- Преподавателю
- Математика
- Открытый урок по математике на тему Упражнение в решении задач на движение (4 класс)
Открытый урок по математике на тему Упражнение в решении задач на движение (4 класс)
Раздел | Математика |
Класс | 4 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Луенко М.В. |
Дата | 19.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Тема: Упражнение в решении задач на движение
Тип урока: Закрепление
Цели:
- Закрепить умение анализировать и решать простые задачи на движение. Повторить взаимосвязи между компонентами и результатами арифметических действий, используя знание зависимостей между величинами, характеризующими процессы движения (пройденный путь, время, скорость)
- Развивать внимание, логическое мышление, формировать навык самостоятельной работы через дифференциацию знаний;
- Воспитать интерес к предмету, любознательность, самооценку, дружеское, уважительное отношение к мнениям своих товарищей
Задачи:
- отрабатывать навык решения задач на движение с применением формул, схем, опорных таблиц и кратких записей
- расширить представления детей о различных средствах передвижения
- учить работать в паре
Планируемые результаты:
Предметные:
Вспомнить правила нахождения скорости, пути и времени движения тела;
Продолжить решать арифметические задачи разных видов, связанных с движением, применяя формулы: v=S:t, S=v·t, t=S: v
Метапредметные:
Познавательные: осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; осуществляют выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.
Регулятивные: определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.
Коммуникативные: задают вопросы; формулируют собственное мнение и позицию
На основе путешествия по родному краю, проводят исследование и сравнительный анализ движения в одном направлении; в разные временные периоды на разных видах транспорта.
Личностные: применяют правила делового сотрудничества: сравнивают разные точки зрения, считаются с мнением другого человека, проявляют терпение и доброжелательность в споре; доверие к собеседнику (соучастнику деятельности); понимают причину успеха/ неуспеха учебной деятельности и конструктивно действуют в ситуации неуспеха.
Организационная структура урока
Этап урока
Содержание деятельности учителя
Содержание деятельности учащихся (осуществляемые действия)
Формируемые способы деятельности учащихся
1. Самоопределение к деятельности
Звенит звонок, зовёт звонок,
Пора нам начинать урок.
- Садитесь.
- Откройте тетради, запишите число и «Классная работа».
-организовываются на работу
Готовиться к предстоящему уроку
2. Актуализация опорных знаний, через минутку чистописания и устный счет.
3. Предъявление и понимание задания
Организовать работу с целью актуализации новых знаний.
- запишите в тетради ряд чисел
4 60 240
Что заметили, какую закономерность? продолжите ряд на одно число
-Какие задания вы можете предложить с этими числами?
240:4=60(км/ч)
- Что вы учитывали при составлении данных равенств?
-Как мы можем использовать эти равенства
- определим величины.
240-расстояние
60-скорость
4-время
На каком транспорте можно ехать с такой скоростью?
Расстояние от какого до какого пункта мы может взять?
Какие единицы измерения расстояния вы знаете, скорости, времени.
(а еще на чем мы можем ехать с такой скоростью? И преодолеть этот путь за такое же время)
Нам нужно производить вычисления?
Итак, какой вывод можем сделать?
Выполняют задание в тетради.
- 4 умножили на 60 получили 240, чтобы продолжить ряд, нужно 60 умножить на 240 получим 14 400
4*60=240
- Составить верные равенства с этими числами.
60*4=240
240:4=60
240:60=4
-взаимосвязь компонентов при умножении и делении
- мы можем составить задачи на движение (нахождения скорости, времени и расстояния)
-На автобусе
-От Бикина до Хабаровска
Называют известные единицы измерения.
-На пассажирском поезде
Нет, результат будет тот же
-Что на поезде и автобусе мы можем преодолеть это же расстояние за такое же время.
Составляют верные равенства
(составляют свои задачи на движение)
Сразу подбирая формулы на доске ,перечисляя единицы измерения, скорости, времени и расстояния)
Постановка цели урока.
Может уже кто- нибудь догадался, Чем мы сегодня будем заниматься на уроке?
(МЫ СЕГОДНЯ ПРОДОЛЖИМ РАБОТУ НАД РЕШЕНИЕМ ЗАДАЧ НА ДВИЖЕНИЕ, а еще мы будем составлять и решать интересные задачи)
-Составлять и решать задачи на движение, находить скорость, время, расстояние движения.
Сами определяют цель урока
4.Включение нового в активное использование в сочетание с ранее изученным, освоенным.
Организует беседу, направляет на действия. Уточняет и расширяет знания учащихся по теме урока.
- На чем еще можно добрать до Хабаровска? По шоссе
А еще как?
Из курса Твой края, а конкретно Я - исследователь, мы знаем, что от г.Бикин до Хабаровска, нам нужно плыть по каким рекам?
Я предлагаю отправиться в путешествие по реке
- На столах у вас карточки
Вы работаете в парах, повторим правила работы в паре.
Слева текст, прочитайте и скажите. Это задача?
