- Преподавателю
- Математика
- Рабочая программа по алгебре и началам анализа 10 класс, учебник под ред. А. Н. Колмогорова
Рабочая программа по алгебре и началам анализа 10 класс, учебник под ред. А. Н. Колмогорова
Раздел | Математика |
Класс | 10 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Божаканова В.Я. |
Дата | 25.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Константиновская средняя общеобразовательная школа
Кулундинского района Алтайского края
ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ
На педагогическом Директор
Совете ___________ В.Е.Келлер
Протокол №____ от Приказ № ___ от
«___» _________ 2015г «___» ________2015г
Рабочая программа
Алгебра и начала анализа, 10 класс, среднее (полное), базовый
наименование учебного предмета, класс, ступень, уровень (базовый, профильный - для 10 - 11 кл.)
на 2015- 2016 учебный год
Рабочая программа составлена на основе программы общеобразовательных учреждений
Алгебра и начала математического анализа 10 - 11 классы. М.: Просвещение, 2009г. составитель А.Н. Колмогоров, А.М. Абрамов, Ю.П. Дудницын и др.
Составитель: В.Я. Божаканова, учитель математики, 2-я категория
Константиновка
2015
Пояснительная записка
Программа составлена на основе нормативных документов:
программы основного общего образования Алгебра и начала математического анализа 10-11 классы, М., Просвещение, 2009 г.
Федеральный базисный учебный план для среднего (полного) общего образования.
Учебного плана МБОУ Константиновская СОШ
Изучение алгебры в 10 классе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
-
формирование представлений о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов, об идеях и методах математики; развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для обучения в высшей школе по соответствующей специальности, в будущей профессиональной деятельности;
-
овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для получения образования в областях, не требующих углубленной математической подготовки;
-
воспитание средствами математики культуры личности: отношения к математике как части общечеловеческой культуры: знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей, понимания значимости математики для общественного прогресса.
Место предмета в базисном учебном плане
Согласно Федеральному базисному учебному плану на изучение алгебры и начала анализа отводится 102 часа, из расчета 3 ч в неделю. В том числе контрольных работ-6 часов. Используется учебник Колмогорова А.Н. «Алгебра и начала анализа» 10-11 класс.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
-
Тригонометрические функции
Тождественные преобразования тригонометрических выражений. Тригонометрические функции числового аргумента: синус, косинус и тангенс. Периодические функции. Свойства и графики тригонометрических функций.
О с н о в н а я ц е л ь - расширить и закрепить знания и умения, связанные с тождественными преобразованиями тригонометрических выражений; изучить свойства тригонометрических функций и познакомить учащихся с их графиками.
Изучение темы начинается с вводного повторения, в ходе которого напоминаются основные формулы тригонометрии, известные из курса геометрии, и выводятся некоторые новые формулы. От учащихся не требуется точного запоминания всех формул. Предполагается возможность использование различных справочных материалов, таблиц, справочников.
Особое внимание следует уделить работе с единичной окружностью. Она становится основой для определения синуса и косинуса числового аргумента и используется далее для вывода свойств тригонометрических функций и решения тригонометрических уравнений.
Систематизируются сведения о функциях и графиках, вводятся новые понятия, связанные с исследованием функций (экстремумы, периодичность), и общая схема исследования функций. В соответствии с этой общей схемой проводится исследование функций синус, косинус, тангенс и строятся их графики.
-
Тригонометрические уравнения
Простейшие тригонометрические уравнения. Решение тригонометрических уравнений.
О с н о в н а я ц е л ь - сформировать умение решать простейшие тригонометрические уравнения и познакомить с некоторыми приемами решения тригонометрических уравнений.
Решение простейших тригонометрических уравнений основывается на изученных свойствах тригонометрических функций. При этом целесообразно широко использовать графические иллюстрации с помощью единичной окружности. Отдельного внимания заслуживают уравнения вида sinx=1, cosx=0 и т.п. их решение целесообразно сводить к применению общих формул.
