ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Система математического образования в основной школе должна стать более динамичной за счет вариативной составляющей на всем протяжении второй ступени общего образования. В примерной программе по математике предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в математическую деятельность, на обеспечение понимания ими математического материала и развития интеллекта, приобретение практических навыков, умений проводить рассуждения, доказательства. Наряду с этим в ней уделяется внимание использованию компьютеров и информационных технологий для усиления визуальной и экспериментальной составляющей обучения математике. Изучение математики в основной школе направлено на достижение следующих целей: 1) в направлении личностного развития • развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту; • формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта; • воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения; • формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе; • развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей,[1]. В соответствии с профессиональным стандартом педагога учитель обязан: - совместно с обучающимися строить логические рассуждения (например, решение задачи) в математических и иных контекстах, понимать рассуждение обучающихся; - совместно с обучающимися проводить анализ учебных и жизненных ситуаций, в которых можно применить математический аппарат и математические инструменты (например, динамические таблицы), то же - для идеализированных (задачных) ситуаций, описанных текстом; - поддерживать баланс между самостоятельным открытием, узнаванием нового и технической тренировкой, исходя из возрастных и индивидуальных особенностей каждого обучающегося, характера осваиваемого материала. - формирование у обучающихся умения пользоваться заданной математической моделью, в частности, формулой, геометрической конфигурацией, алгоритмом, оценивать возможный результат моделирования, например - вычисления,[2]. Нынешнее образование ориентировано на развитие личности. Современному обществу нужен выпускник, самостоятельно мыслящий, умеющий видеть и творчески решать возникающие проблемы. Особую актуальность эта задача получает в динамично развивающемся информационном пространстве. Однако учащиеся не всегда могут ориентироваться в огромном потоке новых сведений, извлекать необходимые факты и данные, продуктивно использовать их в своей работе. Выходом из создавшейся проблемной ситуации может стать организация учебно-воспитательного процесса на основе исследовательской деятельности школьников. Вся система осуществляется на основе дифференцированного подхода, который позволяет вести обучение математики с учетом интеллектуальных способностей учащихся. Ребятам с высоким потенциалом предлагается решать задачи несколькими способами, вводить дополнительные упражнения, привлекать к участию в конкурсах и олимпиадах. Современное содержание математического образования направлено, главным образом, на интеллектуальное развитие школьников. Формирование самостоятельности в мышлении, активности в поиске поставленной цели предполагает решение учащимися нетиповых, нестандартных задач, имеющих иногда несколько способов решения, хотя и правильных, но разной степени оптимальных. Для того, чтобы решение таких задач способствовало действительному развитию активного мышления, необходимо создавать проблемные ситуации на уроках, надо задавать вопросы, которые помогают учащимся не только качественно усвоить материал, но и испытать радость соучастия, почувствовать красоту открытия.
Современное общество требует от человека способности постоянно учиться и переучиваться в соответствии с изменяющейся ситуацией и потребностей общества, готового к самостоятельным действиям и оперативному принятию решений. Для человека в настоящее время приоритетным является не тот багаж знаний, который он накопил, а способность самостоятельно найти необходимую информацию, осмыслить ее и применить в конкретной ситуации для достижения желаемого результата. Вот почему в настоящее время приоритетным является умение учащихся самостоятельно находить и усваивать новые знания, умения и компетенции, включая умение учиться. Огромные возможности для этого предоставляет освоение универсальных учебных действий в образовательном процессе, как психологическая составляющая универсального ядра фундаментального образования наряду с традиционным изложением предметного содержания курса математики.

Ключевой целью образования является личностное, общекультурное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающих такую компетенцию, как умение учиться.

Универсальные учебные действия - это совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса, а также способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Для успешного освоения учащимися образовательных программ необходимо сформировать у учащихся следующие виды УУД:

  1. Личностные: система ценностных ориентаций школьника, отражающих личностные смыслы, мотивы, отношения к различным сферам окружающего мира. Личностные УДД выражаются формулами «Я и природа», «Я и другие люди», «Я и общество», «Я и познание», «Я и я»

В математике: смыслообразование

  1. Регулятивные: отражают способность обучающегося строить учебно-познавательную деятельность. Учитывать все ее компоненты (цель, мотив, прогноз, средства, контроль, оценка, саморегуляция)

В математике: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, оценка, алгоритмизация действий.

  1. Познавательные: система способов познания окружающего мира, построение самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации

В математике: моделирование, выбор наиболее эффективного способа решения задач. Анализ, синтез, сравнение, группировка. Причинно-следственные связи, логические рассуждения, доказательства, практические действия.

  1. Коммуникативные: способность обучающегося осуществлять коммуникативную деятельность, использования правил общения в конкретных учебных и внеурочных ситуациях; самостоятельная организация речевой деятельности в устной и письменной форме

В математике: использование средств языка и речи для получения информации, участия в продуктивном диалоге, самовыражение, монологические высказывания разного типа

Виды заданий:

личностные:

  • Участие в проектах

  • Подведение итогов урока

  • Творческие задания

  • Мысленное воспроизведение ситуации

  • Самооценка событий

  • Дневники достижений

регулятивные:

  • Преднамеренные ошибки

  • Поиск информации в предложенных источниках

  • Взаимоконтроль

  • «Найди ошибку»

познавательные:

  • Упорядочивание

  • «Цепочки»

  • Составление схем-опор

  • Работа с разного вида таблицами

  • Составление и распознавание диаграмм

  • Поиск лишнего

коммуникативные:

  • Составь задание однокласснику

  • Оцени работу товарища

  • Работа в группах

  • «расскажи …», «объясни…», «прокомментируй…» и другое

«Умение решать задачи -

такое же практическое искусство,

как умение плавать и бегать.

