РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА СРЕДСТВАМИ МАТЕМАТИКИ

Раздел Математика
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Т.М. Корниясева

МОУООШ №2, г. Лиски


РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА СРЕДСТВАМИ МАТЕМАТИКИ



Современное содержание математического образования направлено главным образом на интеллектуальное развитие младших школьников, формирование культуры и самостоятельности мышления.

Данный аспект является главным в развитии личности ученика, так как мышление влияет на воспитанность человека. Достаточная подготовленность к мыслительной деятельности снимает психологические нагрузки в учении, предупреждает неуспеваемость, сохраняет здоровье.

Детский возраст - период впитывания, накопления знаний. Успешному выполнению этой важной жизненной функции благоприятствуют характерные способности детей этого возраста: доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, впечатлительность, наивно - игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются. У детей каждая из отмеченных способностей проявляется главным образом с положительной стороны, и это неповторимое своеобразие детского возраста.

Высокая восприимчивость к окружающим воздействиям, расположенность к усвоению - очень важная сторона интеллекта, характеризующая умственные достоинства в будущем.

Чрезвычайно трудно оценить действительные значения проявляемых в детстве признаков способностей и тем более предусмотреть их дальнейшее развитие. Чтобы лучше понимать таких детей, нужно, прежде всего, знать и учитывать возрастные особенности детской психологии. Стремительный подъем умственных сил по мере взросления можно наблюдать у всех детей. У несмышленыша, совершенно беспомощного при рождении, формируется сложнейшие свойства ума, бесчисленные навыки, многообещающие чувства. Обогащение психики идет в таком темпе, который будет уже недоступен в зрелые годы. Детство - неповторимое по своим возможностям пара развития.

Проблема развития математических способностей детей - одна из наименее разработанных на сегодня методических проблем обучения математике в начальных классах. Математические способности относятся к группе так называемых специальных способностей. Для их проявления и дальнейшего развития требуется усвоение определенного запаса знаний и наличие определенных умений, в том числе и умений, применять имеющиеся знания мыслительной деятельности.

В качестве способа решения этой методической задачи выбран способ методически целесообразного выстраивания системы учебных заданий. Такую систему учебных заданий учитель обычно старается выстроить, готовясь к уроку.

Сегодня перед учителем как никогда ранее, стоит трудная задача - учить хорошо всех. Откуда появляется у детей пассивность к учению?

Современный этап педагогической практики - это переход от информационно - объяснительной технологии обучения к деятельно - развивающей, формирующий широкий спектр личностных качеств ребенка. Важным становится не только усвоение знаний, но и сами способы усвоения и переработки учебной информации, развития познавательных сил и творческого потенциала учащихся. Многообразие проблем частных методик, в том числе методики обучения математики в начальных классах связано с ответом на три вопроса: с какой целью обучать детей математике? Каким должно быть содержание математического образования? Какие способы организации деятельности учащихся целесообразно использовать для достижения конкретных целей? Решение этих проблем зависит от целого ряда психолого - педагогических проблем, центральной из которых является соотношение обучения и развития с ориентацией на каждого ученика. Выбор программы и учебников Н.Б. Истоминой обусловлены перестроечными процессами в сфере образования, так как на волне инновационного движения российское начальное образование приобретает развивающий характер. Данная методическая концепция строится на дидактических принципах, сформированных Л.В. Занковым, и на теории учебной деятельности В.В. Давыдова.

Чем привлекает меня система обучения Н.Б. Истоминой?

В ней:

- четко прослеживается логика построения содержания курса, направленная не только на отработку ЗУНов, но прежде всего на развитие логического мышления;

- привлекают методические подходы к формированию математических понятий и общих способов действий, которые позволяют учитывать индивидуальные и психоаналитические особенности учащихся;

- все учебные задания нацелены на осознание учебного материала;

- курс имеет хорошее методическое обеспечение (учебник, методические рекомендации к каждому году обучения, тетради с печатной основой, сборник контрольных работ);

- соблюдена преемственность преподавания в V - VI классах по учебнику этого же автора.

В учебниках И.Б. Истоминой реализована концепция развивающего обучения, в основу которой положен личностно - ориентированный подход. Рассмотрим данные подходы:

* Учебный процесс строится таким образом, что бы обеспечить ребенку чувство психологической защищенности, радости познания, развития его индивидуальности.

* Учитель создает максимально благоприятные условия для того, что бы обеспечить наиболее полное развитие способностей каждого ученика. В этом помогают включенные в учебник диалоги Миши и Маши. Диалоги создают непринужденную обстановку на уроке, в которой дети свободно высказываются, принимают активное участие в обсуждении того или иного вопроса и в случае неправильного ответа получают от учителя помощь.

* Формирование знаний, умений и навыков - не цель, а средство полноценного развития личности. В этом помогает работа с калькулятором, который выполняет функции методического средства.

* Личностная позиция учителя исходит из интересов ребенка, перспектив его дальнейшего развития. Для этого включены задания поискового характера, творческого, процесс выполнения которых может быть связан с догадкой, опытом ребенка, ранее усвоенными знаниями. Например, тема: « Сложение двузначных и однозначных чисел». Детям предлагается: придумать выражение, в которых складываются однозначные и двузначные числа. Кто сможет вычислить? У кого другое мнение?

