Возведение в квадрат суммы и разности двух выражений

Раздел Математика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: «Возведение в квадрат суммы и разности двух выражений»

Тип урока: урок ознакомления с новым материалом

Вид урока: комбинированный

Цель урока:

- вывод формул квадрата разности и квадрата суммы двух выражений;

- формирование умения практически применять эти формулы для упрощения выражений;

Задачи урока:

Образовательные:

- Выработка умения применять формул квадрата суммы и квадрат разности двух выражений;

- Развитие математической культуры в чтении и оформлении записи выражений;

Развивающие:

- Развитие математического мышления, памяти, внимания;

- Развитие устной и письменной речи учащихся;

Воспитательные:

- Воспитание культуры умственного труда;

- Воспитание информационной культуры;

- Воспитание дисциплинированности на уроке;

Формы обучения:

Индивидуальная, фронтальная работа.

Оборудование:

  1. ИКТ, презентация;

  2. Раздаточный материал: карточки, набор фигур, сигнальные карточки.

Структура урока:


  1. Организационный момент (2 мин).

  2. Актуализация опорных знаний учащихся (5 мин).

  3. Изучение нового материала (5 мин).

  4. Закрепление пройденного материала (12 мин).

  5. Физкультминутка (1 мин).

  6. Формирование умений и навыков (10 мин).

  7. Подведение итогов (2 мин).

  8. Постановка домашнего задания (2 мин).

  9. Рефлексия (1 мин).

  1. Организационный момент

- Здравствуйте!

- Меня зовут Галина Анушевна

- Я учитель математики «Привольненской СОШ»

- Сегодня я провожу конкурсный урок в вашем классе и надеюсь на вашу помощь.

- Откройте тетради и запишите число и тему урока.

- Эпиграфом к уроку взяты слова первой в мире женщины - профессора математика Софьи Васильевны Ковалевской " У математиков существует свой язык - это формулы". (Слайд 2)

История, которая определил ее жизненный путь, случилась с ней в раннем детстве, когда на её комнату не хватило обоев, вместо которых были наклеены листы с лекциями Остроградского по математике.

II. Актуализация знаний

- Ребята, посмотрите на тему урока и попробуйте сформулировать цели урока.

Постановка целей урока. (Слайд 3)

(Узнаем формулы сокращённого умножения, научимся их записывать, читать, проговаривать и пользоваться ими.)

- Устные упражнения помогут нам в дальнейшей работе.

Устная работа. (Слайд 4-7)


  1. Установите соответствие между вопросом и ответом:


  • Что называют одночленом?

  • Какие слагаемые называются подобными?

  • Что называют многочленом?

  • Как умножить степени с одинаковым основанием?

  • Как возвести произведение в степень?


  • СУММУ ОДНОЧЛЕНОВ

  • Возвести в данную степень каждый множитель ПРОИЗВЕДЕНИЕ ЧИСЕЛ, ПЕРЕМЕННЫХ И ИХ СТЕПЕНЕЙ

  • СЛАГАЕМЫЕ С ОДИНАКОВОЙ БУКВЕННОЙ ЧАСТЬЮ

  • ОСНОВАНИЕ ОСТАВИТЬ ТЕМ ЖЕ, А ПОКАЗАТЕЛИ ПЕРЕМНОЖИТЬ

2) Найдите квадраты выражений:

a ; - 2 ; 5b ; 6х2 у3?

3) Представьте в виде квадрата: квадрат …

64, 100, 36а2 , 25х4, х6с8, 49b2c4

4) Найти удвоенное произведение одночленов:

3b и -5c; a и b; 0.5y и 6; 0.4x и 2x2.

(Ответ: -30bc; 2ab; 6y; 1.6x3)

5) Объясните: как умножить многочлен на многочлен?

(Ответ: чтобы умножить многочлен на многочлен, нужно каждый член одного многочлена умножить на каждый член другого многочлена и полученные произведения сложить)


  1. Изучение нового материала

- А теперь давайте выполним умножение многочлена на многочлен. (К доске выходят двое учащихся)

(а + b)2=(а + b)∙(а+b)=_____________

Таким образом, получится, что

(а + b)2=

(а - b)2=(а - b)∙ (а - b)=____________

Таким образом, получится, что

(а - b)2=

Обсуждение полученных результатов

- Ребята, посмотрите внимательно на получившиеся результаты.

- Что обозначает умножение двух одинаковых выражений?

(Ответ: возведение в квадрат)

- Что служит результатом умножения? (Ответ: в результате умножения получился многочлен, состоящий из суммы трех одночленов, т.е. трехчлен)

- Что представляет собой каждый член данного трехчлена?

Ответ: - первый - квадрат первого слагаемого

- второй - удвоенное произведение первого на второе

- третий - квадрат второго слагаемого

Итак, мы сформулировали две формулы, которые относятся к формулам сокращенного умножения:

1. (а + в)2 = а2 + 2ав + в2 - Квадрат суммы двух выражений

2. (а - в)2 = а2 - 2ав + в2 - Квадрат разности двух выражений

- Чем отличаются данные формулы?

-Сформулируйте эти формулы словесно. (Слайд 8)

Квадрат суммы двух выражений равен

квадрату первого выражения

плюс удвоенное произведение первого и второго выражений

плюс квадрат второго выражения

Квадрат разности двух выражений равен

квадрату первого выражения

минус удвоенное произведение первого и второго выражений

плюс квадрат второго выражения


Геометрический смысл формулы
(a+b)2= a2+2ab+b2 для положительных чисел a и b (Слайд 9)

- Первые общие утверждения о тождественных преобразованиях встречаются у древнегреческих математиков, начиная с шестого века до н.э. Среди математиков Древней Греции было принято выражать все алгебраические утверждения в геометрической форме. Вместо сложения чисел говорили о сложении отрезков, произведение двух чисел истолковывали как площадь прямоугольника. Формулы квадрата суммы и разности двух выражений знали еще в Древнем Вавилоне, а древнегреческие математики знали ее геометрическое истолкование.

