 - С; -6 - К; 1 - Й; -10,4 - А; 8 - О.

Что получили?

(При правильном порядке из букв, соответствующих ответам, складывается слово «сойка».)

О чём вы можете рассказать, используя слова - ответы «ЧКР» и «сойка» и еще число «1902»?

(Ученики должны высказаться примерно так: «ЧКР - Чагринская кедровая роща - ботанический памятник природы Вологодской области. Она была заложена крепостными крестьянами помещика П.А.Петрова в 1902 году. Саженцы кедра (286) были привезены из Сибири. Сойка - обитатель кедровой рощи.)

Задание 3. Теперь после серьезной устной работы можно двигаться дальше. Но на пути следования в рощу - шлагбаум, который откроют для учеников, верно решивших задачи: 1) определите площадь кедровой рощи, если её длина 2 км, а ширина 1,7 км.(3,4 га). Кедры в роще высажены рядами. 2) найдите общее число кедров, высаженных в роще, если в ней 24 ряда, а в каждом ряду в среднем по 11 кедров.

Задание 4. Вот мы заходим в рощу и слышим голоса её обитателей: желтоголового королька, сойки, вороны. Выполните следующее задание: отметьте на координатной плоскости точки, соедините их и определите изображение какой из этих трёх птиц получилось. ( Королёк.)

(-2;10), (-1;11), (0;11,5), (2;11,5), (3;11), (4;7), (5;-1), (6;-3), (13;-7), (10;-8), (10;-10), (5;-6), (3;-6), (-5;-4), (-6,5;-1), (-6;3), (-5;5), (-1,5;8), (-3,5;8,5), (-2,5;9).

Глаз: (-1;9).

Крыло: (-1;5), (2;3), (2;-2), (-2;1)

Задание 5. Размножается кедр семенами, которые созревают в августе на второй год после «цветения» шишек. В урожайный год одно дерево даёт 1000 - 1500 шишек. Кедровые орехи все разных размеров. С помощью штангенциркуля можно измерить длину (большой диаметр) и ширину (малый диаметр) ореха.

Задача: найдите средние арифметические значения длины, ширины кедровых орехов.

Размеры кедровых орехов

Орехи

Длина, мм

Ширина, мм

1

12

7

2

11

6

3

11

6

4

10

5

5

9

5


Ответы: средняя длина - 10,6 мм; средняя ширина - 5,8 мм.

Ученики рассказывают об использовании кедровых орехов в пищевой промышленности и медицине.

Психологическая разгрузка.

Все встали в круг и представили, что стоите у кедров. Наполните свои лёгкие кислородом: сделайте несколько глубоких вздохов и выдохов. А затем, разбившись на группы, попытайтесь осуществить обхват кедра, если диаметр ствола дерева составляет 2,8 м (размах ваших рук приблизительно 1 м). Сколько человек в группе должно быть, чтобы выполнить поставленную задачу?

Задание 6. Сравните экологическое состояние Чагринской кедровой рощи по указанным в таблице параметрам и сделайте вывод.

Экологическое состояние Чагринской кедровой рощи


Параметры

Годы

1950

1995

2000

Количество кедров столетнего возраста

220

160

152

Больные, засыхающие

10%

20%

30%

Выпад

Единичный

30%

35%

Плодоношение

220

118

107

Диаметр ствола на уровне груди человека

40-50 см, ширина кроны 6 м

62-92 см, ширина кроны 5 м

70- 110 см, ширина кроны 5 м

Высота

10 - 15 м

15 - 18 м

18 - 21 м

В завершении урока подводятся итоги путешествия, оценивается деятельность каждого ученика.

Авторская разработка.

© 2010-2022