Отработка каких-либо специальных приемов решения более сложных тригонометрических уравнений не предусматривается. Достаточно рассмотреть отдельные примеры решения таких уравнений, подчеркивая общую идею решения: приведение уравнения к виду, содержащему лишь одну тригонометрическую функцию одного и того же аргумента, с последующей заменой.
Материал, касающийся тригонометрических неравенств и систем уравнений, не является обязательным.
Как и в предыдущей теме, предполагается возможность использования справочных материалов.
-
Производная
Производная. Производные суммы, произведения и частного. Производная степенной функции с целым показателем. Производные синуса и косинуса.
О с н о в н а я ц е л ь - ввести понятие производной; научить находить производные функций в случаях, не требующих трудоемких выкладок.
При введении понятия производной и изучении ее свойств следует опираться на наглядно-интуитивные представления учащихся о приближении значений функции к некоторому числу, о приближении участка кривой к прямой линии и т.п.
Формирование понятия предела функции, а также умение воспроизводить доказательства каких-либо теорем в данном разделе не предусматриваются. В качестве примера вывода правил нахождения производных в классе рассматривается только теорема о производной суммы, все остальные теоремы раздела принимаются без доказательства. Важно отработать достаточно свободное умение применять эти теоремы в несложных случаях.
В ходе решения задач на применение формулы производной сложной функции можно ограничиться случаем f(kx+b): именно этот случай необходим далее.
-
Применение производной
Геометрический и механический смысл производной. Применение производной к построению графиков функций и решению задач на отыскание наибольшего и наименьшего значений.
О с н о в н а я ц е л ь - ознакомить с простейшими методами дифференциального исчисления и выработать умение применять их для исследования функций и построения графиков.
Опора на геометрический и механический смысл производной делает интуитивно ясными критерии возрастания и убывания функций, признаки максимума и минимума.
Основное внимание должно быть уделено разнообразным задачам, связанным с использованием производной для исследования функций. Остальной материал (применение производной к приближенным вычислениям, производная в физике и технике) дается в ознакомительном плане.
-
Повторение. Решение задач.
Требования к уровню подготовки учащихся 10класса.
В результате изучения алгебры на базовом уровне ученик должен
Знать/понимать
-
значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике; широту и в то же время ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;
-
значение практики и вопросов, возникающих в самой математике для формирования и развития математической науки; историю развития понятия числа, создания математического анализа, возникновения и развития геометрии;
-
универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость во всех областях человеческой деятельности;
-
вероятностный характер различных процессов окружающего мира;
Уметь
-
выполнять арифметические действия, сочетая устные и письменные приемы, применение вычислительных устройств; находить значения корня натуральной степени, степени с рациональным показателем, используя при необходимости вычислительные устройства; пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах;
-
вычислять значения числовых и буквенных выражений, осуществляя необходимые подстановки и преобразования;
-
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: практических расчетов по формулам, включая формулы, содержащие степени и тригонометрические функции;
-
определять значение функции по значению аргумента при различных способах задания функции;
-
строить графики изученных функций;
-
описывать по графику и в простейших случаях по формуле поведение и свойства функций;
-
находить по графику функции наибольшие и наименьшие значения;
-
решать уравнения, простейшие системы уравнений, используя свойства функций и их графиков;
-
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: описания с помощью функций различных зависимостей, представления их графически, интерпретация графиков;
-
вычислять производные элементарных функций, используя справочные материалы;
-
исследовать в простейших случаях функции на монотонность, находить наибольшие и наименьшие значения функций, строить графики многочленов и простейших рациональных функций с использованием аппарата математического анализа;
-
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: решения прикладных задач, в том числе социально - экономических и физических, на наибольшие и наименьшие значения, на нахождение скорости и ускорения;
-
составлять уравнения и неравенства по условию задачи;
-
использовать для приближенного решения уравнений и неравенств графический метод;
-
изображать на плоскости множества решений простейших уравнений и их систем;
-
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: построения и исследования простейших математических моделей;
-
решать простейшие комбинаторные задачи методом перебора, а также с использованием известных формул;
-
вычислять в простейших случаях вероятности событий на основе подсчета числа исходов;
-
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков; анализа информации статистического характера;
Учебно - тематическое планирование
по алгебре и началам анализа
предмет
класс 10
учитель Божаканова Валентина Яковлевна
количество часов
всего 102 час; в неделю 3 час
плановых контрольных уроков - 6
планирование составлено на основе программы общеобразовательных учреждений Алгебра и начала анализа 10 - 11 классы. М., Просвещение, 2009г, составитель А.Н.Колмогоров, А.М.Абрамов, Ю.П.Дудницын и др.
