Открытый урок по математике на тему Упражнение в решении задач на движение (4 класс)

Раздел Математика
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Упражнение в решении задач на движение

Тип урока: Закрепление

Цели:

- Закрепить умение анализировать и решать простые задачи на движение. Повторить взаимосвязи между компонентами и результатами арифметических действий, используя знание зависимостей между величинами, характеризующими процессы движения (пройденный путь, время, скорость)
- Развивать внимание, логическое мышление, формировать навык самостоятельной работы через дифференциацию знаний;
- Воспитать интерес к предмету, любознательность, самооценку, дружеское, уважительное отношение к мнениям своих товарищей

Задачи:
- отрабатывать навык решения задач на движение с применением формул, схем, опорных таблиц и кратких записей
- расширить представления детей о различных средствах передвижения
- учить работать в паре

Планируемые результаты:

Предметные:

Вспомнить правила нахождения скорости, пути и времени движения тела;

Продолжить решать арифметические задачи разных видов, связанных с движением, применяя формулы: v=S:t, S=v·t, t=S: v

Метапредметные:

Познавательные: осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; осуществляют выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

Регулятивные: определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.

Коммуникативные: задают вопросы; формулируют собственное мнение и позицию

На основе путешествия по родному краю, проводят исследование и сравнительный анализ движения в одном направлении; в разные временные периоды на разных видах транспорта.

Личностные: применяют правила делового сотрудничества: сравнивают разные точки зрения, считаются с мнением другого человека, проявляют терпение и доброжелательность в споре; доверие к собеседнику (соучастнику деятельности); понимают причину успеха/ неуспеха учебной деятельности и конструктивно действуют в ситуации неуспеха.

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащихся (осуществляемые действия)

Формируемые способы деятельности учащихся

1. Самоопределение к деятельности

Звенит звонок, зовёт звонок,

Пора нам начинать урок.

- Садитесь.

- Откройте тетради, запишите число и «Классная работа».

-организовываются на работу

Готовиться к предстоящему уроку

2. Актуализация опорных знаний, через минутку чистописания и устный счет.







3. Предъявление и понимание задания

Организовать работу с целью актуализации новых знаний.

- запишите в тетради ряд чисел

4 60 240

Что заметили, какую закономерность? продолжите ряд на одно число

-Какие задания вы можете предложить с этими числами?

240:4=60(км/ч)



- Что вы учитывали при составлении данных равенств?

-Как мы можем использовать эти равенства

- определим величины.

240-расстояние

60-скорость

4-время

На каком транспорте можно ехать с такой скоростью?

Расстояние от какого до какого пункта мы может взять?

Какие единицы измерения расстояния вы знаете, скорости, времени.

(а еще на чем мы можем ехать с такой скоростью? И преодолеть этот путь за такое же время)

Нам нужно производить вычисления?

Итак, какой вывод можем сделать?

Выполняют задание в тетради.



- 4 умножили на 60 получили 240, чтобы продолжить ряд, нужно 60 умножить на 240 получим 14 400

4*60=240

- Составить верные равенства с этими числами.

60*4=240

240:4=60

240:60=4

-взаимосвязь компонентов при умножении и делении

- мы можем составить задачи на движение (нахождения скорости, времени и расстояния)

-На автобусе

-От Бикина до Хабаровска

Называют известные единицы измерения.

-На пассажирском поезде

Нет, результат будет тот же

-Что на поезде и автобусе мы можем преодолеть это же расстояние за такое же время.

Составляют верные равенства







(составляют свои задачи на движение)

Сразу подбирая формулы на доске ,перечисляя единицы измерения, скорости, времени и расстояния)

Постановка цели урока.

Может уже кто- нибудь догадался, Чем мы сегодня будем заниматься на уроке?

(МЫ СЕГОДНЯ ПРОДОЛЖИМ РАБОТУ НАД РЕШЕНИЕМ ЗАДАЧ НА ДВИЖЕНИЕ, а еще мы будем составлять и решать интересные задачи)

-Составлять и решать задачи на движение, находить скорость, время, расстояние движения.

Сами определяют цель урока

4.Включение нового в активное использование в сочетание с ранее изученным, освоенным.



Организует беседу, направляет на действия. Уточняет и расширяет знания учащихся по теме урока.

- На чем еще можно добрать до Хабаровска? По шоссе

А еще как?

Из курса Твой края, а конкретно Я - исследователь, мы знаем, что от г.Бикин до Хабаровска, нам нужно плыть по каким рекам?

Я предлагаю отправиться в путешествие по реке

- На столах у вас карточки

Вы работаете в парах, повторим правила работы в паре.

Слева текст, прочитайте и скажите. Это задача?

СЛАЙД №1

Справа вопросы, посовещайтесь и выберите тот вопрос, для решения которого вам придется использовать все данные в условии.

