- Преподавателю
- Математика
- Проектная деятельность учащихся при изучении математики
Проектная деятельность учащихся при изучении математики
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Фадеева Н.О. |
Дата | 19.11.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Проектная деятельность учащихся при изучении математики.
Учитель математики МБОУ СОШ № 1 г. Минеральные Воды Фадеева Н.О.
Введение
Сегодня мы можем наблюдать стремительные изменения во всем обществе, которые требуют от человека новых качеств. Прежде всего, речь идет о способности к творческому мышлению, самостоятельности в принятии решений, инициативности. Формирование этих качеств возлагается на образование, и в первую очередь, на среднюю школу. Именно здесь должны закладываться основы развития думающей, самостоятельной личности. Предусматривается достижение школой следующих учебных и воспитательных задач:
- развитие творческих способностей учащихся и выработка у них исследовательских навыков;
- формирование аналитического и критического мышления учащихся;
- выявление одаренных учащихся и обеспечение реализации их творческого потенциала;
- воспитание целеустремленности и системности в учебной деятельности;
- помощь в профессиональной ориентации;
- самоутверждение учащихся благодаря достижению поставленной цели.
Из исследований известно, что учащиеся удерживают в памяти:
-
10% от того, что они читают;
-
26% от того, что они слышат;
-
30% от того, что они видят;
-
50% от того, что они видят и слышат;
-
70% от того, что они обсуждают с другими;
-
80% от того, что основано на личном опыте;
-
90 % от того, что они говорят (проговаривают) в то время, как делают;
-
95% от того, чему они обучаются сами.
Одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности является включение учащихся в исследовательскую и проектную деятельность, имеющую следующие особенности:
1. Цели и задачи этих видов деятельности учащихся определяются как их личностными мотивами, так и социальными. Это означает, что такая деятельность должна быть направлена не только на повышение компетенции подростков в предметной области учебных дисциплин, но и на создание продукта, имеющего значимость для других.
2. Исследовательская и проектная деятельность должна быть организована таким образом, чтобы учащиеся смогли организовать свои потребности в общении с группами одноклассников, учителей; приобрели навыки индивидуальной работы и сотрудничества в коллективе.
3. Организация исследовательских и проектных работ школьников обеспечивает сочетание различных видов познавательной деятельности.
Проектная деятельность внедрялась в наше образование уже в тридцатые годы прошлого века, однако этот опыт не дал положительных результатов. Причин несколько: - теоретически проблема не была исследована в достаточной мере; - неоднозначное понимание сущности школьных проектов, их типологии, организационных форм работы; - новшество, спущенное сверху, не воспринималась учительством как нечто необходимое и важное для образования учащихся.
Осмысление и применение метода проектов в новой учебной, социально-культурной ситуации, в свете требований к образованию на современной ступени общественного развития позволяет говорить о школьном проекте как о новой технологии в педагогике, которая позволит эффективно решать задачи личностно-ориентированного подхода в обучении подрастающего поколения.
Проект ценен тем, что в ходе его выполнения школьники учатся самостоятельно добывать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности. Если ученик получит в школе исследовательские навыки ориентирования в потоке информации, научится анализировать ее, обобщать, сопоставлять факты, делать выводы и заключения, то он в силу более высокого образовательного уровня легче будет адаптироваться в современном обществе, к меняющимся условиям жизни, правильно ориентироваться в выборе профессии и жить творческой жизнью.
Под методом проектов понимается обобщенная модель определенного способа достижения поставленной учебно-познавательной задачи, система приемов, определенная технология познавательной деятельности. Важно не смешивать понятия "проект" - как результат деятельности и "проект" как метод познания. Метод проектов предусматривает наличие проблемы, требующей поиска исследования, как в индивидуальной, так и групповой форме. Может быть использован как на одном уроке, так и в серии уроков и во внеурочной деятельности.
Использованием учителем метода проектов делает учебный процесс творческим, сжатым, целенаправленным, а ученика - ответственным и целеустремленным. Обязанность учителя - подготовить всех учащихся к посильной для каждого, но обязательной активной учебно - познавательной деятельности(УПД).