программа
Учебник Алгебра и начала анализа 10 - 11 классы. М., Просвещение, 2011г, А.Н.Колмогоров, А.М.Абрамов, Ю.П.Дудницын и др
Табличное представление учебно-тематического планирования
№
Наименование разделов и тем
час
§ 12. Тригонометрические функции любого угла (А-9кл)
6
§ 13. Основные тригонометрические формулы
9
§ 14. Формулы сложения и их следствия
7
§ 1. Тригонометрические функции числового аргумента
6
§ 2. Основные свойства функций
13
§ 3. Решение тригонометрических уравнений и неравенств
13
§ 4. Производная
14
§ 5. Применение непрерывности и производной
9
§ 6. Применение производной к исследованию функции
16
Итоговое повторение
9
Из всего контрольных работ
5
Всего
102
Алгебра и начала анализа 10 класс (под ред. А.Н.Колмогорова)
3 ч в неделю, всего 102 ч
№
Тема урока
Кол
час
Дата
план
факт
§ 12. Тригонометрические функции любого угла (А-9кл)
6
1
Определение синуса, косинуса, тангенса и котангенса п.28
1
02.09
2
Определение синуса, косинуса, тангенса и котангенса п.28
1
03.09
3
Свойства синуса, косинуса, тангенса и котангенса п. 29
1
07.09
4
Свойства синуса, косинуса, тангенса и котангенса п. 29
1
09.09
5
Радианная мера угла п. 30
1
10.09
6
Радианная мера угла п. 30
1
14.09
§ 13. Основные тригонометрические формулы
9
7
Соотношения между тригонометрическими функциями одного и того же угла п. 31
1
16.09
8
Соотношения между тригонометрическими функциями одного и того же угла п. 31
1
17.09
9
Применение основных тригонометрических формул к преобразованию выражений п. 32
1
21.09
10
Применение основных тригонометрических формул к преобразованию выражений п. 32
1
23.09
11
Применение основных тригонометрических формул к преобразованию выражений п. 32
1
24.09
12
Применение основных тригонометрических формул к преобразованию выражений п. 32
1
28.09
13
Формулы приведения п. 33
1
30.09
14
Формулы приведения п. 33
1
01.10
15
Контрольная работа № 1.1 по теме «Основные тригонометрические формулы»
1
05.10
§ 14. Формулы сложения и их следствия
7
16
Формулы сложения. Формулы двойного угла п.п. 34,35
1
07.10
17
Формулы сложения. Формулы двойного угла п.п. 34,35
1
08.10
18
Формулы сложения. Формулы двойного угла п.п. 34,35
1
12.10
19
Формулы сложения. Формулы двойного угла п.п. 34,35
1
14.10
20
Формулы суммы и разности тригонометрических функций п. 36
1
15.10
21
Формулы суммы и разности тригонометрических функций п. 36
1
19.10
22
Формулы суммы и разности тригонометрических функций п. 36
1
21.10
§ 1. Тригонометрические функции числового аргумента
6
23
Синус, косинус, тангенс и котангенс (повторение) п.1
1
22.10
24
Синус, косинус, тангенс и котангенс (повторение) п.1
1
26.10
25
Тригонометрические функции и их графики п. 2
1
28.10
26
Тригонометрические функции и их графики п. 2
1
29.10
27
Тригонометрические функции и их графики п. 2
1
09.11
28
Контрольная работа № 1.2 по теме «Тригонометрические функции числового аргумента»
1
11.11
§ 2. Основные свойства функций
13
29
Функции и их графики п.3
1
12.11
30
Функции и их графики п.3
1
16.11
31
Четные и нечетные функции. Периодичность тригонометрических функций п. 4
1
18.11
32
Четные и нечетные функции. Периодичность тригонометрических функций п. 4
1
19.11
33
Возрастание и убывание функций. Экстремумы п. 5
1
23.11
34
Возрастание и убывание функций. Экстремумы п. 5
1
25.11
35
Исследование функций п.6
1
26.11
36
Исследование функций п.6
1
30.11
37
Исследование функций п.6
1
02.12
38
Исследование функций п.6
1
03.12
39
Свойства тригонометрических функций. Гармонические колебания п. 7
1
07.12
40
Свойства тригонометрических функций. Гармонические колебания п. 7
1