Какой вопрос выбрали? Почему? Докажите?

Прочитайте задачу.

Чтобы нам доплыть до Хабаровска, нужно проплыть по реке Бикин 30 км и по руке Уссури еще 250 км. На моторной лодке можно это расстояние проплыть за 8 часов, а на катере за 4 часа.

1.Найдите расстояние по воде от Бикина до Хабаровска.

2. Какова скорость моторной лодки?

3. Во сколько раз скорость катера больше, скорости моторной лодки?

СЛАЙД №2

Можно ли сразу определить расстояние?

-Как можно оформить условие данной задачи?

Решите задачу, по действиям и выражением.

Измените вопрос задачи так, чтобы при решении последнего действия , нужно было бы использовать вычитание. Запишите решение выражением.

- Решаем задачу самостоятельно, один у доски, остальные в тетради.

Проверка сверка с доской

Какой вывод можем сделать?

Работа в парах

- на машине, велосипеде, мотоцикле, мопеде,

- на поезде, по воздуху

- по воде

( по реке Бикин, потом по Уссури до Амура)



-Нет, т.к. нет вопроса



Дети читают задачу с правильным вопросом

-Чтобы нам доплыть до Хабаровска, нужно проплыть по реке Бикин 30 км и по руке Уссури еще 250 км. На моторной лодке можно это расстояние проплыть за 8 часов, а на катере за 4 часа. Во сколько раз скорость катера больше, скорости моторной лодки?



-Да, общее расстояние - 280 км/ч

-в таблице

У доски УЧЕНИК (оценивание)



-На сколько км/ч скорость катера больше скорости моторной лодки?

(Оценивание ученика за решение задачи)



Вывод: По воде расстояние больше, но добраться можно на катере, как и на автобусе и на поезде за 4 часа.

Памятка работы в паре.

1. Слушать друг друга, не перебивать.

2. Помогать товарищу

3. Вместе найти правильный ответ















(работа с интерактивной доской)

Решение задачи



  1. 280:8=35(км/ч)- v м.л.

  2. 280:4=70(км/ч)- v к

  3. 70:35=2(раза)

(280:4):(280:8)=2

Ответ: в 2 раза скорость катера больше, скорости моторной лодки;



280:4-280:8=35(км/ч)

Ответ: на 35 км/ч скорость катера больше, скорости моторной лодки.


5.Физкультминутка

- Давайте немножко отдохнем.

Для глаз.

-Последите за рыбкой ( рыбка приклеена к кончику указки), влево, вправо, вверх, вниз и т.д.

- Теперь встанем и пройдем по мостику через речку.

-Молодцы, продолжаем работу.

Выполняют задания.

6.Самостоятельная работа: составление и решение задач

Организует самостоятельную работу учащихся.

- Ребята, а кто знает, как в старину люди добирались из одной точки в другую?

- Что такое гужевая повозка?

СЛАЙД №3

- Бывают повозки, запряженные лошадьми, другими тягловыми животными: лошадьми, волами, буйволами, ослами, собаками, оленями и т.д.

СЛАЙД №4

-Соотнесите картинки с соответствующей скоростью.

СЛАЙД №5

- Скажите, какая скорость больше?

-Составьте задачу используя данные на слайде. СЛАЙД №6

-Кто решит эту задачу и обратные данной раньше остальных, получит оценку.

- Какой вывод можем сделать?

отвечают на поставленные вопросы учителя

- На лошадях, на лыжах, пешком , на повозках.

- лошадь с груженым прицепом





-Скорость гужевой повозки

Расстояние 240 км от Бикина до Хабаровска

Скорость гужевой повозки 30 км/ч



- До Хабаровска в старину добирались дольше. На современном транспорте мы можем добраться быстрее.













Оформляют условие задачи в таблицу и решают задачи.

7. Итог урока. Рефлексия.

Оценка результатов выполнения заданий на уроке. Организация подведения итогов урока обучающимися.

Учитель предлагает оценить свою работу на уроке:



-Что нового вы узнали на уроке?

- Чему научились?

-Что повторили?

-Что понравилось больше всего?

- Что вызвало затруднение?

-Какими знаниями, полученными на уроке, вы бы хотели поделиться дома?





Оценивание

Домашнее задание

- используя полученные данные на уроке, составьте задачи на движение и решите их.

( пешком, на лошади, на лыжах и т.д)

Отвечают на вопросы. Определяют сое эмоциональное состояние на уроке.

Проводят самооценку, рефлексию.

-Как определить расстояние от Бикина до Хабаровска по воде

- Мы повторили формулы вычисления скорости, времени, расстояния движения;

2. вспомнили единицы измерения, скорости расстояния времени;

3. научились применять формулы для нахождения величин в задачах на движение;

4. Как можно добраться до Хабаровска, как в старину добирались и на чём.



© 2010-2022