Содержание мотивированной УПД.
Компоненты деятельности
Установки и действия педагога
1. Цель
- совместные действия с детьми по осмыслению и принятию цели предстоящей деятельности и постановке учебных задач
2. Мотив
- опора на внутренние мотивы
3. Средства
- совместный с учащимися выбор средств, адекватных цели
4. Действия
- вариативность действий, выбор действия в соответствии с возможностями школьника
5. Результат
- достижение учащимися лично значимого результата; в центре внимания учителя - внутренние позитивные изменения в личности школьника
б. Оценка
- обеспечение возможности произвести самооценку полученного результата
Главные цели введения метода проектов на уроках математики:
-
показать умения отдельного ученика или группы обучающихся использовать приобретенный на уроках математики в школе исследовательский опыт;
-
реализовать свой интерес к предмету математики; приумножить знания по математике и донести приобретенные знания своим одноклассникам;
-
продемонстрировать уровень обученности по математике; совершенствовать свое умение участвовать в коллективных формах общения;
-
подняться на более высокую ступень обученности, образованности, развития, социальной зрелости.
Классификация проектов по доминирующей деятельности учащихся
Практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта. Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы. Важно оценить реальность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему.
Исследовательский проект - подлинно научное исследование. Он требует работы по определенному алгоритму:
- постановка проблемы;
- формулировка гипотезы;
- планирование действий;
- сбор данных, их анализ и синтез, сопоставление с известной информацией;
- подготовка и написание обобщения (альбома, отчета и т.д.);
- защита, презентация проекта.
Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории.
Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, игры, видеофильмы и т.п.
Ролевой проект. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п. Результат проекта остается открытым до самого окончания.
Прикладной проект. В этом проекте с самого начала четко обозначается результат деятельности его участников:
- проект математического закона или свода правил;
- модель какого-то объекта, процесса доказательства теоремы;
- конструкторский проект и т.д.
Структура учебного проекта
Проект - это «пять П».
1. Наличие проблемы. Нет проблемы - нет деятельности. Метод проектов можно использовать в учебном процессе для решения различных небольших проблемных задач в рамках одного- двух уроков (мини-проекты или краткосрочные проекты). В этом случае тема проекта связана с темой урока или применением данной темы в различных жизненных ситуациях. Для решения крупных задач (проблем) по математике, сложных для понимания вопросов создаются крупные проекты, которые выполняются во внеурочной деятельности(кружки, факультативы, элективные курсы).
Долгосрочный проект может быть связан с какой-либо темой по математике, которая не изучается в школьной программе или с приложениями математики в науке и практике.
Примерами могут служить проекты моих учеников по темам:
1. «Практическое применение логарифмической и показательной функций» /11 класс/
2. « Практические приложения тригонометрии» /10 класс/
3. «Теорема Пифагора» /8 класс/
И так далее…
2. Обязательное планирование действий. В ходе обсуждения проекта вырабатывается план совместных действий ученика и учителя. Создаётся банк идей и предложений. На протяжении всей работы учитель помогает в постановке цели, корректирует работу, но ни в коем случае не навязывает ученику своё видение решения задачи.
-
Поиск информации-обязательное условие каждого проекта. Найденная информация, обрабатывается, осмысливается. После совместного обсуждения выбирается базовый вариант. Учитель корректирует последовательность технологических операций на каждом этапе.
-
Результат работы - продукт. Учащиеся уточняют, анализируют собранную информацию, формулируют выводы. Учитель - научный консультант. Результаты выполненных проектов должны быть «осязаемыми». В зависимости от места, где применяется метод, могут быть и разные продукты: опорный конспект, памятка по методам решения задач, сборник ключевых задач по изучаемой теме, сказка или детективная история по изучаемой теме. Прикладной проект может быть связан с применением математического аппарата в повседневной жизни: расчёт минимального количества необходимых продуктов и их стоимости, используемых семьей на протяжении месяца; расчёт погашения банковского кредита и др. Результатами работы над проектами во внеурочной деятельности становятся рефераты, эссе, математические модели и т. д.