09.12
41
Контрольная работа № 1.3 по теме «Основные свойства функций»
1
10.12
§ 3. Решение тригонометрических уравнений и неравенств
13
42
Арксинус, арккосинус и арктангенс п. 8
1
14.12
43
Арксинус, арккосинус и арктангенс п. 8
1
16.12
44
Решение простейших тригонометрических уравнений п.9
1
17.12
45
Решение простейших тригонометрических уравнений п.9
1
21.12
46
Решение простейших тригонометрических уравнений п.9
1
23.12
47
Решение простейших тригонометрических неравенств п. 10
1
24.12
48
Решение простейших тригонометрических неравенств п. 10
1
28.12
49
Примеры решения тригонометрических уравнений и систем уравнений п. 11
1
11.01
50
Примеры решения тригонометрических уравнений и систем уравнений п. 11
1
13.01
51
Примеры решения тригонометрических уравнений и систем уравнений п. 11
1
14.01
52
Примеры решения тригонометрических уравнений и систем уравнений п. 11
1
18.01
53
Примеры решения тригонометрических уравнений и систем уравнений п. 11
1
20.01
54
Контрольная работа № 1.4 по теме «Решение тригонометрических уравнений и неравенств»
1
21.01
§ 4. Производная
14
55
Приращение функции п. 12
1
25.01
56
Приращение функции п. 12
1
27.01
57
Понятие производной п. 13
1
28.01
58
Понятие о непрерывности и предельном переходе п. 14
1
01.02
59
Понятие о непрерывности и предельном переходе п. 14
1
03.02
60
Правило вычисления производных п. 15
1
04.02
61
Правило вычисления производных п. 15
1
08.02
62
Правило вычисления производных п. 15
1
10.02
63
Правило вычисления производных п. 15
1
11.02
64
Производная сложной функции п. 16
1
15.02
65
Производные тригонометрических функций п. 17
1
17.02
66
Производные тригонометрических функций п. 17
1
18.02
67
Производные тригонометрических функций п. 17
1
22.02
68
Контрольная работа № 1.5 по теме «Производная»
1
24.02
§ 5. Применение непрерывности и производной
9
69
Применение непрерывности п. 18
1
25.02
70
Применение непрерывности п. 18
1
29.02
71
Применение непрерывности п. 18
1
02.03
72
Касательная к графику функции п. 19
1
03.03
73
Касательная к графику функции п. 19
1
07.03
74
Касательная к графику функции п. 19
1
09.03
75
Приближенные вычисления п. 20
1
10.03
76
Производная в физике и технике п. 21
1
14.03
77
Производная в физике и технике п. 21
1
16.03
§ 6. Применение производной к исследованию функции
16
78
Признак возрастания (убывания) функции п. 22
1
17.03
79
Признак возрастания (убывания) функции п. 22
1
21.03
80
Признак возрастания (убывания) функции п. 22
1
23.03
81
Признак возрастания (убывания) функции п. 22
1
24.03
82
Критические точки функции, максимумы и минимумы п. 23
1
04.04
83
Критические точки функции, максимумы и минимумы п. 23
1
06.04
84
Критические точки функции, максимумы и минимумы п. 23
1
07.04
85
Примеры применения производной к исследованию функции п. 24
1
11.04
86
Примеры применения производной к исследованию функции п. 24
1
13.04
87
Примеры применения производной к исследованию функции п. 24
1
14.04
88
Примеры применения производной к исследованию функции п. 24
1
18.04
89
Наибольшее и наименьшее значения функции п. 25
1
20.04
90
Наибольшее и наименьшее значения функции п. 25
1
21.04
91
Наибольшее и наименьшее значения функции п. 25
1
25.04
92
Наибольшее и наименьшее значения функции п. 25
1
27.04
93
Контрольная работа № 1.5 по теме «Применение непрерывности и производной . Применение производной к исследованию функции»
1
28.04
Итоговое повторение
9
94
§ 1. Тригонометрические функции числового аргумента
1
04.05
95
§ 2. Основные свойства функций
1
05.05
96
§ 3. Решение тригонометрических уравнений и неравенств
1
11.05
97
