Учебный проект: «Творческое исследование площадей многоугольников»

Дидактические цели проекта: 1.Расширить знания обучающихся о треугольниках, квадратах, прямоугольниках и трапециях, их элементах и их площадях с математической, исторической, географической и практической точек зрения. 2.Развить творческую активность обучающихся, умение делать обобщения на основе данных, полученных в результате исследований. 3.Развить познавательную деятельность обучающихся, которая в свою очередь, способствует развитию разносторонней личности. 4. Воспитывать у обучающихся стрем...
Раздел Математика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 148 г. Челябинска (филиал)














Учебный проект:

« Творческое исследование площадей многоугольников»





Автор проекта: Хазина Наталья Петровна

Участники проекта : обучающиеся 8 «б» класса



г. Челябинск, 2014-2015г.г.



«Все, что я знаю, я знаю,

для чего мне это надо,

и где,

и как я могу это применить»

Преимущества проектной деятельности в школе:

1.Меняются отношения «учитель - ученик»;

- ученик определяет цель деятельности;

- учитель помогает ему в этом;

- ученик открывает новые знания;

- учитель рекомендует источники знаний;

- ученик экспериментирует;

- учитель раскрывает возможные формы и методы эксперимента, помогает организовывать познавательно-трудовую деятельность;

- ученик выбирает - учитель содействует прогнозированию результатов выбора;

- ученик активен - учитель создает условия для проявления активности;

- ученик субъект обучения - учитель партнер;

- ученик несет ответственность за результаты своей деятельности;

- учитель помогает оценить полученные результаты и выявить способы совершенствования деятельности.

2. Педагог имеет возможность использовать разные дидактические подходы. 3. По мере выполнения работы интерес к предмету у учащихся возрастает.

4. Проекты сплачивают детей, развивают коммуникабельность, умение работать в команде и ответственность за совместную работу.

5. Проектная деятельность позволяет учиться на собственном опыте и опыте других.

6.Видимый результат деятельности приносит огромное удовлетворение учащимся и может даже повысить самооценку и веры в свои силы.

7. Часто результат деятельности представляется в форме презентации, что позволяет учащимся повышать уровень ИКТ - компетенции.

Развитие общеучебных умений и навыков:

Рефлексивные умения: умение осмысливать задачу, для решения которой

недостаточно знаний. Умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для

решения поставленной задачи? Навыки анализа собственной деятельности (ее хода и промежуточных результатов).

Поисковые (исследовательские) умения: умение самостоятельно

генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из

различных областей. Умение самостоятельно находить недостающую

информацию в информационном поле, умение запрашивать необходимую

информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста). Умение

находить несколько вариантов решения проблемы. Умение выдвигать

гипотезы. Умение устанавливать причинно-следственные связи.

Умения и навыки работы в сотрудничестве: Навыки коллективного

планирования, умение взаимодействовать с любым партнером. Навыки взаимопомощи в группе в решении общих задач. Навыки делового партнерского общения. Умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.

Менеджерские умения и навыки: умение проектировать процесс (изделие). Умение планировать деятельность, время, ресурсы. Умение принимать решения и прогнозировать их последствия

Коммуникативные умения: Умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми - вступать в диалог, задавать вопросы и т.д. Умение вести дискуссию. Умение отстаивать свою точку зрения. Умение находить компромисс. Навыки интервьюирования, устного опроса и т.д. Презентационные умения и навыки: Навыки монологической речи. Умение уверенно держать себя во время выступления. Артистические умения. Умение использовать различные средства наглядности при выступлении. Умение отвечать на незапланированные вопросы.