СЛАЙД №1
Справа вопросы, посовещайтесь и выберите тот вопрос, для решения которого вам придется использовать все данные в условии.
Какой вопрос выбрали? Почему? Докажите?
Прочитайте задачу.
Чтобы нам доплыть до Хабаровска, нужно проплыть по реке Бикин 30 км и по руке Уссури еще 250 км. На моторной лодке можно это расстояние проплыть за 8 часов, а на катере за 4 часа.
1.Найдите расстояние по воде от Бикина до Хабаровска.
2. Какова скорость моторной лодки?
3. Во сколько раз скорость катера больше, скорости моторной лодки?
СЛАЙД №2
Можно ли сразу определить расстояние?
-Как можно оформить условие данной задачи?
Решите задачу, по действиям и выражением.
Измените вопрос задачи так, чтобы при решении последнего действия , нужно было бы использовать вычитание. Запишите решение выражением.
- Решаем задачу самостоятельно, один у доски, остальные в тетради.
Проверка сверка с доской
Какой вывод можем сделать?
Работа в парах
- на машине, велосипеде, мотоцикле, мопеде,
- на поезде, по воздуху
- по воде
( по реке Бикин, потом по Уссури до Амура)
-Нет, т.к. нет вопроса
Дети читают задачу с правильным вопросом
-Чтобы нам доплыть до Хабаровска, нужно проплыть по реке Бикин 30 км и по руке Уссури еще 250 км. На моторной лодке можно это расстояние проплыть за 8 часов, а на катере за 4 часа. Во сколько раз скорость катера больше, скорости моторной лодки?
-Да, общее расстояние - 280 км/ч
-в таблице
У доски УЧЕНИК (оценивание)
-На сколько км/ч скорость катера больше скорости моторной лодки?
(Оценивание ученика за решение задачи)
Вывод: По воде расстояние больше, но добраться можно на катере, как и на автобусе и на поезде за 4 часа.
Памятка работы в паре.
1. Слушать друг друга, не перебивать.
2. Помогать товарищу
3. Вместе найти правильный ответ
(работа с интерактивной доской)
Решение задачи
-
280:8=35(км/ч)- v м.л.
-
280:4=70(км/ч)- v к
-
70:35=2(раза)
(280:4):(280:8)=2
Ответ: в 2 раза скорость катера больше, скорости моторной лодки;
280:4-280:8=35(км/ч)
Ответ: на 35 км/ч скорость катера больше, скорости моторной лодки.
5.Физкультминутка
- Давайте немножко отдохнем.
Для глаз.
-Последите за рыбкой ( рыбка приклеена к кончику указки), влево, вправо, вверх, вниз и т.д.
- Теперь встанем и пройдем по мостику через речку.
-Молодцы, продолжаем работу.
Выполняют задания.
6.Самостоятельная работа: составление и решение задач
Организует самостоятельную работу учащихся.
- Ребята, а кто знает, как в старину люди добирались из одной точки в другую?
- Что такое гужевая повозка?
СЛАЙД №3
- Бывают повозки, запряженные лошадьми, другими тягловыми животными: лошадьми, волами, буйволами, ослами, собаками, оленями и т.д.
СЛАЙД №4
-Соотнесите картинки с соответствующей скоростью.
СЛАЙД №5
- Скажите, какая скорость больше?
-Составьте задачу используя данные на слайде. СЛАЙД №6
-Кто решит эту задачу и обратные данной раньше остальных, получит оценку.
- Какой вывод можем сделать?
отвечают на поставленные вопросы учителя
- На лошадях, на лыжах, пешком , на повозках.
- лошадь с груженым прицепом
-Скорость гужевой повозки
Расстояние 240 км от Бикина до Хабаровска
Скорость гужевой повозки 30 км/ч
- До Хабаровска в старину добирались дольше. На современном транспорте мы можем добраться быстрее.
Оформляют условие задачи в таблицу и решают задачи.
7. Итог урока. Рефлексия.
Оценка результатов выполнения заданий на уроке. Организация подведения итогов урока обучающимися.
Учитель предлагает оценить свою работу на уроке:
-Что нового вы узнали на уроке?
- Чему научились?
-Что повторили?
-Что понравилось больше всего?
- Что вызвало затруднение?
-Какими знаниями, полученными на уроке, вы бы хотели поделиться дома?
Оценивание
Домашнее задание
- используя полученные данные на уроке, составьте задачи на движение и решите их.
( пешком, на лошади, на лыжах и т.д)
Отвечают на вопросы. Определяют сое эмоциональное состояние на уроке.
Проводят самооценку, рефлексию.
-Как определить расстояние от Бикина до Хабаровска по воде
- Мы повторили формулы вычисления скорости, времени, расстояния движения;
2. вспомнили единицы измерения, скорости расстояния времени;
3. научились применять формулы для нахождения величин в задачах на движение;
4. Как можно добраться до Хабаровска, как в старину добирались и на чём.