-
Презентация результатов - представление готового продукта, защита проекта в форме конкурса, выставки, доклада. При защите учащиеся демонстрируют и комментируют глубину разработки поставленной проблемы, её актуальность, объясняют полученный результат, развивая при этом свои ораторские способности. Каждый проект оценивается всеми участниками занятий. Исследовательские и проектные работы строятся так, что в них востребованы практически любые способности подростков, реализованы личные пристрастия к тому или иному виду деятельности.
Этапы проектной деятельности
Предполагаемый итог проектной деятельности: «Я знаю, для чего мне надо всё, что я познаю. Я знаю, где и как я могу это применить».
Хороший образ: математика-это лес. Учитель прокладывает в нём просеки. Слабым ученикам хорошо бы научиться ходить по просекам. Обычных учащихся можно научить не бояться заходить в любой лес, видеть простые ориентиры, не теряться (хотя бы недалеко от дороги). Для сильных учеников возможен поход по бездорожью, то есть самостоятельное решение исследовательской задачи. Умение не заблудиться в лесу, и есть то, чему мы хотим научить.
Учитель, применяющий в своей педагогической практике метод проектов, должен:
-
создать мотивацию
-
создать образовательную среду
-
определить, чему должны научиться учащиеся в результате работы
-
уметь использовать простые примеры для объяснения сложных явлений
-
представлять возможные способы презентации ситуаций для осмысления проблемы исследования
-
организовать работу (в малых группах, индивидуально)
-
владеть способами организации обсуждения в группах методов исследования, выдвижения гипотез, аргументирования выводов и т.п.
-
консультировать (по методу убывающих подсказок)
-
иметь критерии объективной оценки.
Для того, чтобы заинтересовать учащихся в проектной деятельности, эффективным является проведение выставок и конференций различного уровня, на которых можно познакомиться с опытом предшествующих проектировщиков из числа старших учащихся. Участие в таком мероприятии обычно вызывает интерес школьников и желание попробовать свои силы, сделать не хуже. Например, после успешного выступления на научно - практической конференции Малой академии наук МБОУ «Южно - Российский лицей казачества и народов Кавказа» ученика 10 класса А. Согомоняна в 2013 году с докладом «Тригонометрия в окружающем нас мире и жизни человека», группа учащихся 8 класса приняла участие в конференции 2014 года с защитой проекта «Теорема «невест» или ошибка переводчика».
Следует добавить, что ещё одним продуктом проектной деятельности стала публикация в соавторстве с учителем математики статьи А. Согомоняна «Тригонометрия: наука и практика» в Сборнике докладов 17 НПК Северо - Кавказского филиала Белгородского технического университета «Интеллектуальный потенциал в 21 веке: ступени познания».
Свои исследовательские работы мои ученики считают маленькими открытиями, и помнят о том, что человек в своей жизни делает много открытий. Некоторые из них являются великими, а другие могут быть незначительными, даже незаметными для остальных людей, но именно эти маленькие открытия являются началом великих, гениальных, именно они вселяют в человека веру и интерес.
Таким образом, ведущая линия в осуществлении проектной деятельности на уроках математики состоит в том, чтобы выбрать тему проекта, выделить в ней проблемы, наметить направление и ход разработки, наполнить её интересным материалом и содержанием, логически завершить, продемонстрировав свою эрудицию в предмете исследования. В процессе проектной деятельности по математике расширяется образовательный кругозор учащихся, возрастает стойкий познавательный интерес к предмету, формируется исследовательский навык. Ученик способный к исследовательской деятельности занимает стойкую жизненную позицию при оценке любой социальной ситуации. Мониторинг знаний учащихся, занимающихся проектной деятельности показывает высокий уровень обученности по математике, богатый словарный запас по предмету. У учащихся к выпуску наблюдается формирование всех компонентов исследовательской культуры: мыслительных умений и навыков (анализ и выделение главного, сравнение, обобщение и систематизация); умений и навыков работы с дополнительными источниками информации; умений и навыков, связанных с культурой устной и письменной речи.