§ 3. Решение тригонометрических уравнений и неравенств
1
12.05
98
§ 4. Производная
1
16.05
99
§ 5. Применение непрерывности и производной
1
18.05
100
§ 5. Применение непрерывности и производной
1
19.05
101
§ 6. Применение производной к исследованию функции
1
23.05
102
§ 6. Применение производной к исследованию функции
1
25.05
Литература
-
Алгебра и начала анализа: Учеб. для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений /А.Н. Колмогоров, А.М. Абрамов, Ю.П. Дудницын и др.; Под. ред. А.Н. Колмогорова. - М.: Просвещение, 2011.
-
Научно-теоретический и методический журнал «Математика в школе»
-
Алгебра: учебник для 9 кл. общеобразовательных учреждений / Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Нешков, С.Б. Суворова; под ред. С.А. Теляковского. М.: Просвещение, 2004.
-
Контрольные и зачетные работы по алгебре 10- 11 кл., М., «Экзамен», 2004.
-
Дидактический материал по алгебре 10 кл., М., Просвещение, 2011
Критерии оценки по математике
Рекомендации по оценке знаний и умений учащихся по математике
Опираясь на эти рекомендации, учитель оценивает знания и умения учащихся с учетом их индивидуальных особенностей.
1. Содержание и объем материала, подлежащего проверке, определяется программой. При проверке усвоения материала нужно выявлять полноту, прочность усвоения учащимися теории и умения применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.
2. Основными формами проверки знаний и умений учащихся по математике являются письменная контрольная работа и устный опрос.
При оценке письменных и устных ответов учитель в первую очередь учитывает показанные учащимися знания и умения. Оценка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися.
3. Среди погрешностей выделяются ошибки и недочеты. Погрешность считается ошибкой, если она свидетельствует о том, что ученик не овладел основными знаниями, умениями, указанными в программе.
К недочетам относятся погрешности, свидетельствующие о недостаточно полном или недостаточно прочном усвоении основных знаний и умений или об отсутствии знаний, не считающихся в программе основными. Недочетами также считаются: погрешности, которые не привели к искажению смысла полученного учеником задания или способа его выполнения; неаккуратная запись; небрежное выполнение чертежа.
Граница между ошибками и недочетами является в некоторой степени условной. При одних обстоятельствах допущенная учащимися погрешность может рассматриваться учителем как ошибка, в другое время и при других обстоятельствах - как недочет.
4. Задания для устного и письменного опроса учащихся состоят из теоретических вопросов и задач.
Ответ на теоретический вопрос считается безупречным, если по своему содержанию полностью соответствует вопросу, содержит все необходимые теоретические факты я обоснованные выводы, а его изложение и письменная запись математически грамотны и отличаются последовательностью и аккуратностью.
Решение задачи считается безупречным, если правильно выбран способ решения, само решение сопровождается необходимыми объяснениями, верно выполнены нужные вычисления и преобразования, получен верный ответ, последовательно и аккуратно записано решение.
5. Оценка ответа учащегося при устном и письменном опросе проводится по пятибалльной системе, т. е. за ответ выставляется одна из отметок: 1 (плохо), 2 (неудовлетворительно), 3 (удовлетворительно), 4 (хорошо), 5 (отлично).
6. Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком математическом развитии учащегося; за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные учащемуся дополнительно после выполнения им заданий.
