• Преподавателю
  • Математика
  • Эссе «Связь понятия «деятельность» и «математика». Взаимодействие между ними. Основные структурные элементы математической деятельности»

Эссе «Связь понятия «деятельность» и «математика». Взаимодействие между ними. Основные структурные элементы математической деятельности»

Раздел Математика
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Эссе «Связь понятия «деятельность» и «математика».

Взаимодействие между ними. Основные структурные элементы

математической деятельности»

Понятие «деятельность» как философская категория изучалась с возникновения наук о человеке и рассматривается как динамическая система взаимодействия субъекта с миром. В качестве объяснительного принципа психики категория «деятельность» используется при изучении различных областей психической реальности ( психология познавательных процессов, мотивации, воли, эмоций, личности, внутригрупповых процессов) и при построении различных отраслей психологии (общая, социальная, возрастная, педагогическая, медицинская и т.д.)

Мы исходим от того, что образовательный процесс - это тоже вид деятельности, направленный на результат, имеющий и цели , и потребности , и мотив , а самое главное - субъект , объект и предмет деятельности.

Математика - одна из самых первых древнейших наук, имеющая всегда прикладное (деятельностное) применение. Математика - это наука и размышление, «знание».

Наука, основанная на парадигме деятельности: проектирование, прогнозирование, измерение, вычисление, исследование, сравнение, моделирование и т.д.

Любая деятельность направлена, прежде всего, на преобразование действительности.Так и математика, как наука о количественных отношениях и пространственных формах действующего мира направлена на постоянные изменения и преобразования.

Математическая наука также имеет свою структуру: в образовании - это участники образовательного процесса, педагоги и обучающиеся, заказчиком обучения является государство. Имеется также предметная составляющая -которая постоянно подвергается изменениям.

Педагог в своей работе использует различные инструментарии: технологии, методы, приемы. Точно также, как в любой деятельности.

В любой деятельности обязательно присутствует контрольно-измерительное звено или контрольно - оценочное. (В образовании своя система оценивания результатов деятельности).

Выпускник должен обладать ключевыми образовательными компетенциями, например, в такой области , как « математика». Сравниваем, с трудовой деятельностью: человек получает разряды по мере приобретения профессионального опыта.

К математике, с точки зрения ученых, всегда предъявлялись и предъявляются завышенные требования. Я никогда не слышала, чтобы во всех бедах человечества, техногенных катастрофах, разрушительных природных явлениях и т.п. были виноваты, например, литераторы или музыканты. Во всем виноваты, конечно, же математики. Неправильно просчитали, не исследовали, не спрогнозировали.

Вспомним высказывание Шерлока Холмса, когда он на воздушном шаре прилетел не туда, куда планировал. «Чертовы математики» - никогда не могут правильно рассчитать расстояние».

Деятельность - это основополагающая категория современного образования неразрывно, она связана с образованием как системой. Разное время становления человечества требовало и разные результаты. Математика с течением времени, становится все более востребованной деятельностью в истории человечества, более важной и приоритетной, по сравнению с другими образовательными областями.

3.Задание-ситуация .Организация учебной деятельности по решению задач нового типа.

Задача на движение по реке. Субъект деятельности - ученик.

Компоненты учебной деятельности. Какую ситуацию можно предложить учащимся для мотивации решения задач данного типа?

Прежде всего нужно создать проблемную ситуацию.

Для мотивации достаточно отправиться с детьми на прогулку к берегу любой реки или водоема. Играем, отдыхаем. Неожиданно задаем вопрос.

У нас есть паром, катер. Как нам перебраться на тот берег реки, зная

скорость течения реки, скорость движения парома и катера?

Нам еще важно вернуться в школу к определенному времени.

Автобуса на этом берегу не будет. Есть альтернатива - паром или катер.

Какой вариант выбрать?

Таким образом, прописываем алгоритм проблемно - поисковой технологии.

1.Целевое назначение: активизация продуктивного мышления, формирование поисковых процедур: как добраться до противоположного берега?

Развитие способностей к анализу.

2.Последовательность этапов: организация сбора фактов, примеров, предъявление чужого или своего опыта, моделирование ситуации , создание условий для эмоционального переживания, удивления, стимулирование потребности объяснить.

3.Формулирование проблемы: самостоятельный анализ ситуации, выявление противоречивых моментов, сбор фактов ,постановка вопроса о предмете передвижения, планирование этапов и способов решения проблемы.

4.Выдвижение гипотезы

Самостоятельно или методом « мозгового штурма»

Для этого сбор дополнительной информации, интуиция, догадки.

5.Поиск решения проблемы.

Подведение теории под факты, анализ и обоснование решения.

6.Формулирование выводов.

Решение поставленной задачи.

7.Применение выводов на практике

Переправа на другой берег

Иллюстрация верности найденного решения

8.Контроль и управление

Консультирование учащихся, сотрудничество с учащимися на равных,

Коллективное обсуждение результата.

Итоговая отчетность в виде выступления или потом письменного отчета в классе.



© 2010-2022