Задачи современного общего образования в школах РФ Научить: организовывать свою деятельность; объяснять явления действительности; ориентироваться в мире социальных, нравственных и эстетических ценностей; решать проблемы, связанные с выполнением человеком определенной социальной роли; сформировать ключевые навыки (ключевые компетентности); подготовить к профессиональному выбору. Максимальной эффективности процесса обучения можно достичь при условии погружения учащихся в атмосферу творческого поиска и исследовательской деятельности Проектная технология позволяет создать условия для активизации личностного потенциала учащихся. Проектная деятельность является обязательной и предусматривает участие в ней всех учащихся класса. В начальной школе (1-4 классы) проектная деятельность осуществляется на уроках, на свободной самостоятельной работе, во внеурочное время. Практикуются совместные проекты всего класса по какой-либо проблеме, проекты, выполненные совместно с родителями, индивидуальные проекты. В основной школе (5-9 классы) проекты чаще всего носят творческий характер. Метод проектов на данном этапе дает возможность накапливать опыт самостоятельно, и этот опыт становится для ребенка движущей силой, от которой зависит направление дальнейшего интеллектуального и социального развития личности. Особенностью проектов на старшей ступени образования (10-11 классы) является их исследовательский, прикладной характер. Старшеклассники отдают предпочтение межпредметным проектам, проектам с социальной направленностью. Проект - работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата. Для ученика проект - это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, которая позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися. Мы получили общественно-значимый продукт, готовый к использованию. Проект - это самостоятельная творческая работа, от идеи до её воплощения, выполненная под руководством учителя. С проектом как видом работы учащиеся знакомятся на уроке, но выполнение его осуществляется и во внеурочное время. Базовая основа для выполнения творческого проекта: достаточные знания и умения (технико- технологические, художественные, математические, естественно-научные и др.) и составляющие творческого мышления, которые осваиваются и формируются в первую очередь на уроках. Результат проектной деятельности - личностно или общественно значимый продукт, готовый к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни).

Дидактические цели проекта:

1.Расширить знания обучающихся о треугольниках, квадратах, прямоугольниках и трапециях, их элементах и их площадях с математической, исторической, географической и практической точек зрения.

2.Развить творческую активность обучающихся, умение делать обобщения на основе данных, полученных в результате исследований.

3.Развить познавательную деятельность обучающихся, которая в свою очередь, способствует развитию разносторонней личности.

4. Воспитывать у обучающихся стремление к самосовершенствованию, удовлетворению познавательных потребностей.

Основными задачами проекта являются

  • формирование у обучающихся понятия площади многоугольников;

  • развитие исследовательских навыков;

  • развитие познавательного интереса для их дальнейшего самообразования;

  • формирование навыков проектной работы.

Прогнозируемые результаты

В результате выполнения проекта «Творческое исследование площадей многоугольников» обучающиеся должны:

  • знать определения треугольника, квадрата, прямоугольника и трапеции, формулы их площадей;

  • продемонстрировать осведомленность о практическом применении площадей этих фигур;

  • получать навыки анализа и систематизации полученных ранее знаний; навыки выполнения проектной работы;

  • самостоятельно работать с дополнительной литературой.

Рабочие группы и вопросы для исследования

Группа «Исследователи свойств многоугольников»

  1. Изучить свойства треугольника, квадрата, прямоугольника и трапеции.

  2. Найти определения треугольника, квадрата, прямоугольника и трапеции, которые были сформулированы древними учёными.

  3. Сравнить современные трактовки с древними.

  4. Составить кроссворд применяя свойства многоугольников.

Группа «Исследователи площади треугольников»

1.Изучить доказательство площади треугольника.

2.Найти информацию о нахождении площадей древними учёными.

3.Найти материал, подтверждающий применение площадей в архитектуре и строительстве.

4.Найти материал, подтверждающий применение площадей в географии.

Группа «Исследователи площади квадрата»

1.Изучить доказательство площади квадрата.

2.Найти информацию о нахождении площадей древними учёными.

3.Найти материал, подтверждающий применение площадей в архитектуре и строительстве, географии.

4.Подобрать задачи для своей фигуры, решить их и предложить вниманию другим группам.

Группа «Исследователи площади прямоугольника»

1.Изучить доказательство площади прямоугольника.

2.Найти информацию о нахождении площадей древними учёными.

3.Найти материал, подтверждающий применение площадей в архитектуре и строительстве, географии.

4.Подобрать задачи для своей фигуры, решить их и предложить вниманию другим группам.

Группа «Исследователи площади трапеции»

1.Изучить доказательство площади трапеции .

2.Найти информацию о нахождении площадей древними учёными.

3.Найти материал, подтверждающий применение площадей в архитектуре и строительстве, географии.

4.Подобрать задачи для своей фигуры, решить их и предложить вниманию другим группам.

Во время отчетов рабочих групп учитель следит за их выводами и делает свои выводы, в заключении даёт оценку работе каждой группы.

Отчётные материалы

  1. Газета группы

  2. Творческий девиз и презентация группы

  3. Подготовка задач с решениями и ответами

  4. Создание общей презентация по проекту

Описание проекта.