Критерии ошибок
К грубым ошибкам относятся ошибки, которые обнаруживают незнание учащимися формул, правил, основных свойств, теорем и неумение их применять; незнание приемов решения задач, рассматриваемых в учебниках, а также вычислительные ошибки, если они не являются опиской;
К не грубым ошибкам относятся: потеря корня или сохранение в ответе постороннего корня; отбрасывание без объяснений одного из них и равнозначные им;
К недочетам относятся: нерациональное решение, описки, недостаточность или отсутствие пояснений, обоснований в решениях.
Оценка устных ответов учащихся
Ответ оценивается, отметкой «5», если ученик:
• полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником,
• изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя математическую терминологию и символику;
• правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;
• показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания;
• продемонстрировал сформированность и устойчивость используемых при отработке умений и навыков, усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов;
• отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя. Возможны одна - две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.
Ответ оценивается отметкой «4», если он удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:
• в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие математическое содержание ответа;
• допущены один - два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя;
• допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
• не полно или не последовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала (определенные «Требованиями к математической подготовке учащихся»);
• имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
• ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;
• при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
• не раскрыто основное содержание учебного материала;
• обнаружено незнание или непонимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
• допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
Отметка «1» ставится, если:
• ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала или не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу.
Оценка письменных контрольных работ учащихся
Отметка «5» ставится, если:
• работа выполнена полностью;
• в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;
• в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, не являющаяся следствием незнания или непонимания учебного материала).
Отметка «4» ставится, если:
• работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
• допущена одна ошибка или два-три недочета в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работы не являлись специальным объектом проверки).
Отметка «3» ставится, если:
допущены более одной ошибки или более двух-трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но учащийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме.
Отметка «2» ставится, если:
допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет
обязательными умениями по данной теме в полной мере.
Отметка «1» ставится, если:
работа показала полное отсутствие у учащегося обязательных знаний и умений по проверяемой теме или значительная часть работы выполнена не самостоятельно.
Нормы оценки знаний, умений и навыков
обучающихся по математике.
1. Оценка письменных контрольных работ обучающихся по математике.
Ответ оценивается отметкой «5», если:
O работа выполнена полностью;
O в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;
O в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, которая не является следствием незнания или непонимания учебного материала).
Отметка «4» ставится в следующих случаях:
O работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
O допущены одна ошибка или есть два - три недочёта в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работ не являлись специальным объектом проверки).
Отметка «3» ставится, если:
O допущено более одной ошибки или более двух - трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но обучающийся обладает обязательными умениями по проверяемой теме.
Отметка «2» ставится, если:
O допущены существенные ошибки, показавшие, что обучающийся не обладает обязательными умениями по данной теме в полной мере.
Отметка «1» ставится, если:
O работа показала полное отсутствие у обучающегося обязательных знаний и умений по проверяемой теме или значительная часть работы выполнена не самостоятельно.
Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком математическом развитии обучающегося; за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные обучающемуся дополнительно после выполнения им каких-либо других заданий.
2. Оценка устных ответов обучающихся по математике
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
O полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;
O изложил материал грамотным языком, точно используя математическую терминологию и символику, в определенной логической последовательности;
O правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;
O показал умение иллюстрировать теорию конкретными примерами, применять ее в новой ситуации при выполнении практического задания;
O продемонстрировал знание теории ранее изученных сопутствующих тем, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
O отвечал самостоятельно, без наводящих вопросов учителя;
O возможны одна - две неточности при освещение второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил после замечания учителя.
Ответ оценивается отметкой «4», если ученик:
удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:
O в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившее математическое содержание ответа;
O допущены один - два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные после замечания учителя;
O допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные после замечания учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
O неполно раскрыто содержание материала (содержание изложено фрагментарно, не всегда последовательно), но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для усвоения программного материала (определены «Требованиями к математической подготовке учащихся» в настоящей программе по математике);
O имелись затруднения или допущены ошибки в определении математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
O ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;
O при достаточном знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
O не раскрыто основное содержание учебного материала;
O обнаружено незнание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
O допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
Отметка «1» ставится, если:
O ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала или не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изученному материалу.