* Способы общения: понимание, признание и принятие личности ученика, основанное на способности учителя учитывать точку зрения ребенка и не игнорировать его чувства и эмоции.

* Взгляд на ученика как на полноправного партнера в условиях сотрудничества.

Выполняя задания по учебнику Н.Б. Истоминой, учащиеся получают роль - «исследователей» и открывают для себя знания. Процесс ученика носит частично поисковый и творческий характер обучения. Учащиеся не боятся проявить инициативу в рассуждениях и доказательствах, что бы выбрать образец правильного алгоритма учебного действия.

Много внимания уделяется формирование умения у младших школьников решать текстовые задачи. Трудности в составлении краткой записи возникают потому, что требуют определенного уровня развития словесно - логического мышления, который в данном возрасте еще не достаточно развито. Значит, учащимся для решения задачи нужна, такая наглядность, которая помогает самостоятельно осмысливать текс задачи и разобраться во всех связях и отношения. Такая наглядность предложена в учебниках Н.Б. Истоминой, где при решении многих арифметических задач используется схематический рисунок. Так как учебники ориентированы на формирование обобщенных умений решений текстовых задач, то отдельно решение задач в два действия не рассматривается. Однако, учащиеся без особых трудностей переходят к решению задач в два действия. Этому способствует большая подготовительная работа.

В процессе обучения происходит становление широкого круга познавательных способностей. В частности, интенсивно развивается ряд способностей, лежащих в основе продуктивной мыслительной деятельности, наиболее важным среди которых является логическое мышление. Умение устанавливать связь между известным и новым, умение обобщать, сравнивать основан весь процесс познания. Логическое мышление представлено в форме суждений, умозаключений, понятий, выраженных словесно. Основными приемами их формирования являются синтез, анализ, сравнение, обобщение и классификация.

Методическая система учебников Н.Б. Истоминой связана с обучением общему способу действия, умению логически связывать приобретенные знания при изучении новых тем. Вот ряд заданий, подтверждающих эту мысль:

- чем похожи предметы, чем отличаются?

- какой предмет лишний, почему?

- по какому правилу составлен ряд?

- убери лишний предмет и т.д.

Технология обучения математике Н.Б. Истоминой продуктивно развивает логическую сторону интеллектуальных способностей ученика и закладывает прочную основу для изучения предметов на последующих ступенях обучения.

Реализация личностно - ориентированного подхода в обучении математике помогает сформировать у учащихся умение общаться, обосновывать свои действия и критически оценивать их, самостоятельно ориентироваться в решении нестандартных задач, логически мыслить, свободно высказываться, принимать активное участие в обсуждении, формирует устойчивый познавательный интерес к предмету.

Принято считать, что развитие творческой активности учащихся способствует включение в учебный процесс нестандартных задач. Конечно, такие задачи вызывают у школьников интерес, активизируют мыслительную деятельность, формируют интеллектуальные умения. Однако систематическое использование стандартных задач на уроках затруднительно, в связи с нехваткой времени. Можно организовать развивающее обучение математике во внеурочное время. Внеклассная работа по математике в младших классах имеет несколько целей:

- повысить уровень математического развития и расширить кругозор детей,;

- развить интерес к занятием математикой;

- привить некоторые навыки самостоятельной работы;

- воспитывать настойчивость, волю и упорство в достижение цели. С этой целью проводится занятие кружка «Эрудит». В кружок вовлечены все учащиеся класса «А», «Б». Сочетание уроков математики с внеклассными занятиями позволяет шире изучать математику.

Начальное образование - это фундамент всего дальнейшего и любого специального образования. Его характер, содержание, методы и формы проведения во многом определяют судьбу человека, его будущую жизнь, ибо именно в этом возрасте, в каком обычно проводится начальное образование, формируется базовые основания личности. Этот возраст наиболее сензитивен для целенаправленного формирования личности ребенка, для развития его физических и интеллектуальных способностей, для становления его нравственных устоев и ценностных ориентаций. Разрешение этих и ряд других вопросов имеют в настоящее время особую значимость и остроту.

Проблема развивающего обучения сегодня настолько актуальна, что нет, пожалуй, не одного учителя, который не задумывался над ней. Цель этого обучения - дать детям широкую картину мира на основе науки, литературы и искусства. Развития ума, воли, чувств ребенка с помощью наблюдательности, мышления и практической деятельности происходит в тесном сотрудничестве учителя и ученика. Дети становятся настоящим коллективом, в котором решаются все вопросы обучения и поведения. Научились работать на уроках творчески, целеустремленно, в спорах с товарищами и учителями высказывали свое личности мнение по какому либо вопросу, сами продвигались вперед в овладении знаниями.

Современная образовательная система находится в режиме свободного развития, раскрепощена для творчества и выбора. Общечеловеческие ценности олицетворяют интересы всего человечества, выражают представление о добре, мире, труде, прекрасном и истинном. Учитель, дерзай!


Список литературы

  1. Журнал «Начальная школа»/ №11(1999г.)

  2. Журнал «Начальная школа»/№1(2003г.)

  3. Журнал «Начальная школа»/ №5(1999г.)

  4. Журнал «Начальная школа»/ №12(1997г.)

  5. Журнал «Начальная школа»/ №4 (2003г.)



© 2010-2022