Проект посвящён свойствам и площадям треугольника, квадрата, прямоугольника и трапеции. В проекте участвовало 5 рабочих групп:

Каждая группа исследовала свойства многоугольников, изучала определения и свойства своей фигуры, подготовила газету, отчет в виде презентации, задачи для каждой из фигур с решением и ответами для проверки. Подготовила исторические, географические сведения применения площадей многоугольников.

Группа 1. Группа «Исследователи свойств многоугольников»

Группа 2. Группа «Исследователи площади треугольников»

Группа 3. Группа «Исследователи площади квадрата»

Группа 4. Группа «Исследователи площади прямоугольника»

Группа 5. Группа «Исследователи площади трапеции»

В ходе исследования группы создали общую таблицу площадей. Завершением проекта стал отчет в виде общей презентации по теме «Творческое исследование площадей многоугольников», подготовленный вместе с учителем Хазиной Натальей Петровной.

ВЫВОД.

Во время подготовки к проекту каждой группе пришлось выполнять свою работу. В группе были распределены обязанности и роли. Получился замечательный творческий проект, логически завершенный и увлекательный. Каждый из ребят получил большой запас знаний не только из области математики, но и из области истории, геодезии, архитектуры. Все приобретённые знания в дальнейшем помогут стать интересными и увлеченными людьми.







СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

6. Используемая литература.

  1. «Геометрия 7 - 9 класс». Авторы -Л.С. Атанасян и др.

  2. «История математики в школе.VII- VIII классы».Автор- Г.И. Глейзер.

  3. «Словарь-справочник по математике». Автор-Н.И. Александров , И.П. Ярандай.

  4. «Математика в понятиях, определениях и терминах» Авторы- О. В. Мантуров и др.

  5. Справочный материал по геометрии;(bymath.net)

  6. Исторические сведения о происхождении математики; картинки (coolreferat.com)

  7. Дидактический материал за курс 8 класса к учебнику Л.С.Атанасяна

Схема организации работы по проекту. Этапы реализации.

I. Подготовительный - «Мозговая атака».

  1. Представление проблемной ситуации с помощью мультимедийных средств.

  2. Организация малых групп сотрудничества.

  3. Распределение ролей.

  4. Выбор темы исследования учащимися.

  5. Выбор творческого названия проекта и названия групп.

  6. Обсуждение с учащимися возможных источников информации, критериев оценки результата исследования.

  7. Обсуждение предстоящих исследований

  8. Обсуждение индивидуальных планов работы учащихся.

  9. Обсуждение необходимого оборудования.

II. Основной - «Консультация в группах».

  1. Сбор, анализ и систематизация необходимой информации. Самостоятельная исследовательская, поисковая работа учащихся в соответствии со своим заданием

  2. Советы педагога по усовершенствованию работы.

  3. Консультации по сбору и обработки материала.

  4. Разрешение проблем, возникших в ходе самостоятельной работы.

  5. Выдвижение и проверка гипотез.

  6. Оценка промежуточных результатов.

  7. Мониторинг совместной деятельности.

  8. Оформление результатов проектной деятельности

III.Заключительный - «Конференция».

  1. Подготовка оборудования к показу работ.

  2. Подготовка устной презентации и защита содержания проекта.

  3. Демонстрация творческих разработок учащихся по группам.

  4. Защита содержания проекта.

  5. Обсуждение, оценка актуальности.

  6. Создание отчетной презентации

  7. Оценка результатов деятельности учащимися, одноклассниками, учителем.

рефлексия: выдвижение, прогнозирование новых проблем, вытекающих из полученных результатов, для того чтобы научить учащихся адекватно оценивать себя и других, необходимо дать им возможность поразмышлять над тем, что дало каждому из них участие в проекте, каковы слагаемые успеха, что не удалось (непонимание, недостаток информации, неадекватное восприятие своих возможностей и т. д.). Даже не самый удавшийся проект имеет большое положительное педагогическое значение. Анализ (самоанализ) объективных и субъективных причин неудач, неожиданных последствий деятельности, понимание ошибок усиливают мотивацию для дальнейшей работы, например, формируют личный интерес к новому знанию, если «провал» проекта обусловлен неверно интерпретированной информацией или непроверенными данными. Подобная рефлексия позволяет сформировать оценку (самооценку) окружающего мира и себя в микро- и макросоциуме.

МАОУ СОШ №148 (филиал)

Автор проекта: Хазина Наталья Петровна

Руководитель проекта:

учитель математики

Хазина Наталья Петровна



© 2010-2022