Развитие мышления и речи при изучении математики

Раздел Математика
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Развитие мышления и речи при изучении математики.

Природа щедро наделила человека, но два дара трудно переоценить. Именно они помогли ему стать человеком. Это две особенности, свойственные только человеку: способность мыслить и передавать свои мысли, имеющуюся у него информацию другим людям посредством речи.

Способность четко мыслить, полноценно логически рассуждать и ясно излагать свои мысли в настоящее время необходимы каждому. В них нуждается ученый и руководитель предприятия, врач и преподаватель, агроном и рабочий, политический деятель и крестьянин. Поэтому развитие речи и мышления является основной задачей, начиная с детского сада до аспирантуры. Совершенствовать эти два дара необходимо всю жизнь. Ни в коем случае нельзя ослаблять внимания к ним в школе и в вузе. От того, насколько успешно удастся решить эти задачи, зависит многое, и прежде всего прогресс общества, научно - техническое развитие, экономическое и культурное процветание. Общество, которое не заботится о наращивании своего интеллектуального потенциала, обречено на деградацию, на потерю ранее завоеванных позиций. Вот почему весь педагогический коллектив - математики и физики, биологи и лингвисты, историки и географы - обязаны не просто передавать знания, предусмотренные программой обучения, а одновременно настойчиво развивать мышление и приучать учащихся к правильной, ясной, убедительной, четкой и краткой, но одновременно насыщенной смыслом речи.

Математика, в том числе и школьная, имеет огромные возможности для воспитания привычки к отчетливому мышлению и четкой, логически совершенной речи. Чтобы успешно ответить на вопрос преподавателя, провести доказательство теоремы или самостоятельно решить задачу, нужно не просто заучить материал, а самостоятельно размышлять. Ученик, не разобравшись в идее доказательства, обязательно при ответе допустит ту или иную неточность; для правильного ответа он должен понять систему рассуждений, ту мысль, которая положена в их основу. Опытный преподаватель без труда определит, понял учащийся материал или заучил; в математике это выясняется однозначно. Ученик должен показать в своем ответе умение не столько запоминать, сколько разбираться в структуре рассуждений, смысле условий теоремы, знать значение каждого слова в определении, самостоятельно мыслить.

Учитель математики должен обращать внимание на речь ученика, на ее точность, краткость, логическую полноту и обоснованность рассуждений. В математической речи не должно быть слов, не несущих смысловой нагрузки. Впрочем, к этому следует стремиться и в обычной речи, поскольку лишние слова затрудняют понимание существа вопроса, на них затрачивается внимание, время и мысль слушателя. Все такие слова и фразы следует безжалостно выкинуть за ненадобностью. Лишние слова и даже предложения могут быть сказаны для оказания эмоционального воздействия на собеседника или на группу учеников, для выяснения связей с практическими задачами или с другими научными дисциплинами. Но такие слова нельзя считать лишними, они педагогически и логически оправданы, поскольку ведут к лучшему пониманию дела, к проникновению в суть предмета, к выяснению связей с другими проблемами.

Мы должны с детства воспитывать культуру речи у наших молодых граждан, прививать привычку, о которой раньше говорили: «Мыслям должно быть просторно, а словам тесно». Речь должна быть убедительной, краткой, ясной и одновременно изящной, возбуждающей мысль и эмоции. Нужно убедить молодое поколение, что истинные красота и величие слова в простоте, четкости и доступности.

К сожалению, на практике нередко математики не обращают должного внимания на то, как отвечает ученик, на небрежность его речи, а ограничивается лишь содержанием ответа, его математической правильностью. Это недопустимо. Математик не может проявлять безразличие не только к содержанию, но и к форме ответа. Ведь то, что может сделать учитель математики, порой затруднительно для преподавателя литературы или истории. Действительно, именно на уроках математики школьник должен привыкать к краткой, предельно четкой и логически отточенной речи. Именно на уроках математики следует приучать к тому, что даже в обычной речи следует избегать пустой болтовни, засоренной лишними словами и фразами, которые лишены смысловой и эмоциональной нагрузки.

Преподавателю, пожалуй, более чем представителям большинства профессий следует постоянно обращать внимание на свою речь и непрерывно ее совершенствовать, добиваясь безукоризненной правильности и прозрачности. Каждое слово учителя, каждый сделанный им жест должны способствовать восприятию учащимися предмета изложения, процессу запоминания, содействовать развитию мышления учащихся. Речь учителя должна быть не только грамматически и литературно правильной, насыщенной идейным содержанием, но и эмоциональной, чтобы владеть вниманием учащихся, направлять их сознание к достижению определенной цели.

Учитель не должен забывать, что четкая мысль и речь доступнее для восприятия, чем расплывчатая, неправильная, переусложненная множеством придаточных предложений и отвлекающих украшений. Она должна быть не слишком медленной, так как при таком изложении теряется нить изложения, может ослабнуть интерес учащихся к предмету изложения, но не должна быть и излишне быстрой, поскольку большинству учащихся за ней трудно уследить, они будут пропускать некоторые части его изложения. В математике же достаточно потерять в одном месте нить рассуждения, чтобы все остальное стало неясным. Если же преподаватель рассказывает так, что все понятно и его не приходится переспрашивать, то экономится время за счет лишних вопросов и ответов, а также сохраняется цельность представления о том, что излагает учитель.