- У вас на столах лежат фигуры. Давайте с их помощью докажем геометрический смысл формулы квадрата суммы двух выражений. Составьте из данных фигур квадрат и найдите его площадь.

- Чему равна площадь полученной фигуры?

Возведение в квадрат суммы и разности двух выражений


  1. Закрепление пройденного материала

- Ребята, следующее задание мы выполним по технологию великого математика Эрдниева Пюрви Мучкаевича (технология УДЕ)

- Посмотрите внимательно на карточки (на столах и на доске). Формулы квадрата суммы и квадрата разности можно представить с помощью геометрических фигурок следующим образом:

( ± Δ)2 = □2 ± 2∙□∙Δ+ Δ2

Эти фигурки изображают "окошечки", куда можно вписать различные одночлены, чтобы понять и запомнить эти формулы. Вам необходимо заполнить таблицу.

Заполните таблицу по образцу

(ученики, выполняющие данное задание у доски должны проговаривать правила возведения в квадрат суммы и разности двух выражений)

Δ

(□ ± Δ)2

2 ± 2∙□∙Δ+ Δ2

Результат упрощения

2a

6

(2a+6)2



9

3c

(9-3c)2



у

(4x+y)2



5m

n

(5m-n)2



2b2

(3a+2b2)2



z2

2b3

(z2-2b3)2




  1. Физминутка. (Слайд 10 -11)

Упражнение "Телевизор'

Предлагаю вам упражнение под названием "Телевизор".
Приготовились. Сядьте удобно, выпрямив спину. Руки положили на колени. "Раз" - вдох, "два"- выдох. Перед вами записана формула квадрата суммы двух выражений (a + b)2 = a2 + 2ab + b2 (слайд). Посмотрели и запомнили. Закрыли глаза и представили перед собой светящийся экран телевизора, где записана формула, которую вы только что видели. Я читаю, а вы слушаете меня: квадрат суммы двух выражений a и b равен а в квадрате плюс удвоенное произведение а и b и плюс b в квадрате. Шепотом повторили. Открыли глаза. Записали.
(И так каждую из формул)

А теперь проверьте, есть ли у вас ошибки. Этот прием запоминания, когда у вас включается и механическая, и зрительная и слуховая память очень важен при изучении большого количества формул.


  1. Формирование умений и навыков

Открываем учебник на стр. 166 и выполняем № 799 (а, б), № 800 (ж, з) № 803 (а, б, д, е), № 812 (а, б, в, г) (у доски)

- При выполнении заданий необходимо проговаривать правила возведения в квадрат суммы и разности двух выражений

№ 799

а) (x+y)2 =x2+2xy+y2

б) (p-q)2 = p2-2pq+q2

№ 800

в) (x+9)2 = x2+18x+81

г) (8-a)2 = 64-16a+a2

ж) (0.2-x)2 = 0.04-0.4x+x2

з) (r-0.5)2 = r2-r+0.25

№803

а) (2x+3)2 = 4x2+12x+9

б) (7y-6)2 = 49y2-84y+362

в) (10+8r)2 = 100+160r+64r2

д) (5a+1/5b)2 = 25a2+2a+1/25b2

е) (1/4m-2n)2 = 1/16m2-mn+4n2

№ 812

а) (a2 -3a)2 = a4-6a3+9a2

б) (1/2x3+6x)2 = 1/4x6+6x4 +36x2

в)(c2-0.7c3 )2 = c4-1.4c5+0.49c6

РЕЗЕРВ

1. Представьте выражение в виде многочлена: (x + 4)²

1. +16; 2. + 4x + 16; 3. + 8x + 16

2. Представьте выражение в виде многочлена: (a - 9)²

1. a² - 81; 2. a² - 18а + 81; 3. a² - 9a + 81

3.Найдите ошибку в каждом равенстве и исправьте её.

1) (3х + у)2= 9х2 - 6ху + у2 (вместо -6ху должно быть +6ху).

2) (6a - 9c)2 = 36a2 - 54ac + 81c2 (вместо -54ac должно быть -108ac).


  1. Итог урока.


  • -С какими формулами мы познакомились сегодня на уроке?

  • -Почему эти формулы называются формулами сокращенного умножения?

  • -Чему равен квадрат суммы двух выражений?


  • -Чему равен квадрат разности двух выражений?


  • -Как вы думаете, зачем нужны нам эти формулы и стоит ли их запоминать?


  • С формулами сокращенного умножения

  • Позволяют некоторые многочлены умножать короче, быстрее, чем остальные.

  • Равен квадрату первого выражения плюс удвоенное произведение первого и второго выражения плюс квадрат второго выражения

  • Равен квадрату первого выражения минус удвоенное произведение первого и второго выражения плюс квадрат второго выражения

Выставление оценок.

  1. Домашнее задание. (Слайд 13)

- Ребята, запишите домашнее задание:

П.32, № 800 (д, е, ж, з), № 804, № 812 ( в, г, д, е)

  1. Рефлексия

Выберите сигнальную карту того цвета, которая соответствует вашему отношению к уроку:

Красная - Мне не понятно!

Зеленая - Мне все понятно!

Спасибо за урок. Урок окончен.

© 2010-2022