Ему можно научиться только

путем подражания и упражнений»

Д. Пойа.

Примеры заданий, которые можно использовать для формирования УУД на уроках математики в средней школе

Личностные УУД

1. Сколько существует маршрутов, посещения трех памятных мест: Кузнечики, Подольские курсанты, памятник Виктору Талалихину в парке Культуры и отдыха. Есть ли среди этих памятных мест памятник летчику-истребителю герою Советского союза?

(Патриотическое воспитание, отношение к социальным ценностям: формирование интереса к культуре и истории родного края).

2. Калорийность рациона школьника 11-15 лет должна составлять 2500 ккал. На завтрак приходится 35%, на обед 40%, на полдник 10%, на ужин 15%. Найдите количество калорий на каждый прием пищи школьника.

Дополнительное задание: составьте меню на 1 день, учитывая калорийность на этикетке каждого продукта, или воспользовавшись таблицей калорийности продуктов, рекомендованных для питания школьников (на стенде в кабинете математике)

(Знакомство с рациональным режимом питания, формирование навыков здорового питания).

Регулятивные УУД

1. Найди ошибку, которая допущена при решении уравнения:

4 (x - 3) = x + 2 (x + 5)

4x - 12 = x + 2x + 2

4x - x - 2x = 2 + 12

x = 14 Ответ: 14

(Анализ хода решения уравнения. Учащийся должен вспомнить все правила, которые используются в ходе его решения.)

2. Правильно прочитай текст о древнегреческом ученом, написанный без пробелов

ПриблизительныегодыжизниПифагора - 570 - 500 года до н.э РодилсябудущийматематикнаостровеСамос,позжепереехалвКротен.ИменнотамПифагорначалзаниматьсянаукой,проводитьисследованияихитроумныевычисления…

(Определить цель учебной деятельности, составить план решения проблемы творческого характера, редактирование текста).

Решение различных текстовых задач максимально способствует развитию универсальных учебных действий на уроках математики

3.Задача: для приготовления сдобного дрожжевого теста нужно взять муку, маргарин, молоко и сахар в пропорции 5:1:3:1 соответственно. Сколько сахара (в килограммах) необходимо взять для приготовления 4 кг теста?

(Создание проблемной ситуации учителем и формирование проблемы учащимися)

Решение

Пусть масса одной части х килограмм, Тогда для теста потребуется 5х (кг) муки; х(кг) маргарина; 3х(кг) молока; х(кг) сахара. По условию задачи надо приготовить 4 кг. теста. Составим уравнение:

5х + х + 3х + х = 4

10х = 4

х = 0,4

0,4кг сахара

Проверка: 5 ∙ 0,4 + 0,4 + 3 ∙ 0,4 + 0,4 = 4 (определение успешности выполнения своей работы) Ответ: 0,4 кг сахара необходимо

Рекомендации по развитию УУД

  1. Личностные.

  • помните, что каждый ребенок индивидуален. Помогите найти в нем его индивидуальные личные особенности;

  • в жизни ребенка, в каком бы возрасте он не был, взрослый это тот человек, который открывает ему реальный мир. Помогите раскрыть и развить в каждом ученике его сильные и позитивные личные качества и умения;

  • организуя учебную деятельность по математике, учитывайте индивидуально-психологические особенности каждого ученика. Используйте данные психологической диагностики (сотрудничество со школьным психологом)

2.Регулятивные УУД

  • научите учащегося контролировать свою речь при выражении своей точки зрения по заданной теме;

  • научите учащегося контролировать, выполнять свои действия по заданному плану, образцу, правилу, алгоритму;

  • помогите учащемуся научиться адекватно оценивать выполненную им работу. Научите исправлять ошибки.

3.Познавательные УУД

  • чтобы учащиеся усвоили материал по математике, научите их мыслить системно (например - основное понятие (правило) - пример - значение материала)

  • постарайтесь помочь учащимся овладеть наиболее продуктивными методами учебно-познавательной деятельности, учите их учиться;

  • найдите способ, чтобы учащиеся применяли свои знания на практике;

  • развивайте творческое мышление, познавательные задачи решайте несколькими способами, чаще предлагайте учащимся творческие задания

4.Коммуникативные УУД

  • создавайте условия, чтобы учащиеся чаще высказывали свои мысли, мнения, задавали вопросы;

  • не бойтесь «нестандартных уроков», внедряйте различные виды современных технологий в образовательный процесс, различные виды и формы работы на уроке;

  • изучайте и учитывайте жизненный опыт учащихся, их интересы, особенности развития.











Литература

1.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. М.: Просвещение , 2010.

2. Профессиональный стандарт педагога. Приказ Минтруда и социальной защиты РФ от 18.10.2013 №544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» »

3.Дорофеев Г.В., Петерсон Л.Г. Математика 6 класс. М.: Ювента,2011.







9


© 2010-2022