Человеческая речь может быть бесцветной, навевающей скуку. Для педагога она противопоказана. Но она может быть и исключительно выразительной, может немногими словами рисовать яркие образы, давать представление о сложнейших процессах и о ходе мысли, звать на подвиги и оставаться в памяти людей на долгие годы. Но для этого должны произноситься нужные слова в соответствующие моменты и с необходимой интонацией. И то, что сегодня прозвучало как нечто потрясающее для слушателей, завтра, в другой обстановке, при другом составе слушателей, уже не произведет такого впечатления.

Преподаватель и оратор должны быть и психологами, чтобы уметь улавливать настроение аудитории и, воспользовавшись этим, увлечь слушателей рассказом и повести за собой, за предметом изложения. Тот, кому не дороги интересы ученика или слушателей, на это не может быть способен. Ученика необходимо уважать, и он должен быть убежден в том, что учитель встречается с ним, чтобы сделать его совладельцем собственных знаний и умений, показать новые пути в науке, образовании, практической деятельности. Если учителю удалось найти духовный контакт с учеником, то для обеих сторон дело будет намного облегчено. И в этом установлении взаимного согласия и заинтересованности учителю и его слову принадлежит огромная роль.

Обучение может приносить радость каждому обучающемуся, и этого следует добиваться; при этом возникает полезный и для ученика и для учителя интеллектуальный контакт, позволяющий избежать насильственного процесса передачи знаний, когда учащийся сопротивляется, а учитель пытается заставить его получить очередную порцию новых сведений. Часто приходится наблюдать на уроках математики отсутствие интереса у ряда учеников к предмету. Почему это бывает? Причин для этого может быть несколько. Во - первых, непонимание того, о чем говорит учитель, возникшее из-за того, что где-то раньше произошел разрыв понимания. Вторая причина - формальное изложение материала. Учитель не привел достаточных доводов для введения нового, и учащиеся не видят необходимости получения этого, как им кажется, ненужного знания. Третья причина - ученик настолько увлечен чем-то другим, что отрицает необходимость изучения предмета, который его не интересует и отнимает время, мешает целиком отдаться предмету его увлечения. И наконец, есть ученики, которые не желают заниматься ничем, что требует малейшего умственного напряжения. К каждой из перечисленных категорий учащихся нужны различные меры для восстановления нормального отношения к процессу обучения.

Для того, чтобы познание математики доставляло учащемуся удовлетворение, нужно, чтобы он проник в суть идей этой науки и прочувствовал внутреннюю связь всех звеньев рассуждений. Что только и позволяет понять глубокую и одновременно прозрачную логику математических доказательств. Если хотя бы раз ученик достигнет ясности в понимании сущности дела, проникнет во внутреннюю связь понятий и рассуждений, логических выводов, то ему будет трудно удовлетвориться впоследствии суррогатом знаний, который дает заучивание без понимания, зубрежка без вдохновения. К состоянию полной ясности он станет стремиться сам, без напоминаний и принуждения, поскольку у него появится идеал знания. И тогда к нему придет удивительное открытие: работа собственной мысли требует значительно меньших усилий и затрат времени, чем зубрежка. Тем самым освобождается масса времени для более глубокого материала, а это, в свою очередь, облегчает решение задач, самостоятельное проведение

Доказательства теорем, которые давались с таким трудом при простом заучивании.

Для того, чтобы ставить перед собой такие важные для общества задачи, как развитие творческих способностей молодежи, стремление самостоятельно пополнять запас знаний и умений, нужно прежде всего научить учащихся учиться.

Преподаватель, особенно в начале обучения, должен так излагать предмет, чтобы заинтересовать учащихся, быть доступным для понимания. Ни в коем случае не должно быть места скуке, она - нежелательная гостья в любую пору обучения. Лучшие ученые и педагоги давно заметили это. Учащиеся должны видеть, что преподаватель при встрече с ними непрерывно думает, его мысль напряженно работает, чтобы дать им то, чего нельзя вычитать ни в одном учебнике.

Живое слово, рожденное при слушателях , имеет огромное психологическое воздействие. Именно поэтому и следует стремиться к тому, чтобы речь преподавателя была не только содержательной и грамматически безукоризненной, но и эмоционально насыщенной.

Еще в древности было замечено, что слово, если оно отражает чаяния людей, обладает огромным воздействием на слушателей. Каждый из нас по своему опыту знает, с каким наслаждением мы слушали своих любимых учителей, поскольку они будили мысль, звали нас к совершенствованию, вызывали стремление внести в науку и культуру собственный, хотя бы малый, вклад. Невольно мы подражали своим кумирам, заимствовали некоторые их особенности: стиль общения с людьми, построение речи, неторопливость, краткость и точность выражений. Подобное увлечение личностью любимого учителя вполне естественно, оно помогает выработать собственный характер и собственное педагогическое кредо.

Учитель математики совместной туркмено - российской средней общеобразовательной школы им. А.С.Пушкина Папанов В.И.



© 2010-2022